В соответствии с новым
КоАП от 21 апреля 2003 г субъектами административных правонарушений являются
физические и юридические лица. Юридическое лицо признаётся виновным и подлежит
административной ответственности, если деяние, предусмотренное Особенной частью
КоАП, совершено должностным лицом или иным работником юридического лица в
пользу или в интересах этого юридического лица и с ведома или разрешения органа
этого юридического лица (ст. 35 КоАП).
Физическое, лицо подлежит
административной ответственности как индивидуальный предприниматель за
совершённое административное правонарушение, связанное с осуществляемой им
предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части
КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к
административной ответственности исключает наложение на него административного
взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП для физического
лица (п. 1 ст. 48 КоАП).
За совершение
административных правонарушений к физическим лицам кроме вышеперечисленных
видов административных взысканий применяется такой вид, как предупреждение.
Основаниями для
применения мер административной ответственности являются:
-нарушение порядка
ведения бухгалтерского учета и правил хранения бухгалтерских документов и иных
документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, нарушение правил
торговли и оказания услуг населению (ст. 121);
- нарушение
установленного порядка формирования и применения цен (тарифов), нарушение
установленного порядка проведения валютных операций (ст.124);
- невыполнение доставок
продукции для государственных нужд (ст. 125);
- незаконная
предпринимательская деятельность (ст. 12.7.);
- нарушение порядка
осуществления предпринимательской деятельности (ст. 128.).
Необходимо обратить
внимание на то обстоятельство, что в соответствии с п. 2 ст. 11 КоАП он
является единственным законом об административных правонарушениях, действующим
на территории России. Нормы других законодательных актов, предусматривающие
административную ответственность, подлежат включению в указанный Кодекс [18,
с.69].
Основанием для уголовной
ответственности является совершение деяний, содержащих признаки преступлений,
предусмотренных Уголовным Кодексом (далее - УК). За совершение преступлений в
сфере экономической деятельности в соответствии с УК применяются следующие виды
наказаний: штраф, лишение права заниматься определённой деятельностью, исправительные
работы, конфискация имущества, лишение свободы, арест и лишение свободы на
определенный срок.
Уголовное наказание может
быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК, в
частности:
- воспрепятствование
законной предпринимательской деятельности (ст.232);
- лжепредпринимательство
(ст. 234);
-ложное банкротство (ст.
238);
-срыв возмещения убытков
кредитору (ст. 241) и т.д.[17,с.47].
Как мы видим, в
зависимости от отраслевой принадлежности норм права, устанавливающих
ответственность субъектов предпринимательской деятельности, различают
гражданско-правовую, уголовную, административную ответственность [18, с.66].
Гражданско-правовая
ответственность проявляется в применении к нарушителю обязательства со стороны
кредитора (кредиторов) либо государства установленных гражданским
законодательством либо договором мер воздействия, имеющих для правонарушителя
отрицательные, в основном имущественные последствия (уплата неустойки,
возмещение убытков, возмещение вреда и т.д.).
Уголовное наказание может
быть применено за совершение преступлений, предусмотренных главой 25 УК. За
совершение преступлений в сфере экономической деятельности в соответствии с УК
применяются такие виды наказаний как штраф, лишение права заниматься
определённой деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества,
лишение свободы, арест и лишение свободы на определенный срок.
Юридическое лицо
признаётся виновным и подлежит административной ответственности, если деяние,
предусмотренное Особенной частью КоАП, совершено должностным лицом или иным
работником юридического лица в пользу или в интересах этого юридического лица и
с ведома или разрешения органа этого юридического лица (ст. 35 КоАП).
Из выше сказанного можно
сказать о том, что предприниматели несут большую юридическую, административную,
гражданскую и уголовные ответственности за свою деятельность или
бездеятельность. Предпринимателям в свою очередь необходимо изучить и знать
какие меры наказания и за что они могут понести в результате своей
деятельности.
В свою очередь это
защищает потребителей от несанкционированной реализации например продукции
животного происхождения или при реализации чего-либо другого.
III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Реорганизация
субъектов предпринимательства
В процессе осуществления
предпринимательской деятельности объективно возникает необходимость в
объединении или разделении капитала. Правовой формой, опосредующей указанные
мероприятия, является реорганизация, которая представляет собой прекращение
деятельности коммерческой организации (кроме случаев выделения) с переходом
прав и обязанностей реорганизуемой организации к иным субъектам
предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 1 ст.
53 ГК реорганизация может осуществляться в форме слияния нескольких организаций
в одну новую, присоединения одной организации к другой, разделения одной
организации на несколько новых, выделения из состава организации одной или
нескольких новых организаций и преобразования, т.е. приобретения новой
организационно-правовой формы.
Реорганизация может быть
добровольной и принудительной. В первом случае она проводится по решению
учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного
на принятие такого решения учредительными документами [18, с.73].
Во втором случае решение
о реорганизации принимается уполномоченным государственным органом, в том числе
судом. При этом, если решение компетентного государственного органа (п. 2 ст.
53 ГК) о реорганизации не выполнено учредителями (участниками), уполномоченным
на реорганизацию органом коммерческой организации в установленный срок, суд
назначает внешнего управляющего коммерческой организацией, который и проводит
реорганизацию.
В зависимости от формы
реорганизации в ходе ее проведения составляется разделительный баланс
(разделение, выделение) или передаточный акт (слияние, присоединение,
преобразование).
Указанные документы
должны содержать сведения по всем обязательства реорганизуемой коммерческой
организации в отношении всех ее кредиторов и должников, включая и
обязательства, оспариваемые сторонами, и утверждаться учредителями
(участниками) коммерческой организации или органом, принявшим решение о
реорганизации коммерческой организации.
Обеспечению интересов
кредиторов служит положение ст. 56 ГК, устанавливающее обязанность учредителей
(участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о
реорганизации, письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемой
коммерческой организации. Кредиторы вправе потребовать прекращения или
досрочного исполнения обязательства, должником по которому является
реорганизуемая коммерческая организация, и возмещения причиненных этим убытков.
Особо следует отметить гарантию прав кредиторов в случае невозможности
определения правопреемника реорганизованной коммерческой организации по
разделительному балансу. В соответствии с п. З ст. 56 ГК в этом случае вновь
возникшие организации несут солидарную ответственность по обязательствам
реорганизованной организации перед ее кредиторами.
Важным является
определение момента, с которого коммерческая организация считается
реорганизованной. Таким моментом, за исключением случаев реорганизации в форме
присоединения, является государственная регистрация вновь возникших
организаций, вторая считается завершенной с момента внесения записи в Единый
государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее
– ЕГР).
При реорганизации в форме
присоединения коммерческая организация считается реорганизованной с момента
внесения в ЕГР записи о прекращении деятельности присоединяемой организации.
При присоединении одной
организации к другой к административной ответственности за совершение
административного правонарушения привлекается присоединившая организация.
При реорганизации в форме
разделения или выделения к административной ответственности за совершение
административного правонарушения привлекается та организация, к которой в
соответствии с разделительным балансом перешли права и обязанности по
заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено
административное правонарушение.
При реорганизации в форме
преобразования к административной ответственности за совершение
административного правонарушения привлекается вновь возникшая организация (п.
3-6 ст. 48 КоАП).
Государственная
регистрация коммерческих организаций, возникающих в процессе реорганизации, и
исключение коммерческих организаций, прекративших деятельность, из ЕГР
осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о регистрации и другими
нормативными правовыми актами.
3.2 Ликвидация
коммерческих организаций. Прекращение индивидуальной предпринимательской
деятельности
Ликвидация представляет
собой прекращение правосубъектности коммерческой организации без правопреемства,
т.е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам, если иное не
предусмотрено законодательными актами (п. 1 ст. 57 ГК). Ликвидация, так же как
и реорганизация, может быть добровольной и принудительной. В добровольном
порядке коммерческая организация прекращает свою деятельность по решению ее
учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то
учредительными документами. Примерный перечень оснований для добровольной
ликвидации коммерческой организации содержится в подпункт 1 п. 2 ст. 57 ГК и подпункт
42 1 Положения о регистрации. К ним относятся:
- истечение срока, на
который создана коммерческая организация;
- достижение цели, ради
которой создана коммерческая организация;
-признание судом
недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при
ее создании нарушенными законодательства, которые носят неустранимый характер.
В последнем случае
решение учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными
документами органа организации принимается на основании вступившего в законную
силу решения суда.
Учредители (участники)
либо орган коммерческой организации, уполномоченный ее учредительными
документами, обязаны обеспечить ее ликвидацию по указанным основаниям в срок,
согласованный с регистрирующим органом.
Если решение о
добровольной ликвидации в связи с вышеперечисленными основаниями не принято,
такое решение принимает хозяйственный суд в соответствии с подпункт 42.2
Положения о регистрации.
Таким образом,
действующее законодательство не содержит оснований для добровольной ликвидации
коммерческой организации. Этих оснований и быть не может, поскольку принцип
свободы предпринимательской деятельности предполагает свободное волеизъявление
как на стадии создания коммерческой организации, так и на всех последующих
стадиях ее деятельности. Следовательно, непосредственным основанием для
добровольной ликвидация коммерческой организации является решение учредителей
(участников) либо уполномоченного учредительными документами органа
организации, а конкретные, как правило, субъективные причины такого решения
остаются за рамками законодательного регулирования.
Решение о принудительной
ликвидации коммерческой организации может быть принято хозяйственным судом и
регистрирующим органом. В соответствии с подпункт 2 п. 2 ст. 57 ГК и подпункт
42 .2.
Положения о регистрации
решения о принудительной ликвидации коммерческой организации может быть принято
хозяйственным судом, кроме вышеназванного, по следующим основаниям:
1) осуществление
деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной
законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями
законодательства, либо систематическое осуществление деятельности,
противоречащей уставным целям коммерческой организации, или признание судом
недействительной регистрации коммерческой организации в связи с допущенными при
ее создании нарушениями законодательства, либо экономическая несостоятельность
(банкротство этой организации, а также в иных случаях, предусмотренных
законодательством;
2) сокрытие (занижение) прибыли
(доходов) и других объектов
налогообложения в течение
12 месяцев подряд;
3) наличие убытков по
итогам второго и последующих финансовых годов и не направление коммерческой
организацией, за исключением сельскохозяйственного производственного кооператива
в течение 3 месяцев по окончании финансового года регистрирующему и налоговому
органам сообщений о причинах возникновения убытков;
4) наличие задолженности
по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды
более 6 месяцев подряд с даты образования задолженности коммерческой
организации, за исключением сельскохозяйственного производственного
кооператива;
5) уменьшение стоимости
чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого
последующего финансового года ниже установленного законодательством
минимального размера уставного фонда многих других.
Решением суда о
ликвидации коммерческой организации на ее учредителей (участников) либо орган,
уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации учредительных документами,
могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой
организации (ч 2 п. ст. 57 ГК Порядок назначения ликвидационной комиссии
(ликвидаторами их деятельность осуществляется в соответствии с Постановлением
Пленума Высшего ственными судами ликвидационных комиссий, управляющих,
ликвидаторов и их деятельности при ликвидации юридических лиц».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|