Дипломная работа: Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних детей
Содержание
Введение
Глава I. Правовые основы защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних детей
1.1 Правовое положение
несовершеннолетних детей в России
1.2 Специализированная
система юстиции для несовершеннолетних детей
Глава II. Государственная защита прав и
интересов несовершеннолетних детей
2.1 Семейно-правовые
средства обеспечения безопасности несовершеннолетних детей России
2.2 Формы и способы
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
2.3 Процессуальные
правила разбирательства семейных дел
Глава III. Виды судебной защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних детей
3.1 Судебно-психологическая
экспертиза в делах, касающихся защиты прав несовершеннолетних детей
3.2 Определение места
жительства ребенка при раздельном проживании родителей
3.3 Иски об отобрании
ребенка
3.4 Дела об ограничении
родительских прав
3.5 Лишение родительских
прав и восстановление в родительских правах
Заключение
Список источников и
литературы
Введение
Дети являются высшей
ценностью каждого государства. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что
критерием дееспособности и прозорливости власти является ее отношение к детям,
уважение и защита их прав, свобод и законных интересов. В раннем возрасте дети
особенно уязвимы и особенно подвержены разным влияниям, и поэтому ребенок
должен пользоваться приоритетом в том, что касается наших забот и ресурсов[1].
Постоянно прогрессирующий рост преступности несовершеннолетних, количество
детей, лишившихся родительского попечения и находящихся в конфликте с законом,
требуют поиска и применения срочных и далеко не ординарных мер.
Преодоление глубочайшего
кризиса российского общества заключается в его коренном социально-экономическом
и духовно-нравственном оздоровлении, в формировании и проведении эффективной
социальной политики, способной существенно улучшить условия жизни граждан
страны, стать важнейшей гарантией удовлетворения жизненных потребностей
молодого человека, защиты его прав и интересов. Вместе с тем социальная защита
несовершеннолетних граждан не может сводиться к решению проблем лишь чисто
материального характера. Перед страной стоит задача разработки и реализации
концептуальных основ новой правовой базы реального обеспечения прав, свобод и
законных интересов детей. Особо значимы здесь постоянный поиск и апробация
нетрадиционных для сегодняшней России, но доказавших свою эффективность в
мировой практике путей решения наиболее острых проблем. Российская Федерация,
как правопреемник СССР, на законодательном уровне в последние годы
предпринимает значительные усилия по реализации международных стандартов по защите
прав и свобод ребенка, наилучшему обеспечению его интересов.
Формирование правового,
демократического государства предполагает социальную защищенность детей,
оказание им такой социальной помощи, которая бы обеспечила социальное
благополучие каждому ребенку. Любые декларации о правах и свободах ребенка,
даже прописанные в Конституции и иных многочисленных законодательных актах,
ущербны, если не обеспечены реальными гарантиями со стороны структур власти
государства и общества.
Каждому гражданину
Российской Федерации гарантируется судебная защита его прав и свобод (ст.46
Конституции РФ). Это конституционное положение относится ко всем гражданам
независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве.
Согласно ст.ст.1, 8, 56 СК РФ, ст.11 ГК РФ судебная защита гражданских и
семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой
защиты.
Основой
данного исследования явились Федеральные законы: Семейный кодекс РФ 1995 г.[2],
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)[3],
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних» (1999 г.)[4], «О
государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» (2001 г.)[5]
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (1996 г.)[6],
Конвенция о правах ребенка 1989 года[7] и многие
другие нормативно-правовые акты.
Правительством
были определены «Основные направления государственной политики по улучшению
положения детей в Российской Федерации до 2000 года», Принята Федеральная
целевая программа «Дети России» на 2003 - 2006 гг. (утв. постановлением
Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732)[8]. Но
реалии жизни свидетельствуют, что такого рода мер явно недостаточно. В этой
связи долг федеральных и региональных органов исполнительной власти — постоянно
наращивать потенциал самой системы правоприменения, повышать исполнительскую
дисциплину, совершенствовать профессионализм специалистов, работающих в области
обеспечения прав молодых граждан страны.
Полемический характер
дискуссии по проблемам ювенальной юстиции уже вышел на законодательный уровень,
что нашло отражение в подготовке и публикации различных проектов федеральных
законов, в том числе: «О судах по делам семьи и несовершеннолетних», «О
предотвращении насилия в семье», «Основы законодательства о ювенальной юстиции
в Российской Федерации» и ряд других. Все эти документы, безусловно, должны
быть известны не только специалистам, но и широкой общественности.
Практическая
значимость данного дипломного исследования состоит в том, что при оценке
названных законопроектов требуются не субъективные умозаключения, а
квалифицированное понимание правовой действительности, состояния органов
правозащиты, научное обеспечение механизмов возможного усиления охраны прав,
свобод и законных интересов подрастающего поколения, данные фактор определит и
круг читателей, для которых работа будет представлять интерес – социальные работники,
руководители различных детско-юношеских учреждений, юристы, сотрудники органов
внутренних дел и прокуратуры. В работе использованы материалы следующих
исследователей: Ананиан Л.Л., Беспалова Ю., Вышкиной
С.В., Диана В., Королева Ю.А., Нечаевой А.М., Сахновой Т.В., Тер-Акопова
А. А., Шнекендорфа З.К., Шерстюка В.М., Эрделевского А.М. и других ученых
правоведов.
Цель и задачи настоящей работы:
проанализировать способы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних
детей, проанализировать различные точки зрения на проблему создания
специализированной системы юстиции для несовершеннолетних; обобщить имеющийся
опыт судебной практики по делам, касающимся защиты прав и законных интересов
несовершеннолетних.
Структурно работа состоит из трех
глав, разбитых на соответствующие параграфы, введения, заключения, списка
источников и литературы и приложений.
Глава I. Правовые основы
защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей
1.1 Правовое положение несовершеннолетних детей в России
Социально-экономический
кризис в России привел к снижению уровня жизни и массовым нарушениям прав
детей. За последние десять лет количество детей сократилось почти на 4 млн.
Младенческая и детская смертность в России в 2005 г. в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. В ходе реформ были разрушены многие механизмы защиты
прав ребенка. Часть детей сегодня находятся вне сферы заботы государства: они
не получают того, что им гарантируют Конвенция о правах ребенка и Конституция
Российской Федерации, а также многочисленные законы и национальные планы[9].
Результаты специального
исследования реальности и реализуемости прав детей в нашем государстве за
последние годы показали, что:
во-первых, принцип
приоритета детства, декларируемый на всех уровнях власти, ни на одном из них не
реализуется в полной мере;
во-вторых, интересы детей
при разработке многих законов не принимаются во внимание;
в-третьих, проблемы
улучшения положения детей решаются фрагментарно, от случая к случаю, без
системной основы, т. е. в основном проводится бесперспективная политика
«латания дыр»;
в-четвертых,
законодательные акты, регулирующие финансовые, налоговые, экономические,
правовые решения, не учитывают последствий их принятия в сфере детства, а
отсюда, по существу, следует, что ни один из многочисленных законов, принятых
за последние пять лет, не содержит прогноза прямых и косвенных результатов
своего действия в сфере детства.
Необходимо признать, что
законы создающие условий для улучшения положения детей оказались неработающими
и органами исполнительной власти разных уровней они во многом не выполняются.
Политическая и
социально-экономическая ситуация в Российской Федерации характеризуется
тотальной деморализацией общества, вседозволенностью и безнаказанностью при
демонстративном игнорировании социальных и правовых норм. Россия к концу XX века
не стала ни демократическим, ни правовым государством. Российское
законодательство не обеспечивает в должном объеме безопасность детей,
индифферентно к их физическому, духовному, психическому здоровью. Эти
обстоятельства приводят к росту детской преступности. Исполнительная власть
страны далека от интересов детей, ей сегодня не до них. Она реорганизует
управление государства, ищет новые формы и методы управления экономикой и
производством. В лучшем случае власть способна фиксировать социальные девиации в
детской среде. Изменить что-либо такая «социальная активность» исполнительной
власти объективно не может.
Положение российских
детей остается до сих пор в критическом состоянии. Около 35 млн. детей (что
составляет 23,9% населения России) остаются в течение многих лет самой
незащищенной частью российского общества. Похоже, что нашему государству дети
не нужны, и они стали жертвами социально-политических и экономических реформ.
Жизненный уровень ребенка в нашей стране зависит от социального положения его
законных представителей, государство не дает никаких гарантий для достойного
развития несовершеннолетних граждан. В России не созданы условия, необходимые
для нормального развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья,
получения образования, обеспечивающего духовно-нравственные ценности личности,
ее позитивную социализацию, востребованность на рынке труда, готовность
принимать ответственные решения и вести здоровый образ жизни.
Анализируя положение
детей в ретроспективе, к числу основных причин, обусловливающих в последние
годы сокращение для абсолютного большинства российских детей вышеперечисленных
условий вплоть до их полной ликвидации, можно отнести:
-
попрание прав
детей в различных сферах их жизнедеятельности;
-
снижение уровня
благосостояния семьи, имеющей детей;
-
неразвитость
системы социальной защиты материнства и детства (пособия на детей ничтожно
малы);
-
рост безработицы;
-
тотальную
духовно-нравственную деградацию общества;
-
легализацию
криминальных форм жизнедеятельности не только и не столько отдельных личностей,
сколько уже сформировавшихся поколений.
Конвенция
ООН по правам ребенка, участником которой является и Российская Федерация,
обязывает государства совершенствовать правовой механизм, препятствующий
нарушению прав несовершеннолетних. Национальная политика в отношении молодежи,
включающая защиту и заботу о различных группах молодежи, - истинный показатель
справедливости общественного устройства, легитимности власти.
Специализация
в сфере правовой защиты гражданских прав в зависимости от категории лиц, чьи
права подлежат защите, - мировая тенденция. Специализированные правозащитные
органы обладают большими возможностями, чем органы общей компетенции, по
восстановлению нарушенных прав, анализу ситуации, приведшей к их нарушению, по
выработке рекомендаций превентивного характера.
Применительно
к защите прав несовершеннолетних мировая практика выработала специальные
механизмы. Это органы ювенальной юстиции - судьи, суды по делам
несовершеннолетних, специальные омбудсманы по делам несовершеннолетних. В
Нидерландах, например, в 10 муниципалитетах в целях защиты нарушенных прав
ребенка действуют консультативные центры. В каждом из них есть, по крайней мере,
один врач, один социальный работник и церковный координатор. Ярким примером
такой службы является и Государственный арбитр по делам ребенка, в течение
многих лет, эффективно действующий в Норвегии.
В
России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной
защиты, благотворительные учреждения и организации - традиционные и вновь
образуемые механизмы защиты прав ребенка - к сожалению, не всегда действуют
должным образом.
1.2 Специализированная система юстиции для
несовершеннолетних детей
На начальном этапе любого
научного анализа необходимо определить исходные понятия. Применительно к данной
главе основным понятием, несомненно, является термин юстиция. В юридической
литературе этот термин употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле
слово юстиция понимается как «система органов судебного ведомства, находящегося
в подчинении Министерства юстиции»[10]. В
широком значении юстиция – это деятельность, направленная на осуществление
права, правосудия, законности[11]. Для
целей данного изучения представляется необходимым использовать второе более
широкое понятие, имеющее не столько правовой, сколько социальный смысл. Одним
из видов ювенальной юстиции является ювенальная юстиция, которая существует в
целом ряде стран Европы и Америки. Ювенальная юстиция это система органов
осуществляющих защиту прав и интересов несовершеннолетних.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|