на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Подготовка игроков в пляжном волейболе
b>1.3 Концепция методики обучения и тренировки в пляжном волейболе

В литературе по волейболу рассматривается техника выполнения приемов и методика обучения им [1; 2; 3; 10; 17; 19; 29 и др.]. При этом выделяют следующие этапы: а) создание предпосылок для изучения, ознакомления с разучиваемым приемом, б) разучивание приема в упрощенных условиях, в) разучивание приема в усложненных условиях, г) закрепление приема в игре. Более подробную структуру становления навыков игры приводит Ю.Д. Железняк [14; 16]. При этом для первоначальной стабилизации навыков следует использовать метод стандартно-повторного упражнения, а для совершенствования действий вариативного типа - метод повторно-переменного упражнения.

Подготовка игрока в пляжный волейбол должна осуществляться небольшими последовательными шагами; благодаря этому можно будет уделить равное внимание всем элементам игры, и добиться разносторонней подготовки игрока. Поскольку в основной версии игры участвуют команды, состоящие только из двух человек, каждый игрок в пляжный волейбол должен одинаково хорошо выполнять функции подающего, принимающего, разводящего, нападающего, блокирующего и защитника.

Владение техникой традиционного волейбола первой и второй передачи, блока и защиты, а также, естественно, подачи, является обязательным требованием. Техника и тактика пляжного волейбола, основанные на владении этими техническими приемами, должны быть хорошо усвоены и оптимизированы с учетом особенностей игры. Вследствие большого разнообразия в пляжном волейболе действий и необходимых для их осуществления движений, работа над специфическими элементами данного вида спорта должна строиться в соответствии с естественным ходом игры [31].

Игры на маленькой площадке являются классическим приемом для изучения и отработки командных тактики и стратегии традиционного волейбола, но для овладения навыками пляжного волейбола необходим совершенно противоположный дидактико-методический подход. Именно по этой основной причине на начальной стадии обучения игре «двое на двое» следует проводить тренировочные игры с командами по три и по четыре человека.

Обучение технике, а также индивидуальной и командной тактике должно осуществляться в соответствии с порядком чередования основных игровых ситуаций пляжного волейбола. Поэтому овладение навыками и совершенствование действий, например, нападающего должны идти наряду с индивидуальной тактической подготовкой блокирующего и защитника в зоне [20; 38].

Технические навыки приема мяча и оборонительных действий, тактика и стратегия защиты должны быть освоены раньше или же, по крайней мере, одновременно с техникой, тактикой и стратегией нападающих действий. Это требование предъявляется самой спецификой игры, в которой совершенно очевидно, нападающие действия в значительной степени преобладают над обороной.

Статистика утверждает, что для выигрыша одного очка необходимо сделать, в среднем, 3,5 розыгрыша мяча, а общее игровое время для розыгрыша очка равно 98,6 секунды. При освоении индивидуальной тактики, например, принимающих игроков, подающие игроки должны, на первых порах, исполнять лишь вспомогательные функции. Однако по мере повышения индивидуального мастерства, тренировки по освоению различных тактических действий следует постепенно сводить воедино [20].

С самого начала необходимо учитывать следующие факторы, оказывающие заметное влияние на процессы как обучения, так и преподавания: освоение техники пляжного волейбола в условиях подвижных, беговых и прыжковых игр; развитие способности предвидения; развитие умения специального общения. Классификация форм обучения построена на основе исключительно прагматического подхода, базирующегося на требовании эффективности обучения и удобства организации тренировок, в ущерб, порой, дидактическим и методическим принципам:

- тренировка одного игрока с тренером или без тренера;

- тренировка двух игроков с тренером или без тренера:

- тренировка трех игроков с тренером или без тренера;

- тренировка четырех игроков с тренером или без тренера;

- тренировка пяти и более игроков с тренером или без тренера.

Данная классификация пытается, с одной стороны, учитывать существующее положение в подготовке игроков в пляжный волейбол, которое, вероятно, останется в нынешнем состоянии в течение еще нескольких лет. С другой стороны, она обращает внимание на организацию обучения, сходную с процессом подготовки игроков в классический волейбол. Этот метод - занятия, в которых участвуют четыре или большее количество игроков и тренер, несомненно, возобладает в будущем [39].

Тренировка одного игрока заканчивается, как правило, попыткой привлечь к занятию тех, кто неподалеку играет в пляжный волейбол для отдыха, чтобы с их помощью сократить непроизводительные потери времени (т.е., игроку не бегать самому за мячом).

Необходимо заранее указать, что тренировка игрока в одиночку сводится, как правило, к отработке технических приемов и обычно проходит в упрощенных условиях. А именно: один игрок в данном случае выступает и за подающего, и за нападающего, и пасующего, причем передает или набрасывает мяч сам себе для совершенствования того или иного технического навыка.

Тренировка при участии двух игроков также сосредоточивается. В первую очередь, на отработке техники, однако в этом случае проходку с учетом специфических особенностей пляжного волейбола.

Тренировка при участии трех игроков позволяет перейти от обучения исполнению технических приемов к освоению индивидуальной тактики. Сочетание освоения индивидуальной и командной тактики становится возможным, когда в тренировке участвуют четыре игрока.

Еще одним достоинством тренировки с участием четырех или более игроков является возможность организовать игру одной команды против разных команд, имитируя тем самым различные форматы соревнований. Тренировки с участием трех или более игроков согласуются со спецификой реальной игры в пляжный волейбол, потому позволяют осуществлять моделирование игровых ситуаций и игры в целом: Наиболее распространенными формами подобных тренировок являются игры на маленькой площадке с «один на один», «один на один с разводящим игроком»{пасующий делает передачи обоим игрокам), «двое на двое» на маленькой площадке, «трое на трое» или «четыре на четыре» на обычной площадке и, как в реальной игре, «двое на двое». Игры с участием более двух игроков заметно упрощают всю игру в пляжный волейбол. В этом случае каждый из игроков касается мяча лишь один раз, а то и вовсе не разу за время розыгрыша очка. Например, нападающий может нанести удар без каких-либо подготовительных действий и, при случае, может сам подготовить себе нападающую позицию после приема мяча или подбора мяча у поверхности площадки. Такое умение становится необходимым позднее, При последующих стадиях и игровых формах. Перечисленные разновидности игр нужно использовать осознанно и целенаправленно с участием всех игроков, чтобы отрабатывать, с одной стороны, точность движений и владения мячом, и с другой, различные аспекты командной тактики и стратегии в упрощенных условиях. На практике каждый игрок обязательно должен играть с различными партнерами и соперниками, так как это создает новые игровые ситуации и, соответственно, позволяет каждому игроку получить наибольший опыт поведения в различных ситуациях [39].

Каждый партнер обладает различными способностями и навыками, требует особых подходов к взаимодействию, и сам осуществляет взаимодействие своими собственными, одному ему присущими способами. Это положение, всегда считавшееся важным для традиционного волейбола, является абсолютно непререкаемым для игрока в пляжный волейбол, так как даже среди профессионалов два игрока редко играют вместе в на протяжении целого сезона, не говоря уже о нескольких годах.

С самого начала игрока в пляжный волейбол следует ставить в «ситуации выбора», т.е. такие игровые ситуации, для которых существует, по меньшей мере, две возможных варианта поведения; подобные положения стимулируют процессы принятия решения. Это очень важно, потому что ситуации выбора соответствуют специфике пляжного волейбола.

Главная цель обучения игрока в пляжный волейбол - достижение универсализма. Это самоочевидное требование применимо ко всему процессу обучения и обязано своим происхождением тому уже упоминавшемуся факту, что каждый игрок в пляжный волейбол является одновременно и подающим, и принимающим, и пасующим, и нападающим, и блокирующим, и защитником.

Понятие специализации в пляжном волейболе в полной мере применимо лишь к блоку и оборонительной ситуации. Однако очень часто бывает, что каждый из пары игроков в пляжный волейбол обладает очень разными способностями к оборонительным действиям и к блоку. Зачастую это определяется разницей в росте игроков. Еще одним аспектом, который также может быть, вероятно, охарактеризован как показатель тенденции к специализации, является тот факт, что во всех командах пляжного волейбола каждый игрок, особенно в ситуации приема мяча и атаки, занимает свою излюбленную сторону площадки. Упомянутые выше факторы недвусмысленно указывают на то, что специализация не должна становиться целью тренировок и, следовательно, не следует затрачивать времени на отработку у игрока каких-либо специализированных навыков.

В целом обучение должно проводиться в соответствии со спецификой данного вида спорта.

Создание рациональных программ физической подготовки, в наибольшей мере отвечающих психофизиче-ским особенностям, является актуальной задачей специальной подготовки юных спортсменок, специализирующихся в пляжном волейболе. При этом, как показано в ряде работ [4; 5; 11; 27; 32], прыжковая подготовленность оказывает положительное влияние на реализацию технико-тактических возможно-стей волейболисток в соревновательных условиях. В период полового со-зревания развитие организма сопровождается изменением, как морфологи-ческих показателей, так и психофункциональных возможностей, что в итоге ведет к изменениям структуры двигательных действий и формирова-ния игровых навыков [32].

Исследованию специальной физической подготовленности во-лейболистов посвящен ряд работ, которые были направлены, как правило, на изучение различных сторон подготовленности взрослых и юных спорт-сменов в классическом волейболе [9; 18]. При специализированной подготовке юных во-лейболистов особенно актуальной является проблема повышения качества пространственно-силовой ориентировки, совершенствования дифферен-циации мышечных усилий в различных игровых ситуациях [13]. Повышение уровня физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов развития физических качеств, которые определяют результативность в избранном виде спорта [6; 26; 28; 33].

Анализ литературных источников показал, что в совершенствовании прыжков в пляжном волейболе особое значение приобретают упражнения на развитие "взрывной" силы [32]. Среди методов развития взрывной силы волейболистов можно выделить выполнение упражнений так называемым "ударным" методом (отталкивание после прыжка в глубину) [27]. “Взрывная” сила является разновидностью динамической силы. Уровень этой силы определяет успех в прыжках. Поэтому доминирующим методом в ее развитии будет метод динамических усилий с использованием различных прыжков (прыжки вверх после приземления) [36].

В литературе мы встречаем некоторые методические указания:

- упражнения для развития силы плечевого пояса рекомендуется выполнять с эластичным бинтом;

- для развития главных мышечных групп рекомендуются упражнения с небольшими отягощениями;

- упражнения для мышц живота и спины должны выполняться ежедневно и поэтому не указываются специально;

- метод повторений является основным для развития скорости и координации.

Некоторые упражнения для развития скорости
и координации. Эти упражнения должны выполняться в начале тренировки сразу, после разминки. Каждое упражнение длится не более 6-10 сек. После 3-4 повторений, выполняемых с максимальной скоростью и интенсивностью, необходим отдых в течение 3 мин:

1. 3 упражнения для перехода пас - удар:

- три нападающих удара со своего паса против блока;

- удар со своего паса - блок - отход от сетки - снова удар;

- прием подачи - удар - бросок за отскоком от блока - удар с другой половины своей площадки.

2. 3 упражнения для пасующего игрока:

- передача - блок - бросок в защите на задней линии;

- три высоких передачи и, пока мяч в воздухе, имитация защитных действий;

- передача - блок - передача из глубины поля - страховка удар.

3. 3 упражнения для блокирования:

- блок - защита на задней линии - блок;

- обманный блок - защита на задней линии - удар - блок;

- подача в прыжке - три блока подряд по всей длине сетки

4. 3 упражнения для защитных действий:

- бросок в защите - удар - блок;

- рывок за обманным мячом - удар - передача из глубины поля;

- подача в прыжке - обработка удара противника - прием обманного мяча.

Упражнения для совершенствования блока:

- партнер выполняет 10 нападающих ударов с собственного подброса. При этом каждый раз он сообщает блокирующему направление своего удара. Блокирующий начинает свои действия, находясь на расстоянии 1 м от сетки;

- то же самое, но атакующий игрок не сообщает направление удара, а выполняет его строго по ходу своего разбега.

Упражнения для взаимодействия пасующий-бьющий:

- бьющий игрок всегда нуждается в подсказке своего партнера - где незащищенная часть площадки противника. Для тренировки этого навыка четыре игрока образуют две команды. Одна команда подает 10 мячей подряд на одного игрока, а затем 10 мячей подряд на другого. Игрок, передающий мяч на удар своему партнеру, подсказывает ему направление самого удара (даже после прыжка на удар) [11].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.