Характерный
признак подотрасли - общий для составляющих ее структурных частей институт. Его
роль выполняют ассоциации норм, сосредоточенных в положениях о типах учебных
заведений и формах профессионального образования, которые определяют их
специфические задачи по осуществлению сквозных, непрерывных функций образования
и воспитания, развивают и конкретизируют статус соответствующих учебных
заведений и их структур, исходя из общих начал, заложенных в Законе «Об
образовании». Так же Федеральный Закон Российской Федерации «О науке и
государственной научно-технической политике»[12] определяет
основные принципы деятельности и гарантии, установленные для организаций,
занимающихся научной и научно-технической деятельностью. В число таких
заведений входит и высшие военные учебные заведения, либо входящие в них
структурные подразделения.
Положения
– важнейшие организационные акты, которые в сумме дают характеристику
организации. Именно Положение и призвано отразить полноту компетенции
организации по всем сферам ее деятельности, сформулировать правовой статус,
обеспечить эффективность внутриорганизационной деятельности и внешних связей
через ее органы управления.
В
настоящее время в области высшего образования действуют следующие положения
организационного характера: Типовое положение о военном образовательном
учреждении высшего профессионального образования, Типовое положение об
образовательном учреждении дополнительного профессионального образования и др.
Так типовое положение о военном образовательном учреждении высшего
профессионального образования устанавливает главные задачи высшего военного
учебного заведения:
а) подготовка офицеров с высшим профессиональным
образованием, научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации для
федеральных органов;
б) профессиональная переподготовка и повышение
квалификации военнослужащих и гражданского персонала;
в) военная (специальная) подготовка должностных
лиц федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной
и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления, деятельность которых связана с решением мобилизационных и
оборонных вопросов, а также задач по обеспечению безопасности Российской
Федерации;
г) организация и проведение фундаментальных и
(или) прикладных научных исследований, направленных на решение проблем
укрепления обороноспособности и безопасности страны и совершенствование
профессионального образования военнослужащих;
д) удовлетворение потребностей обучающихся в
интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения
высшего и (или) послевузовского профессионального образования;
е) организация и проведение работы по военно-профессиональной
ориентации молодежи и подготовке ее к поступлению в высшие военно-учебные
заведения.
Наравне
с этим, данным положением определяются основы регулирования таких важнейших
вопросов деятельности высшего военного учебного заведения как:
-
прием в высшие военно-учебные
заведения;
-
организация образовательной и
научной деятельности высшего военно-учебного заведения;
-
управление высшим военно-учебным
заведением;
-
основы правового статуса
постоянного и переменного состава высшего военного учебного заведения;
-
порядок подготовки
научно-педагогических кадров и повышение квалификации педагогических и научных
работников;
-
контроль за деятельностью высшего
военно-учебного заведения (включающий лицензирование и государственную
аккредитацию);
-
экономика высшего военно-учебного
заведения;
-
международная деятельность высшего
военно-учебного заведения.
В Российской Федерации для всех высших
учебных заведений установлены государственные образовательные стандарты, так
для высших военных учебных заведений они определяются приказом Министерства
Образования Российской Федерации от 28 июня 2000г. № 1950 «Об утверждении
порядка реализации государственных образовательных стандартов высшего
профессионального образования в высших военно-учебных заведениях федеральных
органов исполнительной власти, в которых в соответствии с федеральным законом
"О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 № 53-ФЗ
предусмотрена военная служба»[13]. Так
данным приказом устанавливается следующие
положения:
ü Требования
к уровню подготовки военных специалистов должны включать требования, предусмотренные
ГОС ВПО по соответствующему направлению или специальности, с дополнением
квалификационных требований к уровню военно-профессиональной подготовки
выпускников высших военно-учебных заведений.
ü Квалификационные
требования к уровню военно-профессиональной подготовки выпускников высших
военно-учебных заведений утверждаются руководителями соответствующих органов,
которым подчинены военно-учебные заведения, и являются дополнением к ГОС ВПО.
ü Основные
образовательные программы подготовки военных специалистов должны обеспечивать
реализацию квалификационных требований к уровню военно-профессиональной
подготовки выпускников и требований ГОС ВПО к содержанию обучения по конкретной
специальности.
ü Основная
образовательная программа подготовки выпускника военно-учебного заведения
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
-
цикл
ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;
-
цикл
ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
-
цикл
ОПД - общепрофессиональные дисциплины.
Особым
видом деятельности федерального органа исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере образования, с участием федерального
органа исполнительной власти, в ведении которого находится образовательное
учреждение, по заявлению о проведении государственной аккредитации,
представленному образовательным учреждением, согласованному с учредителем, является
государственная аккредитация высших военных учебных заведений. Уполномоченный
орган отказывает в принятии документов, необходимых для проведения
государственной аккредитации, если у образовательного учреждения отсутствует
лицензия на право ведения образовательной деятельности. Юридическим основанием ее
проведения является Постановление Правительства Российской
Федерации от 18 Мая 2009 г. № 414 «Об утверждении положения о
государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной Службы
Безопасности Российской Федерации и Федеральной Службы Охраны Российской
Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения,
составляющие государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 2 положения
о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций»[14].
Согласно данного Постановления Правительства, государственная аккредитация образовательного
учреждения включает в себя установленную законодательством Российской Федерации
экспертизу соответствия содержания и качества подготовки выпускников
образовательного учреждения федеральным государственным образовательным
стандартам или федеральным государственным требованиям, экспертизу соответствия
реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных
уровня и направленности федеральным государственным требованиям, а также
экспертизу показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых
для определения его вида.
Вопрос о государственной аккредитации рассматривается
коллегиальным органом уполномоченного органа на основании заключения экспертной
комиссии и сведений о соответствии критериев показателей деятельности
образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения
его вида. Полномочия коллегиального органа и его персональный состав
определяются уполномоченным органом. Образовательное учреждение вправе отозвать
заявление о проведении государственной аккредитации на любом этапе ее
проведения до принятия решения коллегиальным органом. Повторное рассмотрение
указанного заявления осуществляется не ранее чем через 1 год после его отзыва.
На основании результатов рассмотрения коллегиальным
органом вопроса о государственной аккредитации образовательного учреждения
уполномоченный орган принимает решение о государственной аккредитации
образовательного учреждения или об отказе в государственной аккредитации, о лишении
образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или в
отношении отдельных образовательных программ. Решение коллегиального органа
оформляется распорядительным документом уполномоченного органа. При принятии
решения о государственной аккредитации образовательному учреждению выдается
свидетельство, сроком на 5 лет. Свидетельство является документом,
подтверждающим государственный статус образовательного учреждения, уровень
реализуемых образовательных программ, соответствие содержания и качества
подготовки выпускников образовательного учреждения федеральным государственным
образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям, а также
право на выдачу лицам, успешно завершившим обучение по образовательным
программам, прошедшим государственную аккредитацию, документов государственного
образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации.
Глава 2. Правовые основы
обеспечения деятельности и компетенции высших военных учебных заведений в Российской
Федерации
2.1 Правосубъектность
высшего военного учебного заведения как специального субъекта правоотношений
Нельзя не согласиться с тем выводом, к которому приходит большинство
ученых о том, что единственно возможная форма правосубъектности высшего
военного учебного заведения - это институт юридического лица[15].
Вообще, высшие военные учебные заведения можно рассматривать лишь как
разновидность юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны,
реализующее в соответствии с лицензией профессиональные образовательные
программы высшего профессионального образования и в которых предусмотрено
прохождение военной службы. Действительно, правосубъектность высшего военного
учебного заведения не может иметь иной формы; юридическая личность этой
организации, не может существовать в рамках какого-либо иного образования, чем
юридическое лицо.
Организационное единство как признак юридического лица признается
имеющимся у высшего военного учебного заведения исходя из наличия у воинской
части собственного наименования и органов управления, правомочия командира
высшего военного учебного заведения на издание приказов и ведение переписки,
наличия у высшего военного учебного заведения самостоятельного финансового
хозяйства, а также деятельности высших военных учебных заведений на основе
общих для них уставов и положений (ведомственных нормативных актов ФСБ).
Командир воинской части рассматривается в качестве управляющего органа
юридического лица - возглавляемого им высшего военного учебного заведения.
Исходя из этого можно сделать вывод о наличии экономических предпосылок
участия высшего военного учебного заведения в имущественных правоотношениях,
которые заключаются в производстве высшим военным учебным заведением
децентрализованных заготовок материальных средств на договорных началах.
По своим обязательствам высшее военное учебное заведение отвечает как
средствами по смете ФСБ, так и средствами денежного фонда самого высшего
военного учебного заведения, которые предназначены для расчетов по договорам
данного вида - по договорным правоотношениям,- либо по тем подразделениям
сметы, по которым финансируются проводимые высшим военным учебным заведением
мероприятия, связанные с причинением вреда. Поддерживающий эти взгляды
В.В.Манов считает, что высшие военные учебные заведения в полной мере обладают
всеми признаками юридического лица, за исключением разве предусмотренной
законом обязательной государственной регистрации.[16]
Подобной точки зрения придерживается и С.В.Терешкович[17].
Однако, в последнее время эта позиция выглядит далеко не однозначной и
вызывающей сомнения в своей обоснованности.
Как обладающие правосубъектностью лица, воинские части выступают в
различных правоотношениях на равных началах с остальными субъектами права, но в
то же время их правосубъектность имеет и некоторые особенности. Эти особенности
заключаются в том, что при определении характера и содержания правоспособности
высших военных учебных заведений следует иметь в виду, что они, в отличие от
остальных юридических лиц, созданы не для участия в гражданских
правоотношениях, которое носит для них вынужденный, вспомогательный по
отношению к основной деятельности характер. Поэтому правосубъектность высших
военных учебных заведений хотя и может быть достаточно широкой по содержанию,
но в целом носит специальный, а не общий (универсальный) характер. Высшие
военные учебные заведения как субъект гражданского права может иметь лишь те
гражданские права и обязанности, которые соответствуют целям ее деятельности и
публичным государственным интересам.
Ведущим элементом, ядром правосубъектности, служит правоспособность.
Сущность правоспособности состоит в том, что она служит юридической формой
распределения и закрепления за конкретной категорией субъектов общего объема
свобод и долга - прав и обязанностей. Она представляет собой меру возможностей
правообладания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|