на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правосубъектность высших военных учебных заведений Российской Федерации

Характерный признак подотрасли - общий для составляющих ее структурных частей институт. Его роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных заведений и формах профессионального образования, которые определяют их специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об образовании». Так же Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и государственной научно-технической политике»[12] определяет основные принципы деятельности и гарантии, установленные для организаций, занимающихся научной и научно-технической деятельностью. В число таких заведений входит и высшие военные учебные заведения, либо входящие в них структурные подразделения.

Положения – важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику организации. Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус, обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности и внешних связей через ее органы управления.

В настоящее время в области высшего образования действуют следующие положения организационного характера: Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования и др. Так типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования устанавливает главные задачи высшего военного учебного заведения:

а) подготовка офицеров с высшим профессиональным образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для федеральных органов;

б) профессиональная переподготовка и повышение квалификации военнослужащих и гражданского персонала;

в) военная (специальная) подготовка должностных лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской Федерации;

г) организация и проведение фундаментальных и (или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование профессионального образования военнослужащих;

д) удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

е) организация и проведение работы по военно-профессиональной ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Наравне с этим, данным положением определяются основы регулирования таких важнейших вопросов деятельности высшего военного учебного заведения как:

-  прием в высшие военно-учебные заведения;

-  организация образовательной и научной деятельности высшего военно-учебного заведения;

-  управление высшим военно-учебным заведением;

-  основы правового статуса постоянного и переменного состава высшего военного учебного заведения;

-  порядок подготовки научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных работников;

-  контроль за деятельностью высшего военно-учебного заведения (включающий лицензирование и государственную аккредитацию);

-  экономика высшего военно-учебного заведения;

-  международная деятельность высшего военно-учебного заведения.

В Российской Федерации для всех высших учебных заведений установлены государственные образовательные стандарты, так для высших военных учебных заведений они определяются приказом Министерства Образования Российской Федерации от 28 июня 2000г. № 1950 «Об утверждении порядка реализации государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в высших военно-учебных заведениях федеральных органов исполнительной власти, в которых в соответствии с федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ предусмотрена военная служба»[13]. Так данным приказом устанавливается следующие положения:

ü  Требования к уровню подготовки военных специалистов должны включать требования, предусмотренные ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности, с дополнением квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников высших военно-учебных заведений.

ü  Квалификационные требования к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников высших военно-учебных заведений утверждаются руководителями соответствующих органов, которым подчинены военно-учебные заведения, и являются дополнением к ГОС ВПО.

ü  Основные образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников и требований ГОС ВПО к содержанию обучения по конкретной специальности.

ü  Основная образовательная программа подготовки выпускника военно-учебного заведения должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:

-  цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

-  цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

-  цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины.

Особым видом деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, с участием федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное учреждение, по заявлению о проведении государственной аккредитации, представленному образовательным учреждением, согласованному с учредителем, является государственная аккредитация высших военных учебных заведений. Уполномоченный орган отказывает в принятии документов, необходимых для проведения государственной аккредитации, если у образовательного учреждения отсутствует лицензия на право ведения образовательной деятельности. Юридическим основанием ее проведения является Постановление Правительства Российской Федерации от 18 Мая 2009 г. № 414 «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации и Федеральной Службы Охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 2 положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»[14].

Согласно данного Постановления Правительства, государственная аккредитация образовательного учреждения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида.

Вопрос о государственной аккредитации рассматривается коллегиальным органом уполномоченного органа на основании заключения экспертной комиссии и сведений о соответствии критериев показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида. Полномочия коллегиального органа и его персональный состав определяются уполномоченным органом. Образовательное учреждение вправе отозвать заявление о проведении государственной аккредитации на любом этапе ее проведения до принятия решения коллегиальным органом. Повторное рассмотрение указанного заявления осуществляется не ранее чем через 1 год после его отзыва.

На основании результатов рассмотрения коллегиальным органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации образовательного учреждения или об отказе в государственной аккредитации, о лишении образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных образовательных программ. Решение коллегиального органа оформляется распорядительным документом уполномоченного органа. При принятии решения о государственной аккредитации образовательному учреждению выдается свидетельство, сроком на 5 лет. Свидетельство является документом, подтверждающим государственный статус образовательного учреждения, уровень реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.


Глава 2. Правовые основы обеспечения деятельности и компетенции высших военных учебных заведений в Российской Федерации

 

2.1 Правосубъектность высшего военного учебного заведения как специального субъекта правоотношений

Нельзя не согласиться с тем выводом, к которому приходит большинство ученых о том, что единственно возможная форма правосубъектности высшего военного учебного заведения - это институт юридического лица[15].

Вообще, высшие военные учебные заведения можно рассматривать лишь как разновидность юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны, реализующее в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования и в которых предусмотрено прохождение военной службы. Действительно, правосубъектность высшего военного учебного заведения не может иметь иной формы; юридическая личность этой организации, не может существовать в рамках какого-либо иного образования, чем юридическое лицо.

Организационное единство как признак юридического лица признается имеющимся у высшего военного учебного заведения исходя из наличия у воинской части собственного наименования и органов управления, правомочия командира высшего военного учебного заведения на издание приказов и ведение переписки, наличия у высшего военного учебного заведения самостоятельного финансового хозяйства, а также деятельности высших военных учебных заведений на основе общих для них уставов и положений (ведомственных нормативных актов ФСБ).

Командир воинской части рассматривается в качестве управляющего органа юридического лица - возглавляемого им высшего военного учебного заведения.

Исходя из этого можно сделать вывод о наличии экономических предпосылок участия высшего военного учебного заведения в имущественных правоотношениях, которые заключаются в производстве высшим военным учебным заведением децентрализованных заготовок материальных средств на договорных началах.

По своим обязательствам высшее военное учебное заведение отвечает как средствами по смете ФСБ, так и средствами денежного фонда самого высшего военного учебного заведения, которые предназначены для расчетов по договорам данного вида - по договорным правоотношениям,- либо по тем подразделениям сметы, по которым финансируются проводимые высшим военным учебным заведением мероприятия, связанные с причинением вреда. Поддерживающий эти взгляды В.В.Манов считает, что высшие военные учебные заведения в полной мере обладают всеми признаками юридического лица, за исключением разве предусмотренной законом обязательной государственной регистрации.[16] Подобной точки зрения придерживается и С.В.Терешкович[17].

Однако, в последнее время эта позиция выглядит далеко не однозначной и вызывающей сомнения в своей обоснованности.

Как обладающие правосубъектностью лица, воинские части выступают в различных правоотношениях на равных началах с остальными субъектами права, но в то же время их правосубъектность имеет и некоторые особенности. Эти особенности заключаются в том, что при определении характера и содержания правоспособности высших военных учебных заведений следует иметь в виду, что они, в отличие от остальных юридических лиц, созданы не для участия в гражданских правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по отношению к основной деятельности характер. Поэтому правосубъектность высших военных учебных заведений хотя и может быть достаточно широкой по содержанию, но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Высшие военные учебные заведения как субъект гражданского права может иметь лишь те гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и публичным государственным интересам.

Ведущим элементом, ядром правосубъектности, служит правоспособность. Сущность правоспособности состоит в том, что она служит юридической формой распределения и закрепления за конкретной категорией субъектов общего объема свобод и долга - прав и обязанностей. Она представляет собой меру возможностей правообладания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.