на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Информационные системы менеджмента
b>Способность интеллигентного редактирования есть виртуальная необходимость для системы приобретения знаний.

Машинное обучение - это механизм для автоматического приобретения знаний. Системы машинного зрения могут быть использованы для распознавания информации с экранных форм и приобретения знаний.

Обработка естественного языка и системы распознавания речи могут быть эффективно использованы, чтобы обеспечить дружественный к пользователю интерфейс.

ЭС успешно применены в целом ряде областей, включая математику, геологию, проектирование и разработку систем. В последнее время ЭС стали очень широко применяться в области бизнеса, страхования и банковского дела. Основные составляющие ЭС:

База знаний. Служит для представления эвристической и фактологической информации, часто в форме фактов, утверждений и правил вывода.

Машина вывода. Механизм, играющий роль интерпретатора, применяющего знания подходящим образом, чтобы получить результат.

Система естественно-языкового интерфейса (СЕЯИ). Механизм, преобразующий запросы и выдающий ответы пользователю, иногда отыскивающий дополнительную информацию для машины вывода. Эта компонента включает средства, необходимые для взаимодействия ИИС с пользователем.

СЕЯИ, занимающая в этом арсенале средств особое место, позволяет пользователю общаться с ИС на естественном языке, т.е. реализует дружественный к пользователю интерфейс.

18. Схема ИИС

ИИС (рис. 3.4) функционирует, используя систему управления базой данных и базу знаний.

В ИИС интегрируются знания, поступающие от экспертов, относительно 5акономерностей конкретной предметной области наряду с фундаментальными (энциклопедическими знаниями), составляющими суть научных теорий и моделей. Эти знания хранятся в репозитарии знаний, а конкретные [) акты - B базе данных под управлением системы управления базой данных.

Рис. 3.4. Схема интеллектуальной информационной системы

Для хранения данных в ИИС используются либо реляционные, либо для гегрированного хранения данных и знаний - объектно-ориентированные базы данных. На рис. 3.5 показана схема интеграции базы данных и базы знаний.

Рис. 3.5. Интеграция базы данных и базы знаний

Базы данных обрабатывают то, что называется форматированными данными посредством описания структуры данных различных прикладных программ и единообразного описания их в единственной концептуальной схемебазы данных для всего предприятия. Концептуальная схема традиционных СУБД в очень малой степени затрагивает смысл данных. Поэтому непосредственно база данных только в ограниченном смысле может быть источником принятия решений на предприятии.

В современных моделях семантики обеспечивается механизм для моделирования динамического поведения и динамических ограничений: концепция истории и концепция события / триггер а. Часто, когда сущность изымается, необходимо сохранить факт, что сущность была частью класса для дальнейших ссылок. Концепция истории позволяет сохранить историю класса при помощи специального механизма, называемого историей класса.

Концепция события триггера используется для описания модификации азы данных, которое требует исполнителя дополнительных операций или которые зависят от предыдущих событий.

Событие зависит либо от условия операции, либо от условия времени, триггер описывает операцию, которая должна быть выполнена, если происходит связанное с ним событие. Акции (Actions) могут контролироваться выполнением некоторых событий, зависящих от определенных условий посредством отсрочки выполнения акций, пока не будет выполнено множество определенных событий.

Мы называем схему базы данных R объектно-ориентированной, если и только если для каждой схемы отношения R множество всех FD, относящихся к R эквивалентно одной единственной FD: К -> R, т.е. факт, что К есть уникальный ключ R. Атрибуты, которые являются (не являются частью) ключа, называются первичными (непервичными).

Объектно-ориентированная схема базы данных может быть записана как множество пар (Kj. Pi), где К; - множество первичных атрибутов; Pj - множество непервичных атрибутов реляционной схемы Rj. Такую схему базы данных можно рассматривать как множество объектов, идентифицированных их ключами.

В случае если множество ограничений С не содержит зависимости включения, С пополняется ID, которые вновь экстрагируются из словаря данных и знаний администратора базы данных. Зависимость включения Rj[x] с Rj[Y] называется основанной на ключе, если Y = К, т.е. Y есть ключ R. Зависимости включения формируют утверждения относительно зависимостей между классами объектов. Следовательно, они являются основой для генерации иерархии, агрегации, генерализации и группировки, которые определяют отношения между классами в ООБД. С другой стороны, неключевые зависимости включения устанавливают произвольные ограничения целостности, которые мы должны усилить пре- и постусловиями базовых действий, связанных с ООБД-классами объектов.

19. Характеристика базы знаний и особенности её конструирования. Компоненты баз знаний

Характеристика знаний

Таблица 3.2. Характеристики использования знаний приложениями ИИС

Большие объемы данных

Объемы знаний могут быть чрезвычайно велики вплоть до 1010 байт. Порядок этой величины больше емкости доступной виртуальной памяти

Постоянство

Время жизни знаний превышает время жизни конкретного приложения, которое использует знания

Совместное использование

Знания совместно используются многими приложениями, которые могут их одновременно считывать и записывать

Стратифицированность

Знания сегментируются на многие различные типы [факты, процедуры, ограничения, определения на многих уровнях (объект, мета, метамета…)]

Пространственно-временная семантика

Семантика пространства и времени является доминантой представления знаний как внутри, так и вне пользовательского интерфейса

Распределенность

Источники и/или пользователи знаний связаны слабо, и обеспечивается возможность для распределенной параллельной обработки

Интеллектуальность

Обработка является более сложной по сравнению с обычными функциями клерка и призвана обеспечить интеллектуальный совет и помощь в принятии решений

Предопределенность

Многие аспекты обработки являются предопределенными и изменяются медленно или вовсе не изменяются во время жизни приложения

Высокие показатели

Высокие показатели требуются для интеллектуальной обработки больших объемов за короткое время

Конструирование базы знаний

Для хранения, обновления и использования знаний применяются системы управления базами знаний, которые должны удовлетворять следующим требованиям.

Представление знаний. Подобно базам данных, представление знаний в ЭС, основанных на правилах, является сравнительно простым, состоящим из представления фактов и правил вывода. Знания, хранящиеся в ИИС, интегрируются в результате объединения знаний, поступивших от многих индивидуальных экспертов, и могут принимать такие формы, как базы данных и правила вывода. Часто элементы знаний выражаются на одном из этих языков. Они должны быть агрегированы в гибридное представление знаний в виде одного источника знаний, который может быть далее агрегирован в глобально совместную базу знаний. Важно иметь разнообразие выразительных средств для поддержания высокой степени совместности посредством механизма гибридного представления.

Организация знаний. Базы знаний могут быть организованы с использованием фундаментальных знаний, проблемно-ориентированных знаний, и знаний, необходимых для поддержания диалога. Знания, специфичные для диалога, должны иметь стандартизированную процедуру диалога, состоящую, из анализа пользовательских требований и запросов, интерпретации этих запросов по отношению к прикладной системе, основанной на знаниях и генерации ответа на основе кооперативного диалога.

Если база фактов становится большой или необходимо обеспечить доступ к внешним базам фактов, механизмы СУБД должны использоваться в ЭС. Обычно это предполагает наличие некоторого метазнания о схеме базы данных, ограничениях целостности, доступных интерфейсах, посредством которых факты выбираются и хранятся. Сложные средства оптимизации дедуктивных запросов требуются, чтобы обеспечить подходящее время реакции. Они могут использоваться в комбинации с другими стратегиями, которые обеспечивают контроль за применением правил.

Окружение. Это средства, доступные в рамках оболочки экспертной системы. В одной методологии (тесное связывание) доступ к базе данных скрыт от пользователя, насколько это возможно, в других (слабое связывание), пользователь будет загружать внешние данные эксплицитно до запуска диалога консультаций. Так, необходимо окружение, через которое различные базы знаний могут быть заполнены. Это аспект приобретения знаний или обучения, который частично может быть реализован экспертами в данной предметной области и лингвистами в сотрудничестве со специалистами по компьютерам.

Связывание. Помимо обеспечения доступа к внешним базам данных, экспертным системам часто необходимо установить связь с другими средствами информационных систем, таким как численные вычисления или графика.

Системы баз знаний должны содержать следующие компоненты:

язык представления знаний, который эффективно выражает структуру данного приложения;

средства организации знаний, которые позволяют сохранять и эффективно обрабатывать большие количества сложных структур знаний;

методологию и окружение, посредством которых многочисленные приложения баз знаний и других приложений эффективно взаимодействуют друг с другом.

20. Определение, назначение и области применения экспертных систем

1.1. Думать или вычислять?

В 1950 году английский математик Тьюринг поставил вопрос «могут ли машины думать?». В те времена предположение «да, через 50 лет» Тьюрингу показалось вполне осуществимым.

Стремительное развитие компьютеров и методов программирования, начиная со второй половины 20-го века, постоянно расширяет область применения вычислительной техники. Сейчас уже никого не удивляет стремление заменить человека машиной. Практически во всех областях деятельности, от простейших технологических операций на конвейерном производстве до экспертного анализа и принятия решений, автоматические системы работают не хуже средней руки специалиста. Более того, машина не подвержена так называемому «человеческому фактору» - допускаемыми людьми ошибкам, которые не возможно формализовать и предсказать.

Не исключением стала и интеллектуальная деятельность человека. С момента зарождения кибернетики разработчики компьютерных программ пытались воспроизвести механизм мышления человека или, иначе говоря, ставилась задача научить компьютер «думать». Начало исследованиям в области создания и использования интеллектуальных систем положили работы «отца кибернетики» Норберта Винера [1] и Г.С. Альтшуллера [2].

Первые попытки создания интеллектуальных систем сводились к разработке программ, решающих задачи с помощью разнообразных эвристических методов, основанных на свойственном человеческому мышлению обобщении, использованию универсальных подходов к решению различных задач. То есть усилия были направлены на создание универсальных программ. Результатами этой работы явились такие программы, как ЛОГИК-ТЕОРЕТИК, предназначенная для доказательства теорем в исчислении высказываний, и ОБЩИЙ РЕШАТЕЛЬ ЗАДАЧ, созданные Ньюэллом, Саймоном и Шоу, занимавшихся исследованием процессов решения различных задач [3]. Также следует отметить всевозможные игровые программы и вычислительные системы.

Так, например, были созданы кибернетические игрушки типа «электронной мыши» Клода Шеннона, которая управлялась сложной релейной схемой. Эта мышка могла «исследовать» лабиринт, и находить выход из него. Впоследствии, помещенная в уже известный ей лабиринт, она не пыталась искать выход заново, а, используя накопленную информацию, сразу же выходила из лабиринта, не заглядывая в тупиковые ходы.

Американский кибернетик А. Самуэль разработал программу, играющую в шашки. Причем в ходе игры машина обучалась, совершенствуя свою игру на основе накопленного опыта. В 1962 г. эта программа сразилась с Р. Нили, сильнейшим шашистом в США и победила. Такой высокий результат машине удалось достичь благодаря вычислению на каждом шагу игры некоторой оценочной функции, числового показателя, оценивающего качество хода. Эта функция была основана на сочетаниях (в виде линейной комбинации с экспериментально подбираемыми коэффициентами или более сложным образом) знаний о правилах игры, стратегиях и приемах выигрывания (например, как в шашках, и так и в шахматах обычно невыгодно терять свои фигуры, и, напротив, выгодно брать фигуры противника; подвижность фигур и право выбора ходов позволяет держать под боем большое число полей на доске и пр.), а также знаниях, относящихся к отдельным стадиям игры - дебюту, миттэндшпилю, эндшпилю. Сравнивая между собой показатели эффективности различных возможных на данном шаге ходов, машина выберет ход, соответствующий наибольшему показателю. Совершенствование игры состоит в подстройке параметров (коэффициентов) оценочной функции на основе анализа совершенных ходов и игр с учетом их исхода. Следует отметить, что все эти элементы интеллекта заложены в программу ее автором. И хотя машина и совершенствует свою стратегию игры в процессе самообучения, способность выигрывать основана на вычислительной мощности ее процессора. К примеру, компьютер фирмы IBM, победивший в шахматы мирового чемпиона Каспарова, имел 256 процессоров, каждый из которых имел 4 Гб дисковой памяти и 128 Мб оперативной. Весь этот комплекс мог просчитывать более 100000000 ходов в секунду.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.