на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Теоретический анализ профилактики безнадзорности детей младшего подросткового возраста

При поступлении безнадзорного ребенка в ЦСПСиД ему оказывается необходимая помощь:

·  социально-медицинская (мед. осмотр, лечение по показаниям в ЛПУ, оздоровительные мероприятия);

·  социально – психологическая (психокоррекционные мероприятия);

·  социально- педагогическая (инд. беседы, социально-педагогическая коррекция, трудотерапия, обучение несовершеннолетних).

После оказания необходимой помощи проводится работа по дальнейшему жизнеустройству несовершеннолетних. Многие несовершеннолетние возвращаются к месту проживания в семью. Решение о передаче ребенка в семью принимается совместно с инспектором ПДН, на что дается письменное разрешение.

Большинство детей возвращаются к месту проживания в течение 1 месяца.

Во время пребывания и после возвращения несовершеннолетних в семью специалисты ЦСПСиД осуществляют контрольный патронаж семьи. Кроме посещения семьи безнадзорного, специалисты по социальной работе, психологи, воспитатели проводят беседы и консультации с родителями. Организована информационно-просветительская работа с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, оказывается им соответствующая психолого-педагогическая и социально-правововая помощь в воспитании детей, в том числе посредством формирования групп родительской поддержки.

В 2008 году работа с семьей дополнена:

·  Организацией совместной деятельности родителей и детей, посещающих ЦСПСиД в выходные, праздничные дни в условиях Центра.

·  Работой «Заочной школы для родителей», где специалисты Центра разрабатывают курс лекций, полезные советы, и распространяют их среди родителей, а также проводят открытые занятия с детьми для родителей.

Основными методами работы в Центре являются групповая и индивидуальная работа с подростками.

Одним из этапов профилактики безнадзорности в ЦСПСиД является, прежде всего, индивидуальная профилактическая работа с отдельно взятым ребенком, нуждающимся в индивидуальном подходе и решении проблем касающихся профилактики безнадзорности.

Индивидуальная работа проводится в виде индивидуальных консультаций с целью решения возникающих социально-психологических проблем у ребят.

Групповая работа включает следующие методы и техники:

1.  Настройки (техники, помогающие расслабиться, собраться с мыслями и настроиться на работу).

2.  Беседы (на выбранную ребятами тему).

3.  Дискуссии (круг обсуждения, круг выяснения эмоционального состояния и переживания).

4.  Игры (разминочные, на снятие агрессии, на сплочение, коммуникативные, сюжетно-ролевые, проблемные).

5.  Мозговой штурм.

6.  Групповые рисунки, коллективные поделки.

7.  Чаепитие (создание более теплой и уютной атмосферы, ведутся беседы, отмечаются праздники, дни рождения).

8.  Туристические походы.

В рамках групповой профилактической работа в Центре проводятся:

·  лекции и тематические семинары по определенным темам среди несовершеннолетних ЦСПСиД;

·  групповые занятия с несовершеннолетними по профилактике алкогольной зависимости, наркомании и табакокурения.;

·  беседы с сотрудниками Центра, непосредственно работающих с детьми, с целью ознакомления несовершеннолетних с существующими актами, касающимися профилактики безнадзорности и беспризорности.

В 2007 году с целью профилактики, в рамках межведомственного взаимодействия, был составлен план совместной работы ЦСПСиД с первым отделом милиции ОВД Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

В 2007 году в соответствии с данным планом проводились:

·  лекции и беседы для воспитанников ЦСПСиД и их родителей: «Права несовершеннолетних детей», «Основы конституционного права несовершеннолетних», «Права и обязанности родителей»;

·  заседания совета профилактики безнадзорности и правонарушений;

·  совместные рейды по розыску самовольно ушедших воспитанников ЦСПСиД, находящихся в группе розыска ОВД;

·  индивидуальные беседы с воспитанниками ЦСПСиД, склонными к совершению самовольных уходов и правонарушений.

Составлены планы совместной работы ЦСПСиД с КДН Верх-Исетского района и с первым отделом милиции Верх-Исетского района на 2010год.

С целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетними, ЦСПСиД и ПДН первого отделения милиции, составлен план совместной работы, в котором предусматривается проведение индивидуальных бесед с несовершеннолетними склонными к самовольным уходам из ЦСПСиД и правонарушениям.

Еще одним направлением в индивидуальной профилактической работе по проблеме безнадзорности является организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей из малообеспеченных семей, беспризорных и безнадзорных, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел на базе ЦСПСиД организован летний оздоровительный лагерь.

В заключение хотелось бы сказать о том, что организация профилактики безнадзорности в специализированных учреждениях должна развиваться.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование государственной политики в сфере развития указанной системы специализированных учреждений. Нельзя допускать ослабление интереса государства и его органов к проблемам несовершеннолетних, нуждающихся в срочной социальной помощи и реабилитации.

Во-вторых, необходима серьезная финансовая политика в этой сфере.

И, наконец, в-третьих, хочется обратить внимание на необходимость взаимодействия между специализированными учреждениями для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и правоохранительными органами. Безнадзорные дети часто оказываются вовлеченными в различные криминальные группы. И поэтому необходимо особое внимание к ним со стороны правоохранительных органов, чтобы оградить их в дальнейшем от преступных посягательств.

2.2 Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста

Алгоритм – программа решения задач, точно предписывающая, как и в какой последовательности операций можно получить результат, определенный исходными данными [34, с.41].

Алгоритм деятельности социального педагога по профилактике безнадзорности детей младшего подросткового возраста включает в себя три блока:

1. Диагностическая работа.

2. Собственно профилактическая работа.

3. Мониторинг и анализ результатов профилактической работы.

Диагностическая работа.

Диагностический этап направлен на выявление детей группы риска, диагностику их проблем, разработку программ индивидуально-групповой работы и обеспечение условий их реализации [34, с. 48].

Чтобы организовать взаимодействие различных структур, решающих проблемы несовершеннолетних, необходимо сформировать банк данных детей и подростков группы риска. Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и осуществляться им совместно с другими специалистами и учреждениями.

На данном этапе работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного, подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь детям. Происходит выявление детей группы риска [13, с. 125].

Профилактические функции в работе с учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации, осуществляет непосредственно классный руководитель. Он помогает получить сведения о ребенке, о положении дел в семье, так как чаще общается с учащимися, их родителями и лицами, их заменяющими, с другими родственниками. Классным руководителям необходимо своевременно выявлять несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, с целью организации индивидуальной профилактической работы регулярно общаться с законными представителями учащихся, строя свою работу на принципах доверительного общения и соблюдая принцип конфиденциальности полученной информации.

Одним из этапов диагностической работы социального педагога является поиск и постановка на учёт семей, находящихся в социально опасном положении.

Каждый учебный год социальный педагог, вместе с классными руководителями выявляет учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в помощи педагогов и представителей других структур. Для этого составляется «Карта обследования учащихся» и заполняется социально- педагогическая характеристика на основе наблюдений, изучения учебной, общественной, трудовой деятельности подростка, характера его взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, учителями, родителями, а также в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые дают подростку, условиям его семейного воспитания и внешкольной среды общения, окружающие [19, с. 181].

Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:

·  Ребенок систематически приходит в школу невыспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей;

·  У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах;

·  Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия;

·  Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье [31, с. 164].

На первом этапе работы с такими детьми обязательно проводятся беседы с самим подростком и представителями его социального окружения, членами его семьи, при наличии противоречивых характеристик, социальный педагог должен попытаться разобраться в существе этих противоречий, отражающих, по-видимому, особенности взаимоотношений подростка с информирующими сторонами. Вместе с классным руководителем родителям ребенка предлагается заполнить анкету о состоянии здоровья школьников. На семью ребенка составляется социальный паспорт семьи, в котором указывается: где проживает семья, количество поколений в семье, состояние здоровья школьников и членов его семьи, имеются ли социальные гарантии, в какой помощи семья нуждается.

Следующим этапом является диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо уточнить социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором поступили в банк данных.

Для этого социальный педагог работает с ребенком, с классным руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится ребенок, изучает индивидуальные особенности ребенка и выявляет его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений микросреды жизнедеятельности ребенка. Социальный педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической диагностики:

1.  Диагностика самооценки безнадзорных подростков (методика С.А. Будасси), позволяющая определить социальную адаптацию личности, являющуюся регулятором поведения [15, с. 111].

2.  Тест - опросник мотивации аффилиации «ТМА» М.Ш. Магомед — Эминова, позволяющий выявить два обобщенных устойчивых мотива личности: стремление к принятию (СП) и страха отвержения (СО) [1, с. 123].

3.  Методика экспресс - диагностика эмпатии, выявляющая характеристики эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) [15, с. 398].

4.  Методика диагностика межличностных отношений (ДМО) Л. Собчик, позволяющая изучить особенности межличностного взаимодействия безнадзорных подростков [1, с. 89].

При этом важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое наблюдение, которое предопределяет успешность, как диагностики, так и последующих мер влияния и социально-педагогического взаимодействия ребенка и социального педагога.

Для дополнения информации о ребенке и его семье проводится рисуночный тест «Мир глазами ребенка», «Портрет семьи», методика «Дом, дерево, человек» и т.п., анализируя которые можно выделить характерные особенности ребенка и его семьи.

Социальный педагог вместе с классными руководителями посещает семьи и оформляется акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи и ребенка. Если несколько лет назад классный руководитель посещал семью учащегося самостоятельно, то сейчас это не рекомендуется по той причине, что больше трети жителей приезжие, многодетные, неблагополучные семьи, которые нуждаются в социально- педагогической помощи представителей разных структур [24, с. 55].

Важно убедить родителей сотрудничать со специалистами. Главное — установить контакт, чтобы семья видела, что ей хотят помочь. На этом этапе целесообразно проводить социальное расследование, с помощью метода нестандартизированного наблюдения.

Социальное расследование — это сбор данных о семье и детях. Проводится оно для прояснения ситуации, определения задач работы, составления программы работы с семьей и оказания помощи детям.

·  выявление реакции членов семьи на кризис и способность преодолевать его;

·  изучение ситуации семейного неблагополучия;

·  сбор психологических, педагогических и медицинских сведений;

·  составление предварительных индивидуальных заключений.

Следующий этап – это разработка и утверждение программ социально-педагогической деятельности с ребенком или группой. По результатам диагностики социальный педагог определяет суть проблемы или совокупности проблем, подбирает адекватные психолого-педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью оказания своевременной социально-педагогической помощи и поддержки ребенку, находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики [27, с. 302].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.