на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Молодежный туризм
1900 году возникло «Русское горное общество». Его учредителями были знаменитые ученые: В.И. Вернадский, П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский и другие. В 1901 «Русский туринг-клуб» был преобразован в «Российское общество туристов», которое просуществовало до лета 1928 года. По уставу членами РОТ не могли быть учащиеся, молодежь и военные низких чинов. Членами РОТ были привилегированные денежные люди. Общество ставило своей задачей организацию туристских путешествий по России и за границей, знакомство с достопримечательностями русских городов, а также организацию путешествий «к святым местам».

В 1907 году при «Российском обществе туристов» создается комиссия по организации образовательных экскурсий по России для школьников, которая занималась экскурсиями по России и знакомством с древними Русскими городами. В 1911 году правление общества переезжает из Петербурга в Москву. В 1914 году «Российское общество туризма» насчитывало 5 тысяч человек.

РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-методическую и справочную литературу, путеводители. После революции 1917 года многие организации и общества были запрещены.

Возникновение советского туризма можно отнести к 20-м годам XX века.

В 1918 году создается первая туристическая организация «Бюро школьных экскурсий». В 1919 году были приняты декреты о лечебных местностях. На их основе стали строиться курорты различных направлений. В 1920 году был подписан декрет «об использовании Крыма для лечения трудящихся».

В 1921 году принимается декрет об организации домов отдыха. Начинается активное строительство турбаз, санаториев, курортных баз, пионерских лагерей и др. Под дома отдыха отдавались церкви, загородные дома, усадьбы помещиков и другие дома богатых людей, которые на сегодняшний день считаются памятниками архитектуры.

С 20-х годов вновь свою активную деятельность начинает «Российское общество туризма». В 1928 году РОТ был закрыт, и на его основе было создано «Общество пролетарского туризма ОПТ РСФСР», а в марте 1930 года - «Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий» - ОПТиЭ, членами являлись 6,5 миллионов человек. «Общество пролетарского туризма и экскурсий» объединило экскурсионно-туристские общества и организации, такие как «Советский турист», «Турист Грузии» и другие. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 - 184с.

В 1929 году создается Всесоюзное акционерное общество «Интурист» для обслуживания зарубежных туристов и организации туристских поездок граждан СССР за рубеж. С течением времени у «Интуриста» были открыты отделения во многих городах СССР и представительства в зарубежных странах. В дальнейшем в собственности Госкоминтуриста СССР за границей находилось 4 туристические фирмы и свыше 20 представительств, часть которых было зарегистрировано под знаком ВАО «Интурист».

Весной 1936 года руководство внутренним туризмом и экскурсиями передается Всесоюзному Центральному Совету Профессиональных Союзов. При ВЦСПС было учреждено Центр туристско экскурсионное управление, с соответственными управлениями в республиках, краях и областях.

В 1958 году ЦК ВЛКСМ создает свою туристскую организацию - Бюро международного молодежного туризма «Спутник» для организации поездок советской молодежи за рубеж и зарубежной молодежи в СССР. Организацией туристко-экскурсионной работы со школьниками занимается Центральная детская экскурсионно-туристическая организация, созданная в 1918 году и преобразованная в 1932 году.

31 мая 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР общество было преобразовано в Комитет по иностранному туризму СССР.

Молодежный туризм - это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности, характерным компонентом которого является путешествие (экскурсия, прогулка, поход, экспедиция). Это определение прежде всего указывает на то, что в туризме должны интегрироваться все основные стороны воспитания: идейно-нравственная, трудовая, эстетическая, физическая, патриотическая и интернациональная, умственное развитие, политехническое образования и др. Исходя из истории развития туристской деятельности, познавательная функция в той или иной мере присуща любому туристскому мероприятию, поэтому познание для детей нового и необычного на экскурсиях, в походах, экспедициях, полевых лагерях базируется на одной из основных составляющих туристской деятельности.

Данная форма организации учебно-воспитательного процесса в детском туризме базируется, кроме вышеназванного, на теоретических основах исследовательского метода обучения в походах, который определяет деятельность руководителя детской группы при подготовке и проведении учебных мероприятий и участников похода. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 - 184с.

Следует отметить, что при организации и проведении данной формы учебно-воспитательного процесса используется личностно-ориентированная педагогическая парадигма. В рамках этой парадигмы осуществляются следующие основные принципы и подходы к учебно-воспитательной работе в туристском лагере с отдыхающими детьми:

- личностно-деятельностный;

- диалогический или полисубъектный

-индивидуально-творческий;

- культуросообразности;

- целесообразности;

- природосообразности;

- краеведческий;

целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния.

Исходя из этих теоретических позиций можно определить те принципиальные педагогические взгляды, на которых следует базироваться в практике организации и проведения туристских детских лагерей. Основная задача педагога в оздоровительном лагере заключается в создании некой гипотетической модели по формированию развивающей и обучающей среды для детей.

Именно педагогом-воспитателем, инструктором туризма в детском туристском лагере должны задаваться условия, формы и методы исследовательской деятельности в походах, благодаря которым у ребенка будет формироваться внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним первой информации с творческих позиций. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 - 184с.

Из этого следует, что одной из наиболее существенных задач является решение вопроса о способах формирования внутренней мотивации, то есть превращения внешней необходимости исследования нового и неизвестного встречающегося ребенку в туристских походах во внутреннюю потребность.

Одним из важнейших принципов организации познавательного отдыха детей в туристских лагерях, особенно успешно осуществляемым в процессе туристско-краеведческой деятельности, является принцип целостности воспитательного процесса и единства педагогического влияния. Эта деятельность способна одномоментно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы личности юного туриста, осуществлять органическое слияние образовательного, воспитательного и оздоровительного процессов. Жолдак В.И. Основы менеджмента в спорте и туризме в 2-х т. Т 2. Социально-педагогические основы. - М.: Сов.спорт, 2001 - 184с.

Совместная практическая деятельность ребят в походе должна основываться, в первую очередь, на интересе, увлечении конкретным делом, осмыслении работы, и уже во вторую - на занятиях теоретического и практического характера по изучению основ туризма и оздоровления.

Туристско-краеведческая форма учебно-воспитательной работы является эмоционально яркой и очень содержательной стороной жизни детей. Такая форма работы способствует укреплению здоровья, разностороннему воспитанию, становлению гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Особенно актуальными в настоящее время для жителей урбанизированных пространств являются: укрепление здоровья учащихся через дозированные физические нагрузки, знакомство воочию с красивейшими ландшафтами страны, непосредственный контакт с природой.

Для учащихся в подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками своей страны, изучение на практике их исторических, культурных, природных достопримечательностей является наиболее естественной, или как сказали бы классики - природосообразной деятельностью.

Использование разнообразных туристских и технических средств в оздоровительном туристском лагере: лазание по скалам, плавание на байдарках, лодках и катамаранах, работа с различными приборами и механизмами, проведение радиосвязи, к которым у детей среднего и старшего возраста имеется повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в туристском походе.

Молодежные туристские походы и экспедиции проходят в форме, максимально приближенной к настоящей исследовательской экспедиции в спортивном туризме.

1.3 Основные достижения и проблемы советской системы молодежного туризма

После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.

11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру - Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли.
Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.

Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.

Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.

С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. - 452 с.

Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.

Советский массовый туризм - являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.

Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.

Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.

Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.

1.4 Проблемы развития молодежного туризма в Российской федерации

До 1990 года молодежный туризм, как общественное движение реализовывался через систему туристских клубов при Советах по туризму и экскурсиям Соколова М.В. История туризма. - М.: Прогресс, 2002. С. 79..

Число республиканских, краевых, областных, городских и районных клубов в 1989 году, который можно рассматривать как переломную точку, в РСФСР составляло более 700. На базе клубов сформировалось около 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных началах работало более 30 тысяч туристских секций и комиссий. Были разработаны и действовали более 3 тысяч классифицированных спортивных и оздоровительных маршрутов. К 1989 году было классифицировано и внесено в общесоюзный перечень 5240 перевалов в высокогорных районах и около 1 тысячи пещер Пузанова С.П. Международный туристический бизнес. - М.: Спорт, 1999. С. 112..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.