на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Информационные системы менеджмента
10. Информационные ресурсы при разработке экономических решений

Семантическое содержание понятий, используемых в задачах принятия решений.

Лицо, принимающее решение (ЛПР) - это субъект решения, т.е. руководитель или менеджер, наделенный надлежащими полномочиями и несущий ответственность за последствия принятого им и реализованного решения.

В своих действиях ЛПР опирается на собственные профессиональные навыки, прошлый опыт, интуицию. Однако при сложных и нечетко сформулированных задачах ЛПР не может использовать опыт, а опора на только на интуицию увеличивает риск принятия неверного или неоптимального решения. В подобных ситуациях ЛПР вынужден привлекать к выработке решения экспертов - специалистов в разных областях знаний, для анализа проблемы и подготовки вариантов решений.

Принятие решения - это процесс выбора способа действий, уменьшающего расхождение между существующим (наблюдаемым) и желаемым (возможно, идеальным) состояниями организации. Процесс принятия решения состоит из упорядоченных определенным образом этапов (процедур), содержание которых описывается в терминах цели, проблемы, проблемной ситуации, альтернативы и самого решения как результата выбора альтернативы (варианта действий).

Цель - под этим понимают ожидаемое и желаемое состояние системы, в которое она должна перейти под действием управляющих воздействий и внутренних законов движения экономического объекта. Например, в экономике свободного предпринимательства цель бизнеса в долгосрочном периоде состоит в максимизации прибыли или получении желаемой суммы прибыли.

Различают стратегические и тактические цели. Стратегические цели носят более общий характер и рассчитаны на более длительный период времени, чем тактические.

Проблема - это расхождение между фактически наблюдаемым и желаемым или заданным состоянием управляемого объекта (организации). Проблема возникает, если:

функционирование организации в данный момент не обеспечивает достижение стоящей перед нею цели;

функционирование организации в будущем не гарантирует достижения поставленной цели;

происходит пересмотр целей организации, вызванный, например, изменением общей макроэкономической ситуации, рыночной конъюнктуры и т. п.

Проблемная ситуация (ПС) - это содержательное описание проблемы совместно с комплексом условий, факторов и обстоятельств, вызвавших ее возникновение. Ситуационные факторы, породившие ту или иную проблему, можно подразделить на внутренние и внешние по отношению к организации (объекту управления) (рис. 2.1).

Внутренние факторы описывают состояние собственной среды предприятия как системы (экономической, организационной, материальной и т.д.). Принципиальная особенность внутренних факторов в том, что они подконтрольны руководству организации.

Внешние неконтрoлируемые фaктoры paжaют состояние cpeды, в которой функционирует предприятие. Они непосредственно влияют на поведение и экoнoмическyю активность предприятия. Эти факторы внешней среды не могут регулироваться (а нередко и прогнозироваться) организацией, но именно они обычно вызывают изменение стоящих перед ней целей. К таким факторам относятся:

Положение в экономике, рыночная конъюнктура,

платежеспособный спрос и поведение потребителей,

проводимая правительством налоговая политика,

бюджетно-финансовая система,

участие государства в регулировании макроэкономических процессов,

развитость и эффективность работы различных институтов рынка и т.п.

Анaлиз прoблемнoй cитуaции - это совместное рассмотрение проблемы в контексте вызвавших ее факторов.

Рис. 21 Информационные ресурсы при разработке решения

11. Факторы и виды проблемной ситуации

Факторы и виды проблемной ситуации. Определение решения проблемы

Итак, проблема характеризуется факторами: признаками, событиями, оценками и показателями, породивших её причин. Очевидно, они могут иметь (имеют) различную природу и соответственно, различную формулу представления:

Численное;

Логическое (в виде логического высказывания);

Лингвистическое - в виде лингвистической переменной или вербального описания (определения).

С точки зрения точности формализации описания проблемы и последующего выбора ее решения различают структурированные, слабоструктурированные и неструктурированные проблемы.

Проблема структурированная, если удается представить все составляющие ее элементы (признаки, проявления, причины, обстоятельства) и зависимости между ними в формализованной (аналитической или логической) форме.

Описание слабоструктурированных проблем возможно главным образом в виде качественных зависимостей между ее элементами, информация о части которых может отсутствовать. С точки зрения ЛПР, слабоструктурированные проблемы отличаются наличием неопределенностей:

характере зависимостей и

значениях их параметров.

Неструктурированной является проблема, для которой могут быть определены зависимости лишь между классами объектов и отношений, к которым они принадлежат.

Решение является реакцией организации на возникшую проблему: оно всегда принимается там, где возникает ПС. С содержательной точки зрения, решение есть идентификатор программы или плана разрешения проблемной ситуации.

12. Стадии понимания сущности проблемной ситуации и принятия решения о способах её разрешения

Стадии и этапы процесса понимания сущности проблемы

Решая проблему, то есть, выбирая из возможных её решений наилучшее, ЛПР является экспертом и проходит в процессе принятия решения ряд стадий понимания сущности ПС. Чтобы ИИС адекватно строила его информационное обслуживание, необходимо знать их содержание.

Различают следующие стадии понимания сущности ПС и принятия решения о способах разрешения:

Интерпретация поступающих данных и выявление проблемы.

Структурирование и диагностика проблемы.

Классификация ситуации.

Проектирование решений.

Выбор решения.

Реализация решения.

Каждая из стадий, в свою очередь, может состоять из некоторого количества этапов.

В зависимости от рассматриваемого вопроса и стадии его решения, ЛПР можно считать находящимся в различных состояниях.

Проблеме и фазе его решения соответствует определенное подмножество показателей базы данных. Интенсивная, т.е. мгновенное состояние базы данных, имплицирует одно из возможных решений. Принимаемые решения и состояния базы данных связаны определенными отношениями. Пользователь может находиться в состоянии неосведомленности относительно значения некоторых факторов проблемы. В этом случае он генерирует запрос к базе данных и получает ответ в виде значений специфицированных в условиях выдачи запроса атрибутов. ЛПР осуществляет интерпретацию данных, относящихся к проблемной ситуации.

Интерпретация - это процесс оценки данных; при этом ИС обеспечивает возможность работы ЛПР при наличии неполных и противоречивых данных. Цель данной стадии - выявление существования проблемы, степени ее критичности и приведение ее, если это возможно, к некоторому виду, удобному для понимания и проведения дальнейшего анализа.

На стадии структуризации и диагностики основная цель ЛПР - выявление основных факторов и зависимостей, обусловивших возникновение ПС, чему предшествуют уточнение показателей, сопровождающих возникновение проблемы: симптомов проблемы и сбор дополнительной релевантной информации. Диагностика включает в себя выявление отклонений от установленных значений показателей и нарушений функционирования системы.

Классификация ситуации предполагает определение подходящей модели, то есть выбор основных свойств, аналитических зависимостей и/или логических выражений для просчетов вариантов решений.

С целью уточнения значений отдельных параметров он генерирует запросы в ИС.

На основе понимания ситуации ЛПР переходит к проектированию решения, осуществляя генерацию, анализ и отбор вариантов решения ПС, используя типовые проблемные ситуации и эвристики (опыт пользователя по разрешению прошлых «подобных» проблемных ситуаций).

Процесс проектирования решения включает в себя следующие фазы (этапы):

Представление. ЛПР в процессе разрешения ПС выдвигает гипотезы относительно подходящей модели. Затем в рамках определенной модели (системы аксиом) осуществляется декомпозиция, т.е. разложение задачи на подзадачи и выбор конкретных значений переменных, атрибутов и предикатов, входящих в систему аксиом модели ситуации.

Отыскание решения. Процесс поиска вывода в системе аксиом или нахождение оптимального решения в рамках моделей, построенных ЛПР в результате изучения ситуации. Поиск траектории в пространстве состояний, обеспечивающей достижение заданного состояния с учетом ограничений.

Процесс выбора решения включает в себя следующие фазы:

Оценка решения. Построение функционала оценки множества вариантов решений, оценка затрат ресурсов. На стадии генерирования альтернативных вариантов ЛПР на основе уточненных им целей определяет критерии, по которым будут оцениваться варианты решений, а также ограничения, которые в соответствии с имеющимися в его распоряжении ресурсами будут накладываться на них.

Прогнозирование - это предсказание будущих состояний на основе принципов дедуктивного вывода и аналитических оптимизационных моделей. На этом этапе руководитель пытается спрогнозировать последствия принятого решения с использованием таких методов, как прогнозирование на основе временных рядов (методы сглаживания временных рядов, построение тренда). Трудности в этой части заключаются в необходимости учета временных зависимостей, а также модальностей, учета немонотонности теории.

Противоположностью гипотеко-дедуктивного метода вывода является логический.

Процесс реализации решения. На завершающей стадии ЛПР осуществляет выбор наилучшего решения и организует реализацию. Процесс реализации включает в себя в качестве этапа: планирование - формирование программы действий по разрешению ПС, включая выдачу заданий на разработку частных программ, планирование объемов и сроков будущих работ. План должен учитывать ограниченность ресурсов и противоречивость целей, неполноту данных и возможность их изменения во времени. По сути дела планирование с позиции модальной логики и семантики возможных миров означает описание возможного будущего мира с утверждением, что будущий возможный мир наступит только тогда, когда будет иметь действие ЛПР, которое он намерен осуществить. На этом же этапе определяются структурные подразделения, конкретные исполнители, ответственные за реализацию и контроль исполнения решения.

13. Проблемные ситуации в экономических структурах и отражающие их технико-экономические показатели

Проблемные ситуации (ПС) и отражающие их технико-экономические показатели

Проблема

Показатели, регистрирующие возникновение проблемной ситуации (ПС)

Форма представления показателей в отчетах

Признаки структуризации показателей (измерения)

1. Снижение объема реализации товаров и услуг

Объем продаж в натуральном выражении; объем отгрузки товаров и изделий по счету-фактуре и транспортным накладным

Темпы роста; фактические значения; динамика фактически значений; прогнозные

значения и их динамика

Время (месяц, квартал,

год); виды товаров услуг; сегментация рынка

1.1. Низкая конкурентоспособность продукции и производства

Доля предприятия на рынке одноименных товаров; цены комплектующих и стоимость сборки изделий; уровень качества изделий и комплектующих

Фактические значения; средние значения (подгруппе ведущих предприятий); отклонение от средних; рейтинг, ранги, списки; качественные оценки (балльные, лингвистические шкалы)

Время; вид товара; сегмент рынка; показатели качества изделия

1.2. Низкая эффективность руководства и службы маркетинга в области распределения и продвижения товаров на рынке

Доля предприятия на рынке одноименных товаров и услуг; объем продаж изделий в натуральном выражении; численность сотрудников службы маркетинга; отношение расходов на маркетинг к выручке от реализации продукции

Отклонение фактических значений от числовых; динамика фактических значений (темпы роста)

Время; вид изделия услуги

1.3. Сокращение объемов производства

изделий и услуг

Объем производства; численность персонала; производственная мощность

Отклонение фактических значений от числовых; динамика числовых и фактических значений

Время; вид товара, фазы производственного цикла; производственного подразделения

2. Снижение выручки от реализации продукции и услуг

Выручка от реализации

Отклонения фактических значений от числовых; динамика числовых и фактических показателей

Время; вид товара; сегмент рынка

2.1. Неблагоприятные сдвиги в структуре и в ассортименте продукции

Доля основных видов продукции в общей номенклатуре

Отклонения фактических значений от числовых

Время; вид товара

3. Нехватка оборотных средств для нормального функционирования предприятия

Коэффициент текущей ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; оборотный капитал

Отклонения фактических значений от нормативных и среднеотраслевых

Время; тип хозяйственной операции

3.1. Сокращение общей величины оборотных средств

Текущие активы предприятия (оборотные средства); доля оборотных средств в активах предприятия

Отклонения фактических значений от нормативных; динамика фактических значений

Время; категория оборотных средств (производственные запасы, готовая продукция денежные средства дебиторская задолженность)

3.3. Нестабильность и сокращение поступления денежных средств

Поступление денежных средств

Отклонения фактических значений от нормативных

Время

3.4. Увеличение сроков оборачиваемости и общей величины дебиторской задолженности

Оборачиваемость дебиторской задолженности; величина дебиторской задолженности

Фактические значения; нормативные значения

Время, категории задолженности по срокам (30, 60, 90 дней)

3.5. Увеличение сроков оборачиваемости и общей величины товарно-материальных ценностей (ТМЦ)

Оборачиваемость товарных запасов (ТМЦ); величина ТМЦ

Фактические значения; нормативные значения

Время, вид ТМЦ (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция)

4. Недостаточная обеспеченность производства комплектующими

Поступление комплектующих; запасы комплектующих; число поставщиков

Отклонения фактических значений от нормативных; динамика фактических значений

Время; вид комплектующих; вид запаса

4.1. Неблагоприятные ценовые условия для поставщиков комплектующих

Удельный вес комплектующих, закупаемых в кредит на условиях частичной предоплаты или за наличный расчет; удаленность постав-щиков; стоимость грузоперевозок

Средние значения по группе предприятий; отклонения фактических значений от средних; качественные оценки

Время; вид комплектующих; категория поставщика; регион поставщика

4.2. Неэффективная забота службы снабжения предприятия комплектующими

Поступление комплектующих; численность сотрудников службы снабжения; число поставщиков на единицу персонала службы снабжения

Отклонения фактических значений от нормативных; качественные оценки (оценочные циклы, лингвистические шкалы)

Время; вид комплектующих; категория поставщика

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.