на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Банковская система РФ

идет разрушение потенциала страны, у нас не действуют. Народ поставлен в

состояние социального геноцида". В результате за годы реформ резко

увеличился разрыв между получателями высших и низших доходов. Разрыв в

доходах 20% получателей высших и низших доходов составил по официальным

данным в 1991 г. – 1:4,5, в 1993 г. - 14,5, в 1996 г. - 13,8 (для

сравнения, в бывшем СССР соотношение было 1:4). Это несопоставимо с данными

по развитым капиталистическим государствам: от 1 : 4,3 в Японии и 1: 4,6 в

Швеции до 1: 8,9 в США и 1 : 9,6 в Англии. Еще более разительно соотношение

низших и высших 10% доходополучателей: в России он составляет 1 : 32,3

против 1 : 7,7 в Индии, 1 : 8,3 во Вьетнаме, 1 : 14 в КНР, 1 : 15,2 на

Мадагаскаре, 1 : 24 в Нигерии, 1 : 24,5 в Мексике. Деформированная

структура распределения доходов в России имеет существенное экономическое

значение. Во-первых, в том, что касается личного потребительского спроса

основной массы населения, то при общем его сокращении закономерно

изменилась его структура. В ней значительно возросла доля расходов на

продовольствие, достигшая в 1997 г. 60%, тогда как в развитых экономически

странах она несравненно ниже (18 - 25%). Соответственно сократился спрос на

все другие товары, в том числе промышленные. Заниженный курс российского

рубля (рыночный курс до 17 августа 1998 г. составлял в среднем 6,2 руб. за

1 дол. США, курс по покупательной силе валют вдвое выше) стимулировал

экспорт продукции топливно-сырьевого комплекса, а также металлургии,

обеспечивал высокий уровень их рентабельности за счет удешевления поставок

из страны невосполнимых ресурсов. Обратной стороной этого "процветания"

явился упадок других отраслей, с одной стороны, а с другой, за счет части

экспортных доходов временно удавалось как-то финансировать бюджет и

обеспечивать импорт продовольствия и предметов массового спроса. Как

показала практика, эта модель была очень уязвима, поскольку усилила

зависимость национальной экономики от конъюнктуры на внешних рынках и от

западных рынков капитала. Это наглядно обнаружилось в 1998 г., когда

вдобавок к финансовому кризису, начавшемуся в конце предыдущего года в

Азии, существенно изменились условия реализации на мировых экспортных

рынках и заметно ухудшились условия воспроизводства в отраслях сырьевого

комплекса, ТЭК и первого передела. Финансовый кризис повлек за собой как

снижение курсов акций этих отраслевых монополистов, так и падение цен на

сырьевых рынках. Действительно, курсы акций сократились более чем вдвое, а

цены на нефтяном рынке в августе 1998 г. упали до 11,6 дол./баррель против

прежних 19 - 23 дол. Обвал цен сделал нефтеэкспорт из России

нерентабельным. Это сопровождалось снижением цен по другим сырьевым

товарам, которые упали ниже уровня цен на внутреннем рынке, и сокращением

золотовалютных резервов, которые в сентябре 1997 г. достигли 23 млрд дол.,

а в связи с отливом иностранных краткосрочных капиталов уменьшились более

чем на 10 млрд дол. Общие потери страны от финансового кризиса и падения

цен на мировом нефтяном рынке оцениваются примерно в 70 млрд долларов.

Кризис модели экономического развития повлек за собой обострение социально-

экономической ситуации и смену правительства в марте 1998 г. Кабинет

министров во главе с С. В. Кириенко выступил с программой преодоления

кризиса и стабилизации экономики. Программа предусматривала реализацию

мероприятий в целях сокращения бюджетных расходов, улучшения сбора налогов,

снижения процентных ставок и обеспечения экономического роста.

Разработанная властями программа была неоднозначно встречена специалистами.

Указывалось, в частности, на неотложность и значимость мер по стабилизации

финансового положения и созданию предпосылок роста производства в реальном

секторе. Вместе с тем анализ программы показал, что она не носит

комплексного характера и во многом противоречива. В частности, любые меры

по дальнейшему сокращению личного потребления за счет переброски налоговой

нагрузки с производства на потребление, влекут за собой сокращение личного

потребительского спроса на рынке и лишь противодействуют экономическому

подъему. Аналогичны возможные последствия планов реформирования Пенсионного

фонда, недоимки в который достигли 100,2 млрд деноминированных рублей; если

не будет восстановлена платежеспособность этого фонда, разработаны меры по

сокращению пенсий. Между тем в середине августа 1998 г. финансовая ситуация

в стране существенно обострилась. Под воздействием мирового финансового

кризиса, отлива из страны спекулятивных иностранных капиталов и зашедшей в

тупик экономической политики властей создалась угроза обвальной девальвации

рубля и упали курсы ценных бумаг на фондовой бирже. Государство оказалось

перед лицом структурного разрыва между наличными ресурсами и непомерным

бременем платежей по внутренним и внешним обязательствам. Например,

обязательства коммерческих банков перед иностранными кредиторами достигли

16 млрд долл., т. е. почти сравнялись с инвалютными резервами Центрального

банка. (см. рис. 3.) Платежи же по ГКО-ОФЗ увеличились до 22 млрд руб. в

месяц, тогда как текущие налоговые поступления в бюджет исчисляются в 12 -

13 млрд рублей. В этих условиях 17 августа 1998 г. было объявлено о

чрезвычайных мерах властей, которые предусматривали переход к плавающему

курсу рубля, расширение валютного коридора в пределах 6 - 9,5 руб. за 1

доллар США, временный мораторий на погашение задолженности перед

иностранными кредиторами, реструктуризацию задолженности по ГКО и др.

Согласно расчетам мораторий на обслуживание внутреннего долга должен

высвободить 80 млрд руб. в 1998 г. и 150 млрд руб. в 1999 году. Дефолт

Рис.3. Золотовалютные резервы банка России

в апреле - августе 1998 года, млрд. долл.

означал отказ от основных принципов, которых правительство Черномырдина и

Минфин России придерживались последние три года. Дефицит бюджета

финансировался за счет выпуска внутренних и внешних обязательств. При этом

выплаты по ним имели первоочередной приоритет перед всеми другими. Эта

финансовая политика приносила свои плоды - доверие к России укреплялось, ее

кредитный рейтинг позволял делать заимствования не только правительству, но

также регионам и банкам. Ситуация на рынке ГКО-ОФЗ была тревожной и в 1996-

м, и в 1997 годах (как следствие чрезмерно высокой доходности 1996 года).

Нужно отметить, что архитекторами рынка ГКО-ОФЗ оказались жертвами

общепринятой догмы, согласно которой внутренние обязательства страны должны

быть номинированы в национальной валюте. В общем это верно, но не для

России 1996 года, когда в силу еще сохранившихся ожиданий высокой инфляции

и политических рисков, связанных с президентскими выборами, существовали

завышенные оценки валютных рисков. Таким образом, даже при небольших

объемах заимствований доходность ГКО-ОФЗ не могла быть ниже 40-60 %, а при

больших объемах, необходимых перед президентскими выборами, она реально

повышалась до 100-200 % годовых.(см. рис. 4). Главная же сложность ситуации

состояла в том, что одновременно Банк России проводил политику сдерживания

инфляции путем ограничения роста денежной массы. По планам она должна была

увеличиваться на 20-30 % в год, но реально рост был меньшим, особенно массы

безналичных денег. Если доходность внутренних облигаций существенно и

длительное время превышает темпы роста безналичной денежной массы, то

появляется риск превращения внутреннего долга в денежную пирамиду -

исчерпания возможностей для поддержания системы. В 1997 году проблему

снижения доходности ГКО-ОФЗ до 20-30 процентов годовых удалось решить за

счет привлечения иностранных инвесторов. При этом не придали значения тому,

что в этом качестве выступали в основном рискованные хедж-фонды, славящиеся

своим "стадным поведением" и уходящие с рынка при первых же признаках

нестабильности. Именно они и стали главными инициаторами кризиса

внутреннего долга Росии. Тем не менее дефолт был выходом с недопустимо

высокой ценой, самым худшим из всех возможных вариантов. Во- первых,

российские банки, следуя общепринятой в мире практике, хранили в ГКО-ОФЗ

значительную долю своих резервов. Замораживание ГКО-ОФЗ поставило многие

крупнейшие банки буквально на грань банкротства. Во-вторых, кризис

банковской системы парализовал расчеты между предприятиями, а также между

ними и бюджетом. Государство не получает налоговых поступлений, необходимых

для расходов бюджета (во имя которых и затевался дефолт). В-третьих,

замораживание и переоформление ГКО-ОФЗ в новые ценные бумаги без принятия

соответствующего закона может вызвать лавину судебных исков. В России уже

сегодня судебная система

достаточно независима, чтобы защитить права инвесторов. В-четвертых,

надолго потеряно доверие инвесторов, как внутренних, так и внешних. Бодрые

заявления, что мы можем обойтись без новых кредитов, не просто не убеждают,

они настораживают. Ведь если "покончить" с привычкой брать "взаймы", то

скоро придется объявлять дефолт и по внешнему государственному долгу.

События 17 - 23 августа 1998 г. выявили всю глубину финансово-

экономического кризиса в стране. В этих условиях Президент Российской

Федерации объявил об отставке правительства С. В. Кириенко и о назначении

и. о. премьер-министра В. С. Черномырдина. Перед новым правительством стоят

Рис. 4. Средневзвешенная доходность ГКО

в апреле – августе 1998 года, в %

крайне сложные задачи по преодолению текущего кризиса и созданию условий

для перехода к устойчивому росту и структурной модернизации экономики. Для

этого необходимо снять глубинные противоречия структурного характера, о

которых говорилось выше. Поскольку прежняя модель воспроизводства исчерпала

себя, она нуждается в пересмотре и замене. Как представляется, целью новой

модели является принятие жестких и эффективных мер в целях устранения или

минимизации дисбалансов и деформаций в структуре общественного капитала и в

условиях воспроизводства в масштабах всей экономики. В этой связи давно

назрела необходимость в разработке стратегической программы экономического

развития, программы реалистичной и учитывающей неутешительный опыт всех

предыдущих правительственных документов, главным недостатком которых было

то, что они не носили комплексного характера, в том числе игнорировали

необходимость осуществления сильной социальной политики и не создавали

условий для структурной модернизации экономики на основе научно-

технического прогресса. В этой связи нет иных способов рационального

распределения очень ограниченных в результате кризиса ресурсов, кроме как

жесткой системы государственного экономического регулирования. Как

известно, система современного регулирования представляет собой синтез

рыночных и административных методов, а их пропорции зависят от конкретной

ситуации. Чем она острее, чем серьезнее кризис, тем выше роль и значение

государственных методов экономического регулирования, и наоборот, чем

стабильнее положение, тем выше роль рыночных механизмов распределения

ресурсов при сохранении за государством определенных функций в сфере

экономического и социального регулирования. Это и понятно, высота или

жесткость государственного регулирования находится в линейной зависимости

по меньшей мере от двух факторов: во-первых, от величины наличных ресурсов

и, во-вторых, от остроты противоречий и деформаций функционирующего

капитала и общественного воспроизводства. В этой связи существенно важно

восстановление нормальной структуры общественного капитала и условий

воспроизводства во всех отраслях экономики. Задача эта непростая, ее

решение требует определенного периода времени, и на этот период она

неотделима от жесткого государственного регулирования. В этой связи

существенно важны три блока мероприятий с целью: во-первых, восстановления

условий воспроизводства основного капитала, прежде всего его активных

элементов, для чего необходимо оптимизировать межотраслевое

перераспределение части чистого продукта через систему цен и сформировать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.