Объекта №10 - Здание Самарской академии культуры;· Объекта №11 - Сквер им. Пушкина;1.2. Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.Применяется при показе:· Объекта №2 - Третья очередь набережной;· Объекта №4 - Набережная 1-ая очередь· Объекта №5 - Набережная - мимо Струковского сада.· Объекта №8 - Конец ул. Куйбышева - Площадь имени В.И. Чапаева (панорамный вид на колокольни Иверского монастыря)· Объекта №9 - Драматический театр (панорамный вид на Волгу - здание Самарского Пивзавода)· Объекта №11 - Сквер им. Пушкина (панорамный вид на Волгу - Заволжье - Струковский сад здание Самарского Пивзавода)Для панорамного показа могут быть использованы высокие точки, откуда открывается панорама города, реки.1.3. Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания.1.4. Прием зрительного сравнения. В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее. Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.В нашем случае используем зрительное и словесное сравнение при показе:Объекта №4 (фотографии старого здания водного вокзала, Приложение 5) - сравниваем с Новым речным вокзалом.При показе объекта №6 - словесное сравнение с Летним садом в Питере.1.5. Прием переключения внимания. После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное или переход наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы).Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.Данный прием используем при показе:· объекта №3 - Здание управления пароходством «Волготанкер»,· объекта №5 - конец набережной - мимо Струковского сада, расположенного на высокой террасе и круто спускающейся к улице Горького;· объекта №7 - Выход на ул. Куйбышева (здания Дворца Пионеров и Политехнического института); Объекта №10 - Здание Самарской академии культуры (Приложение 5).1.6. Методический прием движения. Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения.Данный прием используем при показе:· объекта №6 - объекты ландшафтного дизайна в Струковском саду,· объекта №8 - памятник В.И. Чапаева;· объекта №9 - Драматический театр.2. Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.2.1. Прием экскурсионной справки используется в сочетании с приемами зрительной реконструкции, локализации, абстрагирования.Экскурсовод сообщает краткие данные о наблюдаемом объекте: дату постройки (реставрации), авторов проекта, размеры, назначение и др.Прием экскурсионной справки используется:· Объект №1 - Прием экскурсионной справки используется (используется информация о дате постройки и авторе проекта);· и далее все объекты.2.2. Прием характеристики построен на определении отличительных свойств и качеств предмета, явления, человека. В экскурсии дается речевая характеристика объектов №4 и №1 (сравнение материалов, из которых построен Новый и старый речной вокзал)В отличие от приема описания этот прием позволит дать наиболее полное представление о данном объекте, позволяет лучше понять его сущность.2.3. Прием цитирования. К цитированию прибегают в следующих случаях: для подтверждения, яркого и убедительного выражения своей мысли, сохранения особенностей языка и колорита определенного исторического периода времени, воспроизведения картины события и ознакомления с чьим-то авторитетным мнением (прием ссылки на авторитет).В нашем случае используем воспоминания архитектора М. Труфанова о строительстве Набережной (Объект №2 экскурсионного портфеля, Приложение 5).Методика проведения экскурсии «Городской ландшафт Самары» представлена в Приложении 6. Рассказ и показ экскурсионных объектов основан на индивидуальном тексте экскурсовода, который представлен в Приложении 6.Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через чувства (ощущение, восприятие, представление) и мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары необходимо использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии.В связи с этим в экскурсии необходимо умелое использование сочетания показа и рассказа.При показе объектов природного и антропогенного ландшафта необходимо использовать такие методы и приемы, которые усиливают эмоциональное восприятие объектов ландшафта Самары.Например, наличие контраста при показе объектов городского ландшафта позволит усилить впечатление и др.Развитию мышления способствуют зрительное и словесное сравнение и переключение внимания.В ходе экскурсии «Городской ландшафт Самары» необходимо использовать метод, использующий нарастание рассказа от устной информации к зрительной, от зрительных впечатлений - к словесным оценкам и выводам, что так же способствует эмоциональному восприятию объектов экскурсии, а затем - развитию мышленияИспользование двух форм рассказа (повествовательного и реконструктивного) позволит удерживать внимание экскурсантов на объектах природного и антропогенного ландшафта и управлять эмоциональным состоянием и процессом познания в ходе экскурсии.Предложенные в методической разработке экскурсии по городскому ландшафту приемы и методы показа и рассказа позволят повысить удовлетворение экскурсантов от экскурсии «Городской ландшафт Самары».ЗаключениеЛандшафт - природный территориальный комплекс многоступенчатого морфологического строения, состоящий из урочищ, образующих единую систему природных явлений земной поверхности.Человек, живя в ландшафте, сильно изменил облик составляющих его частей-урочищ и даже повлиял на характер взаимосвязи между системными компонентами. Поэтому стали различать природные и измененные человеком - антропогенные ландшафты.Взаимодействие города и природы всегда было неоднозначным и изменчивым в истории. В связи с этим город представляет собой особую структурирующую организацию физического и географического пространства, деформирующую природную пространственную структуру и создающую свою собственную - внешнюю и внутреннюю.Город с самого своего первого появления разрушает природный ландшафт, внося изменения в его природную структуру, иногда подстраивается к нему. Он обладает собственным физическим пространством, выступает самостоятельным географическим объектом, влияет на окружающее географическое пространство, вовлекая его в разнообразные взаимосвязи.Поэтому внутреннее пространство города можно воспринимать и как физико-географическое, и как антропологическое, организованное человеком, сообразуясь с его потребностями. Приспосабливаясь к природным условиям: климату, рельефу, местности, растительности, строительным материалам, привлекаемым в качестве материала, создающем пространство города, город создает свою местность, здания и собственную городскую телесность. Поэтому городской ландшафт неразрывно связан со свойствами пространства.Антропогенный ландшафт - это, прежде всего, преобразование природной среды с использованием практического и теоретического опыта, с учетом эстетических качеств и мировоззрения людей.В ландшафтном планировании существует много способов преобразования среды - это и изменение рельефа, и воссоздание заповедных зон, и обустройство рекреационных комплексов, и создание водных сооружений, и озеленение территории.При этом многообразие природы позволяет создавать различные ландшафтные композиции. Главной особенностью при создании таких композиций является взаимосвязь естественных и искусственных компонентов. Кроме того, на формирование стилей антропогенного ландшафта поселений большой отпечаток оказывали традиции и культура различных народов.Значение городского ландшафта в жизни города огромно, поэтому его среда является не только средством отдыха горожан, но и становиться объектом познавательной экскурсии. Это объясняется еще и тем, что в ландшафтной среде размещаются историко-культурные памятники и достопримечательные места, которые образуют узлы концентрации памятников, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Вокруг этих узлов формируются ареалы насыщенных, тематически связанных историко-культурных объектов.Экскурсии, основанные на использовании связанных историко-культурных объектов в сочетании с городским ландшафтом имеют огромное познавательное значение и влияют на эмоциональное состояние экскурсантов.Степень развития рынка экскурсионных услуг, сложность работы на нем во многом диктуется особенностями конкурентной среды туристской фирмы и потребностями экскурсантов - потребителей экскурсионных услуг.Поэтому в дипломной работе было уделено внимание анализу турфирм и услуг, которые они предлагают на самарском рынке.Анализ фирм, предоставляющих экскурсионный продукт на Самарском рынке, выявил, что только турфирмы три фирмы в течение шести месяце на страницах самарских газет («СамараИнтур», «Радуга», «Профцентр») позиционировали себя, как фирмы, предлагающие, в том числе, и экскурсии.Анализ конкурентов так же выявил, что экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары» в качестве экскурсионной услуги не представлен ни у одной турфирмы, как ни в газетных рекламных объявлениях, так и на сайтах фирм. Телефонный опрос менеджеров турфирм так же подтвердил, что такой экскурсии нет, хотя три вышеуказанные фирмы готовы разработать и предоставить такую экскурсию по индивидуальному заказу.Но, несмотря на то, что в процессе анализа не было выявлено на период исследования наличия у турфирм и экскурсионных бюро Самары экскурсии с темой «Городской ландшафт Самары», решение о выборе такой экскурсии стоит за потребителем. Поэтому для выявления потребностей в экскурсионной услуге потенциальных потребителей был проведен опрос среди разных слоев жителей двух городов Самары и Нижнего Новгорода, как возможных гостей нашего города.Репрезентативная выборка была представлена по полу и по возрасту.В анкетном опросе респондентам задавался вопрос «Вам была бы интересна экскурсия «Городской ландшафт Самары?». Распределение респондентов по ответам на этот вопрос показал, что более половины респондентов (47,47%) в двух городах ответили на него утвердительно. При этом по городам ответы распределились по-разному. Если в Самаре утвердительно ответили всего 45,0% от опрошенных, то в Нижнем Новгороде - 66,67%.По данным анкетирования наибольшую привлекательность экскурсия с предложенной темой имеет для возрастной группы 10-14 лет как в Самаре, так и в Нижнем Новгороде. Но в отличие от Самары в Нижнем Новгороде большой интерес к экскурсии «Городской ландшафт Самары» проявили и возрастные группы от 30 до 55 лет.Интересным оказалось распределение респондентов по ответам на вопрос «Какие бы места в Самаре Вам было бы интересно посмотреть?». Анализ ответов показал, что больше всего интерес у жителей обоих городов вызывает Набережная в городе Самара. В качестве экскурсионного объекта набережную Волги выбрали 54,55% респондентов, при этом в Нижнем Новгороде интерес к этому экскурсионному объекту оказался в два раза выше, чем у жителей Самары (66,67% против 33,33%).Необходимо отметить, что в анкете в качестве экскурсионного объекта Струковский парк не был предложен респондентам, но большинство жителей Самары в пункт ответа «другое» (23,38%) вписали именно ландшафт Струковского парка.Таким образом, анализ ответов респондентов анкетного опроса показал, что экскурсия на тему «Городской ландшафт Самары» будет пользоваться спросом.При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» следует выбрать:· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30-55 лет;· самарских и приезжих школьников 5-7 классов (10-14 лет).Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребован как жителями, так и гостями города.Анализ ответов респондентов на вопросы анкеты подтвердил, что в качестве объекта экскурсии для потенциальных потребителей будут интересны ландшафты Набережной реки Волга и Струковского парка.Обоснование выбора городского ландшафта как экскурсионного ресурса, проведенный на основе исследования конкурентной среды на самарском рынке туристских услуг и анкетирования потенциальных потребителей показал, что экскурсионная услуга на тему «Городской ландшафт Самары» может быть востребована как жителями, так и гостями города. При этом в качестве потребителей экскурсии «Городской ландшафт Самары» рекомендуется выбрать:· гостей города Самары в возрасте от 10 до 14 лет и 30-55 лет;· самарских и приезжих школьников 5-7 классов (10-14 лет).Возможность использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, объясняется тем, что экскурсия - методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.Антропогенный ландшафт - тот же памятник культуры городской среды. Но для использования городского ландшафта в качестве экскурсионного объекта, необходимо два условия:1. Наличие объектов природного и антропогенного ландшафта с различными стилями и направлениями.2. Наличие тематически связанных историко-культурных объектов, отражающие важнейшие события отечественной и мировой истории. Выбор объектов и обоснование маршрута экскурсии «Городской ландшафт Самары», показал, что экскурсия по набережной реки Волги и Струковскому парку отвечает таким требованиям. Набережная реки Волги, включая Струковский парк, является главной особенностью городского ландшафта Самары. Кроме того, является такой территорией города, на которой сконцентрированы исторические и культурные памятники, что позволяет связать воедино зрелищность природного и антропогенного ландшафта и познавательность историко-культурных объектов. Следовательно, выбор в качестве объекта экскурсии Набережной реки Волги является обоснованным, как не только одно из самых популярных мест жителей города Самары, но и потому, что сочетает в природной и антропогенной ландшафтной среде историко-культурные памятники и достопримечательные места. Экскурсия «Городской ландшафт Самары» как процесс эмоционального познания призвана удовлетворить потребности разных слоев жителей и гостей города Самары, влияя на эмоциональное состояние экскурсантов через их чувства и развивая мышление. Поэтому при проведении экскурсии на основе городского ландшафта Самары было рекомендовано использовать такие методические приемы, которые будут усиливать эмоциональное и эстетическое восприятие объектов экскурсии. Список и литературы1. Ахметова Е.А. Ландшафтоведение: Учебник для вузов - М.: «Наука», 1980.2. Ахмедова Е.А. «Расчет эколого-рекреационной емкости территории города // КАПИ «Город» - Самара, СамГАСА 2003.3. Большая советская энциклопедия - М., 1933, т. 63.4. Большая советская энциклопедия - М., 1978, т. 29.5. Васина Ю.В. Экскурсионные путевки // «Учет в туристической деятельности», №1, I квартал 2003.6. Вергунов АЛ., Горохов В.А. Русские сады и парки. - М.: 1988.7. Вергунов АЛ., Горохов В.А. Вертоград. - М.: 1996.8. Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный). - М.: «Юстицинформ», 2008.9. Горохов В.А., Лунц А. Парки мира. - М.: 1985.10. Гецевич Н.А. Основы экскурсоведения - Минск, 1988.11. Дубинская Л.С. Основы информационно-экскурсионной работы гида-переводчика. Вопросы методики информационно-экскурсионной работы гида - переводчика: Учеб. Пос. - М., 1973.12. Дубяго Т. Русские регулярные сады и парки. - Л.: 1963.13. Дьякова Р.А., Емельянов Б.В., Пасечный П.С. Основы экскурсоведения. - М., 1985.14. Дурович А.П., Кабушкин Н.И., Сергеева Т.М. Организация туризма: Учеб. пособие. Минск: Новое знание, 2005.15. Дурович А.П., Копанев А.С. Маркетинг в туризме: Учеб. пособие/ Под общей ред. З.М. Горбылевой. - Мн.: «Экономпресс», 1998.16. мельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. - М.: Профиздат, 1976.17. Емельянов Б.В. Методика подготовки и проведения экскурсий. - М., 1980.18. Емельянов Б.В. Основы экскурсоведения. - М., 1985.19. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы: Методика, опыт - М., 1984.20. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения. - М., 1987.21. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. - 3-е изд., перераб. и дополн. - М.: Советский спорт, 2000.22. Есина Т.А., Сытина И.К. Философские основания эстетики. - Тула, ТГПУ им Л.Н. Толстого, 2004.23. Заккис А.А. Экскурсионное обслуживание местного населения. - М., 1983.24. Залесская Л.С, Микулина ЕМ. Ландшафтная архитектура, изд. 2-е. - М.: 1979.25. Запесоцкий А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Теория и практика. - СПб.: СПбГУП, 2003. -352 с.26. Зорин И.В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 2000.27. Дурович А., Анастасова Л. Маркетинговые исследования в туризме: Учеб.-практ. пособие. - М.: Новое знание, 2002.28. Квартальнов В.А., Сенин В.С. Организация туристско-экскурсионного обслуживания. - М., 1987.29. Квартальнов В.А. Туризм, экскурсии, обмены. - М., 1995.30. Контроль за качеством экскурсий. - М., 1985.31. Кохно Б.Л. Садово-парковое искусство. - Л.: 1980.32. Курбатов В.Я. Сады и парки. - Петроград: 1916.33. Кудинов Б.Ф. Из истории развития туризма. - М., 1986.34. Культурно-просветительская работа: Учеб. Пособие. - М.: Профиздат, 1969.35. Лихачев Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. - Л.: 1982.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|