p align="left">В литературе мы можем найти следующие советы для успешной тренировки · всегда ставь определенную задачу на каждую тренировку; · всегда очень вдумчиво составляй свое рабочее расписание, · - чутко реагируй на состояние своего организма и дай ему отдохнуть, если это необходимо; · никогда не играй, если нет большой мотивации, лучше сделай простые упражнения; · тренируйся в разное время дня и в разную погоду; · не слишком специализируйся в одном-двух элементах игры. Тренируй свои слабые элементы; · для тренировок подбирай равных или более сильных партнеров; · если времени для тренировок не так много, используй его на отработку взаимодействий с партнером, а не на отдельные упражнения; · как можно лучше разминайся перед тренировкой; · по меньшей мере 10 мячей необходимы для продуктивна тренировки; · можно тренироваться с разными партнерами, однако по меньшей мере за одну неделю до соревнований основные партнеры должны тренироваться вместе [8]. В целом, учеными и тренерами указывается, что специфика технической и физической подготовки в пляжном волейболе основывается на результатах структурного анализа игр лучших команд: короткие или очень короткие физические нагрузки чередуются с более длинными стадиями отдыха. Период нагрузки продолжается, в среднем, около 8 секунд. ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования 1. Провести анализ научно-методической литературы по особенностям тренировки в пляжном волейболе. 2. Разработать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной соревновательной деятельности волейболисток 13-14 лет. 3. Экспериментально обосновать методику обучения технике игры в пляжный волейбол и развития специальных физических качеств, которые необходимы для эффективной соревновательной деятельности волейболисток 13-14 лет. 2.2 Методы исследования Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов научного познания: Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юных волейболистов. Метод наблюдения. Оценка технической подготовленности. Контрольные испытания. Педагогический эксперимент. Статистическая обработка материала. Анализ научно-методических материалов и планов подготовки юных волейболистов. Данный метод использовался с целью изучения литературных источников по проблеме технической подготовки спортсменов в пляжном волейболе. Он позволил проанализировать и систематизировать научно-методические взгляды по затронутой проблеме. В процессе работы было переработано 39 литературных источников. Метод наблюдений Наблюдение проводилось за проведением учебно-тренировочных занятий по волейболу в ДЮСШ. Анализу подвергалась методика обучения двигательным навыкам и умениям по волейболу, а также работа по развитию физических качеств. Наблюдение велось за деятельностью тренеров: какими методами и приемами пользовался на тренировках, какие использовали подводящие и подготовительные упражнения. Оценка технической подготовленности С целью оценки технической подготовленности велось наблюдение за правильностью выполнения технических приемов юных волейболистов в процессе тренировочных игр. Оценивались следующие технические приемы: Оценка игровой игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе проводилась по методике предложенной В.В. Костюковым [21; 24]. Балльная оценка уровня игровой подготовленности спортсменов в пляжном волейболе позволяет сравнивать представителей своеобразных стилей и способов ведения состязаний из разных регионов, стран, континентов. Весь объем игровых действий спортсменов разделен на пять групп: подача, прием мяча с подачи, передача мяча, нападающий удар, игра в защите. Отличные игровые действия волейболиста в каждой группе оцениваются в 5 баллов, хорошие - в 4, удовлетворительные - в 3 и неудовлетворительные - в 2 балла. Минимальное количество баллов, которое может набрать спортсмен, составляет 12, а максимальное - 30. Рассмотрим подробнее методику оценки уровня выполнения отдельных элементов игры. Подача мяча. "Отлично" (5 баллов): волейболист способен сильно и точно выполнять 2-3 вида подачи и эффективно их применять в зависимости от игровой ситуации. Агрессивность и результативность подач почти не снижаются даже при плохих погодных условиях (очень сильный ветер, дождь или ослепительное солнце, температура воздуха 35-40О С и более), в которых еще можно проводить соревнования, или других стрессовых ситуациях (зрители, активно болеющие за соперников, не совсем объективное судейство, равный счет в окончаниях партий и т.д.). "Хорошо" (4 балла): спортсмен сильно и точно выполняет 2-3 вида подачи и эффективно их применяет в спокойной игровой обстановке, однако в напряженные моменты состязания он использует более простой вид подачи или снижает ее агрессивность. Ухудшение погодных условий также приводит к заметному снижению результативности выполнения подач. "Удовлетворительно" (3 балла): волейболист умеет выполнять 1-2 вида подач, однако в игре использует преимущественно один из них. Агрессивность подачи - средняя, при ее усилении заметно возрастает процент брака. Игрок не может выполнить силовую подачу в прыжке при сильном ветре. "Неудовлетворительно" (2 балла): спортсмен при выполнении подачи просто вводит мяч в игру, без создания психологического давления на соперников, часто ошибается. Любой сбивающий фактор (сложная игровая ситуация, плохие погодные условия, недоброжелательные зрители и т.д.) становится для подающего труднопреодолимым препятствием, зачастую приводящим к ошибке. Подачи слабые и неточные. Прием мяча с подачи. "Отлично": спортсмен способен выполнять точный прием мяча с различных по силе и траектории подач. Мяч передается в середину площадки, на расстояние 0,5 - 1 м от сетки, на высоту 3 - 3,5 м от поверхности площадки. Ошибки на приеме крайне редки, точность приема мяча почти не снижается при самых неблагоприятных и напряженных ситуациях. "Хорошо": волейболист выполняет точный прием мяча в спокойной игровой обстановке (значительный перевес в счете, объективное судейство, хорошая погода, простые подачи соперника и т.д.), однако мастерски выполненные планирующие подачи (мяч неожиданно снижается, едва перелетев сетку или, наоборот, планирует к самой лицевой линии), как и сильные "пушечные" подачи со значительным вращением мяча, а также обострение игровой обстановки зачастую приводят к неточному приему (мяч не долетает до сетки более 3 м или направляется к боковым линиям) или даже к ошибке. "Удовлетворительно": спортсмен чаще принимает неточно, нежели обеспечивает комфортные условия пасующему игроку. Усиление соперником подачи сразу ставит его в затруднительное положение и ухудшает качество приема мяча. "Неудовлетворительно": волейболист редко принимает точно даже простые подачи. Мячи зачастую отлетают от него в самых неожиданных направлениях. Даже незначительное усложнение соперником подачи приводит его к ошибке на приеме. Передача мяча. "Отлично": волейболист способен выполнить мягкую и точную передачу к сетке для нападающего удара из любой точки площадки. При необходимости он может сделать точную передачу снизу двумя руками. Качество передач такое, что в большинстве (не менее 80%) случаев, включающих и простые и сложные игровые ситуации, нападающему игроку создаются комфортные условия для атаки. Ошибки крайне редки даже в самых сложных ситуациях, зачастую мяч после передач летит без вращения. "Хорошо": спортсмен мягко и точно пасует в простых ситуациях, с хорошего приема мяча, однако качество передач заметно снижается в сложных ситуациях (мяч отведен от сетки на 3-6 м и более или, наоборот, находится очень близко от нее и приходится пасовать боком). Иногда и в простых ситуациях передачи неточные. "Удовлетворительно": качество передачи оставляет желать лучшего. Мяч чаще всего передается неточно, да к тому же или слишком жестко или с задержкой, что наказывается судьями. Игрок испытывает большие затруднения при передачах мяча в сложных ситуациях, в спокойной обстановке у него примерно половина неточных передач. "Неудовлетворительно": игрок в большинстве случаев ошибается даже в простых ситуациях. Точные передачи крайне редки, обычно они неудобные для нападающего (или слишком низкие или неоправданно высокие, удаленные от сетки на 2-3 м или, наоборот, направленные на сторону соперников). Любое усложнение игровой ситуации, как правило, приводит к ошибке в передаче. Нападающий удар. "Отлично": волейболист уверенно, сильно и точно выполняет нападающие удары с различных по высоте и траектории передач. В зависимости от игровой ситуации он чередует сильные удары с обманными, способен обработать мяч, изменяющий траекторию движения из-за порыва ветра или посланный неточно вследствие неудачной передачи. До выполнения ударного движения по мячу периферическим зрением следит за ситуацией, складывающейся на площадке соперника (расположение блокирующего и защитника), прислушивается к сигналам партнера и выбирает эффективный способ завершения атаки. Демонстрирует высокую стабильность и эффективность атакующих действий на протяжении всего поединка, независимо от качества блока и складывающейся игровой ситуации. "Хорошо": спортсмен уверенно, сильно и точно атакует в простых ситуациях, с хороших передач, против не очень хорошего блока, однако в напряженные моменты игры, при неожиданно изменяющейся ситуации, против сильного, подвижного блока он не всегда выбирает результативные варианты завершения атаки, допускает удары наугад, демонстрирует заметное увеличение числа неэффективных и ошибочных действий. "Удовлетворительно": волейболист неуверенно нападает против хорошего блока, зачастую играет наугад в неожиданно складывающейся ситуации (сильно бьет, когда нужно выполнить обманный удар, и наоборот), испытывает затруднения при любом усложнении игровой обстановки, часто ошибается в простой ситуации. "Неудовлетворительно": спортсмен испытывает большие затруднения при выполнении нападающих ударов даже с хороших передач мяча и без блока, зачастую просто перебивает мяч на сторону соперника снизу двумя руками. Игра в защите. "Отлично": спортсмен способен принять в защите сильно пущенный мяч, демонстрирует отличную акробатическую подготовленность, предвидение и эффективные действия против обманных ударов, может быстро перемещаться и доставать мячи, направленные в углы площадки, при необходимости точно принимает мяч предплечьем или согнутыми фалангами пальцев одной руки. Волейболист очень пластичен, не допускает некоординированных действий даже при внезапных трудностях (рикошетах мяча и т.д.). Проявляет высокую степень слаженности взаимодействий с блокирующим в любых игровых ситуациях. "Хорошо": волейболист не всегда уверенно принимает мячи после сильных ударов, иногда допускает неточности в простых ситуациях, зачастую предугадывает действия нападающего, но не может точно обработать летящий мяч. Он в основном слаженно взаимодействует с блокирующим в простых игровых ситуациях, однако в сложных часто действует несогласованно. "Удовлетворительно": игрок неуверенно принимает мячи после сильных ударов, зачастую не успевает перемещаться в углы площадки и доставать мячи после обманных ударов, не всегда точно принимает мячи после ударов средней силы. Усложнение или внезапное изменение игровой ситуации зачастую ставит его в тупик. Он редко предугадывает действия нападающего и демонстрирует низкую степень слаженности взаимодействий с блокирующим игроком. "Неудовлетворительно": спортсмен малоподвижен, с трудом, в большинстве случаев неточно принимает мяч даже после слабых нападающих ударов, почти не может предугадать действия нападающего и просто ждет, куда полетит мяч. Даже в простых игровых ситуациях взаимодействует с блокирующим несогласованно, играет как бы сам по себе. Контрольные испытания Перед началом и после окончания эксперимента проводилось тестирование уровня развития быстроты, передвижения, скоростной выносливости и прыгучести с помощью стандартных волейбольных тестов, широко используемых в практике волейбола: 1. Количество выпрыгиваний в процессе матча, кол-во раз; 2. Прыжок с разбега толчком двумя ногами с доставанием отметки возможно выше (прыгучесть); 3. Бег "елочка" - скоростная выносливость. Педагогический эксперимент Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности разработанной методики обучения и совершенствования технических приемов игры в пляжный волейбол подростков 13 - 14 лет. Исследования проводились на базе Сагуновской ДЮСШ Воронежской области. В экспериментальной группе (14 волейболисток) учебно-тренировочный процесс проводился с внедрением, разработанной нами методикой. Эффективность разработанной нами методики осуществлялось путем сравнения результатов исследования с контрольной группой (15 человек), где занятия проводились по общепринятой методике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|