на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Маркетинг услуг
p align="left">Например, потребность в бытовых услугах включает в себя мно-гочисленные потребности, обеспечивающие повседневные нужды человека, его бытовые условия.

Последовательная и поэтапно развивающаяся иерархия потреб-ностей и услуг, с помощью которых они удовлетворяются, образует своеобразную «древовидную» структуру, на первом уровне которой размещаются укрупненные элементы, отражающие общий подход к дифференциации услуг На втором уровне -- менее крупные, детали-зирующие элементы первого уровня, на третьем -- детализирующие элементы второго уровня и т. д. Итогом такой структуризации являет-ся построение «дерева потребностей» и соответствующей ему иерар-хии услуг.

Процесс структуризации потребностей и услуг в принципе беско-нечен. Важно ограничить его таким образом, чтобы отразить объек-тивную картину сложившейся рыночной структуры, не упрощая ее, но и не подвергая излишней детализации При этом область деятель-ности, направленную на оказание услуг, обеспечивающих отдель-ную группу потребностей (или потребность), можно рассматривать как отдельный самостоятельный рынок. На этом рынке обращается товар в виде услуги или группы услуг одного профиля. Процесс структуризации потребностей, таким образом, сопровождается про-цессом структуризации рынка услуг, а их иерархические взаимосвя-зи и взаимоотношения совпадают.

Степень дифференциации рынка услуг зависит от конкретных маркетинговых задач. При разработке рыночной среды и выборе объекта маркетингового воздействия можно использовать укрупнен-ную структуру рынка услуг, выстроенную в соответствии с современ-ными представлениями о структуре потребностей, удовлетворяемых на этом рынке (см. с. 36). Однако для решения более конкретных за-дач -- сегментация рынка, изучение мотивов потребительского пове-дения и спроса, поиск целевого рынка, разработка стратегии и такти-ки маркетинга и т. д. -- необходима детализация представленной структуры рынка услуг, базирующаяся на выделении одного-двух последующих уровней «дерева потребностей».

1.4. Территориальные аспекты развития рынка услуг

Маркетинг услуг, как отмечалось, имеет целью создание и удовлет-ворение спроса населения на услуги. Но население всегда сконцент-рировано в определенных ареалах (расселено). Характер расселения, сложившийся в территориальных границах конкретного рынка, оказывает влияние на весь комплекс элементов системы маркетинг-микс и формирует специфические методы и при-емы маркетингового воздействия.

Существуют два типа расселения -- компактный и дисперсный Компактный тип расселения представляет собой плотную сеть посе-лений, взаимосвязанных системой дорог, инфраструктурой, транс-портным сообщением. Для дисперсного типа характерно существо-вание небольших поселений, находящихся на таком расстоянии друг от друга, когда взаимодействие между ними затруднено.

В соответствии с этим делением можно выделить два типа рынка услуг: компактный и дисперсный. При этом основу для их выделения составляет принцип территориальной (или географической) сегмен-тации. Таким образом, территориальная сегментация приобретает на рынке услуг ключевое значение, определяя его исходное деление на две большие группы.

В условиях компактного рынка сфера деятельности предприя-тий услуг имеет четкую пространственную очерченность. Она мо-жет осуществляться в пределах городского района, города, поселка или групп поселков и охватывать окружающую их территорию. Территориальная структуризация при этом не связана в принципе с административным делением, хотя возможны и совпадения ареа-лов маркетингового воздействия с административно-территориаль-ными единицами.

Товарная политика на компактном рынке включает разработку и предоставление услуг стационарными предприятиями и организаци-ями сферы обслуживания, размещенными в рамках данного террито-риального образования. В ее основе лежит изучение спроса на услу-ги, характерного для данной территории. Принцип территориальной сегментации при этом дополняется демографическим, социальным, поведенческим и другими критериями. ^ Процесс производства и сбыта услуг на компактном рынке часто Неоднороден. Он дифференцирован в зависимости от плотности на-селения территории.

2. Известно, что плотность постоянного и временного населения любого территориального образования подвержена центробежным тенденциям. Более высокая в центральных районах, она уменьшается по мере удаления от центра. Наиболее яркое проявление этой тен-денции характерно для крупных городов, где наблюдается суще-ственное уменьшение плотности населения по мере движения к периферийным районам. Аналогичный процесс наблюдается и в от-носительно небольших поселениях, а также в рамках крупных агломераций, имеющих не один, а несколько центров.

В районах с высокой плотностью населения производство и сбыт услуг организуется в местах наибольшей концентрации жителей. При этом важно учитывать не только постоянное население района, но, что более важно, -- временное население, которое формируется под воздействием внутритерриториальной миграции. Концентрация населения в отдельных «точках» обусловлена, как правило, не столько большим числом лиц, живущих в данном районе, сколько их притоком к местам приложения труда, административным центрам, культурно-историческим памятникам и т. п. Собственно, этот про-цесс и обусловливает понятие «центральность», связанное с увели-чением концентрации населения.

В районах с меньшей плотностью, периферийных по отношению к центру, спрос на услуги ограничивается численностью постоянно проживающего населения. Здесь усиливается влияние транспортных взаимосвязей территориальной среды. В таких районах целесо-образно организовать производство и сбыт услуг непосредственно в узлах транспортных сообщений или в местах пешеходной доступно-сти от этих узлов. Система сбыта, таким образом, увязывается с су-ществующей сеткой транспортных сообщений, а перспективы ее раз-вития обусловлены тенденциями развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

Для продвижения товара и формирования спроса на компактном рынке услуг применяются особые методы и приемы. В частности, здесь используются специфические средства коммуникаций между производителем и потребителем. Вряд ли целесообразно отдавать приоритет центральным и даже региональным средствам коммуни-каций Более рационально использовать местные коммуникативно-информационные сети местное телевидение и радио, периодиче-скую печать, рассчитанную исключительно на потребителей данного рынка и учитывающую их специфику, передачи кабельного телеви-дения, рекламные агентства локального характера и т. д

Весьма эффективны на компактном рынке и личные контакты с потребителями, позволяющие обеспечить более точный учет их вку-сов и предпочтений, укрепить доверие к производителю, подчерк-нуть положительные качества производителя, его заботу о нуждах конкретных потребителей.

В условиях компактного рынка, особенно в случае существова-ния крупных агломераций, взаимосвязанных с окружающими терри-ториями, проявляет свое действие закон Рейли. Согласно этому за-кону, с увеличением числа жителей города увеличивается число посторонних потребителей, не проживающих в его черте. Аналогич-ный процесс наблюдается и внутри городских образований, когда густонаселенный район как бы «притягивает» к себе потребителей менее населенных районов Закон Рейли объясняет это явление как «распределение уходящей за пределы населенного пункта покупа-тельной силы» [6, с 139]. Существование этого явления служит еще одним основанием целесообразности размещения предприятия ус-луг в районах или населенных пунктах с большой концентрацией населения

На дисперсном рынке процесс удовлетворения спроса на услуги значительно усложняется Здесь, как правило, недостаточна ориен-тация на решение транспортных проблем, хотя действие этого фактора сохраняется Необходимо ориентировать маркетинг в сторону поиска специфических форм предоставления услуг Товарный ряд строится на основе так называемых выездных услуг, предоставляе-мых потребителю через определенные промежутки времени и в огра-ниченные сроки Номенклатура таких услуг не столь обширна, но позволяет обеспечить основные потребности населения

Например, спрос на услуги в области образования можно удов-летворить за счет организации кратковременных курсов обучения по направлениям, соответствующим специфике труда потребителей. Спрос на услуги в области культурного обслуживания можно удов-летворить с помощью организации выступлений деятелей театраль-ного искусства, известных исполнителей, поэтов, писателей, демон-страции выставочных экспозиций и многих других мероприятий временного характера На российском рынке приобрели популяр-ность и такие формы предоставления услуг, как выездная торговля, передвижные кино- и видеоустановки, пункты бытового обслужива-ния и т п

Изменяя технологию предоставления услуг, маркетолог ориенти-руется на специфику пространственного распределения спроса. Сре-ди критериев сегментации усиливается влияние территориальной доминанты

Спрос на услуги всегда связан со спецификой образа жизни, ха-рактерного для конкретного рынка Дисперсный рынок в этом смыс-ле отличается наибольшей сложностью Складываясь из группы ло-кальных рынков, размещенных на значительном расстоянии друг от друга, он отличается большим разнообразием поведенческих типов На локальных рынках небольших поселений существует, как прави-ло, особый стиль потребительского поведения, обусловленный мест-ными традициями образа жизни Это затрудняет работу маркетолога, вынужденного приспосабливаться к условиям широкой дифференци-ации спроса Сложности транспортных сообщений неизбежно ока-зываются на уровне обеспечения потребностей потребителей дис-персного рынка Он, как правило, отстает от уровня компактного рынка, а дефицит и монополия на производство услуг -- обычные явления на дисперсном рынке На начальном этапе освоения такого рынка существует целый комплекс условий, способствующих эф-фективности предпринимательской деятельности в сфере услуг зна-чительный необеспеченный спрос, удобство поиска «ниши рынка», низкий уровень конкуренции и даже ее отсутствие, низкий уровень затрат на стимулирование спроса и т. д. Но по мере насыщения рын-ка влияние данных факторов ослабевает и предпринимательская де-ятельность приобретает ограниченные условия для развития. Одна-ко если скорость решения транспортных проблем будет адекватной скорости насыщения рынка, влияние сдерживающих факторов мо-жет быть компенсировано за счет улучшения транспортной осна-щенности дисперсного рынка.

Таким образом, маркетинг в сфере услуг тесно связан с характе-ром расселения, сложившимся в территориальных границах выб-ранного сегмента рынка. Маркетинговая деятельность предприя-тия услуг включает в себя:

* решение проблем транспортной доступности потребительско-го рынка;

* коррекцию технологии производства и распределения услуг в зависимости от характера спроса и предложения;

* внедрение специфических форм удовлетворения спроса на услуги;

* использование принципа территориальной сегментации;

* применение индивидуализированных методов стимулирова-ния спроса.

2.1. Принципы, функции и концепции маркетинга услуг.

Эволюционный процесс позволил маркетингу оформиться в строгую и стройную систему знаний, включающую самостоятельные принципы, методы и приемы Современный маркетинг представляет собой область экономической науки, рассматривающей процесс создания, производ-ства и реализации товаров и услуг в интегрированной совокупности, на-правленной на выявление требований потребителей и определение воз-можностей их удовлетворения в конкретных условиях рыночной среды Основной принцип, действующий на всех стадиях маркетинга, -- прин-цип обратной связи между производителем услуг и потребителями Маркетинг как рыночная концепция управления позволяет организо-вать производство и сбыт услуг таким образом, чтобы обеспечить мак-симально возможную сбалансированность спроса и предложения в кон-кретных условиях рыночной конъюнктуры.

Принципы маркетинга в сфере услуг аналогичны принципам тра-диционного маркетинга, но в их соотношениях и влиянии на харак-тер маркетинговой деятельности есть некоторые особенности

Наиболее общими принципами, как известно, являются следую-щие.

* производить товар, полностью соответствующий спросу по-требителей,

* выводить на рынок средства решения проблем потребителей, воплощенные в конкретном товаре,

* ориентироваться на достижение конечного результата произ-водственно-сбытовой деятельности -- эффективную реализа-цию товара и овладение определенной долей рынка,

* использовать принципы программно-целевого метода и комп-лексного подхода;

* интегрировать стратегию приспособления к изменяющемуся спросу с активным воздействием на него и создавать условия для воспроизводства спроса,

* обеспечивать перманентность инновационного процесса, по-зволяющего ориентироваться на долгосрочную перспективу,

* учитывать социальный фактор на всех этапах маркетингового процесса.

В маркетинге услуг доминирующее положение приобретает необ-ходимость учета социальных факторов. Результаты деятельности предприятий и организаций, производящих услуги, непосредствен-но формируют социальную среду и условия жизнедеятельности че-ловека, а сам маркетинг услуг может рассматриваться как особый вид социальной работы.

На рынке услуг усиливается действие принципа адекватности меняющегося спроса и способов производства и реализации про-дукта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.