Защита
семейных прав осуществляется и органами опеки и попечительства - органами
местного самоуправления, наделенными полномочиями по решению вопросов местного
значения и не входящими в систему органов государственной власти, но только в
случаях, непосредственно предусмотренных Семейным кодексом РФ. Организация и
деятельность этих органов определяются уставами муниципальных образований в
соответствии с законами субъектов РФ. В соответствии со ст.121 Семейного
кодекса РФ на органы опеки и попечительства возложена защита прав и интересов
детей, оставшихся без попечения родителей, что требует от них выявления, учета,
устройства таких детей и последующего контроля за условиями содержания и
воспитания детей. Защита прав выпускников воспитательных учреждений - также
обязанность органов опеки и попечительства.
Согласно
ст.78 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства должны быть привлечены
к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей,
независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка. Весьма значимой и
ответственной является функция попечения над ребенком, который передается
органам опеки и попечительства по решению суда в случаях, установленных законом
(лишение родителей родительских прав, ограничение родительских прав, отмена
усыновления ребенка и т. д. Обязательным является участие органа опеки и
попечительства в исполнении решений суда по отобранию ребенка и передаче его
другому лиц. В безотлагательных случаях, то есть при непосредственной угрозе
жизни ребенка или его здоровью, орган опеки и попечительства вправе самостоятельно
отобрать ребенка у родителей. В целом можно (условно) выделить три основные
формы защиты семейных прав органами опеки и попечительства: а) самостоятельное
принятие решений в пределах своей компетенции (включая дачу согласия либо
разрешения на какие-либо действия); б) направление соответствующих требований в
суд в порядке искового производства; в) участие в судебном разбирательстве.
К
полномочиям первого вида представляется возможным отнести право органа опеки и
попечительства давать согласие:
-
на установление
отцовства по заявлению только отца ребенка;
-
родителям - на
изменение имени, фамилии ребенку, не достигшему возраста четырнадцати лет;
-
на контакты
ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом;
-
на усыновление
ребенка несовершеннолетних родителей - при отсутствии их родителей или опекунов
(попечителей);
-
полномочия по
разрешению разногласий между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями
ребенка;
-
по разрешению
разногласий между родителями о воспитании и образовании детей;
-
по назначению
представителя для защиты прав и интересов детей;
-
по решению
вопроса об общении ребенка с родственниками;
-
по заключению с
приемными родителями договора о передаче ребенка на воспитание в семью.
К
полномочиям второго вида относятся:
-
право органа
опеки и попечительства требовать признания недействительным соглашения об
уплате алиментов по основаниям, предусмотренным законом;
-
право требовать отмены
усыновления ребенка;
-
право предъявлять
требование о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав и о
взыскании алиментов на детей. Соответствующее требование органа опеки и
попечительства оформляется исковым заявлением в суд.
К
полномочиям третьего вида относится:
-
право органа
опеки и попечительства участвовать в рассмотрении судами дел: об осуществлении
родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка;
-
о лишении
родительских прав и о восстановлении в родительских правах;
-
об ограничении
родительских прав и об отмене ограничения родительских прав;
-
об установлении
усыновления ребенка;
-
об отмене
усыновления ребенка.
Определенные
меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних в
соответствии со ст.11 Федерального закона от 24 июня 1999 года «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые
органами местного самоуправления. В частности, они наделены правом предъявлять
в суд требование о лишении родительских прав.
Положительно,
что Законом об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации предусмотрены
специальные меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в
области его воспитания и образования образовательными учреждениями: а) создание
в образовательных учреждениях по инициативе обучающихся в возрасте старше
восьми лет общественных объединений обучающихся; б) проведение по ходатайству
обучающихся с участием их выборных представителей дисциплинарного расследования
деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих
права ребенка; в) обращение обучающихся за содействием и помощью в
уполномоченные государственные органы при несогласии с решением администрации
образовательного учреждения; г) проведение обучающимися собраний и митингов по
поводу нарушения их законных прав и интересов.
Законом
не исключается и самозащита гражданами своих семейных прав путем совершения
действий, пресекающих нарушение права. В соответствии со п.1 ст. 56 Семейного
кодекса установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов
ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть
усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями).
Несовершеннолетнему, признанному в соответствии с законом полностью
дееспособным до достижения совершеннолетия, предоставлено право самостоятельно
осуществлять свои права и обязанности, в том числе свое право на защиту. В
случаях, предусмотренных законом, по делам, возникающим из трудовых и
брачно-семейных правоотношений и из сделок, связанных с распоряжением
полученным заработком, несовершеннолетние имеют право лично защищать в суде
свои права и охраняемые законом интересы. Привлечение к участию в таких делах
родителей, усыновителей или попечителей несовершеннолетних для оказания им помощи
зависит от усмотрения суда.
Родители
осуществляют родительские права, в том числе и защиту прав и интересов ребенка,
до достижения им возраста 18 лет, т.е. до совершеннолетия. Родительские права
могут быть прекращены и до достижения ребенком 18 лет в случае приобретения им
полной дееспособности в порядке эмансипации либо при вступлении в брак до
достижения совершеннолетия.
Родители
являются законными представителями своих детей и без специальных полномочий
(доверенности) выступают в защиту их прав с любыми физическими и юридическими
лицами. Вместе с тем они должны представить суду доказательства, подтверждающие
их родство с ребенком. Такими доказательствами являются свидетельство о
рождении ребенка и документ, подтверждающий личность родителей. Представлять
права и интересы ребенка могут как оба родителя, так и один из них по
соглашению между ними. Причем родители должны защищать права и интересы детей,
а не свои права и интересы. Если между интересами родителей и детей имеются противоречия,
которые установлены органами опеки и попечительства, то родители не вправе
представлять интересы детей в отношениях с другими лицами. В этом случае органы
опеки и попечительства обязаны назначить представителя для защиты прав и
интересов детей.
Представляется,
что полномочия этого представителя должны быть подтверждены мотивированным
постановлением органов опеки и попечительства (органов местного
самоуправления). Такое представительство является вынужденной мерой и носит
временный характер. Оно выступает как один из способов защиты прав и интересов
ребенка, применяемый органами опеки и попечительства, и одновременно является
принудительной мерой, ограничивающей права родителей. Если отпадут основания,
органы опеки и попечительства отменяют представительство.
Если
же родители уклоняются от защиты прав и интересов детей, злоупотребляют
родительскими правами, то такая защита опять-таки возлагается на органы опеки и
попечительства[37]. Эти
органы и должны в установленном порядке решить вопрос о защите прав детей.
Так,
решением Киржачского районного суда от 15 мая 1995 г. правильно удовлетворен иск органов опеки и попечительства к Павлову В. и Павловой О. об
ограничении родительских прав в отношении двух детей. Суд установил, что
оставление детей у родителей вследствие их поведения опасно для детей, и
обоснованно принял решение об отобрании детей у родителей (дело N 2-437/95 г.).
Решением
Ленинского районного суда г. Владимира от 26 июня 1995 г. обоснованно был удовлетворен иск органов опеки и попечительства к О.Ситник о лишении
родительских прав и взыскании алиментов. Суд установил, что О.Ситник уклонялась
от исполнения родительских обязанностей, страдала хроническим алкоголизмом
(дело N 2-1629/95 г.)[38].
Если
дети, оставшиеся без родительского попечения, переданы на воспитание в семью
(на усыновление, удочерение), под опеку (попечительство), в приемную семью или
в учреждение для детей-сирот либо детей, оставшихся без попечения родителей, то
обязанности по защите их прав возлагаются на усыновителей, опекунов
(попечителей), приемных родителей; администрацию учреждения. В случае уклонения
усыновителей, опекунов (попечителей) приемных родителей от защиты прав детей в
установленном законом порядке усыновление, опека (попечительство) отменяются, а
договор о передаче ребенка на воспитание в семью расторгается.
Так,
решением Вязниковского городского суда от 27 января 1995 г. удовлетворен иск Вязниковского межрайонного прокурора в интересах несовершеннолетнего Иванова
Сергея, 1987 г.р., к Ивановой С.Н. и Иванову И.Н. об отмене усыновления. Суд
установил, что ребенок усыновлен Ивановыми в 1991 году. В 1993 году по их
просьбе ребенок был помещен в психиатрическую больницу. Между тем по заключению
врачей ребенок не нуждался в стационарном лечении. К тому же за период пребывания
ребенка в больнице Ивановы не посещали его и отказались взять из больницы. При
таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что усыновители уклоняются от
своих обязанностей, и обоснованно отменил усыновление (дело N 2-495/95 г.)[39].
Право
ребенка на защиту включает и возможность самостоятельного принятия им
(независимо от возраста) некоторых мер в случае нарушения его законных прав и
интересов. Это возможно при злоупотреблениях со стороны родителей, а равно при
невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию,
образованию ребенка. В таких ситуациях ребенку предоставлено право обратиться в
орган опеки и попечительства, а по достижении возраста четырнадцати лет - в
суд. Последствия такого обращения могут заключаться в привлечении родителей к
административной или уголовной ответственности, отобрании ребенка у родителей
органом опеки и попечительства, лишении или ограничении родительских прав в судебном
порядке. Реальному осуществлению права ребенка на защиту должны способствовать
введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами,
включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье,
освещение в средствах массовой информации прецедентов - процессов над
гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так
и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных,
исправительно-трудовых) учреждениях.
Определенной
гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление п. 3 ст.
56 Семейного кодекса обязанности должностных лиц организаций и иных граждан,
которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушении
его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства
по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган
опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и
законных интересов ребенка. Несмотря на реализацию в семейном законодательстве
РФ основных требований Конвенции о правах ребенка, существует настоятельная
необходимость дальнейшего совершенствования правовых основ обеспечения защиты
прав и безопасности детей в семейных правоотношениях в целях приближения к
международно-правовым стандартам в данной области. В этой связи следует
отметить следующее.
1.
Серьезной проблемой является конкретизация объекта охраны, поскольку, как
отмечает А. М. Нечаева, между понятиями "права ребенка" и
"охрана детства" нет четкого разграничения, что приводит "к
бездействию норм, регулирующих возникающие при этом отношения"[40].
2.
Заслуживают внимания и поддержки предложения о необходимости реализации в
России рекомендаций Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по вопросам правового
воспитания детей в ХХI веке, направленные на то, чтобы: а) права детей широко
поощрялись и соблюдались; б) законы, политика и меры в отношении детей всегда
принимались с учетом наилучшего обеспечения их интересов; в) дети полностью
реализовывали свой потенциал в развитии и вели здоровый и активный образ жизни
при наличии широких возможностей для обучения и участия в принятии решений, от которых
зависит их благополучие; г) политика и программы для детей разрабатывались с
учетом моральных критериев беспристрастности, чтобы преобладала солидарность с
теми, кто находится в наименее благоприятном положении и является наиболее
нуждающимся при условии сокращения экономического и социального неравенства и
поддержания принципа недискриминации; д) семьям оказывалась помощь в выполнении
их обязанностей по воспитанию детей для обеспечения того, чтобы они жили в
атмосфере заботы, понимания, опеки и поддержки при постоянном развитии
способностей и расширении возможностей, чтобы дети могли стать основными
действующими лицами в осуществлении своих прав. Не утратили своей актуальности
и сформулированные еще в 1993 г. следующие предложения для России Комитета по
правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН: а) организовать регулярный контроль
за воздействием экономических перемен на положение детей; б) активно развивать
альтернативные формы ухода, заменяющие уход в интернатных учреждениях; в)
осуществлять профессиональную подготовку лиц, занимающихся охраной прав детей;
г) разработать процедурные правила и механизм рассмотрения жалоб детей на
грубое и жестокое с ними обращение; д) предпринять более решительные шаги по
борьбе с детской проституцией[41].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|