идет разрушение потенциала страны, у нас не действуют. Народ поставлен в
состояние социального геноцида". В результате за годы реформ резко
увеличился разрыв между получателями высших и низших доходов. Разрыв в
доходах 20% получателей высших и низших доходов составил по официальным
данным в 1991 г. – 1:4,5, в 1993 г. - 14,5, в 1996 г. - 13,8 (для
сравнения, в бывшем СССР соотношение было 1:4). Это несопоставимо с данными
по развитым капиталистическим государствам: от 1 : 4,3 в Японии и 1: 4,6 в
Швеции до 1: 8,9 в США и 1 : 9,6 в Англии. Еще более разительно соотношение
низших и высших 10% доходополучателей: в России он составляет 1 : 32,3
против 1 : 7,7 в Индии, 1 : 8,3 во Вьетнаме, 1 : 14 в КНР, 1 : 15,2 на
Мадагаскаре, 1 : 24 в Нигерии, 1 : 24,5 в Мексике. Деформированная
структура распределения доходов в России имеет существенное экономическое
значение. Во-первых, в том, что касается личного потребительского спроса
основной массы населения, то при общем его сокращении закономерно
изменилась его структура. В ней значительно возросла доля расходов на
продовольствие, достигшая в 1997 г. 60%, тогда как в развитых экономически
странах она несравненно ниже (18 - 25%). Соответственно сократился спрос на
все другие товары, в том числе промышленные. Заниженный курс российского
рубля (рыночный курс до 17 августа 1998 г. составлял в среднем 6,2 руб. за
1 дол. США, курс по покупательной силе валют вдвое выше) стимулировал
экспорт продукции топливно-сырьевого комплекса, а также металлургии,
обеспечивал высокий уровень их рентабельности за счет удешевления поставок
из страны невосполнимых ресурсов. Обратной стороной этого "процветания"
явился упадок других отраслей, с одной стороны, а с другой, за счет части
экспортных доходов временно удавалось как-то финансировать бюджет и
обеспечивать импорт продовольствия и предметов массового спроса. Как
показала практика, эта модель была очень уязвима, поскольку усилила
зависимость национальной экономики от конъюнктуры на внешних рынках и от
западных рынков капитала. Это наглядно обнаружилось в 1998 г., когда
вдобавок к финансовому кризису, начавшемуся в конце предыдущего года в
Азии, существенно изменились условия реализации на мировых экспортных
рынках и заметно ухудшились условия воспроизводства в отраслях сырьевого
комплекса, ТЭК и первого передела. Финансовый кризис повлек за собой как
снижение курсов акций этих отраслевых монополистов, так и падение цен на
сырьевых рынках. Действительно, курсы акций сократились более чем вдвое, а
цены на нефтяном рынке в августе 1998 г. упали до 11,6 дол./баррель против
прежних 19 - 23 дол. Обвал цен сделал нефтеэкспорт из России
нерентабельным. Это сопровождалось снижением цен по другим сырьевым
товарам, которые упали ниже уровня цен на внутреннем рынке, и сокращением
золотовалютных резервов, которые в сентябре 1997 г. достигли 23 млрд дол.,
а в связи с отливом иностранных краткосрочных капиталов уменьшились более
чем на 10 млрд дол. Общие потери страны от финансового кризиса и падения
цен на мировом нефтяном рынке оцениваются примерно в 70 млрд долларов.
Кризис модели экономического развития повлек за собой обострение социально-
экономической ситуации и смену правительства в марте 1998 г. Кабинет
министров во главе с С. В. Кириенко выступил с программой преодоления
кризиса и стабилизации экономики. Программа предусматривала реализацию
мероприятий в целях сокращения бюджетных расходов, улучшения сбора налогов,
снижения процентных ставок и обеспечения экономического роста.
Разработанная властями программа была неоднозначно встречена специалистами.
Указывалось, в частности, на неотложность и значимость мер по стабилизации
финансового положения и созданию предпосылок роста производства в реальном
секторе. Вместе с тем анализ программы показал, что она не носит
комплексного характера и во многом противоречива. В частности, любые меры
по дальнейшему сокращению личного потребления за счет переброски налоговой
нагрузки с производства на потребление, влекут за собой сокращение личного
потребительского спроса на рынке и лишь противодействуют экономическому
подъему. Аналогичны возможные последствия планов реформирования Пенсионного
фонда, недоимки в который достигли 100,2 млрд деноминированных рублей; если
не будет восстановлена платежеспособность этого фонда, разработаны меры по
сокращению пенсий. Между тем в середине августа 1998 г. финансовая ситуация
в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового
кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов и зашедшей в
тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации
рубля и упали курсы ценных бумаг на фондовой бирже. Государство оказалось
перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным
бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Например,
обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли
16 млрд долл., т. е. почти сравнялись с инвалютными резервами Центрального
банка. (см. рис. 3.) Платежи же по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд руб. в
месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчисляются в 12 -
13 млрд рублей. В этих условиях 17 августа 1998 г. было объявлено о
чрезвычайных мерах властей, которые предусматривали переход к плавающему
курсу рубля, расширение валютного коридора в пределах 6 - 9,5 руб. за 1
доллар США, временный мораторий на погашение задолженности перед
иностранными кредиторами, реструктуризацию задолженности по ГКО и др.
Согласно расчетам мораторий на обслуживание внутреннего долга должен
высвободить 80 млрд руб. в 1998 г. и 150 млрд руб. в 1999 году. Дефолт
Рис.3. Золотовалютные резервы банка России
в апреле - августе 1998 года, млрд. долл.
означал отказ от основных принципов, которых правительство Черномырдина и
Минфин России придерживались последние три года. Дефицит бюджета
финансировался за счет выпуска внутренних и внешних обязательств. При этом
выплаты по ним имели первоочередной приоритет перед всеми другими. Эта
финансовая политика приносила свои плоды - доверие к России укреплялось, ее
кредитный рейтинг позволял делать заимствования не только правительству, но
также регионам и банкам. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ была тревожной и в 1996-
м, и в 1997 годах (как следствие чрезмерно высокой доходности 1996 года).
Нужно отметить, что архитекторами рынка ГКО-ОФЗ оказались жертвами
общепринятой догмы, согласно которой внутренние обязательства страны должны
быть номинированы в национальной валюте. В общем это верно, но не для
России 1996 года, когда в силу еще сохранившихся ожиданий высокой инфляции
и политических рисков, связанных с президентскими выборами, существовали
завышенные оценки валютных рисков. Таким образом, даже при небольших
объемах заимствований доходность ГКО-ОФЗ не могла быть ниже 40-60 %, а при
больших объемах, необходимых перед президентскими выборами, она реально
повышалась до 100-200 % годовых.(см. рис. 4). Главная же сложность ситуации
состояла в том, что одновременно Банк России проводил политику сдерживания
инфляции путем ограничения роста денежной массы. По планам она должна была
увеличиваться на 20-30 % в год, но реально рост был меньшим, особенно массы
безналичных денег. Если доходность внутренних облигаций существенно и
длительное время превышает темпы роста безналичной денежной массы, то
появляется риск превращения внутреннего долга в денежную пирамиду -
исчерпания возможностей для поддержания системы. В 1997 году проблему
снижения доходности ГКО-ОФЗ до 20-30 процентов годовых удалось решить за
счет привлечения иностранных инвесторов. При этом не придали значения тому,
что в этом качестве выступали в основном рискованные хедж-фонды, славящиеся
своим "стадным поведением" и уходящие с рынка при первых же признаках
нестабильности. Именно они и стали главными инициаторами кризиса
внутреннего долга Росии. Тем не менее дефолт был выходом с недопустимо
высокой ценой, самым худшим из всех возможных вариантов. Во- первых,
российские банки, следуя общепринятой в мире практике, хранили в ГКО-ОФЗ
значительную долю своих резервов. Замораживание ГКО-ОФЗ поставило многие
крупнейшие банки буквально на грань банкротства. Во-вторых, кризис
банковской системы парализовал расчеты между предприятиями, а также между
ними и бюджетом. Государство не получает налоговых поступлений, необходимых
для расходов бюджета (во имя которых и затевался дефолт). В-третьих,
замораживание и переоформление ГКО-ОФЗ в новые ценные бумаги без принятия
соответствующего закона может вызвать лавину судебных исков. В России уже
сегодня судебная система
достаточно независима, чтобы защитить права инвесторов. В-четвертых,
надолго потеряно доверие инвесторов, как внутренних, так и внешних. Бодрые
заявления, что мы можем обойтись без новых кредитов, не просто не убеждают,
они настораживают. Ведь если "покончить" с привычкой брать "взаймы", то
скоро придется объявлять дефолт и по внешнему государственному долгу.
События 17 - 23 августа 1998 г. выявили всю глубину финансово-
экономического кризиса в стране. В этих условиях Президент Российской
Федерации объявил об отставке правительства С. В. Кириенко и о назначении
и. о. премьер-министра В. С. Черномырдина. Перед новым правительством стоят
Рис. 4. Средневзвешенная доходность ГКО
в апреле – августе 1998 года, в %
крайне сложные задачи по преодолению текущего кризиса и созданию условий
для перехода к устойчивому росту и структурной модернизации экономики. Для
этого необходимо снять глубинные противоречия структурного характера, о
которых говорилось выше. Поскольку прежняя модель воспроизводства исчерпала
себя, она нуждается в пересмотре и замене. Как представляется, целью новой
модели является принятие жестких и эффективных мер в целях устранения или
минимизации дисбалансов и деформаций в структуре общественного капитала и в
условиях воспроизводства в масштабах всей экономики. В этой связи давно
назрела необходимость в разработке стратегической программы экономического
развития, программы реалистичной и учитывающей неутешительный опыт всех
предыдущих правительственных документов, главным недостатком которых было
то, что они не носили комплексного характера, в том числе игнорировали
необходимость осуществления сильной социальной политики и не создавали
условий для структурной модернизации экономики на основе научно-
технического прогресса. В этой связи нет иных способов рационального
распределения очень ограниченных в результате кризиса ресурсов, кроме как
жесткой системы государственного экономического регулирования. Как
известно, система современного регулирования представляет собой синтез
рыночных и административных методов, а их пропорции зависят от конкретной
ситуации. Чем она острее, чем серьезнее кризис, тем выше роль и значение
государственных методов экономического регулирования, и наоборот, чем
стабильнее положение, тем выше роль рыночных механизмов распределения
ресурсов при сохранении за государством определенных функций в сфере
экономического и социального регулирования. Это и понятно, высота или
жесткость государственного регулирования находится в линейной зависимости
по меньшей мере от двух факторов: во-первых, от величины наличных ресурсов
и, во-вторых, от остроты противоречий и деформаций функционирующего
капитала и общественного воспроизводства. В этой связи существенно важно
восстановление нормальной структуры общественного капитала и условий
воспроизводства во всех отраслях экономики. Задача эта непростая, ее
решение требует определенного периода времени, и на этот период она
неотделима от жесткого государственного регулирования. В этой связи
существенно важны три блока мероприятий с целью: во-первых, восстановления
условий воспроизводства основного капитала, прежде всего его активных
элементов, для чего необходимо оптимизировать межотраслевое
перераспределение части чистого продукта через систему цен и сформировать
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|