на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Поводы и основания возбуждения уголовного дела

В её обязанности входили розыск обвиняемого (ст. 196) и привод его (ст. 147), участие в исполнении приговора и иных решений суда по уголовным делам.

В настоящее время организация и деятельность милиции определяются Федеральным законом РФ «О милиции» от 31 марта 1999 года с последующими изменениями и дополнениями его.

К федеральным законам, регламентирующим деятельность милиции, относятся многие законодательные акты. Укажем лишь на наиболее важные из них с точки зрения определения участия милиции в уголовном судопроизводстве.

Это, прежде всего, Уголовный кодекс Российской Федерации. Затем следует Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, определяющий порядок применения, в том числе милицией, уголовного закона. Кроме того, к ним следует отнести: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях; ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»; ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности в Российской Федерации»; ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иные.

С сожалением следует констатировать явную во многих случаях несогласованность между отдельными институтами, положениями и нормами указанных законов, наличие ряда неустранимых противоречий между ними, создающих непреодолимые иногда трудности милиции в правоприменении, особенно в уголовном судопроизводстве.

Считается допустимым и даже «абсолютно необходимым», «в условиях, по сути, начала становления правового государства, разгула преступности, чрезвычайной медлительности и неупорядоченности законотворческого процесса в стране создание механизма, обеспечивающего оперативную корректировку федерального законодательства, особенно в такой острой сфере государственной деятельности, какой выступает уголовный процесс» - регулирование уголовно-процессуальных отношений Указами Президента Российской Федерации.

Наконец, следует отметить наличие множества открытых и закрытых, не корреспондирующихся с законами и друг с другом, внутренне противоречивых ведомственных нормативных актов, устанавливающих подчас нормы поведения сотрудников милиции и иных лиц, прямо запрещённые законом, создающих по существу «ведомственный уголовный процесс». В органах внутренних дел, например, учреждается, в частности, особый, отличный от УПК (ч.1 ст.140), порядок производства по предусмотренной законом информации о преступлении. Ими санкционируется установление до возбуждения уголовного дела лицами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, всех обстоятельств преступления, неофициальное, не в порядке, предусмотренном УПК, представление материалов оперативных разработок следователям, самостоятельное возбуждение этими сотрудниками уголовных дел и производство дознания. Какова юридическая сущность поводов и оснований для возбуждения уголовного дела в настоящее время я предлагаю рассмотреть в третьем параграфе данной главы.

1.3 Понятие и юридическая сущность поводов и оснований для возбуждения уголовного дела

Для возбуждения уголовного дела необходим законный повод и достаточное основание.

Поводом к возбуждению уголовного дела являются те источники, из которых органы возбуждающие уголовное дело, получают сведения о совершенном или готовящемся преступлении.

Согласно ст. 140 УПК РФ ими являются:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из других источников.

Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела подробнее.

1) Заявление о преступлении граждан являются наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим лицам и организациям.

2) Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося и составляется протокол (Приложение 13), в котором подробно излагается сделанное заявление. Протокол подписывается явившемся с повинной и должностным лицом, принявшим заявление (ст. 142 УПК РФ).

Явка с повинной, равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным.[7] Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.

3) Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из других источников принимается лицом, получившим данное сообщение, о чем составляется рапорт об обнаружении признаков преступления (Приложение 2 ). Это сообщение может являться как результатом расследования по уже возбужденному уголовному делу, так и итогом оперативной деятельности соответствующих подразделений правоохранительных органов.

Перечень указанных поводов для возбуждения уголовного дела является исчерпывающим и каждый из них именуется законным поводом.

Однако, одного повода для возбуждения уголовного дела недостаточно, ч. 2 ст. 140 УПК указывает еще и на необходимость наличия основания, т.е. достаточных данных указывающих на признаки преступления.

Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что:

Во-первых, деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности.

Во-вторых, это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.

Большое значение имеет вопрос, каков должен быть объем фактических данных, обосновывающих вывод о наличии преступного деяния. В каждой стадии уголовного процесса все фактические данные оцениваются по внутреннему убеждению соответствующих должностных лиц. Поэтому, вопрос о достаточности данных для вывода о наличии готовящегося или совершенного преступления, в каждом конкретном случае решается тем лицом, которое рассматривает вопрос о возбуждении уголовного дела. Но во всех случаях эти данные должны быть подвергнуты всесторонней оценке. Для этого в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК должна быть проведена предварительная проверка: истребованы необходимые материалы, получены объяснения, однако без производства следственных действий. То есть проверка не должна сводится только лишь к собиранию доказательств, изобличающих конкретное лицо.

Как бы подводя итог, можно сказать что, поводы и основания к возбуждению уголовного дела, а также отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу, являются теми правилами, которые обеспечивают законность и обоснованность возбуждения уголовного дела и только лишь их наличие обуславливает производство по уголовному делу.


ГЛАВА 2. ПОВОДЫ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА

2.1  Порядок приема, регистрации заявлений, явки с повинной и сообщений о преступлениях

В этой главе подробно рассмотрим заявление о преступлении и явку с повинной как поводы для возбуждения уголовного дела.

Заявления и письма граждан - наиболее распространенный повод к возбуждению уголовного дела. Они представляют собой адресованные органам, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того, причинен ли преступным деянием вред заявителю или другим лицам и организациям.

Законом определён перечень уголовных дел, которые могут быть возбуждены не иначе как по жалобе потерпевшего. Это дела частного и частно-публичного обвинения.

Заявление о преступлении представляет собой устно или письменно оформленное волеизъявление заявителя по поводу совершенного в отношении его или им самим преступления. Заявление о преступлении обязан принять любой сотрудник милиции, независимо от должности и звания. Обязательным условием признания законности письменного заявления – его подписание заявителем . Кроме того, письменное заявление должно содержать фамилию, имя , отчество заявителя, адрес его места жительства. Письменное заявление должностного лица, сделанное им от имени предприятия, помимо подписи этого лица должно иметь соответствующий штамп (печать). Устное заявление принимается посредством оформления Протокола принятия устного заявления (Приложение 1). Но необходимым условием при принятии устного заявления является подпись заявителем протокола принятия устного заявителя. Заявителю также должна быть разъяснена ответственность за заведомо ложный донос по ст. 306 УК РФ, о чем делается отметка в протоколе принятия устного заявления (ч. 5 ст. 141 УПК РФ).

Следует иметь в виду, что орган дознания, следователь и прокурор не вправе отказать в приеме заявления о преступлении по мотивам недостаточности сообщаемых в нем сведений или неподведомственности. В первом случае должностное лицо, к которому поступило такое заявление должно принять меры к уточнению сообщенных сведений путем подробного опроса заявителя и составления протокола заявления. Во втором случае оно должно направить полученное заявление по подследственности или подсудности, приняв одновременно меры к предотвращению или пресечению преступления, а также сохранению его следов.

Анонимное заявление не является поводом к возбуждению уголовного дела, но не исключает возможность проведения по нему проверки. При подтверждении в результате проверки анонимного заявления достоверности содержащихся в нем сведений о преступлении лицо, проводившее проверку, подает рапорт об обнаружении признаков преступления (Приложение 2 ), который и будет являться поводом к возбуждению уголовного дела.[8]

Постановлениями Правительства, приказами, инструкциями ряда министерств и ведомств определена обязанность руководителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с прокуратурой порядок направления таких сообщений в органы, имеющие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреждения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руководители государственных предприятий обязаны сообщать о совершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники безопасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Статьи, заметки и письма, опубликованные в печати, а равно некоторые другие формы корреспонденции служат поводом к возбуждению дела, если содержат конкретные факты о готовящихся или совершенных преступлениях. Статьи, заметки, письма, которые редакциями средств массовой информации не были опубликованы и пересланы в прокуратуру или органы следствия, могут послужить поводом к возбуждению уголовного дела в качестве заявлений общественных организаций или государственных учреждений либо заявлений и писем граждан.

Также поводом к возбуждению уголовного дела является явка с повинной. Явка с повинной представляет собой добровольное, обращенное к следователю ( дознавателю) , прокурору, заявление лица о совершенном им уголовно наказуемом деянии. Обязательным признаком такого заявления является указание в нем, во-первых, на собственные действия, во-вторых, на преступные действия. В случае явки с повинной устанавливается личность явившегося, что практически может заключаться в ознакомлении с документами, удостоверяющими личность, и выяснении возникающих в связи с этим вопросов. Если при нем не оказалось документов, удостоверяющих личность, следует принять меры по установлению личности. До принятия решения о возбуждении уголовного дела данные о личности должны быть проверены.[9]

Явка с повинной, равно как и чистосердечное раскаяние, а также активное способствование раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (п. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с повинной. Вместе с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным10.

Теперь остановлюсь поподробнее о порядке принятия и рассмотрения заявлений в органах внутренних дел.

Сообщения о преступлениях и иная информация, вне зависимости от времени и места совершения правонарушений, а также полноты сообщаемых сведений и формы представления принимаются в любом органе внутренних дел.

Так, в ЛОВД на ст. Брянск, регистрация сообщений о преступлениях и иной информации осуществляется круглосуточно в дежурной части непосредственно при их поступлении. Зарегистрированная информация докладывается начальнику органа внутренних дел и организуется их разрешение в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ. 11

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.