Реферат: Региональная политика
ВВЕДЕНИЕ
Молодому
российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей
государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором
оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего
развития: началось построение современного правового демократического
государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все
началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской
системы, с введением практически новых для страны различных демократических
формаций и институтов.
Одним из таких
очень важных нововведений стали принципы федерализма (которые, правда, были
провозглашены еще на советском этапе истории страны, в 1918 г., - что
отразилось в названии РСФСР, - но они так и остались только на бумаге и
практического развития не получили). Только после распада СССР федеративные
отношения стали основой государственного устройства молодого российского государства.
Прошедшие 6 лет
показали, что федерация - единственно возможная на данном этапе истории форма
существования такого огромного и многонационального государства как Россия. Но
единство и будущее процветание страны могут быть обеспечены только такой формой
отношений между федеральным центром и субъектами федерации, которая учитывает
как интересы отдельных регионов, так и всего государства в целом. Именно это и
призвана обеспечить региональная политика, которая в современной России
приобрела чрезвычайно важное значение, стала ведущей в развитии нашего
государства.
Часть 1: Анализ
основной проблематики по теме ''региональная политика'' (на основе данных
рефератативного журнала ''География'')
По рефератативному
журналу ''География'' мною было выделено 111 статей по региональной политике. В
части я попытаюсь кратко охарактеризовать их содержание, разбив при этом для
удобства на группы. Основной (но не обязательный) критерий выделения статей в
какие-либо группы -единство поднимаемых в них вопросов и проблем современной
регио-нальной политики. Т.о., у меня получилось примерно 20 групп. Конечно,
выделение некоторых групп вообще или хотя бы отнесение той или иной статьи к
какой-либо группе может быть спорным.
Особое место среди
всех статей занимает цикл публикаций Лексина В., Швецова А. и др. под общим
названием ''Региональная политика России: концепции, проблемы и решения''. Это
практически единственный в своем роде цикл статей, который затрагивает в той
или иной степени почти все основные проблемы региональной политики России.
Первая статья цикла является вводной и поэтому авторы в ней рассматривают общие
вопросы региональной политики (понятие региональной политики, ее необходимость,
содержание, объект, субъект, государственные региональные интересы и местные
интересы, правовые методы региональной политики и т.д.). Во второй статье
(''Региональные бюджетно-налоговые системы'') сформированы основные принципы
региональной политики и реформирования бюджетно-налогового процесса в стране.
Третья статья (''Региональ-ная политика и формирование земельного рынка'')
рассматривает сущность земельного рынка и интересы участников земельных
рыночных отношений; региональные особенности земельного рынка; мировой опыт по
данному вопросу. Авторы отмечают, что среди всех реформ Правительства РФ в
сфере земельных отношений оказались наиболее трудными в реализации. Кроме того
рассмотрены новые возможности соединения региональной политики и земельного
рынка. В сферу региональной политики должны попасть все без исключения элементы
и условия земельного рынка - от формирования нормативных цен до воздействия на
структуру форм земельной собственности. В статье 5 (''Экономика и федерализм'')
приводятся 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма
(разделение действий, ответственности и ресурсов и т.д.). При этом отмечается,
что до сих пор многие весьма важные вопросы не нашли еще окончательного
решения: правовой регламентации действий по разграничению объектов
собственности, установления и юридического закрепления их нового правового
статуса; организация управления государственной и муниципальной собственностью,
условий и ограничений в распоряжении ею и т.д. В статье 7 (''Приоритеты
региональной политики'') освещаются вопросы методологии, основы которой состоят
в признании необходимости и возможности дополнения многочисленных и весьма
полезных параметров, базирующихся на данных традиционной статистики и
отчетности, такими показателями и характеристиками, которые позволяли бы
оценить последствия развития конкретных ситуаций с позиций региональных
интересов и целей региональной политики. Рассмотрены 3 группы вопросов: анализ
и оценка хода конкретных направлений реформ в регионах РФ (на примере
приватизации), анализ и оценка конкретной региональной ситуации (на примере
депрессивных территорий). В восьмой статье (Муниципализация социальных объектов
приватизированных предприятий) отмечается, что принимаемые решения по передаче
в муниципальную собственность социальных объектов приватизируемых предприятий
нацелены на то, чтобы и профиль соответствующих объектов сохранить, и
обеспечить в то же время их нормальное функционирование, что практически
нереально. В девятой статье рассмотрена реализация программных методов
территориального развития.
Много статей
посвящено анализу территориального устройства РФ. Причем в большинстве из них
обосновывается необходимость территориальной реформы, нацеленной на создание в
перспективе демократической системы административного устройства путем
поэтапных эволюционных преобразований(13,14)). В связи с чем предлагается
проект трехуровневой системы социально-экономического и административного
районирования РФ: макроуровень (4-5 основных зон и 15-20 крупных
социально-экономических районов), мезоуровень (150-200 административных
округов), микроуровень (2,5-3 тыс. городов с административными районами) (3)
или вариант укрупнения собственно русских областей до 17 субъектов
Федерации(100). Кроме того В статье Подколзина В.В. ''Перспективы
административно-территориального устройства РФ'' отмечается, что вопросы административно-территориального
устройства страны почему-то оказались вне сферы интересов парламента(111). Это
затрудняет переход к рыночноориентированной экономике и к самоуправлению
экономических районов. Нет ясности и в определении характера суверенитета многих
субъектов Федерации, в том числе населенных русскими. Необходим новый проект
генерального экономического и административно-территориального районирования
России. Практически всех авторов объединяет мнение о необходимости
реформирования существующей административно-территориальной системы России.
Вплотную к
административно-территориальному устройству подходит проблема некоторой
классификации регионов по преобладающим в них проблемам и т.д. Исследуется
вопрос регионализации в России, который в общем-то содержит и здоровые начала,
вызванные демократизацией, и опасные тенденции сепаратизма. В стране происходят
процессы децентрализации и федерализации. Выделено 3 типа регионов, которые
по-разному реагируют на макроэкономическую и структурную политику государства(81).
Полномасштабная классификация регионов РФ по их реакции на экономические
реформы сделана в статье Марковой Н.Н. ''Региональная политика государства на
современном этапе'', где используются 2 количественных критерия: уровень
депрессии и уровень социально-экономического развития. Всего выделено 10 групп
регионов, для которых обсуждается вопрос о дифференцированных мерах
государственной социально-экономической политики.
Основы федерализма
занимают очень важное место в региональной политике, фактически федерализм -
это основа всей региональной политики в нашей стране, поэтому проблемы
федеративных отношений в РФ рассмотрены в очень многих статьях. Своеобразие
российского федерализма состоит в том, что он сочетает в себе как
территориальные так и национальные начала. Как показывает опыт, ''смешанный''
характер федерализма придает ему культурно-политическое многообразие, а
следовательно, и жизненность(2). Наиболее серьезным препятствием развитию в
России федерализма является отсутствие должного динамизма в реальной передаче
полномочий субъектам РФ (37). Причем утверждается, что в региональной политике
наиболее актуальной является проблема создания экономического механизма
федеративных отношений. Только федерализм снизу обеспечит единство России, а
Федеративный договор имел целью разграничить противоречия между
гипертрофированным центром и страной, превращенной в провинцию, лишенной
возможности самоопределения и самоуправления (31). В статье Семенова В. и др.
''Перспективы российского федерализма'' характеризуется опыт Татарии,
рассматриваются подходы к разделению бюджетов при максимальном соблюдении
принципа равенства субъектов Федерации. Рассматривается проблема
государственности республик на основе суверенитета в составе РФ: в реальной
жизни проблема суверенитета сконцентрировалась в вопросе о верховенстве
законов, разграничении полномочий и компетенции между центром и регионами (43).
Особый пласт статей
рассматривает разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным
центром и субъектами РФ. Безусловно, необходимым условием реализации
региональной политики должно быть разделение прав и полномочий федеральной
власти и субъектов Федерации. Правовая основа разграничения полномочий -
Конституция РФ (7). В стране есть три точки мнения по данному вопросу:
''сепаратистская'', ''имперская'' и ''федералистская'' (67). Особое место
уделяется анализу действующей практики подписания, также приводится критика
содержания договоров, а также порядка вступления в силу соглашений к ним.
Отмечается слабая законотворческая деятельность Федерального Собрания в этой
сфере (10), хотя в марте 1995 г. российский парламент принял рекомендации о
концепции новой региональной политики, которые связаны с поиском такой формы
государственного устройства, которая гармонизировала бы естественное стремление
регионов к большей самостоятельности с укреплением единства и целостности
России(6).
Без четко
определенной концепции региональная политика как таковая существовать и
эффективно выполнять свои функции не может. Десятилетие социально-экономической
нестабильности в России привело к значительному ослаблению центральной
государственной власти и, как следствие, к стремлению различных регионов страны
к той или иной форме самостоятельности. В Москве имеется много властных
органов, занимающихся территориальными проблемами России, поэтому требуется
координация их деятельности и формирование общей государственной концепции
региональной политики РФ (30). Основные положения региональной политики
заложены указом Президента РФ ј803 от 3 июня 1996 г., но он носит
рекомендательный характер (65). Поэтому государственной стратегии регионального
развития и концепции региональной политики уделила внимание и Государственная
Дума, в которой прошли парламентские слушания по данному вопросу (66). Констатируя
кризис национальной государственности в России, который проявился в
политической суверенизации регионов страны, в элитной политизации региональных
интересов, в периодическом и спонтанном переделе национального общественного
богатства региона между федеральными, региональными и местными структурами
власти, отмечается, что принятие концепции региональной политики могло бы стать
основой для разрешения большинства проблем (70).
Региональная
политика как единое целое в нашей стране полностью еще не сложилась и ее
основные положения окончательно не оформились. Поэтому назрела необходимость
развернуть работу органов государственной власти по созданию и отладке
механизмов функционирования и развития цивилизованных федеративных отношений
(6). Т.о., региональная политика в России - это государственные меры по
перераспределению ресурсов между регионами страны ради заданных целей. Главное
в региональной политике - социальная сторона, воздействие же на хозяйство носит
подчиненный характер (90). Большую опасность для будущего страны представляет
сепаратизм, для которого выделяют три категории: первичный риск (вероятность)
обособления и отделения регионов, вторичный риск (тяжесть последствий) для РФ,
третичный риск (опасность отделения) для регионов. Ослабление власти центра
привело к формированию межрегиональных ассоциаций типа ''Сибирского
соглашения'', но их образование не несет угрозы распада Федерации и должно быть
закреплено законодательно (101). Целями региональной политики федеральных
органов в области информационного взаимодействия должно быть: формирование
единого правового пространства в этой области, активизация деятельности
субъектов Федерации по формированию их собственной политики в обеспечении
информационной безопасности на своей территории, содействие развитию
региональной среды распространения сообщений(42).
Поддержка развития
регионов - одна из главных функций региональной политики, но сначала нужно
рассмотреть причины обострения региональных проблем в России на фоне
общенационального кризиса (раздвоенность национального сознания россиян,
неоднородность российских регионов) (69). От советского периода Россия
унаследовала большие различия между субъектами Федерации по объему
производства, втянутости в международные экономические связи, структуре
экономики, уровню жизни (18). Россия должна признать тот факт, что
дифференциация является естественным этапом существования нынешней
территориальной системы страны и что на смену стратегии расширения должна
прийти стратегия сосредоточения, дающая возможность сконцентрировать усилия на
перестройке и разрешении внутренних проблем для последующего выхода во внешний
мир в новом качестве (87). Поэтому осуществляя государственное регулирование
регионального развития главное внимание должно быть обращено на
финансово-бюджетные и налоговые аспекты государственного регулирования и
селективной поддержки регионального развития (46). В общем новая региональная
стратегия должна быть обоснована в комплексном прогнозе развития и размещения
производственных сил России, который включает инвариантный прогноз
территориального развития страны и основных межотраслевых комплексов, а также
прогнозной оценки экономического и социального развития регионов (85).
Отмечается, что условиях рыночных отношений Россия обречена вести постоянную
борьбу с противоречиями регионального развития. Вполне вероятна такая ситуация,
что через некоторое время в стране одновременно будут присутствовать
допромышленные, промышленные и постпромышленные типы экономики регионов, что
неизбежно будет ослаблять экономическую спаянность страны (20).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|