на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Региональная политика

По каждому типу регионов авторы приводят свои рекомендации по их дальнейшему развитию.

В общем же большое внимание уделяется бюджетному выравниванию (т.е. оказание централизованной финансовой помощи регионам с тем, чтобы обеспечить на всей территории страны, как минимум, сопоставимый уровень финансирования закрепленных за ними социально значимых расходов - это основное (по крайней мере, по объему затрат) на сегодняшний день направление региональной политики, которое определяет уровень перераспределения бюджетных ресурсов между регионами.

Важно, что авторы отмечают недостатки действующего механизма оказания финансовой помощи регионам, основными из являются, как справедливо утверждается в статье, элементы субъективизма в распределении трансфертов, отсутствие четких критериев оценки потребностей регионов в бюджетных ресурсах, нецелевой характер предоставляемых средств, распыление федеральной помощи среди 70-75 регионов, формальный характер статуса регионов, "нуждающихся" и "особо нуждающихся" в поддержке и т.д. Поэтому огромным плюсом данной публикации являются приведенные в ней пути реформирования механизма бюджетного выравнивания, которые предполагают последовательное решение нескольких ключевых проблем: 1) разграничение ответственности между Федерацией и субъектами Федерации за финансирование тех или иных расходов. Именно с этого, а не с разделения доходов, как это до сих пор имеет место в России, должно начинаться формирование работоспособной модели бюджетного федерализма; 2) оценка реальных потребностей регионов в бюджетных ресурсах; 3) оценка доходной базы регионов; 4) выработка критериев и объема предоставления федеральной помощи по текущим социальным расходам; 5) определение форм и условий оказания федеральной помощи; 6) введение особых бюджетных режимов - специфическая проблема России - наличие 15-20 субъектов Федерации с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности и включение их в общую схему межбюджетных отношений искажает формулы и критерии бюджетного выравнивания, препятствует расширению бюджетной самостоятельности большинства регионов и в конечном счете завышает объем необходимой большинству регионов централизованной помощи; 7) финансирование программ регионального развития.

Тут справедливо встает вопрос о помощи депрессивным регионам, поэтому им в исследовании уделено довольно-таки много места. Рассмотрение данного очень непростого вопроса начинается с определения самого понятия депрессивный регион, который необходимо отличать от других видов проблемных регионов (районов нового освоения, слаборазвитых регионов, приграничных регионов, зон экологического бедствия и т.д.). Депрессивный регион - это в прошлом относительно благополучная территория с, как правило, высоким промышленно-производственным потенциалом и достаточно развитой инфраструктурой (в том числе социальной). Его кризисное состояние - проявление структурного кризиса российской экономики, обусловившего неравномерный спад производства по отраслям и, соответственно, регионам их сосредоточения. Дальше авторы анализируют формы поддержки депрессивных регионов - данный анализ, по-моему мнению наиболее полный и отражает почти все аспекты данной проблемы. В исследовании предлагается следующее: сосредоточить деятельность и распределение средств Фонда поддержки малого бизнеса (предпринимательства) преимущественно в депрессивных регионах; обеспечить для предприятий депрессивных регионов первоочередное рассмотрение заявок на получение выделяемых на проведение структурной реконструкции и санации производства средств, разработать механизм оказания им технической помощи при подготовке таких заявок; предусмотреть преференциальный (льготный) порядок рассмотрения заявок на получение инвестиционных субсидий, государственных кредитов (в том числе конверсионных), гарантий по банковским кредитам предприятиями депрессивных регионов; предоставлять предприятиям депрессивных регионов налоговый кредит в первоочередном порядке (в случае его отмены - сохранить данную форму поддержки предприятий исключительно для депрессивных регионов); обеспечить приоритет депрессивных регионов при распределении инвестиций, проходящих по федеральным программам развития производственной инфраструктуры; предусмотреть приоритетное использование федеральной части фонда занятости населения (после ее давно назревшего расширения) в депрессивных регионах; предоставлять высвобождаемым работникам промышленных предприятий депрессивных районов целевые кредиты на жилищное строительство (с выделением в собственность земельных участков), а также оказывать им помощь в переселении; предоставлять кредиты населению депрессивных районов на получение образования (в том числе высшего), переквалификацию и т.д. В общем представлена очень детальная программа помощи и развития депрессивных регионов.

Т.о., в целом данное исследование оставляет благоприятное впечатление, хотя, т.к. такое исследование - одно из первых в своем роде, оно не лишено некоторых незначительных недостатков. Авторы добились поставленной перед собой цели: т.е. наиболее полно (как только возможно в современных сложных российских условиях) проанализировано развитие регионов России и, что может в некоторой степени даже еще более важно, даны рекомендации по дальнейшему региональному развитию России, намечены пути выхода регионов из сложившегося социально-экономического кризиса.

Такие исследования очень полезны, можно даже сказать, что они крайне необходимы России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Региональная политика - очень важная составляющая практически любой политики как на федеральном, так и на субфедеральном и местном уровнях. Хотя говорить о региональной политике только как о части какой-либо другой политики неверно. Региональная политика - самостоятельная и необходимая часть политической и правовой основы общества и всего государства.

Будущее России во многом определяется именно проводимой сейчас в нашей стране региональной политикой. Только при разумной, целостной и учитывающей интересы государства, регионов и населения региональной политике можно вообще говорить об этом будущем России как единой и процветающей страны. К сожалению, современная региональная политика Российской Федерации редко отвечает хотя бы одному из этих критериев.

Поэтому назрела необходимость проведения не только различных экономических и социально-экономических реформ в нашей стране, но также и единой и комплексной ''региональной'' реформы. В перспективе эта реформа должна быть направлена на сохранение единого как в социальном, экономическом так и политическом аспектах государства, выравнивание уровней развития регионов, повышение уровня жизни населения, дальнейшее развитие региональных и общегосударственной экономик, превращение России в развитое правовое демократическое федеративное государство.

Как мне кажется, федеральный центр в России должен выступать не только как управляющий и перераспределяющий финансовые ресурсы орган Федерации, но скорее как координирующий отношения между регионами и являющийся гарантом сохранения единого экономико-социально-политико-правового пространства. Регионы же не должны ограничиваться только своими сугубо региональными проблемами, но должны играть активную роль в политической и экономической жизни всего государства, а роль Совета Федерации как органа государственной власти должна быть повышена. Кроме того равноправие субъектов Федерации из фактически фикции, закрепленной в Конституции РФ, должно стать реальностью, а разделение страны по фактическим правам на ''республики'', ''области'', ''округа'' - анахронизм, место которому в истории. Федеральный центр не должен бояться передать некоторые права и свои функции в ведение субъектов Федерации (например, вопросы владения, распоряжения и пользования землей).

Россия - особое государство. Нахождение ее на стыке Востока и Запада, а также огромная территория не позволяют применить в полной мере опыт других стран. Поэтому нужно искать не универсальную ''формулу'' выхода из кризиса, а ''формулу'', учитывающую специфику России. Региональная политика должна во многом способствовать этому.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Список публикаций по теме в рефератативном журнале ''География''

1.            Абдулатипов Р.Г. ''Россия: нац. возрождение и межнац. сотрудничество'' / Регионология-1994.-ј2-3.-с.8-48, 189

2.            Абдулатипов Р.Г. ''Федерализация России и взаимосвязь рег. и нац. политики'' / Этнополит. вестник-1995.-ј1.-с.5-21

3.            Адамеску А. ''К совершенствованию терр.-организационной стр-ры России'' / Рос. экон. журнал-1993.-ј10.-с.60-71

4.            Анализ тенденций развития регионов России: Типология регионов, выводы и предложения / Прогр. Европ. союза Тасис / Ред. Лавров А.М., Кашин В.К. -М,1996.-96

5.            Анализ тенденций развития регионов России в 1992-1995 гг. / Прогр. Европ. союза Тасис-М,1996.-144

6.            Баланс интересов центра и регионов / Регионология-1995.-ј1.-с.48-50

7.            Барганджия Б.А. ''Рос. федерализм: разграничение предметов ведения и полномочий'' / Соц. полит. ж.-1996.-ј4.-с.56-57

8.            Бачило И.А., Гренбэк В.Г. ''Проблемные регионы ресурсного типа - объекты гос. регулирования'' / Изв. РАН-1994.-ј5.-с.24-29

9.            Бойко И.В. ''Экон. реформа и стратегия рег. развития'' /Вести Дальневост. отд-ния РАН-1993.-ј1.-с.3-12

10.          Болтенкова Л.Ф., Лавриненко И.Г. ''К вопросу о разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и ее субъектов'' /Ре-гионология-1996.-ј2.-с.31-40

11.          Болтенкова Л.Ф. ''Проблемы федерализма в условиях многонац. России'' / Регионология-1994.-ј4.-с.54-58

12.          Бородулина Н.А. ''Факторы перераспределения бюджетных средств между фед. центром и регионами'' / Изв. РАН. сер. геогр.-1995.-ј6.-с.87-98

13.          Бугаев В.К. ''Методологич. аспекты адм.-терр. устройства РФ'' / Изв. РГО-1993.-125,ј3.-с.17-23

14.          Бугаев В.К. ''Некоторые проблемы терр. устройства РФ'' / Теория и практика терр. орг. об-ва: Сб. науч. тр. по результатам рос. пол. семин., СПб -Вроцлав, 1989-1993гг.-СПб, 1995.-с.10-18, 33

15.          Бусыгина И. ''Рег. измерение полит. кризиса в России'' / Миров. экон. и междунар. отношения-1994.-ј5.-с.5-17

16.          Валентей С.Д. и др. ''Экон. механизм фед. отношений: из доклада Центра соц.-экон. проблем федерализма'' / О-во и экономика-1995.-ј1.-с.48-74

17.          Валентей С.Д. и др. ''Экон. механизм фед. отношений'' / О-во и экономика-1995.-ј2.-с.50-65

18.          Вардомский Л. ''Проблемы и противоречия рег. развития России'' / Россия и СНГ: дезинтеграц. и интеграц. интересы // Ин-т геогр. РАН-М,1995.-с.48-52

19.          Вардомский Л. ''Рег. политика: проблемы и противоречия'' / Власть-1994.-ј11.-с.41-46

20.          Вардомский Л. ''Центр и регионы России: экон. аспекты взаимоотношений'' / Вестн. науч. инф.-1994.-ј1.-с.3-33

21.          Викторов В.Н. ''Проблемы повышения эффективности рег. политики в РФ'' / Матер. 2-й научн.-практ. конф. ''Стратегия стабилиз. экон. региона: пробл. и решения'', Новосибирск, 18-19 апр. 1995.-Новосибирск, 1995.-с.45-49

22.          Гармонизация нац. отношений в России / Регионология-1994.-ј4.-с.3-8

23.          Геффе Н., Цапенко И. ''Россия в ''шкуре леопарда'': социальные проблемы рег. политики'' / Миров. экон. и междунар. отношения.-1996.-ј2.-с.17-25

24.          Гершкович БЯ. ''Регион и его интересы'' /Вестник Пятигор гос. лингв. ун-та, 1996.-ј1-с.66-75

25.          Гранин Ю. ''Большой капитал региональным элитам: сплотим ряды. Заметки с рос. экон. форума'' / Рос. Федерация.-1996.-ј12.-с.19-20

26.          Григорьев О.В., Нещадин А.А. ''Альтернативные подходы к экон. реформе в регионах'' / О-во и экономика.-1996.-ј6.-с.112-123

27.          Григорьев О.В. ''Три богатыря рег. политики'' / Делов. люди-1994.-ј2.-с.64-66

28.          Джарасова С.В. ''Формирование новой системы хозяйствования в регионе'' / Эффектив. рыноч. формы хозяйствований: Матер научн. семин. и теор. конф. аспирантов // Рос. акад. упр. Центр. пробл. рыночн. экон.- М, 1993.-с.23-26

29.          Журавлев А.Н. ''Вопросы рег. политики в предвыборных программах избират. блоков'' / Рос. экон. пробл. перехода к рынку: Терр. междунар. науч.-практ. конф., Пермь, 14-15 нояб. 1995 г. - Пермь, 1995.-с.131-134

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.