операций уменьшается на несколько часов.
Эти особенности накладывают дополнительные условия организации для станков
ЧПУ. Сейчас 15-20% от парка составляют станки с ЧПУ.
Ограничение применения ЧПУ: дорогое оборудование со сложной механикой и
электроникой. В современном производстве – 15-20% от парка станков с ЧПУ.
№34. Промышленные роботы.
Самыми трудоемкими, неквалифицированными являются погрузочно-разгрузочные
транспортные операции. Они плохо поддаются автоматизации.
Вторая революция НТР привела к появлению роботов.
Промышленный робот - автоматическая машина, представляющая собой
совокупность манипулятора и программированного устройства управления для
выполнения в производственном процессе двигательных и управляющих функций
человека.
Благодаря быстрой переналадке они обеспечивают наибольший эффект, т.к.
робот может работать 3 смены подряд не ошибаясь и не уставая с высокой
точностью выполняя монотонные и однообразные операции.
Основные структурные элементы промышленного робота:
1. Исполнительное устр-во - манипулятор
2. Сис-ма ПУ
3. Информационная сис-ма, датчики, которые снабжают робота данными об
окружающем мире
В зависимости от выполняемых функций пром. роботы делятся на 3 группы:
1. Подъемно-транспортные
Для выполнения действий типа: взять-положить, используются при обслуживании
технологического оборудования для операций транспортировки, установки
заготовок, снятия готовых деталей, замене инструмента.
«+»: повышенная мощность, грузоподъемность
«-»: низкая точность
2. Производственные (технологичные)
Для выполнения некоторых технич. операций: сварочные, сборочные.
«+»: высокая точность, поэтому дорогие и сложные.
3. Универсальные
Наиболее сложные и дорогие, выполняют операции 1-го и 2-го. Для любых
операций.
Возможности робота определяются типами программного управления:
позиционные СУ—подъемно-транспортные (от точки к точке), контурные
СУ—производственные роботы,
комбинированные – универсальные.
. По грузоподъемности роботы делятся на :
1. Сверхлегкие <1 кг
2. Легкие <10 кг
3. Средние < 200 кг
4. Тяжелые < 1000 кг
5. Сверхтяжелые >1000 кг
. По количеству степеней свободы :
Роботы могут иметь от 1-4 до 10-15 степеней свободы.
№35. Гибкие производственные системы. ГПС
Постепенно техн. процесс привел к появлению ГПС, которые являются высшей
формой организации машиностроительного произв-ва.
ГПС- совокупность различного оборудования с числовым программным
управлением ЧПУ (станки, роботы, транспортные устр-ва), обладающие
свойством автоматизир. переналадки при производстве изделий произвольной
номенклатуры, но определенной группы.
Они характеризуются :
- Полная автоматизация всех функций (не только обработки, но и
вспомогательных процессов).
- Единая сис-ма управления, единое цифровое поле представления информации.
- Автоматизация перенастройки (сегодня-эта деталь, через час - другая).
Безлюдная технология является прообразом будущих автоматических заводов.
Пока в современном производстве такие сис-мы занимают маленький удельный
вес, всего 5-7% (ГПС распространены в Японии, США, Швеции и др.)
Основным конструктивным элементом ГПС является
ГПМ - гибкий производственный модуль - единица технолог. Оборудования,
функционирующая автоматически, обладающая свойством автоматизированной
переналадки и имеющая возможность встраивания в ГПС.
Разновидностью ГПМ является РТК - роботизированный технологический комплекс
(пром. робот выполняет функции загрузки и выгрузки).
Важнейшим элементом ГПС является АСС – автоматизированная складская система
— набор ячеек для хранения ориентированных заготовок деталей инструментов;
их обслуживает робот - штабелер, который перемещается по двум координатам,
находит нужную ячейку; по запросу осуществляется загрузка и выгрузка.
Все элементы, модули ГПС объединяются
АТС- автоматизированной транспортной системой, которая обеспечивает
доставку заготовок на каждый модуль, вывоз готовых деталей, доставку
требуемых инструментов, т.е. все производственно-обслуживающие функции.
АТС базируется на автоматических транспортных тележках робокарах, которые
могут перемещаться по рельсам, управляться кабелем, иметь сис-му светового
управления и т.д.
Схема модуля, их м.б. больше.
1- контователь, 2 – робокар, 3 – транспортная уборка стружки, 4 – робот
погрузчик.
- Главная проблема ГПС - строгая и точная ориентация в пространстве
заготовок и деталей при всех манипуляциях загрузки и выгрузки, откуда можно
сказать, что все автоматические сис-мы –«слепые», поэтому для деталей
больших размеров, для установки деталей и заготовок точной формы
применяются спец. кассеты.
Большие детали сложной формы устанавливаются на палете, который имеет
точные пазы.
Это приводит к дополнительным вложениям капитала, что удорожает
производство
ГПС работают по следующей смене:
1.Утренняя смена, профилактика оборудования обслужующего персонала,
тестирование систем, наладка инструмента оснастки, загрузка, выгрузка.
2.Вторая, третья смена – автоматическая работа под наблюдением 2,3-ех
операторов, которые наблюдают за системой.
ГПС обеспечивают:
1. Повышение производительности за счет загрузки оборудования и снижения
внутрисменных потерь.
2. Повышение рентабельности за счет сокращения времени нахождения детали в
пространстве, уменьшение оборотных заделов, минимизация объемов складов,
выполнение заказов в жесткий срок, т.е. реализуется технология, которая
наз-ся just in time ( точно вовремя ).
3. Повышение качества продукции за счет устранения ошибок ручного труда и
стабильности всех процессов изготовления.
4. Улучшение условий труда за счет устранения монотонных физических работ
5. В условиях мелкосерийного номенклатурного производства ЧПУ помогает
быстро переходить к выпуску новой продукции, производство начинается
после получения чертежей, компьютерной обработки и т.д., что обеспечивает
высокую эффективность производства.
№36. Значение сборки в производстве машин. Виды сборочных процессов.
Процесс сборки является заключительным этапом в изготовлении машин. Он
оказывает решающие влияние на качество выпускаемой продукции. Если в
процессе сборки допущены погрешности – неправильное расположение детали,
плохая регулировка, излишняя затяжка болтов и гаек – это способно вывести
машину из строя, сократить надежность и долговечность.
Процессы сборки отличаются высокой трудоемкостью и длительностью. В
массовом, крупносерийном производстве занимает 20 – 30%, в мелкосерийном 35
– 40%, в приборостроении 40 – 45%. Основная часть до 80% слесарно-сборочных
работ выполняется в ручную, что требует больших физических затрат. Большая
длительность работ по сборке приводит к тому, что скапливается продукция на
складах, следовательно, объем не завершенного производства возрастает.
Сборка – это образование различных соединений деталей в один механизм –
машину.
По объему различают общую сборку – объектом, является – готовое изделие, и
узловую – объектом является часть изделия. Машина состоит из сборочных
единиц. Основная часть работ в условиях единично и мелко серийного
производства выполняется на общей сборке. С увеличением серийности пр-ва
все больше работ переносят на узловую сборку. Все виды работ выполняются
сначала на узловой сборке, а затем на общей сборке собирают уже модулями
(блоками).
В машиностроении существует два класса сборки процессов. 1) собственно
сборка – изделия полностью собираются на предприятии – изготовителе и в
готовом виде достаются заказчику, 2) монтаж – изделия собираются частями, а
окончательно собираются у потребителя. Это обычно крупное и сложное
оборудование: турбины и станки.
Тех. процесс сборки.
1. Подготовка детали к сборке, контроль мойка, расконсервация.
2. Сборка различных соединений.
3. Контроль соединений машины в целое.
4. Иногда выполняется разборка изделий с доработкой и сборка заново.
5. Испытание изделия в холостую и под нагрузкой.
6. Нанесение защитных покрытий: смазка, окраска.
7. Консервация и упаковка изделий перед транспортировкой.
№37. Организационные схемы сборки.
В зависимости от масштаба изделий, их массы применяют различные формы
организации сборочных процессов: 1)стационарная сборка – характеризуется
тем, что весь процесс сборки выполняется на одной сборочной позиции –
стенде при неподвижном изделии. Применяется при сборке сложных тяжелых
изделий: турбины, самолеты. При единичном и мелкосерийном производстве весь
процесс сборки выполняется одной бригадой слесарей – сборников высокой
квалификации.
Бригада рабочих специализируется по виду выполняемых работ, и выполняют
работу переходя с одного стенда на другой: стационарная поточка при сборке
самолетов.
Наиболее частая организация:
2)Подвижная сборка, когда собираемое изделие перемещается в процессе сборки
с одной позиции на другую, где последовательно выполняются сборочные
операции. Используются при сборке мелкой и средней тяжести изделий при
значительном их объеме пр-ва: (серийное, массовое). Весь технологический
разделяется на большое число простых и нетрудоемких операций. Их
длительность подбирается кратно их выпуску: [pic], где F – годовой фонд
рабочего времени ~ 4140 часов, N – объем изделий 25000, t – 10 мин. Формулу
придумал Г.Форд. В условиях массового производства собираемый объект
перемещается от одного рабочего места к другому следующими способами: в
ручную (по наклонным лоткам, тележкам, одним рабочим другому), с помощью
механических устройств - конвейеров.
Конвейер двигается со скоростью от 0,25-3,5 м/мин и пока объект
находится в зоне рабочего подвижная поточная сборка – самый
передовой способ произ-ва, высокопроизводительный способ организации
сборочного производства. 1910г. – Г.Форд.
№38. Способы сборки разъёмных соединений.
В машинных механизмах разъемная сборка преобладает. Различают способы
соединения.
Соединение зазором – выполняется вручную, путем плавного движения одной
детали на другую. Зазоры для вала диаметром 50-0.05 мм, для отверстия
диам.50 +0.07. мм Зазоры max=0,12, min=0. Для посадки используют деревянные
молотки.
Резьбовые соединения.
Осуществляется соединительными болтами, иногда болты скрепляются с гайками.
Одной из больших проблем таких соединений является самоотвинчивание т.е.
ослабевание усилия стягивание (при длительном воздействии, в рез. вибрации,
вследствие температурной деформации). Чтобы это предотвратить использ:
контргайки,
пружинные шайбы, при попытки болта отвертеться острые концы
врезаются в болт и в гайку и препятствуют развенчиванию
шплинты:
Сборка узлов с подшипниками.
Различают шариковые и роликовые подшипники. Главная задача
при сборке подшипников – обеспечить их посадку в корпус и на
вал без перекоса корпусных колец; обеспечить при посадке
сохранение рабочего зазора в подшипнике.
Сборка зубчатых соединений. В качестве передачи крутящего элемента от
одного вала к другому используют зубчатые соединения.
Эти соединения имеют широкое распространение, основной вид
эвольвентные.
Колеса цепляются зубчиками друг за друга, в процессе
перекатываются.
Главный конструктивный элемент сцепления - передаточное отношение [pic],
если Z1<Z2 движение ведомое, уменьшение скорости движения.
Виды зубчатых передач.
1. Цилиндрические – 85%;
2. Конические – 10%;
3. Червячные – 8%, передача вращения между скрещивающимися осями.
При сборке зубчатые колеса устанавливаются на валы, которые устанавливаются
в корпус. Главное при сборке обеспечить необходимую величину бокового
зазора (от 0 до 0,1мм - оптимальный). Зазор необходим для компенсации
теплового расширения. Если зазор мал, то при расширении колеса заклинивает,
если же большой, то зубья ломаются при ударе друг о друга. Чтобы определить
величину зазора используют различные методы:
1. С помощью щупа – набор пластинок точной толщины;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|