на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Региональная политика

Реферат: Региональная политика

ВВЕДЕНИЕ

Молодому российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Одним из таких очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г., - что отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.

Прошедшие 6 лет показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего государства.

Часть 1: Анализ основной проблематики по теме ''региональная политика'' (на основе данных рефератативного журнала ''География'')

По рефератативному журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно, выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к какой-либо группе может быть спорным.

Особое место среди всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России. Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость, содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье (''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране. Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'') рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'') приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается, что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов собственности, установления и юридического закрепления их нового правового статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью, условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов территориального развития.

Много статей посвящено анализу территориального устройства РФ. Причем в большинстве из них обосновывается необходимость территориальной реформы, нацеленной на создание в перспективе демократической системы административного устройства путем поэтапных эволюционных преобразований(13,14)). В связи с чем предлагается проект трехуровневой системы социально-экономического и административного районирования РФ: макроуровень (4-5 основных зон и 15-20 крупных социально-экономических районов), мезоуровень (150-200 административных округов), микроуровень (2,5-3 тыс. городов с административными районами) (3) или вариант укрупнения собственно русских областей до 17 субъектов Федерации(100). Кроме того В статье Подколзина В.В. ''Перспективы административно-территориального устройства РФ'' отмечается, что вопросы административно-территориального устройства страны почему-то оказались вне сферы интересов парламента(111). Это затрудняет переход к рыночноориентированной экономике и к самоуправлению экономических районов. Нет ясности и в определении характера суверенитета многих субъектов Федерации, в том числе населенных русскими. Необходим новый проект генерального экономического и административно-территориального районирования России. Практически всех авторов объединяет мнение о необходимости реформирования существующей административно-территориальной системы России.

Вплотную к административно-территориальному устройству подходит проблема некоторой классификации регионов по преобладающим в них проблемам и т.д. Исследуется вопрос регионализации в России, который в общем-то содержит и здоровые начала, вызванные демократизацией, и опасные тенденции сепаратизма. В стране происходят процессы децентрализации и федерализации. Выделено 3 типа регионов, которые по-разному реагируют на макроэкономическую и структурную политику государства(81). Полномасштабная классификация регионов РФ по их реакции на экономические реформы сделана в статье Марковой Н.Н. ''Региональная политика государства на современном этапе'', где используются 2 количественных критерия: уровень депрессии и уровень социально-экономического развития. Всего выделено 10 групп регионов, для которых обсуждается вопрос о дифференцированных мерах государственной социально-экономической политики.

Основы федерализма занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм - это основа всей региональной политики в нашей стране, поэтому проблемы федеративных отношений в РФ рассмотрены в очень многих статьях. Своеобразие российского федерализма состоит в том, что он сочетает в себе как территориальные так и национальные начала. Как показывает опыт, ''смешанный'' характер федерализма придает ему культурно-политическое многообразие, а следовательно, и жизненность(2). Наиболее серьезным препятствием развитию в России федерализма является отсутствие должного динамизма в реальной передаче полномочий субъектам РФ (37). Причем утверждается, что в региональной политике наиболее актуальной является проблема создания экономического механизма федеративных отношений. Только федерализм снизу обеспечит единство России, а Федеративный договор имел целью разграничить противоречия между гипертрофированным центром и страной, превращенной в провинцию, лишенной возможности самоопределения и самоуправления (31). В статье Семенова В. и др. ''Перспективы российского федерализма'' характеризуется опыт Татарии, рассматриваются подходы к разделению бюджетов при максимальном соблюдении принципа равенства субъектов Федерации. Рассматривается проблема государственности республик на основе суверенитета в составе РФ: в реальной жизни проблема суверенитета сконцентрировалась в вопросе о верховенстве законов, разграничении полномочий и компетенции между центром и регионами (43).

Особый пласт статей рассматривает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ. Безусловно, необходимым условием реализации региональной политики должно быть разделение прав и полномочий федеральной власти и субъектов Федерации. Правовая основа разграничения полномочий - Конституция РФ (7). В стране есть три точки мнения по данному вопросу: ''сепаратистская'', ''имперская'' и ''федералистская'' (67). Особое место уделяется анализу действующей практики подписания, также приводится критика содержания договоров, а также порядка вступления в силу соглашений к ним. Отмечается слабая законотворческая деятельность Федерального Собрания в этой сфере (10), хотя в марте 1995 г. российский парламент принял рекомендации о концепции новой региональной политики, которые связаны с поиском такой формы государственного устройства, которая гармонизировала бы естественное стремление регионов к большей самостоятельности с укреплением единства и целостности России(6).

Без четко определенной концепции региональная политика как таковая существовать и эффективно выполнять свои функции не может. Десятилетие социально-экономической нестабильности в России привело к значительному ослаблению центральной государственной власти и, как следствие, к стремлению различных регионов страны к той или иной форме самостоятельности. В Москве имеется много властных органов, занимающихся территориальными проблемами России, поэтому требуется координация их деятельности и формирование общей государственной концепции региональной политики РФ (30). Основные положения региональной политики заложены указом Президента РФ ј803 от 3 июня 1996 г., но он носит рекомендательный характер (65). Поэтому государственной стратегии регионального развития и концепции региональной политики уделила внимание и Государственная Дума, в которой прошли парламентские слушания по данному вопросу (66). Констатируя кризис национальной государственности в России, который проявился в политической суверенизации регионов страны, в элитной политизации региональных интересов, в периодическом и спонтанном переделе национального общественного богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами власти, отмечается, что принятие концепции региональной политики могло бы стать основой для разрешения большинства проблем (70).

Региональная политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений (6). Т.о., региональная политика в России - это государственные меры по перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Главное в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит подчиненный характер (90). Большую опасность для будущего страны представляет сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск (вероятность) обособления и отделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ, третичный риск (опасность отделения) для регионов. Ослабление власти центра привело к формированию межрегиональных ассоциаций типа ''Сибирского соглашения'', но их образование не несет угрозы распада Федерации и должно быть закреплено законодательно (101). Целями региональной политики федеральных органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование единого правового пространства в этой области, активизация деятельности субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении информационной безопасности на своей территории, содействие развитию региональной среды распространения сообщений(42).

Поддержка развития регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян, неоднородность российских регионов) (69). От советского периода Россия унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему производства, втянутости в международные экономические связи, структуре экономики, уровню жизни (18). Россия должна признать тот факт, что дифференциация является естественным этапом существования нынешней территориальной системы страны и что на смену стратегии расширения должна прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний мир в новом качестве (87). Поэтому осуществляя государственное регулирование регионального развития главное внимание должно быть обращено на финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и селективной поддержки регионального развития (46). В общем новая региональная стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития и размещения производственных сил России, который включает инвариантный прогноз территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также прогнозной оценки экономического и социального развития регионов (85). Отмечается, что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную борьбу с противоречиями регионального развития. Вполне вероятна такая ситуация, что через некоторое время в стране одновременно будут присутствовать допромышленные, промышленные и постпромышленные типы экономики регионов, что неизбежно будет ослаблять экономическую спаянность страны (20).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.