p align="left">Метод математической обработки данных Для получения достоверных результатов мы методы математической статистики. Для этого определялись следующие статистические величины: 1) средний результат в группе Vi М = n где Vi - сумма результатов в группе эксперимента, n - число волейболисток в группе. 2) среднеквадратичное отклонение Vmax - Vmin = , К где Vmax - Vmin - максимальные и минимальные результаты в группе; К - коэффициент, определяемый по таблице Л. Типпета; - среднеквадратичное отклонение. 3) средняя ошибка среднего арифметического m = n где - среднеквадратичное отклонение; m - средняя ошибка среднего арифметического; n - число волейболисток в группе. 4) средняя ошибка разности M э - М к t = m2 э + m2 k где Mэ - средний результат в экспериментальной группе; Мк - средний результат в контрольной группе; mэ - средняя ошибка среднего арифметического в экспериментальной группе; mk - средняя ошибка среднего арифметического в контрольной группе; t - средняя ошибка разности. Если Р(t) 0,05, то различия в группах эксперимента не являются достоверными. Если P(t) 0,05, то различия в группах достоверные. 2.3 Организация исследования Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап - апрель-май 2009 года. На этом этапе осуществлялся сбор первичной информации по теме исследования. Проводился анализ литературных источников. Особое внимание уделялось разработке методике обучения и совершенствования техники пляжного волейбола, осуществлялся подбор средств и методов для осуществления педагогического эксперимента. Второй этап - июнь 2009 - апрель 2010 года. На этом этапе осуществлялся педагогический эксперимент по внедрению в учебно-тренировочный процесс экспериментальной обучения и совершенствования технических приемов игры в волейбол. На начальной стадии педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах были проведено выявление показателей технической подготовленности. По завершение эксперимента было проведено повторное тестирование. Сравнение изменение динамики этих показателей в контрольной и экспериментальной группах позволило нам судить об эффективности разработанной экспериментальной методике. Третий этап - апрель-май 2010 года. На этом этапе проводилась обработка полученных данных математическими методами, обсуждение полученных результатов и оформление выпускной квалификационной работы. ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК 13-14 ЛЕТ В ПЛЯЖНОМ ВОЛЕЙБОЛЕ 3.1 Содержание экспериментальной методики Надежность технико-тактических действий существенным образом зависит от уровня развития физических способностей и морфологических особенностей, которые, в силу этого, занимают важное место в структуре игровой соревновательной деятельности спортсменов. Особенно это актуально в юношеском волейболе, на этапе начальной специальной подготовки, когда роль физической подготовки начинает существенно сказываться на эффективности соревновательных действий юных спортсменов. Исследователями установлено, что у юных спортсменов-игровиков ограничен арсенал технико-тактических действий и низок уровень специальных физических способностей. В связи с этим главной целью нашей практической работы было улучшения физической подготовленности юных волейболисток. Экспериментальная методика основывалась на общих методических подходах, изученными нами в процессе анализа научно-методической литературы по волейболу. В то же время нами были внесены в нее ряд авторских дополнений. В исследованиях средств и методов физической подготовки юных волейболистов наиболее важны вопросы формирования и совер-шенствования двигательных навыков, влияющих на успешность выступ-ления в соревнованиях. Специализированная тренировка включает на-грузки, направленные на развитие физических качеств, которые необходи-мы для выполнения действия в конкретном виде спорта. Поиск новых методов оптимизации физической подготовки ведет к созданию таких тренировочных программ юных спортсменок, которые от-вечают специфике пляжного волейбола. Результаты исследования про-грамм тренировочной и соревновательной деятельности отражают дина-мику специальных физических качеств по результатам комплексного тестирования. Основой для анализа исследуемых показателей служат инфор-мативные характеристики, а их изменение в годичном цикле подготовки позволяет судить о приросте функциональных возможностей спортсменок. Общая и специальная подготовка юных спортсменок, специализи-рующихся в пляжном волейболе, предусматривала решение задач, необхо-димых для успешной соревновательной деятельности. При систематиче-ской тренировочной и соревновательной деятельности скоростно-силовая подготовка строилась таким образом, чтобы избирательно воздействовать на те группы мышц, которые определяют эффективность игровой деятель-ности. Специализированная подготовка предусматривала определение для каждой спортсменки игровых функций в соответствии с индивидуальными особенностями, совершенствование техники и тактики действий волейбо-листок. Участие в учебных и контрольных играх решало также задачи по-вышения психологической устойчивости в разных игровых ситуациях. Для развития прыгучести нами применялись следующие упражнения: - Прыжки с поворотом на 180, 360 градусов с поднятыми вверх руками. - Прыжки в приседе - Прыжки с уступающе - преодолевающим воздействием: запрыгивание на гимнастическую скамейку и спрыгивание на пол. - Прыжки через гимнастическую скамейку на одной или двух ногах - Прыжки через обычную скакалку на 1 или 2 ногах до 3 мин. - Запрыгивание (затем спрыгивание) на препятствие высотой 30 см толчком голеностопов, не сгибая ног в коленях. Сериями по 15-20 прыжков подряд. - Серийные прыжки - «ножницы». В каждом прыжке игрок выполняет мах ногами в стороны. - Многоскоки на одной ноге с акцентом на лучший результат. - Серийные прыжки с подтягиванием коленей к животу. Сериями по 15 - 20 сек. Для развития быстроты применялись упражнения, требующие максимальной скорости выполнения, длящиеся не более 10-15 секунд. - бег на месте, бег с ускорением. Продолжительность упражнений 5-10 сек, количество повторений 2-3, интервал отдыха 1,5-2 мин. - бег с реагированием ответным действием на свисток, например, один свисток - подпрыгнуть вверх и продолжить бег; два свистка - прыжок на 360 градусов и продолжить бег. Для развития ловкости применялись упражнения со сменой способов выполнения упражнений (попеременные прыжки на одной, двух ногах; подачи сверху и снизу; нападающие удары по ходу разбега, с переводом вправо и влево) и упражнения с усложнением дополнительными движениями (прыжки вверх и передача мяча над собой; выполнение кувырков с последующей ловлей мяча). Для развития выносливости применялись: - поточные серии прыжков вверх; - Прыжки со скакалкой в течение 1 - 2 мин. - Челночный бег по площадке, перемещаясь вперед, назад, в стороны. - Эстафеты с преодолением препятствий, бегом, кувырками, прыжками. При планировании тренировки в первой половине сентября преду-сматривалась учебно-тренировочная работа, посвященная общей физиче-ской подготовке. В октябрьском мезоцикле подготовки большее внимание уделялось технико-тактическим упражнениям с волейбольными мячами. Кроме того, продолжалась работа по повышению уровня общей физиче-ской подготовки. В этом периоде специальная тренировочная работа вы-полнялась в объемах от 320 до 370 минут в неделю, а общая физическая подготовка - от 50 до 75 минут. Соревнования в этот период не проводи-лись. С ноября начинается соревновательная деятельность, поскольку на начало месяца календарем было предусмотрено участие в волейбольном турнире. Затем в конце каждой недели в ноябре и декабре также проводи-лись соревнования. Тренировочная работа проводилась трижды в неделю на протяжении всего периода. В ноябре и декабре в зависимости от уча-стия в соревнованиях специальная тренировочная работа выполнялась в объемах от 190 до 290 минут в неделю, а на общую физическую подготов-ку приходилось от 35 до 50 минут. Соревновательные нагрузки варьирова-ли в пределах 50-90 минут в неделю. В январе три раза в неделю выполнялась специальная тренировочная программа по подготовке к соревнованиям, занятия по отработке различ-ных технических приемов и повышению физических кондиций проводи-лись, в воскресенье спортсменки участвовали в соревнованиях. В этом пе-риоде была уменьшена продолжительность общей физической подготовки, которая по микроциклам колебалась от 25 до 60 минут. Продолжитель-ность соревнований колебалась в пределах 45-100 минут. В марте продол-жалось выполнение намеченного плана подготовки, который был аналоги-чен предыдущему периоду, а в апреле спортсменки участвовали в турнире по волейболу, а также выполняли программу тестирования для определе-ния уровня физической подготовленности. В марте и апреле в зависимости от участия в соревнованиях специ-альная тренировочная работа в целом была увеличена, наиболее характер-ные объемы для этого периода - 280-300 минут в неделю, тогда как на об-щую физическую подготовку отводилось от 20 до 50 минут. Соревнова-тельные нагрузки составляли 50-100 минут в неделю. За 10 месяцев было выполнено специальной тренировочной работы 11590 мин, сумма общефизических упражнений составила 1955 мин, со-ревновательной деятельности - 2230 мин. В таблице 1 приведены стати-стические показатели нагрузок, выполненные спортсменками за микроцикл. Таблица 1 Статистические параметры нагрузок в микроцикле (44 недели) |
Месяц | Тренировочные нагрузки (мин) | ОФП (мин) | Соревновательная деятельность (мин) | | Среднее | 263,41 | 44,43 | 61,94 | | Стандартная ошибка | 11,78 | 2,31 | 2,63 | | Стандартное отклонение | 78,15 | 15,33 | 15,78 | | Коэффициент вариации (%) | 29,7 | 34,5 | 25,5 | | | Специальные тренировочные нагрузки, включавшие как специаль-ную физическую, так и технико-тактическую подготовку, в сумме за мак-роцикл составили 193,2 часа, упражнения общей физической подготовки - 32,6 часа, а соревновательная деятельность - 37,2 часа. В среднем специ-альная работа с мячом за месяц составила 1159±286,8 мин, упражнения ОФП - 195,5±58,8 мин, а соревновательная деятельность - 278,7±37,9 мин. Доля специальных тренировочных упражнений с мячом в среднем за мезо-цикл составляла 72,6±8,2%, упражнений ОФП - 12,2±2,3%, а соревнова-тельной деятельности - 15,1±9,8%.В результате исследований выявлено, что при правильном по-строении тренировки достоверный прирост специальных двигательных ка-честв происходит уже в первом мезоцикле, однако планируемый прирост общей физической работоспособности наблюдается через 2,5 - 3 месяца регулярных тренировок. Долю сложнокоординационных нагрузок в струк-туре тренировочных воздействий на соревновательном этапе подготовки юных игроков рекомендовано повышать до 40-45 %, тогда как на практике доля этих упражнений составляет, как правило, около 20 % от общего объ-ема нагрузок.В подготовительном периоде объем нагрузок физической подго-товки, направленных на развитие скоростно-силовых способностей планировалось на уровне 45-50 % от общего объема, специальной вынос-ливости - 30%.Для анализа весь диапазон величины тренировочных нагрузок был разбит на зоны с шагом в 20 минут за микроцикл. В подготовке волейболисток диапазон недельных нагрузок охватывает от 80 мин до 380 мин. Наиболее часто использовались микроциклы с величиной тренировочных нагрузок от 260 до 300 мин в неделю. Всего за год такие величины нагрузок отмечены в 24 микроциклах (54,5% от общего числа микроциклов).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|