Образы «Я», которые
создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство
его жизни. Физическое «Я», то есть представления о собственной внешней
привлекательности, представления о своем уме, способностях в разных областях, о
силе характера, общительности, доброте и других качествах, соединяясь, образуют
большой пласт «Я-концепции» - так называемое реальное «Я».
Познание себя, своих
различных качеств приводит к формированию когнитивного (познавательного)
компонента «Я-концепции». С ним связаны еще два - оценочный и поведенческий. Для
ребенка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько
значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы
ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников
[12, с. 310].
Подросток - еще не
цельная, зрелая личность. Отдельные его черты обычно диссонируют, сочетание
разных образов «Я» негармоничны. Когда же образ «Я» достаточно
стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему
противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты.
Помимо реального «Я», «Я-концепция»
включает в себя «Я-идеальное». При высоком уровне притязания и недостаточном
осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличатся от
реального. Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и
действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне
может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности [36, с. 181].
Когда идеальный образ
представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Оно становится
возможным в этот период, благодаря тому, что у подростков развивается
саморегуляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость,
силу воли и терпения, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими
идеалу. Кроме того, у многих сохраняется детская надежда на чудо. Вместо того
чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий [20, с. 345].
В конце подросткового
возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе обычно
стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», что является
важнейшим этапом в развитии самосознания.
Подросток обладает
сильными, иногда гипертрофированными потребностями в самостоятельности и
общении со сверстниками. Подростковая самостоятельность выражается, в основном,
в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в
разнообразных увлечениях - неучебных занятиях [16, с. 263].
Увлечения - сильные,
часто сменяющие друг друга, иногда «запойные» - характерны для подросткового
возраста. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и
потребность в самостоятельности, и познавательную потребность, и некоторые
другие.
В подростковом возрасте
не только бурно увлекаются разнообразными делами, но и столь же эмоционально
общаются со сверстниками. Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая
отпечаток и на учение и на неучебные занятия, и на отношения с родителями.
Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение.
Близкий друг для подростка, обычно его ровесник - это своеобразный
психотерапевт, умеющий выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий
его переживания и установки.
В этот возрастной период
детей так тянет друг к другу, их общение настолько интенсивно, что говорят о
типично подростковой «реакции группирования». Но особенно важно для подростка
иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения
и оценки он ориентируется. Однако, нередко подросток чувствует себя одиноким
рядом со сверстниками в шумной компании. Кроме того, не всех подростков
принимают в группу, часть из них оказывается изолированной - либо неуверенные в
себе, замкнутые дети, либо излишне агрессивные и заносчивые [12, с. 274].
Еще одна значимая сфера
отношения подростков - отношения со взрослыми, прежде всего, с родителями.
Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка,
как это было в младшем школьном возрасте, но его значение трудно переоценить.
Мнение сверстников обычно наиболее важно в вопросах дружеских отношений с
мальчиками и девочками, в вопросах, связанных с развлечением, молодежной модой
и тому подобное. Но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных
проблем, нравственные оценки событий и поступков, зависит, в первую очередь, от
позиций родителей [25, с. 305].
В тоже время для
подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых. Нуждаясь в
родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытываю желание быть
самостоятельными [16, с. 314].
Основные сложности в
общении, конфликты возникают из-за родительского контроля над поведением,
учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Контроль может быть принципиально
различным. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный,
когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения
обязанностей; контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.
Младший подростковый
возраст является переходным. О нем говорят как о периоде повышенной
эмоциональности, возбудимости, частой смены настроения. Физиологи объясняют эту
психическую неуравновешенность и характерные для нее смены настроения от
депрессии к экзальтации и в обратном порядке, ослабление всех видов условного
торможения. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть
объяснены лишь сдвигом гормонального порядка. Они зависят также от социальных
факторов и условий воспитания. Психологические трудности взросления, противоречивость
уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная
напряженность типичная для младшего подростка захватывает и некоторые
последующие годы [26, с. 277].
Поэтому, в этот трудный
для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется
перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично
развиваться. Главнейшая задача воспитателя – направить активность каждого
подростка в нужном направлении, на познание окружающего мира, в первую очередь
других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и
самовоспитание. Изучение особенностей развития эмоционально – волевой сферы
играет важную роль в воспитании подростка.
1.2 Безнадзорность
детей младшего подросткового возраста в научной литературе
Многообразие
социальных проблем, сопутствующих развитию российского общества, в большой
степени затронуло современную семью.
Множественность
проблем современной семьи порождает ситуацию, когда дети оказываются
оторванными от семейных забот. Данная ситуация выражается в увеличении
количества безнадзорных и беспризорных детей. В России на сегодняшний день
около миллиона беспризорных детей. Их цифра постоянно колеблется и складывается
на основе данных, получаемых от органов правопорядка. Цифру же, определяющую
количество безнадзорных детей, назвать невозможно, как невозможно определить и
ту грань, которая отделяет безнадзорных детей от беспризорных [7, с. 4].
Невозможность
четкого учета безнадзорных детей связана, в том числе, и с неопределенностью
самого понятия «безнадзорный ребенок». Так, в некоторой популярной литературе,
публикациях газет и журналов термины «безнадзорный» и «беспризорный» ребенок
употребляются как синонимы, иногда появляется такое смешение терминов и в
научных работах.
Таким
образом, необходимо разделить две разные, хотя и связанные между собой проблемы
детской безнадзорности и беспризорности.
Обратимся
сначала к словарям.
Словарь
русского языка С.И. Ожегова трактует эти понятия так: «безнадзорный» – лишенный
надзора, «беспризорный» – 1) лишенный присмотра, 2) бездомный, живущий на
улице, первое значение второго термина фактически является синонимом значения
первого термина [21, с. 23].
Педагогический
словарь определяет безнадзорность как «общественное явление, заключающееся в
отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их
заменяющих», а беспризорность как «социальное явление, заключающееся в
недостаточном попечении и воспитательном воздействии в отношении
несовершеннолетних»; как видим, четкого разграничения понятий нет [29, с. 11].
Более
поздние издания, например Российская педагогическая энциклопедия, более четко
разграничивают рассматриваемые понятия: безнадзорность определяется как
«отсутствие или недостаточность контроля за поведением или занятиями детей и
подростков, воспитательного влияния на них со стороны родителей или лиц, их
заменяющих». Беспризорность, как «отсутствие у детей и подростков семейного или
государственного обеспечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни»,
при этом также подчеркивается, что беспризорность является крайним проявлением
безнадзорности.
Базовым
законом в области интересующей нас проблемы является закон РФ, принятый в июне
1999 года, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних». В нем отмечается, что безнадзорный – несовершеннолетний,
контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)
содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных
лиц, а беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места
пребывания [33].
В.В.
Терехина, начальник отдела социальной профилактики безнадзорности детей
Минтруда России, комментируя постановление Правительства РФ от 13.03.2002 г. No
154 «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и
безнадзорности», также говорит о необходимости разделения этих двух понятий:
«Безнадзорные дети проживают в своей семье, но контроль за их поведением,
обучением, развитием и воспитанием со стороны родителей и школы практически
отсутствует, по сути, они предоставлены сами себе. Беспризорность – это крайнее
проявление безнадзорности. Для беспризорных детей характерно проживание вне
семьи» [31, с. 12].
Несмотря
на достаточное разграничение представленных понятий в последних рассмотренных
публикациях, этого недостаточно. Для более четкого представления о детской
безнадзорности следует определить понятие «надзора» за ребенком. Если под
детской безнадзорностью понимать только отсутствие или недостаточность контроля
за поведением и занятиями детей и подростков, то при этом упускается очень
важный момент – отчуждение самих детей от семьи, детского коллектива,
отсутствие эмоциональной взаимосвязи между детьми и родителями [8, с. 17].
Это очень
важно потому, что постоянный контроль за ребенком практически невозможен, да и
не нужен, другое дело, когда подросток, оказываясь без родительского надзора,
соотносит свои действия и поступки с тем, как к ним отнесутся его родители
(воспитатели). При отсутствии эмоциональной связи поколений, взаимоуважения и
любви ребенок, освобождаясь от контроля взрослых, чувствует себя свободным и,
как он считает, волен делать то, что хочет, не оглядываясь на то, как к этому отнесутся
родители [11, с. 317]
Таким
образом, состояние безнадзорности помимо перечисленных в вышеприведенных
определениях признаков характеризуется также отсутствием внутренней связи между
детьми и родителями или лицами, их заменяющими. Говоря о несовпадении терминов
«беспризорный» и «безнадзорный», следует учитывать, что безнадзорность в
основном определяется с помощью правил педагогики. Не случайно его сущность,
признаки входят в сферу внимания педагогической науки, обращающей внимание на
правильно понимаемый надзор за несовершеннолетними, который не сводится к
контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании,
сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком, такой связи,
которая позволяет сохранять даже на расстоянии контакт родителей, заменяющих их
лиц со своим воспитанником. Отсутствие именно такого надзора приводит ребенка в
такую ситуацию, из которой он часто не может найти выход социально одобряемыми
способами и средствами [9, с. 316].
Между
безнадзорностью и беспризорностью, несомненно, существует прочная связь,
поскольку по общему правилу безнадзорность служит благоприятной почвой для
беспризорности. Начальную фазу этой социальной болезни как раз и составляет
безнадзорность, а окончательной, уже крайне запущенной, находящейся на грани
необратимости становится беспризорность как таковая, определяющая положение
самого несовершеннолетнего, его своеобразный социальный статус, который он
приобретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо
обстоятельств. Среди них главенствует безнадзорность, то есть отсутствие
надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц [27, с. 17].
Таким
образом, к категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых
нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть
данные обстоятельства сами или с помощью родителей.
Ряд
исследователей относят таких детей к «группе риска»:
1. Дети
с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической
характеристики;
2. Дети,
оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы
обстоятельств;
3. Дети
из неблагополучных, асоциальных семей;
4. Дети
из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической
помощи и поддержке;
5. Дети
с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди
безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных
семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории
«избыточно-комфортного типа». Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у
них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет
одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко
попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|