Учредителем средств массовой
информации может быть гражданин, группа граждан, политическая партия и иное
общественное объединение, предприятие, учреждение, организация, государственный
орган. Средства массовой информации подлежат регистрации в органе
государственного управления, определяемым Советом Министров Республики Беларусь
(в настоящее время данная функция возложена на Министерство печати и
информации). Решение о регистрации принимается в месячный срок со дня приема
соответствующего заявления и необходимых документов. Отказ в регистрации
средства массовой информации, нарушение регистрирующим органом установленного
для регистрации срока могут быть в месячный срок обжалованы в суд учредителем
или редакцией средства массовой информации.
В случае нарушения средством массовой
информации требований законодательства его деятельность может быть прекращена
по решению учредителя или судом в порядке гражданского судопроизводства по иску
регистрирующего органа либо прокурора.
В соответствии со ст.3 Закона,
граждане Республики Беларусь имеют право беспрепятственно искать, получать,
использовать и распространять информацию при помощи печати и других средств
массовой информации, свободно выражать через них свои мысли, взгляды и
убеждения. В то же время статья 5 Закона указывает на недопустимость
злоупотребления свободой средств массовой информации и устанавливает
ограничения в их использовании. Так, не допускается использование средств
массовой информации для: пропаганды войны и агрессии; распространения
порнографической продукции; совершения действий, наказываемых в уголовном порядке
и т.д.
Свобода средств массовой информации
рассматривается государством как основа реализации конституционного права
граждан на свободу слова и информации, как важная составная часть национальной
культуры.
Уровень материального и духовного
благосостояния народа во многом определяется наличием у граждан экономических,
социальных и культурных прав, которые позволяют им активно проявлять свои
творческие способности и обеспечивать надлежащие условия для жизни и
деятельности. Указанные права тесно связаны между собой и органически дополняют
друг друга. Например, право на труд образует предпосылки для реализации права
на вознаграждение за выполненную работу, на охрану здоровья, на социальное
обеспечение в старости, в какой-то степени право собственности и в то же время
является основой свободы художественного, научного, технического творчества.
В соответствии со статьей 41
Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, как
наиболее достойный способ самоутверждения человека, т.е. право на выбор
профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями,
образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных
потребностей, а также на безопасные и здоровые условия труда.
В целях наиболее полной реализации
данного права, государство создает условия для полной занятости населения. В
случае не занятости лица по независящим от него причинам ему гарантируется
обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных
потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.
Кроме того, согласно части третьей
комментируемой статьи Конституции Республики Беларусь, граждане имеют право на
защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение
в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и
право на забастовку.
Принудительный труд в нашей
республике запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда
или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.
Трудовое законодательство, и в
частности, Трудовой Кодекс Республики Беларусь, принятый в 1999г. закрепляет
ряд способов защиты гражданами своих экономических и социальных интересов.
Среди них: обращение в комиссию по трудовым спорам, объединение в профсоюзы,
заключение коллективных договоров (соглашений), прекращение работы (забастовка).
В современных условиях содержание
права на труд приобрело иной аспект, в сравнении с периодом существования СССР.
По советским Конституциям оно трактовалось как обязанность и для государства
(предоставить человеку работу) и для граждан (обязательно трудиться). В
отношении неработающих трудоспособных лиц предусматривалась административная и
даже уголовная ответственность за т.н. «тунеядство».
Сегодня право на труд понимается,
прежде всего, как право личности реализовать свои умения, способности и
таланты.
В соответствии со статьей 42
Конституции лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля
вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его
количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня,
обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. При этом
часть вторая указанной статьи гарантирует женщинам и мужчинам, взрослым и
несовершеннолетним равное вознаграждение за труд равной ценности.
Трудовой кодекс в развитии
конституционных положений предусматривает систему государственных гарантий по
оплате труда работников, которая включает в себя: величину минимальной
заработной платы, величину размера тарифной ставки первого разряда Единой
тарифной сетки для работников бюджетной сферы; размеры увеличения оплаты труда
за работу в условиях, отличающихся от нормальных; ограничение размеров
удержаний из заработной платы; ответственность нанимателей за нарушение условий
коллективного договора, соглашения по оплате труда и др. (ст.56).
Трудовой кодекс определяет формы,
системы и размеры оплаты труда (ст.63). Заработная плата выплачивается в
денежных единицах Республики Беларусь. Замена денежной оплаты натуральной
формой допускается только с согласия работника.
Выплата заработной платы работникам
производится, как привило, по месту выполнения ими работы. Если работник в день
выплаты выполняет поручение нанимателя вне места работы (в организации заказчика,
служебной командировке, на курсах повышения квалификации и т.д.), то по просьбе
работника наниматель должен за свой счет выделить ему причитающуюся заработную
плату. По желанию работника заработная плата полностью или частично
перечисляется на счет в банке.
В случае невыплаты по вине нанимателя
причитающихся при увольнении сумм работник имеет право взыскать с нанимателя
средний заработок за каждый день просрочки.
Для обеспечения выплат причитающейся
работникам заработной платы, а также предусмотренных законодательством,
коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в
случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации
организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и в
других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать
резервный фонд заработной платы. Его размер, основания, порядок создания и
использования определяются Правительством Республики Беларусь.
Данное право также имеет
конституционную основу. Для работающих по найму это право обеспечивается
установлением рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращенной
продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных
оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха (ст.43).
Понятие отпуска, а также основания и
порядок его предоставления определяется Трудовым кодексом. Под отпуском
понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период
для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной
платы в случаях, предусмотренных Кодексом (ст.150). Все отпуска делятся на
трудовые и социальные. В свою очередь, первые из них подразделяются на основной
минимальный отпуск, основной удлиненный отпуск, дополнительные отпуска; ко
вторым относятся отпуска по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с
обучением без отрыва от производства, в связи с катастрофой на Чернобыльской
АЭС, творческие, по уважительным причинам личного и семейного характера.
Продолжительность отпусков работников
по общему правилу исчисляется в календарных днях. Государственные праздники и
праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней
отпуска не включаются и не оплачиваются. Продолжительность основного
минимального отпуска не может быть менее 21 календарного дня. Продолжительность
основного удлиненного отпуска для различных категорий работников определяется
статьей 156 Трудового кодекса.
Работникам, занятым на работах с
вредными условиями труда, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью
от 7 до 41 календарного дня. Список производств, цехов, профессий и должностей
с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный
отпуск, а также порядок предоставления этого отпуска утверждается Правительством
Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
Трудовые отпуска (основной и
дополнительный) за первый рабочий год предоставляются не ранее чем через шесть
месяцев работы у нанимателя. Но статьей 166 Трудового кодекса определен
перечень категорий работников, по желанию которых наниматель обязан
предоставить им трудовые отпуска до истечения шести месяцев работы.
Государство на конституционном уровне
гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник
имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолично,
так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, право ее
пользования определяются законом. Собственность, приобретенная законным способом,
защищается государством.
Государство поощряет и охраняет
сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов.
Принудительное отчуждение имущества
допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и
порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием
стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда.
Осуществление права собственности не
должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей
среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом
интересы других лиц (ст.44 Конституции Республики Беларусь).
Основными актами, регулирующими
отношения по поводу собственности, являются Конституция и Гражданский кодекс
Республики Беларусь, принятый 7 декабря 19998г.
Собственность может быть
государственной и частной. Субъектами права первой из них являются Республика
Беларусь и административно-территориальные единицы, а субъектами права второй –
физические и негосударственный юридические лица.
В собственности граждан и юридических
лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества,
которое в соответствии с законом не может находиться в собственности граждан
или юридических лиц.
Имущество, находящееся в
собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей
собственности. При этом данное имущество может находиться у них с определением
доли каждого из собственников.
Гражданский кодекс и принятые в
соответствии с ним законодательные акты регулируют порядок наследования
собственности. Наследование осуществляется по закону и по завещанию.
Наследование по закону имеет место при отсутствии завещания, либо если
последнее определяет судьбу не всего наследства, а также в иных случаях,
установленных Гражданским кодексом.
Наследство может быть принято в
течение шести месяцев со дня открытия наследства. По заявлению наследника,
пропустившего срок для принятия наследства, суд может признать его принявшим
наследство, если найдет причины пропуска срока уважительными, в частности, если
установит, что этот срок был пропущен потому, что наследник не знал, а должен
был знать об открытии наследства, и, при условии, что наследник, пропустивший
срок для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после
того, как причины пропуска этого срока отпали.
Гражданам Республики Беларусь
гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в
государственных учреждениях здравоохранения. Государство создает условия доступного
для всех граждан медицинского обслуживания (ст.45 Конституции Республики
Беларусь). В соответствии с частью третьей указанной статьи, это право
обеспечивается кроме бесплатного лечения в государственных учреждениях
здравоохранения также развитием физической культуры и спорта, мерами по
оздоровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными
учреждениями и совершенствованием охраны труда.
Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах, вступивший в силу 3 января 1976г., и к которому
присоединилась Республика Беларусь, определяет перечень мероприятий, которые
должны включать меры, направленные на обеспечение наивысшего достижимого уровня
физического и психического здоровья:
·
обеспечение
сокращения мертворождаемости и детской смертности и здорового развития ребенка;
·
улучшение всех
аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности;
·
предупреждение и
лечение эпидемических, эндемических, профессиональных и иных болезней и борьбы
с ними;
·
создание условий,
которые бы обеспечивали медицинскую помощь и медицинский уход в случае болезни.
Закон Республики Беларусь «О здравоохранении» от 18 июня 1993г. (в ред. от 11.01.2002г.) в полной мере
воспринял и развил указанные положения международного документа. В соответствии
с ним, право граждан на охрану здоровья обеспечивается бесплатной медицинской
помощью в государственных учреждениях здравоохранения; укреплением материально
технической базы учреждений здравоохранения; подготовкой медицинских и
фармацевтических кадров; созданием для человека благоприятной среды обитания;
возможностью пользоваться медицинскими, лечебно профилактическими и
оздоровительными учреждениями; созданием условий для занятий физической
культурой и спортом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|