на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Проблемное обучение

материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает

системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь

учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные

противоречия содержания, но сам же и разрешает используются предложения

повествовательного и вопросительного типа, информационные вопросы (т.е.

такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные

знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование

ведется в форме лекции.

Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде

всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного

элемента вводится система риторических вопросов. Порядок следования

сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы объективные противоречия

содержания были представлены особенно подчеркнуто, выпукло, возбуждали

познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.

В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а

элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей

построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает

М.И.Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя

учеников следить за диалектическим движением мысли к истине» [29], он не

только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы,

показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.

Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации

процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность

которого заключается в том, что он «включает сообщение учителем фактов

данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых

понятий с помощью слова, наглядности и практических действий» [29].

Диалогический метод изложения.

Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к

непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью

активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже

известному в новом материале, он, используя то же построение содержания,

дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают

учащиеся.

Использование диалогического метода обучения обеспечивает более

высокий уровень познавательной активности учащихся в процессе познания, так

как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под

жестоким управляющим воздействием преподавателя.

Эвристический метод изложения.

Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить

учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск

новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель

применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом

методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных

задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной

проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание

эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.

Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона,

правила и т.п. совершается не учителем при участии учащихся, а самими

учащимися под руководством и с помощью учителя.

Исследовательский метод.

Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я.Лернер,

который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс

усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что

учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач,

адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет

учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая

проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности,

постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и

методы познавания» [25].

При проведении урока исследовательским методом опять используется

такое же построение материала и берутся элементов структуры эвристического

метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе

реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят

упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей

содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет

направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования

исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как

большинство учащихся с решением подпроблемы справились.

Метод программированных заданий.

Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем

системы программированных заданий. Уровень эффективности учения

определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной

постановки и решения проблем. Применение программированных заданий

заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-

кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в

виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде

упражнений.

Положение учителя при проблемном обучении.

Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных

ситуаций.

При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса,

но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в

традиционной школе, и становится тем, кто будит развивает, наблюдает

мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.

Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто,

проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в

моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.

Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который

сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя,

чтобы успешно справится с такого рода обучением?»

Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским

методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной

основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем

как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки

учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:

1. Тонко чувствовать проблемность ситуации с которыми сталкиваются учащиеся

и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для

детей форме?

2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных

аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая

директивных приемов

3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого

исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело

поставленных вопросов.

4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых или в попытках

найти собственное решение, предлагая свою помощь или адресовать к нужным

источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает

чувствовать безнадежность своего поиска.

Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в

какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий

от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика,

фактически он является главным героем. От него зависит все то, что

происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера,

а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только

тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и

использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.

Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.

Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов,

его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то

новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом

к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации

познавательной деятельности обучаемых.

Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания

проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится

вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные,

факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».

Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний

– понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических

зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения

учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при

добывании знаний и решении поисковых задач.

Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они

содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и

практические положения.

Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.

Проблемное обучение при правильной его организации способствует

развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться

искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности

(самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса,

проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);

развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов

действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное

обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто

самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает

аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных

вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности

выбираемого решения, аргументации).

Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей

действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения,

воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с

обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают

обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и

интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами

выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко

сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в

виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не

экономично – требует больших затрат времени.

Условия применения проблемного обучения.

Проблемное обучение целесообразно применять когда:

1) Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и

зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.

2) Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.

3) Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления,

формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.

4) У учителя есть время для проблемного изучения темы.

5) Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.