Следует
отметить, что при оформлении протоколов и объяснений, получаемых от
граждан иностранных государств, сотрудники дознания зачастую не указывают
приведенные выше дополнительные сведения об иностранце. А вместе с тем,
отсутствие в протоколе перечисленных сведений затрудняет не только последующие
вызовы иностранцев для проведения с ними следственных действий, но и
обращение в инстанции по дипломатическим каналам либо в следственные органы
других стран в соответствии с международными договорами о правовой помощи.
Если
выяснится, что лицом, совершившим преступление, является иностранный гражданин,
обладающий дипломатическими иммунитетами и привилегиями, то приоритетными
являются те положения закона, которые представляют изъятия из общих правил
предварительного расследования.
Такими
особенностями являются правила о том, что:
- при наличии
у иностранного гражданина дипломатических привилегий и иммунитетов следует
обязательно отражать в каждом процессуальном документе его просьбу или согласие
на проведение с ним данного действия, причем удостоверять такую просьбу
(согласие) необходимо его подписью до начала проведения самого действия;
- в случае
использования дипломатическим сотрудником его права убыть с места происшествия
или при его отказе от дачи показаний необходимо в соответствующем протоколе
сделать отметку о том, что иностранцу было предложено участвовать в том или
ином процессуальном действии, и он отказался;
- при отказе
дипломатического сотрудника от подписи в процессуальном документе необходимо
сделать отметку об отказе от подписи с изложением сообщенных иностранцем мотивов
отказа;
- в процессуальных документах следует
указывать точные реквизиты и сроки действия документов, удостоверяющих личность
иностранца, адреса его местонахождения в России и за границей и др.
В ст. 29
Конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. устанавливается:
«Личность дипломатического агента неприкосновенна. Он не подлежит аресту
или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано
относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения
каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство».
Личная
неприкосновенность - и это общепризнанно в доктрине международного права -
является самым главным иммунитетом, из которого вытекают все остальные
иммунитеты и привилегии дипломата.
Объем
предоставляемых привилегий и иммунитетов дипломатов зависит от занимаемой
должности в иностранном представительстве, а также от выполняемых на момент
совершения правонарушения функций и от цели пребывания.
Иностранные
граждане, обладающие привилегиями и иммунитетами от уголовной юрисдикции
России, в общем виде составляют следующие основные группы:
1. Сотрудники дипломатических
представительств:
- глава
дипломатического представительства (посол, посланник, поверенный в делах);
- члены дипломатического
персонала (советники, торговые представители, военные, военно-морские и
военно-воздушные атташе, и их помощники, первые, вторые и третьи секретари,
атташе, секретари-архивисты, заместители торговых представителей), а также
проживающие с ними члены семьи, не являющиеся российскими гражданами;
- сотрудники
административно-технического персонала дипломатических представительств
иностранных государств и проживающие вместе с ними члены их семей, если эти
сотрудники и члены их семей не являются российскими гражданами и не проживают в
России постоянно;
- сотрудники
обслуживающего персонала представительств, не являющиеся российскими гражданами
и не проживающие в России постоянно;
-
дипломатические курьеры (лица, постоянно занимающиеся перевозкой дипломатической
почты либо временно назначенные для перевозки данной почты);
- домашние
работники (их еще именуют частными работниками), состоящие исключительно на
частной службе дипломатов.
2. Сотрудники консульских
представительств:
- глава консульства (генеральный
консул, консул, вице-консул и консульский агент, являющиеся руководителями
консульства);
- консульские
должностные лица (глава консульства и любое лицо, включая стажера, которому
поручено выполнение консульских функций);
- сотрудники
консульств (те, кто не являются консульскими должностными лицами и выполняют в
консульстве административные и технические функции; сюда входят также шоферы,
садовники и иные лица, выполняющие обязанности по обслуживанию консульств).
Вышеперечисленные
сотрудники консульских представительств не должны являться российскими
гражданами и проживать в России постоянно.
3. Члены персонала дипломатических
представительств в других странах, проезжающие транзитом через территорию
России:
- глава
дипломатического представительства и члены дипломатического персонала
представительства иностранного государства в третьей стране;
- члены их
семей, которые сопровождают указанных дипломатов и следуют отдельно, чтобы
присоединиться к ним или возвратиться в свою страну;
-
дипломатические курьеры, следующие транзитом через территорию России.
4. Сотрудники делегаций иностранных
государств:
- представители иностранных
государств;
- члены
парламентских и правительственных делегаций, приезжающие в Россию для участия в
межгосударственных переговорах, международных конференциях и совещаниях или с
другими официальными поручениями;
-
представители и члены делегаций иностранных государств, следующие для тех же
целей транзитом через территорию нашей страны;
- члены семей
вышеуказанных лиц, которые их сопровождают, если эти члены семьи не являются
российскими гражданами.
5. Сотрудники международных
межправительственных организаций:
-
представители иностранных государств при этих организациях;
- должностные
лица международных межправительственных организаций, категории которых
определяют высшие руководящие органы ООН, Совет Европы и др.
Глава
дипломатического представительства, члены дипломатического персонала
представительства и члены их семей, проживающие вместе с ними и не являющиеся
российскими гражданами, пользуются личной неприкосновенностью (не могут быть
подвергнуты задержанию или аресту).
Иммунитет от
юрисдикции России предоставляется перечисленным лицам в полном объеме, т. е. он
распространен не только на служебные действия данных лиц, но и на действия, не
связанные с выполнением ими своих служебных обязанностей.
Сотрудники
административно-технического персонала дипломатического представительства и
проживающие вместе с ними члены их семей, если эти сотрудники и члены их семей
не являются российскими гражданами или не проживают в России постоянно,
пользуются на основе взаимности привилегиями и иммунитетами, предоставленными
членам дипломатического персонала.
Сотрудники
обслуживающего персонала дипломатического представительства, не являющиеся
российскими гражданами или не проживающие в России постоянно, пользуются на
основе взаимности иммунитетом от уголовной юрисдикции России в отношении
действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей.
Домашние
работники сотрудников представительств (глав и членов дипломатического
персонала) пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом в той мере, в
какой это допускает государство пребывания аккредитации). Однако следует
учитывать, что на основе специального соглашения с иностранным государством на
сотрудников административно-технического и обслуживающего персонала
дипломатических представительств, на домашних работников и членов семьи
перечисленных лиц дипломатические привилегии и иммунитеты могут быть
распространены в полном объеме, исходя в отношении каждого отдельного
государства из принципа взаимности.
Консульские
должностные лица, включая главу консульского представительства, пользуются
личной неприкосновенностью и не могут быть подвергнуты задержанию или аресту,
иначе как в случае преследования за совершение тяжкого преступления или
исполнения вступившего в законную силу приговора суда. Они пользуются
иммунитетом от уголовной юрисдикции России в том, что касается их служебной
деятельности.
В полном
объеме дипломатические привилегии и иммунитеты распространены в России на
дипломатических курьеров, в том числе и тех, которые следуют транзитом через
территорию России, равно как и членам персонала дипломатических
представительств в третьей стране. Такие же права имеют члены семей,
сопровождающие данных транзитных пассажиров либо следующие отдельно, чтобы
присоединиться к ним или возвратиться в свою страну. Члены делегаций
иностранных государств и должностные лица международных и межправительственных
организаций обладают либо дипломатическими иммунитетами или иммунитетами от
юрисдикции в специально оговоренных пределах.
При
совершении кем-либо из вышеперечисленных иностранцев преступления, и его
задержании возникает необходимость удостовериться в том, что оно совершено этим
иностранцем в качестве должностного лица при исполнении им служебных
обязанностей и в каком объеме на него распространяется личная
неприкосновенность.
Этот вопрос
выясняется письменным запросом начальника следственного подразделения,
адресованным в Департамент Государственного протокола МИДа России, который
выдает дипломатам и членам их семей соответствующие документы - дипломатические
карточки (на русском языке), в которых удостоверяется, что их владельцы
пользуются всеми привилегиями и иммунитетами.
В запросе
необходимо изложить: когда (время, число) и при каких обстоятельствах было
совершено преступление конкретным сотрудником иностранного представительства
(реквизиты документа, по которому удостоверена его личность). Категорически
запрещается непосредственное обращение должностных лиц органов внутренних дел в
какой бы то ни было форме (письменной, устной) в представительства иностранных
государств для уточнения сведений о том или ином иностранном гражданине и по
другим вопросам (вызов в органы дознания и предварительного следствия, получения
различного рода консультаций по вопросам правового статуса иностранного
гражданина, спрашивание согласия на проведение процессуальных действий и т.
п.).
На практике
случаи уголовного преследования дипломатов в нарушение Конвенции встречаются
весьма редко. Освобождение от уголовной юрисдикции государства пребывания не
означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими
различных деяний. Существуют две возможности обеспечить реальное наказание
дипломатов.
Одна из них
предусматривается в п. 4 ст. 31 Конвенции: «Иммунитет дипломатического агента
от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции
аккредитующего государства».
Таким
образом, дипломат, совершивший правонарушение, может быть привлечен к ответственности
в аккредитующем государстве по ходатайству государства пребывания либо
отдельных лиц.
Хотя
возможность возбуждения судебных дел в аккредитующем государстве издавна
общепризнанна в международном праве, в действительности этот способ воздействия
на иностранных дипломатов недостаточно эффективен, и прецедентов подобного рода
весьма немного.
Универсальному
применению рассматриваемой возможности препятствует тот факт, что
результативность обращений в судебные органы аккредитующего государства
определяется состоянием политических отношений между этим государством и
государством пребывания. Остаются безнаказанными правонарушения, совершенные
дипломатами по уполномочию аккредитующего государства. Так, вряд ли
можно ожидать, что дипломат, уличенный государством пребывания в проведении
шпионской деятельности, будет привлечен к ответственности в аккредитующем
государстве.
Может
возникнуть проблема, если суд аккредитующего государства сочтет себя
некомпетентным в отношении рассмотрения правонарушения, совершенного за
границей. Исключено также привлечение к уголовной ответственности, если
совершенное деяние рассматривается как правонарушение только в государстве
пребывания, а не в аккредитующем государстве.
Следует
отметить, что дипломат может избежать ответственности и в том случае, когда он,
выехав из государства пребывания, не возвращается в аккредитующее государство,
а, например, получает назначение на дипломатическую работу в третью страну.
Другой, более
эффективной возможностью обеспечить реальное наказание дипломата является
привлечение его к ответственности в государстве пребывания. В ст. 32 Конвенции
устанавливается:
«I. От
иммунитета от юрисдикции дипломатических агентов... может отказаться
аккредитующее государство.
2. Отказ
должен быть всегда определенно выражен.
3.
Возбуждение дела дипломатическим агентом... лишает его права ссылаться на
иммунитет от юрисдикции в отношении встречных исков...
4. Отказ от
иммунитета от юрисдикции в отношении гражданского или административного дела не
означает отказа от иммунитета в отношении исполнения решения, для чего
требуется особый отказ».
Отказ
аккредитующего государства от иммунитета дипломата и привлечение последнего к
ответственности в государстве пребывания встречается нередко в мировой
практике.
Конвенция
определенно устанавливает, что отказаться от иммунитетов дипломата правомочно
только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Отказ может последовать
на любой стадии уголовного судопроизводства, но до вынесения приговора. В
Конвенции нет процедуры выражения отказа от иммунитета, однако очевидно, что
глава дипломатического представительства в силу выполняемой им
представительской функции, правомочен, сделать соответствующее заявление,
которое будет расцениваться государством пребывания как выражение аккредитующим
государством отказа от иммунитета конкретного дипломата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|