Определение
международного мигранта в национальной статистике Израиля отличается от того,
которое рекомендует ООН. Граждане других государств, приезжающие или уезжающие
из Израиля, при пересечении границы заполняют специальные формы в соответствии
с выданным им типом визы: иммиграционная, туристическая, на временное
проживание и др. Сведения о лицах с иммиграционной визой затем передаются в
регистр населения. Согласно определению, иммигрантом в Израиле считается
гражданин другого государства, который въезжает в Израиль с целью постоянного
проживания в соответствии с положениями Закона о возвращении или Закона о
въезде в страну. Кроме того, в статистике международной миграции Израиля
выделяется такая специфическая категория, как "потенциальные иммигранты".
Согласно циркуляру Министерства внутренних дел, с 1991 года к этой категории
относятся лица, которые прибыли в страну по иммиграционной визе или сертификату
в соответствии с Законом о возвращении с намерением остаться в Израиле сроком
до 3 лет с целью выяснения условий для поселения в качестве иммигрантов.
Потенциальные иммигранты включаются в общее итоговое число иммигрантов за год.
В целом в Израиле налажен надежный учет иммигрантов с их различными социально-демографическими
характеристиками.
Международная
миграция граждан Израиля определяется иначе, чем иностранцев. В категорию
"выехавшие израильтяне" попадают те граждане Израиля, которые собираются
пробыть за границей 365 дней и более, но до отъезда пробыли в Израиле как минимум
90 дней. К категории "возвращающиеся граждане Израиля" относятся те,
кто прожил за рубежом 365 дней и более и намеревается остаться в Израиле как
минимум на 90 дней.
За период с 1919 по 1989
год в Израиль прибыло 270 тысяч иммигрантов, рожденных на территории бывшего
СССР, или примерно 12% от общего числа иммигрантов за этот период. С 1990 по
2002 год Израиль принял более 870 тысяч уроженцев бывших союзных
республик. Эта величина
составила 26% от общего числа в 3333 тысячи зарегистрированных иммигрантов,
прибывших в Израиль с 1919 по 2000 год.
Распределение мигрантов
по республикам бывшего Союза как предыдущему месту проживания в израильской
статистике приводится с 1990 года. За период с 1990 по 2000 год большая часть
иммигрантов прибыла из Украины (более 225 тысяч), Российской Федерации (более
220 тысяч), Узбекистана (около 70 тысяч) и Белоруссии (более 61 тысячи).
Определения эмигрантов в
России и иммигрантов в Израиле в целом идентичны, поскольку главный критерий
их определения - выезд из страны и въезд в страну с целью постоянного
проживания - совпадает. В общем, за 1990-2000 годы между российскими данными
по эмиграции в Израиль и израильскими данными по иммиграции из России соблюдается
баланс. По российским данным, в Израиль выбыло чуть более 203 тысяч человек,
по израильским - из России прибыло порядка 215 тысяч человек. Однако в отдельные
годы наблюдаются достаточно существенные различия. Так, в 1990 году, согласно
данным МВД СССР, разрешение на выезд в Израиль
получила 61 тысяча жителей
РСФСР. По израильской статистике, в страну прибыло чуть более 45 тысяч человек
из Российской Федерации (с учетом потенциальных иммигрантов). Вероятно, не все
из тех, кто получил разрешение на выезд из России, воспользовались им, а часть
выехавших отправилась не в Израиль, а в другую страну. В последующие годы
различия между статистическими оценками двух стран сократились, но при этом
наблюдалось устойчивое превышение израильскими оценками российских (табл. 3).
В 1995-1997 годах разница между ними составила примерно 10%. Со всей степенью
осторожности можно предположить, что вероятный поток иммигрантов из России в Израиль
в 1,1 раза больше эмиграционного оттока, отмеченного в российских статистических
справочниках.
В
Канаде, как и в США, иммиграционные процессы играли и продолжают играть одну из
ключевых ролей в формировании населения страны. Страна имеет давние традиции
учета иммиграционных процессов и контроля над ними. В современной Канаде законодательную
базу, регулирующую международные миграционные перемещения, определение основных
категорий мигрантов составляют Иммиграционный акт 1976 года и Иммиграционные
правила 1978. Контроль над миграционными процессами осуществляет Департамент
гражданства и иммиграции.
Согласно
принятому в Канаде определению, к иммигрантам относятся люди, которые
переселяются в страну с целью постоянного проживания (landing). Это определение
соответствует определению эмигрантов, принятому в России. Именно на иммигрантах
будет сосредоточено далее наше внимание. В канадской статистике разрабатывается
информация и по другим видам международных перемещений. Так, к долговременным визитерам
(long-term visitors) относятся те люди, которые прибыли в Канаду на срок более
чем один год. Соответственно, в число кратковременных визитеров (short-term
visitors) попадают те, кто прибыл в страну на срок менее чем один год. Важное
место в статистике Канады занимает временное иностранное население. К нему
относят тех, кто прибыл в страну кленового листа с разрешением работать или
учиться, беженцев и некоторые другие категории лиц, прибывших из-за рубежа. На
1 июня 1999 года временное иностранное население Канады составляло 271 тысячу
человек, из которых 77 тысяч были иностранные рабочие, 87 тысяч - иностранные
студенты.
В
1990-х годах для Канады иммиграция из России не имела столь существенного
значения, как для Израиля, Германии, Финляндии и
даже США. В 1992 году доля
выходцев из бывшего СССР составила только 1,3% из 250-тысячного иммиграционного
потока в страну.
Около 40% иммигрантов
прибыли в тот год из Гонконга, Китая, Филиппин и Индии. Однако к 1998 году доля
выходцев из СССР
увеличилась и составила уже
6,3%. В конце 1998 года Россия заняла десятое место среди других государств по
числу иммигрантов,
обогнав давнего
миграционного партера Канады - Великобританию.
Оценить
объем иммигрантов из России за период с 1992 по 2003 год можно только
приблизительно, поскольку доля иммигрантов, не распределенных по бывшим союзным
республикам как предыдущему месту проживания, составляла в 1992 и 1993 годах
соответственно 82% и 38% от общего числа иммигрантов из СССР. В последующие
годы эта величина колебалась между 6% и 18%. С учетом этих цифр можно
предположить, что вероятная оценка числа иммигрантов из России находится в
интервале от 14,5 до 17,5 тысячи человек. Согласно российским данным, в Канаду
за тот же временной период отправилось 6,3 тысячи человек.
Таким образом, различия
между канадскими и российскими данными весьма существенны, за отдельные годы.
В среднем во второй половине 1990-х годов канадские оценки превышали российские
в 2,6-3 раза.[34]
Для
многих людей во всем мире понятия "богатство" и "иммиграция"
ассоциируются с Соединенными Штатами Америки. С 1820 года - года начала
непрерывной регистрации иммигрантов - по 1998 год в США въехало 64,6 миллиона
человек. Данные по иммиграции разрабатывает Служба иммиграции и натурализации
Соединенных Штатов, которая является подразделением Министерства юстиции.
Основу иммиграционной
статистики составляет информация по въездным визам и формам изменений в
иммиграционном статусе. К иммигрантам в США относятся люди, которые получили на
законных основаниях разрешение на постоянное проживание в США. В основном
подобное разрешение получают в других странах мира. Однако с 1989 года его
можно получить и в США, сменив статус неиммигранта (non-immigrant), временно
находящегося на территории США, на статус постоянного жителя страны. Последняя
категория лиц также включается в статистику иммиграции. Кроме того, согласно
акту о беженцах 1980 года, беженцы, которые прожили в стране более 1 года,
также могут получить статус постоянного жителя. По данным статистики, в
1992-1998 годах числа вновь прибывших иммигрантов и иммигрантов, получивших
этот статус в самих США, были примерно равны. В 1989-1991 годах это соотношение
было резко нарушено в пользу сменивших статус, так как в эти годы легализовали
свое положение в США более 2,6 миллиона нелегальных иммигрантов и
сельскохозяйственных рабочих по Акту о реформе и контроле 1986 года.
В
формировании населения США иммигранты - выходцы из Российской империи - играли
заметную роль на рубеже 19-20 веков. С 1891 по 1920 год в США из России прибыло
3 миллиона человек. После периода длительного затишья, обозначившегося в конце
1920-х годов, иммиграционный поток из бывшего СССР начал медленно оживать в
1970-х годах. Иммиграция в США заметно увеличилась вслед за открытием границ и
распадом СССР. Более того, в середине 1990-х годов по ежегодному числу
иммигрантов бывшие союзные республики занимали второе место после Мексики.
Всего в США за период с 1990 по 2002 год насчитывалось более 450 тысяч иммигрантов
из бывшего СССР, что составляет 5% от общего числа зарегистрированных иммигрантов
в США за этот период.
В американских
статистических изданиях, содержащих информацию по иммиграции, самой
распространенной характеристикой происхождения иммигранта является не страна
предыдущего места жительства, а место его рождения. Сравнивая эти данные для
СССР за 1991-2002 годы, можно увидеть, что число иммигрантов, родившихся в бывших
союзных республиках, на 10% больше числа иммигрантов, прибывших с их
территории. Таким образом, часть иммигрантов - уроженцев бывшего СССР - прибыла
в США из других стран. Российская Федерация фигурирует в американских справочниках
чаще как место рождения иммигрантов. За 1992-1998 годы в США получили статус
иммигранта 98,7 тысячи человек, которые родились на территории Российской
Федерации, а с учетом поправки на нераспределенных иммигрантов из бывшего
СССР - порядка 110 тысяч. Максимальное число иммигрантов приходится на 1996
год (табл. 2). Вместе с тем следует заметить, что из тех уроженцев Российской
Федерации, кто получил статус иммигранта после 1991 года, 53,5 тысячи человек
прибыли в страну до момента приобретения этого статуса как беженцы.
Сравнивать
российские и американские данные - достаточно сложная задача. Во-первых, в
американской статистике место происхождения иммигранта определяется чаще местом
его рождения, а не страной его последнего места жительства. С учетом рекомендаций
международных организаций и специфики российских данных для сравнения лучше
использовать те оценки, где происхождение иммигрантов определяется по
последнему месту жительства. Правда, следует заметить, что в конце 1990-х годов
число иммигрантов, родившихся в Российской Федерации, было всего на 3% меньше
числа иммигрантов, прибывших из Российской Федерации. Во-вторых, в статистике
США оценки мигрантов приводятся не за календарный, а за фискальный год,
который начинается 1 октября. В-третьих, заметная часть выходцев из России
получила статус иммигранта, уже находясь в США в качестве беженца или
неиммигранта (non-immigrant), причем большая часть из них прожила в США
один-три года или приехала туда в том же фискальном году. Возможно, этим
обстоятельством объясняются расхождения между российскими и американскими
данными в пользу российских для 1992 и 1993 годов (табл. 3). В 1996 году доля
вновь прибывших иммигрантов составила примерно 35% среди всех выходцев из России,
получивших статус иммигранта, в 2000 году - 55%. В-четвертых, в отличие от
американской Службы иммиграции и натурализации, российская статистика
практически не дает информации о том, кто и как получает разрешение на выезд в
США.
Таким
образом, при сравнении данных следует учитывать разницу между календарным и
фискальным годом, а также то обстоятельство, что часть мигрантов получает
статус иммигранта с временным лагом в 1-3 года. Сравнение данных показывает
наличие существенных различий в годовой динамике иммигрантов между российскими
и американскими оценками
Число
иммигрантов в США за 1996-2002 годы в 1,2-1,35 больше числа эмигрантов из
России по российским данным. Эти оценки помогут определить вероятную величину
недоучета в России эмиграции в США. Примерно такие же оценки можно получить,
если сравнить ежегодные российские и американские данные за 1993-1998 годы.
Вместе с тем, учитывая богатство американской статистики, эти выводы следует
уточнить после ее детального изучения.[37]
Финляндия относится к
разряду государств, в которых налажен идеальный, с современной точки зрения,
учет населения. В стране функционирует регулярно обновляемый централизованный
регистр населения, который может предоставить разнообразную и надежную информацию
по миграционным перемещениям. Определение внешних мигрантов в Финляндии
соответствует определению, предложенному ООН. К эмигрантам относятся граждане
Финляндии и иностранцы, покидающие страну на срок более года. В число иммигрантов
попадают граждане Финляндии, возвращающиеся в страну после пребывания за
рубежом более 1 года, и иностранцы, приезжающие в страну на срок более 1 года.
Миграционный
обмен с бывшими союзными республиками, особенно с Российской Федерацией и
Эстонией, играет заметную роль в функционировании миграционной системы
Финляндии. В 1992 году из бывшего СССР прибыло более 50% от общей численности
иммигрантов в Финляндию. К концу 1990-х годов эта доля снизилась до 30% главным
образом за счет уменьшения иммиграционного притока из Эстонии. Более 20% всех
иммигрантов приходится на Российскую Федерацию, и эта доля является достаточно
устойчивой.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|