на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Городской ландшафт как экскурсионный объект
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений, произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары);

· достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации.

Туристскими ресурсами признаются также особо охраняемые природные территории. В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. На территории государственных природных заповедников возможна организация эколого-просветительского туризма.

В свою очередь, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» установлено, что особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия, объекты, имеющие особое историко-культурное и эстетическое значение.

При этом особое место в решении совместных проблем экологии и культуры занимают историко-культурные заповедники, определяемые в федеральном законодательстве как достопримечательные места, представляющие собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания.

Туристскими ресурсами для целей Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» признаются природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы могут включать в себя как природные богатства, так и материальные ценности.

В Манильской декларации по туризму, принятой на Всемирной конференции по туризму 10.10.1980 г., отмечается, что удовлетворение туристских потребностей не должно наносить ущерб социальным и экономическим интересам населения туристских районов, окружающей среде и в особенности природным ресурсам, являющимся основным фактором, привлекающим туристов, а также историческим и культурным местам.

Необходимо отметить особый правовой режим таких природных ландшафтных памятников, как национальные парки, дендрологические парки и ботанические сады. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Дендрологические парки и ботанические сады так же являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

На территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов.

Территории дендрологических парков и ботанических садов могут подразделяться на следующие функциональные зоны:

· экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов;

· научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботанических садов, а также специалисты других научно-исследовательских учреждений.

Туристским ресурсом, таким образом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Природная среда, как один из элементов городского пространства, должна обладать теми же характеристиками, что и среда социальная, иметь свои культурные образцы и различную степень преобразованности.

Высокая преобразованность природной среды не означает ее полной ликвидации. Напротив, урбанизированная среда создает условия для повышения общекультурного потенциала горожанина, меняя его отношение к природе. Современному горожанину природные элементы в городской среде необходимы для полного воспроизводства его физических и социальных потенций.

В то же время природа - не просто необходимый элемент урбанизированной среды. Система природных элементов также должна быть дифференцирована, как дифференцирована сама городская среда. Природная среда должна иметь не только количественные (нормированное СНИПом необходимое количество зеленых насаждений, приходящихся на 1 жителя, ширина и структура санитарно-защитных зон, обязательное наличие парка в районе и т.д.), но и качественные характеристики, которые заключаются в соответствии природного элемента культурному потенциалу той зоны, в которой он находится.

Например, парк, расположенный в центральной зоне, должен обладать той же степенью уникальности и исторической глубины, которая ей свойственна. Что и подтверждается конкретными реальными исследованиями.

Но главной особенностью городского ландшафта как туристского объекта (ресурса) является то, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места. Они представляют собой узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов, которые позволяют связать воедино зрелищность природного или антропогенного ландшафта ландшафтного и познавательность историко-культурных объектов.

К сожалению, развитие планирования антропогенного ландшафта в конце 20 века в России и Самаре, в том числе, шло по пути минимализма - аллеи и клумбы с традиционным набором посадочного материала и высаживанием деревьев во дворах и вдоль автомобильных трасс, огромные незастроенные пустыри.

Ландшафтное планирование в последнее десятилетие в России и городах пошло по пути конструктивизма и многообразия стилей, но чаще всего сводилось к озеленению.

В градостроительстве озеленение являлось составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке и благоустройству населённых мест. Оно имело и имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду, однако далеко от истинного антропогенного ландшафтного планирования.

Самара не является исключением. Это город, в котором переплетены различные формы природного и стили антропогенного ландшафта. С другой стороны, Самара - город с древней историей. В городе огромное количество мест, отражающих события отечественной истории. Кроме того, Самара - город с богатым историко-культурным наследием, неповторимой архитектурой в старой части города, органично вписанных в окружающий городской ландшафт.

Анализ законодательно-нормативной литературы по теме экскурсионных ресурсов, показал, что туристским ресурсом, может быть как природная, так и преобразованная среда.

Для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:

1. Наличие объектов антропогенного ландшафта, с различными стилями и направлениями.

2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории.

Все это позволяет сделать предварительный вывод, что городской ландшафт Самары может быть использован в качестве экскурсионного объекта.

2. Методика подготовки экскурсии «Городской ландшафт Самары»

2.1 Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса

Необходимость и целесообразность программы развития туризма в Самаре на ближайшее десятилетие, кажется, не вызывает сомнений у всех, реально и заинтересованно оценивающих перспективы социально-экономического и градостроительного развития Самары. Более того, отсутствие такой программы, как действенного инструмента, уже в обозримой перспективе неминуемо угрожает городу, претендующему на звание региональной столицы, стагнацией и деградацией.

Главной стратегической целью этой программы является формирование в Самаре конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики. Она должна обеспечить, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, внести значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Экскурсии являются одним из наиболее распространенных видов отдыха и пользуются заслуженной популярностью. Ведь для посещения экскурсии не нужно выделять специальное время и долго копить средства. Отличительными особенностями экскурсионных поездок являются кратковременность и познавательная направленность. Часто экскурсионной программой дополняется основной тур.

Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем - «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).

Природная среда играет важную роль в жизни горожанина. Доля проведения свободного времени на природе имеет высокий показатель - 41,4% и близка к традиционным гостевым визитам - 40,6%, что характерно для городского образа жизни.

Экскурсионное дело - важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионному делу - свыше ста лет, но оно снова, как и в 70-80 годы прошлого, пользоваться спросом на рынке туристических услуг. Экскурсии имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.

Экскурсия представляет собой наглядный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее подобранных объектах, находящихся в естественных условиях или расположенных в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д.

В краткой форме сущность экскурсии можно определить так:

экскурсия - сумма знаний, в специфической форме сообщаемых группе людей, и определенная система действий по их передаче.

Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях.

Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия - проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.».

В Малой советской энциклопедии термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия - коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».

Подробное пояснение термину «экскурсия» дает Большая советская энциклопедия: «один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения…».

В Толковом словаре русского языка Л.Н. Ушакова, слово «экскурсия» поясняется как «коллективная поездка или прогулка с научно-образовательной или увеселительной целью».

В Малой советской энциклопедии 1960 г. сказано, что «экскурсия - коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В Большой советской энциклопедии 1978 г. дано следующее определение: «Экскурсия - посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода».

Другие толкования более позднего времени, по мнению Б.В. Емельянова не отличаются оригинальностью и ничего не добавляют к ранее сделанным характеристикам.

Обоснование выбора объекта экскурсии невозможно без анализа конкурентов и потребителей экскурсионного продукта.

«Экскурсовод (гид) - профессионально подготовленное лицо, осуществляющее деятельность по ознакомлению экскурсантов (туристов) с объектами показа в стране (месте) временного пребывания.

Экскурсант - лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки в стране (месте) временного пребывания и использующее услуги экскурсовода (гида), гида-переводчика».

Данное понятие, как и ряд других, впервые введено новой редакцией Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Выделение данного определения дефиниции связано с необходимостью разграничения экскурсантов и туристов. В качестве основного критерия разграничения выступает период пребывания в стране (дестинации). Экскурсант, в отличие от туриста, посещает страну временного пребывания в познавательных целях на период менее 24 часов без ночевки.

Таким образом, согласно рекомендациям ЮНВТО экскурсанты не учитываются в статистике туризма. Это продиктовано требованиями экономики - местная администрация туристского региона заинтересована в том, чтобы к ним приехали именно иногородние, иностранные туристы, которые заказывают размещение в гостиницах, отелях, питаются в местных ресторанах, кафе, эксплуатируют туристские ресурсы - а значит, тратят деньги и приносят прибыль региону.

Пассажиры же яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов, как правило, не покупают размещение в гостиницах (даже если они остаются в дестинации свыше 24 часов, они остаются на ночевку на яхтах, круизных судах или в поездах), а значит, не могут относиться к категории туристов, поэтому подпадают под категорию экскурсантов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.