Согласно
имеющейся статистике, большинство безнадзорных детей характеризуется высоким
стажем родительской и общественной запущенности. Можно сказать, что эти дети не
только попали на социальное дно, но и по-своему адаптировались к жизни в
нечеловеческих условиях. Практически все они находятся в группе риска, а многие
страдают неизлечимыми психологическими и физическими расстройствами и болезнями
[13, с. 125].
Как
отмечают исследователи проблемы, от детей из нормальных семей безнадзорных и
беспризорных детей отличает более сильный инстинкт самосохранения, повышенная
возбудимость, привычка к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и
т.п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. Вместе с тем, у
таких детей наблюдается хорошая физическая закалка, хотя многие страдают
туберкулезом, а также болезнями, сопутствующими голоду и нищете (чесотка, тиф и
др.). Специалисты в области детской психологии констатируют также, что безнадзорных
и беспризорных отличает выносливость, точность восприятия, смелость,
активность, солидарность в групповых действиях [32, с. 276].
Для
безнадзорного, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни
(голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т.п.) начинают приобретать
притягательную силу. С точки зрения криминалистов дети, перестающие вести так
называемый нормальный образ жизни, отличаются от других и тем, что жизненные
цели у них смещаются в сторону психологического комфорта, компанейско-группового
характера, сиюминутных удовольствий, потребительства, наживы.
У
них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отношение к переживаниям
других, агрессивность, грубость, лживость, несамокритичность и прочее. Таков
далеко не полный перечень признаков социальной болезни, именуемой
детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые
стали предметом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов,
ведут к деградации личности ребенка, которой сопутствует ориентация на
асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризорных и безнадзорных детей
относят к группе социального риска [32, с. 277].
Есть еще одно объяснение, почему безнадзорный ребенок, подросток
принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и
окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности.
Другими словами, безнадзорный - не только правонарушитель (потенциальный или
состоявшийся), но и человек, нуждающийся в помощи [9, с. 301].
Социальная,
личностная характеристика безнадзорного, бесспорная его принадлежность к группе
социального риска объясняет, почему он опасен для общества не только
современного, но и будущего.
Сложилось
общественное мнение, что перспектив социальной и человеческой реабилитации у
большинства безнадзорных детей очень мало. В определенной степени отношение к безнадзорным
детям сегодня находится в критической фазе: сохраняющийся потенциал
общественного сочувствия не реализуется в силу бедственного материального и
психического состояния многих семей, родителей, слабости кадрового и
материально-технического обеспечения специальных учреждений, коррупции в
органах власти и управления, высокой степенью физической и психической
правотравмированности безнадзорных и беспризорных детей [2, с. 25].
Отношение
к безнадзорным и беспризорным детям во многом совпадает с отношением к
неизлечимым больным (к великому сожалению, они таковыми и являются). В
общественном мнении, психологии власти начинают возобладать мотивы: если
безнадзорность и беспризорность – неизлечимая социальная болезнь, то ее не
только нельзя, но и можно не лечить, а порой и эксплуатировать физически и
морально детей социального дна. Ослабляется традиционная для России и россиян
милосердная доминанта понимания жизненной связи потерянных детей с потерянным
обществом [18, с. 86].
1.3
Причины безнадзорности детей младшего подросткового возраста и направления ее
профилактики
Социальное
сиротство является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и
развивающихся стран. В разных странах специалисты их называют по-разному:
«отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми»,
«вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН отмечается
заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы [22,
с. 36].
Распространение
явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых
условий и процессов в обществе, террором 20-х – 30-х годов, а также
последствиями перестройки конца 80-х – начала 90-х годов.
Наиболее
существенным признаком последних лет стало значительное увеличение размеров
социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось
качественно новое явление – так называемое «скрытое» социальное сиротство,
которое распространяется под влиянием ухудшения условии жизни значительной
части семей, падением нравственных устоев семьи, вследствие чего меняется отношение
к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, безнадзорность огромного
количества детей и подростков [17, с. 11].
Социальный
сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то
причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае
заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители
которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о
своих детях.
Небывалый
духовный, экономический, политический, социальный кризис, потрясший Россию,
привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной,
психологической или структурной дезорганизации.
Резкое
падение жизненного уровня населения вызвало такое явление, как отказ от ребенка
в связи с отсутствием возможности его прокормить.
В
решении Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве
РФ от 7 июля 1998 г. генезис детской беспризорности и безнадзорности определен
следующим образом: "Детская безнадзорность и беспризорность - следствие
современной социально-экономической и духовно-нравственной ситуации в России,
которая характеризуется нарастанием социального неблагополучия семей, падением
их жизненного уровня, дистанцированием школы от детей с трудной судьбой,
криминализацией среды" [17, с. 12].
Все
эти факторы служат благоприятными условиями для возникновения наиболее
серьезных негативных социальных явлений, одним из которых и является детская
безнадзорность. Однако перечисленные выше факторы далеко не исчерпывают всех
причин исследуемой проблемы.
Речь
идет об особенностях воспитания современного ребенка, ставшего в наше время
самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав. Это положение, обозначенное в
Конвенции ООН «О правах ребенка» и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ,
постоянно внедряется в массовое сознание.
Процесс
самоутверждения ребенка - основа его нормального развития. Однако низкая
духовная культура поведения, поступков, мышления, несмотря на провозглашенное
законом равноправие детей нередко приводит к сбоям, порождает обратный
результат в виде вседозволенности, примитивного представления о свободе. Тем
более что стремление подростка к независимости, самоутверждению - это, как
утверждают специалисты, непреложный факт, неистребимая фундаментальная
составляющая человеческой психики. Особенно психики подростка, для которой
характерна так называемая реакция эмансипации, связанная с протестом против
консервативных устоев, со стремлением к автономности, отделению от семьи и
взрослых, избавлению от их опеки.
Как
отмечают психологи, у большинства трудных детей и подростков блокирована одна
из фундаментальных потребностей человека - потребность в уважении и любви.
Отсутствие возможности удовлетворить такую потребность выкидывает ребенка на
улицу, где он находит то, к чему стремится. Если к вышеизложенному добавить,
что современный ребенок живет и развивается на фоне сильнейшего
антропо-экологического напряжения, увеличивающего опасность срыва адаптационных
барьеров, становится понятным, что причины роста детской беспризорности и
безнадзорности кроются не только в социально-экономических проблемах
государства, но и в нарушении сложившихся национальных традиций, устоев в
области семейной морали [6, с. 49].
Из
условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является
кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на
состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению
числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты.
Впервые проблемой стало их переуплотнение [14, с. 5].
В
числе существенных факторов следует выделить следующие кризисные явления в
семье:
·
нарушение ее
структуры и функций;
·
рост числа
разводов и количества неполных семей;
·
асоциальный образ
жизни ряда семей, что, в свою очередь, стимулирует развитие аналогичных
процессов и в детской среде;
·
падение
жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей;
·
нарастание
психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся
на детях;
·
распространение
жестокого обращения с детьми в семьях интернатных учреждениях при снижении
ответственности за их судьбу.
В
литературе неоднократно отмечался тот факт, что неблагополучная семья в России
на сегодняшний момент становится все более привычным явлением. Степень и
причины семейного неблагополучия разные, начиная от внутрисемейных конфликтов,
отравляющих жизнь несовершеннолетних, до полной потери родителями материнского,
отцовского инстинкта, деградации личности родителей, порожденной, как правило,
хроническим алкоголизмом, наркоманией. В подобных семьях все подчинено
непреодолимому влечению к алкоголю, когда забота о детях только мешает и
озлобляет [6, с. 44].
В
таких случаях ребенок как бы отторгается от семьи и родителей, он им просто не
нужен. Несовершеннолетние дети, когда их некому защитить, уходят на улицу в
поисках пропитания, ночлега, а также сочувствия, сопереживания. Если их не
успевают вовремя обнаружить и устроить управомоченные на то органы, чаще всего
их путь лежит к безнадзорным [6, с. 48].
Отторжение,
неприятие ребенка родителями обычно сопровождается жестоким с ним обращением. К
детям в таких семьях не только не проявляют заботы, но и постоянно подвергают
их телесным пыткам.
Другой
причиной безнадзорности является школьная дезадаптация. Школа переживает
трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий
профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между
учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и
чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания
дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко
успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения
учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения
вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе
становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения
между родителями и детьми [9, с. 114].
Школьная
дезадаптация имеет свои причины, и все они с неизбежностью отражаются на детях:
·
Разрушение
положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками,
неадекватная оценка учебной деятельности и другие).
·
Социально-педагогическая
запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);
Основная
причина возникновения и роста безнадзорности заключается в тяжелой
социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и
наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных семей со
стороны государства. Однако можно предположить, что даже после преодоления
экономического кризиса проблемы, связанные с беспризорностью, все-таки
останутся [9, с. 56].
К
причинам этой категории можно отнести низкий материальный уровень,
многодетность, неполные семьи, при условии отсутствия в этих семьях химической
зависимости и явной асоциальности. Конечно, перечисленные факторы увеличивают
вероятность развития всевозможных семейных дисфункций. Но известно достаточно
примеров, когда в таких семьях создается идеальная атмосфера для развития
ребенка, и дети вырастают достойными людьми. Но часто старания родителей или
матери-одиночки уходят впустую. Иногда не хватает опыта, иногда знаний и опыта.
И в этих случаях необходима своевременная помощь, пока обострение не привело к
развитию других проявлений семейной дисфункции. Наиболее ярко это
прослеживается на примере матерей-одиночек. При этом только в половине случаев
дисфункции налицо проблема алкоголизма или других асоциальных проявлений. Во
многих случаях именно распад семьи, трудности, связанные с социальной
незащищенностью матерей-одиночек стали отправной точкой развития алкоголизма.
Но в тех семьях, где матери пытаются добросовестно выполнять свои обязанности, дисфункциональность
может проявляться в других формах: гипо - и гиперопека, авторитарность,
авторитарность, попустительство. Чаще всего, матери-одиночки испытывают
значительные материальные трудности при устройстве на работу, в налаживании
социальных связей [6, с. 50].
Таким
образом, при отсутствии семейной дисфункции в этом случае мы можем говорить
лишь условно, имея в виду отсутствие угрозы жизни здоровья ребенка внутри
семьи. Рассматривая же ситуацию с точки зрения социального педагога, можно с
уверенностью говорить о нарушении внутрисемейной коммуникации, взаимопонимания
между родителями и детьми, то есть психологической дисфункции [6, с. 45].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|