осуществляющих функцию расчетов. Такая система делает обязательным открытие
всеми коммерческими банками корреспондентских счетов в ЦБР. Это превращает
его по существу в монополиста, ибо основной объем платежей проходит через
счета в РКЦ. В России на каждый расчетно-кассовый центр приходится 2-3
коммерческих банка, в то время как в западных странах количество отделений
составляет весьма незначительный процент от количества кредитных
учреждений. Исторический опыт свидетельствует о том, что монопольное
сосредоточение каких-либо функций (кроме политической власти) неизбежно
приводит к снижению эффективности деятельности. Много проблем и в
реализации другой задачи Центрального банка - надзоре за деятельностью
коммерческих банков. К сожалению, в стране еще не создана достаточно
квалифицированная система, которая обеспечила бы проверку деятельности
кредитных учреждений. В полной мере не проявляет себя Центральный банк и в
формировании банковской инфраструктуры. Совершенно правильно
подчеркивается, что коммерческие банки работают без должного методического
обеспечения, нет единых методически и юридически отработанных форм
кредитных договоров, рекомендованного порядка совершения ряда банковских
операций, отработанной процедуры реализации залогового права, банкротства
кредитных учреждений. Важные замечания делает Г. Тосунян (Технобанк) о
том., что неизвестен порядок принятия и пересмотра Центробанком
устанавливаемых им экономических нормативов, не ясна процедура выработки им
решений по регулированию курса рубля по отношению к иностранным валютам,
скрыт механизм рефинансирования, в частности определение ставки
рефинансирования, и многое другое. Подобное же можно сказать о пределах
компетенции самого Центрального банка. Они очерчены в самой общей форме, и
это дает ему возможность по существу самому устанавливать их. Такое
положение особенно опасно для переходной экономики, когда многое еще не
устоялось, находится в становлении. Все это, по мнению названного банкира,
создает условия для бесконтрольной деятельности Банка России, содействует
усилению его беспрецедентно монопольного положения во всей финансово-
кредитной системе. Сегодня Центральный банк еще не перестал быть похожим на
бывшую контору Госбанка СССР. Надо запретить ему заниматься прямым
кредитованием объектов финансирования. Между тем и по сей день в ЦБ
существует инвестиционное управление. Таких подразделений там быть не
должно. Как известно, в настоящее время интересы республик и регионов,
коммерческих банков и других финансовых институтов не представлены в
органах управления ЦБР. Как и в прежнее время, ЦБР представляет собой
достаточно строгую централизованную систему подчинения. Другая мысль - об
изменении формы собственности на Центробанк путем его частичного
акционирования - вызывает совершенно другое к себе отношение. Абстрактно
рассуждая, возможно любое решение, в том числе и такое. Но главная при этом
неопределенность - что оно даст банковской системе в целом (а не отдельным
банкам) сегодня и в перспективе? Никто пока не привел ни одного
убедительного аргумента в пользу подобного решения. Никто не может
гарантировать, что акционированный ЦБ сможет формулировать и проводить в
жизнь единую общегосударственную денежно-кредитную политику, а не такую
политику, которая прямо или опосредованно будет отдавать предпочтение
интересам неизбежно узкой группы акционеров. Неопределенность в подобном
вопросе, неуверенность (пусть даже частичная и вероятностная) в
благотворных. последствиях этих соображений более чем достаточно, чтобы
воздержаться от акционирования ЦБР. Врачебный принцип "Не навреди" вполне
уместен и в данном случае. Любопытно также следующее "совпадение": идея, о
которой идет речь (равно как идея о "Федеральной резервной системе по-
российски, возникла и стала активно пропагандироваться в ту недолгую пору
политической жизни России, когда регионы "болели" центробежной,
сепаратистской модой. Столь же революционно-концептуальным можно считать
предложение руководства Кредобанка идти по пути создания системы
уполномоченных банков, которые возьмут на себя часть функций ЦБ:
распределение ресурсов, выдачу международных гарантий. частичное хранение
золотого запаса и, главное, организацию расчетов. Имелось в виду, что
каждый "уполномоченный" должен располагать уставным капиталом не менее 20
млрд.руб., иметь развитую корреспондентскую сеть регулярно выполнять
нормативы ЦБР. В этом случае непонятно, пожалуй, лишь одно - почему бы
"уполномоченным" не взять на себя и остальные функции Центрального банка,
освободив последний от его обязанностей. Однако наибольший резонанс в
финансово-банковских кругах получила разработанная коллективом специалистов
под руководством Г. Тосуняна концепция переформирования банковской системы
страны, в которой особое внимание уделено необходимости реформирования
верхнего уровня системы - Центрального банка. В концепции Г. Тосуняна
отмечается, что банк России и коммерческие банки, другие кредитные
учреждения осуществляют разные, но взаимодополняющие функции единого
организма - двухуровневой банковской системы. И этим организмом Центробанку
надо управлять в духе сотрудничества, всяческого расширения возможностей
оборота денежных ресурсов. Центральный банк в любой стране представляет
собой систему одновременно и регулирования, и надзора, и обслуживания всей
совокупности имеющихся кредитных учреждений. Природа деятельности главного
банка страны двойственна. Он призван одновременно выражать и интересы
общества, и интересы банковской системы. С этими идеями инициатора
разработки концепции трудно не согласиться.
Сегодня Банк России целенаправленно занимается разработкой комплекса
мер по реструктуризации банковской системы. При подготовке данного
документа учитывались имеющиеся у государства и Банка России реальные
финансовые возможности по поддержке российских банков, опыт работы Банка
России по нормализации деятельности финансово нестабильных банков,
подходы, реализуемые при реструктуризации банковских систем зарубежных
стран, а также рекомендации специалистов, в том числе из международных
финансовых организаций. Реструктуризация банков - это управляемый
согласованными мерами Банка России, законодательной и исполнительной
власти, действиями учредителей (участников), кредиторов и руководителей
кредитных организаций процесс изменения структуры банковской системы,
восстановления условий и функций, необходимых для банковского обслуживания
потребностей экономики. Процесс реструктуризации банковской системы
предполагает обеспечение следующих основных принципов: - приоритетность
защиты интересов частных вкладчиков; - равное отношение к защите интересов
всех кредиторов и клиентов, в том числе иностранных; - прозрачность и
открытость процесса реструктуризации обязательств и активов банков; -
экономическая ответственность собственников банков, не способных платить
по обязательствам, выраженная в сокращении доли и объема принадлежащего им
банковского капитала, привлечение их к процессу реструктуризации путем
осуществления дополнительных взносов в капитал банков; - участие
кредиторов в процедурах реструктуризации; - оказание государственной
поддержки только тем банкам, которые принимают и успешно реализуют
программы финансового оздоровления, ориентированные прежде всего на
самостоятельное решение возникших проблем. Целями реструктуризации
банковской системы в краткосрочной перспективе (до середины 1999 года)
являются: - восстановление способности банковской системы оказывать
базовый комплекс услуг; - увеличение капитала жизнеспособного ядра
банковской системы, улучшение качества активов, создание долгосрочной
ресурсной базы для банковского обслуживания потребностей реального сектора
экономики и проведения платежей; - реструктуризация отдельных крупных
неплатежеспособных банков, ликвидация которых принесла бы значительные
социальные и экономические издержки; - восстановление доверия к банкам со
стороны частных вкладчиков, кредиторов и клиентов, в том числе иностранных
партнеров; - недопущение утраты банковских технологий и имущественных
комплексов, которые могут быть использованы для ведения
конкурентоспособной банковской деятельности; - отстранение неспособного к
конструктивной работе банковского управленческого персонала, его замена на
управленцев, добросовестно защищающих интересы всех кредиторов, клиентов и
акционеров банка; - привлечение к участию в капиталах банков новых
собственников, в том числе иностранных инвесторов; - восстановление
нормального функционирования финансовых рынков, в т.ч. межбанковского
денежного рынка. В среднесрочной перспективе целью программы является
восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и
создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики,
повышения ответственности руководителей и собственников банков за
результаты их деятельности по управлению банками. Задачами органов
государственной власти и Банка России в области реструктуризации
банковской системы являются: - оценка затрат на поддержку банковской
системы, ее рекапитализацию и реструктуризацию, а также определение
источников покрытия таких затрат; - создание и корректировка
законодательной базы для быстрого и эффективного проведения
реструктуризации, в том числе позволяющей снижать долю старых акционеров в
капитале реструктурируемых банков, расширять возможность участия
государства (в том числе Банка России) в капиталах банков, объективно
требующих поддержки; - создание законодательства в области гарантирования
вкладов граждан в банках, банкротства кредитных организаций,
законодательства о залоге; - создание "Агентства по реструктуризации
кредитных организаций" (АРКО), которое возьмет на себя основную часть
оперативной работы по взаимодействию с реструктурируемыми и ликвидируемыми
банками, по работе с "плохими" активами реструктурируемых банков, по
участию в управлении такими банками, оказанию экономической поддержки по
реализации имущества ликвидируемых банков; - обеспечение прозрачности
планов и процессов реструктуризации; - выработка и воплощение в жизнь
плана проведения неотложных мер по реструктуризации банковской системы,
исходя из подходов, изложенных в настоящей программе; - проведение
переговоров с международными кредитно - финансовыми организациями об
оказании поддержки, в том числе путем предоставления средств на
формирование капитала АРКО, на привлечение высококвалифицированных
иностранных банковских специалистов к участию в реструктуризации
конкретных банков, на пополнение ресурсов банковской системы; -
проведение активной политики в поддержке и развитии инфраструктуры
финансовых рынков: бирж, расчетных и клиринговых систем, депозитариев; -
разработка новых форм участия государства в кредитной поддержке экономики
через банковскую систему, в том числе путем переучета Банком России
векселей предприятий реального сектора экономики; - усиление банковского
надзора путем улучшения качества и оперативности анализа банковской
отчетности, унификации и упрощения процедур составления и представления
отчетности, быстрой и эффективной диагностики банковских проблем, четкости
и выверенности оперативных действий, контроля за выполнением предписаний,
уточнения экономических нормативов и иных требований к банкам. Важнейшим
условием достижения целей реструктуризации является совершенствование
законодательства. Банк России совместно с Правительством России будет
обращаться в Государственную Думу с предложениями о внесении
соответствующих поправок и дополнений в действующие законы, о разработке и
принятии новых законодательных актов. Без обеспечения надлежащей
законодательной базы предпринимаемые действия по реструктуризации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|