При
поступлении безнадзорного ребенка в ЦСПСиД ему оказывается необходимая помощь:
·
социально-медицинская
(мед. осмотр, лечение по показаниям в ЛПУ, оздоровительные мероприятия);
·
социально –
психологическая (психокоррекционные мероприятия);
·
социально-
педагогическая (инд. беседы, социально-педагогическая коррекция, трудотерапия,
обучение несовершеннолетних).
После
оказания необходимой помощи проводится работа по дальнейшему жизнеустройству
несовершеннолетних. Многие несовершеннолетние возвращаются к месту проживания в
семью. Решение о передаче ребенка в семью принимается совместно с инспектором ПДН,
на что дается письменное разрешение.
Большинство
детей возвращаются к месту проживания в течение 1 месяца.
Во
время пребывания и после возвращения несовершеннолетних в семью специалисты
ЦСПСиД осуществляют контрольный патронаж семьи. Кроме посещения семьи безнадзорного,
специалисты по социальной работе, психологи, воспитатели проводят беседы и
консультации с родителями. Организована информационно-просветительская работа с
родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказывается им
соответствующая психолого-педагогическая и социально-правововая помощь в
воспитании детей, в том числе посредством формирования групп родительской
поддержки.
В
2008 году работа с семьей дополнена:
·
Организацией
совместной деятельности родителей и детей, посещающих ЦСПСиД в выходные,
праздничные дни в условиях Центра.
·
Работой «Заочной
школы для родителей», где специалисты Центра разрабатывают курс лекций,
полезные советы, и распространяют их среди родителей, а также проводят открытые
занятия с детьми для родителей.
Основными
методами работы в Центре являются групповая и индивидуальная работа с
подростками.
Одним
из этапов профилактики безнадзорности в ЦСПСиД является, прежде всего, индивидуальная
профилактическая работа с отдельно взятым ребенком, нуждающимся в
индивидуальном подходе и решении проблем касающихся профилактики
безнадзорности.
Индивидуальная
работа проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения
возникающих социально-психологических проблем у ребят.
Групповая
работа включает следующие методы и техники:
1.
Настройки
(техники, помогающие расслабиться, собраться с мыслями и настроиться на
работу).
2.
Беседы (на
выбранную ребятами тему).
3.
Дискуссии (круг
обсуждения, круг выяснения эмоционального состояния и переживания).
4.
Игры
(разминочные, на снятие агрессии, на сплочение, коммуникативные,
сюжетно-ролевые, проблемные).
5.
Мозговой штурм.
6.
Групповые
рисунки, коллективные поделки.
7.
Чаепитие
(создание более теплой и уютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются
праздники, дни рождения).
8.
Туристические
походы.
В
рамках групповой профилактической работа в Центре проводятся:
·
лекции и
тематические семинары по определенным темам среди несовершеннолетних ЦСПСиД;
·
групповые занятия
с несовершеннолетними по профилактике алкогольной зависимости, наркомании и
табакокурения.;
·
беседы с
сотрудниками Центра, непосредственно работающих с детьми, с целью ознакомления
несовершеннолетних с существующими актами, касающимися профилактики
безнадзорности и беспризорности.
В
2007 году с целью профилактики, в рамках межведомственного взаимодействия, был
составлен план совместной работы ЦСПСиД с первым отделом милиции ОВД
Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
В
2007 году в соответствии с данным планом проводились:
·
лекции и беседы
для воспитанников ЦСПСиД и их родителей: «Права несовершеннолетних детей»,
«Основы конституционного права несовершеннолетних», «Права и обязанности
родителей»;
·
заседания совета
профилактики безнадзорности и правонарушений;
·
совместные рейды
по розыску самовольно ушедших воспитанников ЦСПСиД, находящихся в группе
розыска ОВД;
·
индивидуальные
беседы с воспитанниками ЦСПСиД, склонными к совершению самовольных уходов и
правонарушений.
Составлены
планы совместной работы ЦСПСиД с КДН Верх-Исетского района и с первым отделом
милиции Верх-Исетского района на 2010год.
С
целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, ЦСПСиД
и ПДН первого отделения милиции, составлен план совместной работы, в котором
предусматривается проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетними
склонными к самовольным уходам из ЦСПСиД и правонарушениям.
Еще
одним направлением в индивидуальной профилактической работе по проблеме
безнадзорности является организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей
из малообеспеченных семей, беспризорных и безнадзорных, состоящих на
профилактическом учете в органах внутренних дел на базе ЦСПСиД организован
летний оздоровительный лагерь.
В
заключение хотелось бы сказать о том, что организация профилактики
безнадзорности в специализированных учреждениях должна развиваться.
Во-первых,
необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере
развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать
ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних,
нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.
Во-вторых,
необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.
И,
наконец, в-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия
между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в
социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Безнадзорные дети
часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому
необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, чтобы
оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.
2.2 Алгоритм
деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего
подросткового возраста
Алгоритм
– программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой
последовательности операций можно получить результат, определенный исходными
данными [34, с.41].
Алгоритм
деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего
подросткового возраста включает в себя три блока:
1.
Диагностическая работа.
2.
Собственно профилактическая работа.
3.
Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.
Диагностическая
работа.
Диагностический
этап направлен на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку
программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации
[34, с. 48].
Чтобы
организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы
несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков
группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать
социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами и
учреждениями.
На
данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и
организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных
организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей
группы риска [13, с. 125].
Профилактические
функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации,
осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить
сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися,
их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным
руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся
в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической
работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою
работу на принципах доверительного общения и соблюдая принцип конфиденциальности
полученной информации.
Одним
из этапов диагностической работы социального педагога является поиск и
постановка на учёт семей, находящихся в социально опасном положении.
Каждый
учебный год социальный педагог, вместе с классными руководителями выявляет
учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи
педагогов и представителей других структур. Для этого составляется «Карта
обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика
на основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности
подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями,
учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых
характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и
внешкольной среды общения, окружающие [19, с. 181].
Если
ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:
·
Ребенок
систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых
школьных принадлежностей;
·
У ребенка имеются
проблемы в поведении на уроках или переменах;
·
Ребенок
систематически опаздывает на учебные занятия;
·
Ребенок постоянно
пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от
родственников о ситуации неблагополучия в семье [31, с. 164].
На
первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим
подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при
наличии противоречивых характеристик, социальный педагог должен попытаться
разобраться в существе этих противоречий, отражающих, по-видимому, особенности
взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным
руководителем родителям ребенка предлагается заполнить анкету о состоянии
здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в
котором указывается: где проживает семья, количество поколений в семье,
состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные
гарантии, в какой помощи семья нуждается.
Следующим
этапом является диагностика проблем личностного и социального развития детей и
подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо
уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка,
сведения о котором поступили в банк данных.
Для
этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем,
учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок,
изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и
потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в
поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных
ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды
жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе
апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики:
1.
Диагностика
самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющая
определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведения [15,
с. 111].
2.
Тест - опросник
мотивации аффилиации «ТМА» М.Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два
обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха
отвержения (СО) [1, с. 123].
3.
Методика экспресс
- диагностика эмпатии, выявляющая характеристики эмпатийного потенциала
личности (И.М. Юсупов) [15, с. 398].
4.
Методика
диагностика межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик, позволяющая изучить
особенности межличностного взаимодействия безнадзорных подростков [1, с. 89].
При
этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое
наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и
последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и
социального педагога.
Для
дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир
глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п.,
анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.
Социальный
педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт
обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка. Если несколько лет
назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно, то сейчас
это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителей приезжие,
многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально-
педагогической помощи представителей разных структур [24, с. 55].
Важно
убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное — установить контакт,
чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить
социальное расследование, с помощью метода нестандартизированного наблюдения.
Социальное
расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения
ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и
оказания помощи детям.
·
выявление реакции
членов семьи на кризис и способность преодолевать его;
·
изучение ситуации
семейного неблагополучия;
·
сбор
психологических, педагогических и медицинских сведений;
·
составление
предварительных индивидуальных заключений.
Следующий
этап – это разработка и утверждение программ социально-педагогической
деятельности с ребенком или группой. По результатам диагностики социальный
педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные
психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения
как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические
программы разрабатываются с целью оказания своевременной
социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально
опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем
определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики [27, с. 302].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|