материал разделяется на части, учитель к каждому этапу предусматривает
системы риторических вопросов проблемного характера с целью привлечь
учащихся к мысленному анализу проблемных ситуаций, обнажает объективные
противоречия содержания, но сам же и разрешает используются предложения
повествовательного и вопросительного типа, информационные вопросы (т.е.
такие вопросы, отвечая на которые нужно воспроизводить уже известные
знания, давать информацию об известном знании) не ставятся, повествование
ведется в форме лекции.
Способ перестройки материала для работы этим методом отличается прежде
всего тем, что в содержание в качестве дополнительного структурного
элемента вводится система риторических вопросов. Порядок следования
сообщаемых фактов выбирается таким, чтобы объективные противоречия
содержания были представлены особенно подчеркнуто, выпукло, возбуждали
познавательный интерес учащихся и желание их разрешить.
В изложении учителя преобладает уже не категоричность сведений, а
элементы рассуждения, поиска выхода из возникающих в силу особенностей
построения материала затруднений. Учитель, как это и предполагает
М.И.Махмутов, «демонстрирует самый путь научного познавания, заставляя
учеников следить за диалектическим движением мысли к истине» [29], он не
только создает проблемные ситуации, но ставит и решает проблемы,
показывает, как выдвигались и сталкивались различные гипотезы.
Выбрав рассуждающий метод обучения, учитель в процессе организации
процесса усвоения пользуется объяснительным методом преподавания, сущность
которого заключается в том, что он «включает сообщение учителем фактов
данной науки, их описание и объяснение, то есть раскрывает сущности новых
понятий с помощью слова, наглядности и практических действий» [29].
Диалогический метод изложения.
Если учитель ставит перед собой задачу привлечь учащихся к
непосредственному участию в реализации способа решения проблемы с целью
активизировать их, повысить познавательный интерес, привлечь внимание к уже
известному в новом материале, он, используя то же построение содержания,
дополняет его структуру информационными вопросами, ответы на которые дают
учащиеся.
Использование диалогического метода обучения обеспечивает более
высокий уровень познавательной активности учащихся в процессе познания, так
как они уже непосредственно привлекаются к участию в решении проблемы под
жестоким управляющим воздействием преподавателя.
Эвристический метод изложения.
Эвристический метод применяется там, где учитель ставит цель обучить
учащихся отдельным элементам решения проблемы, организовать частичный поиск
новых знаний и способов действия. Используя эвристический метод, учитель
применяет то же построение учебного материала, что и при диалогическом
методе, но несколько дополняет его структуру постановкой познавательных
задач и заданий учащимся на каждом отдельном этапе решения учебной
проблемы. Таким образом, формой реализации этого метода является сочетание
эвристической беседы с решением проблемных задач и заданий.
Суть эвристического метода состоит в том, что открытие нового закона,
правила и т.п. совершается не учителем при участии учащихся, а самими
учащимися под руководством и с помощью учителя.
Исследовательский метод.
Понятие исследовательского метода наиболее полно раскрыл И.Я.Лернер,
который к исследовательскому методу отнес метод, организующий процесс
усвоения «решением проблем и проблемных задач. Сущность его в том, что
учитель конструирует методическую систему проблем и проблемных задач,
адаптирует ее к конкретной ситуации учебного процесса, предъявляет
учащимся, тем самым управляя их учебной деятельностью, а учащиеся, решая
проблемы, обеспечивают сдвиг в структуре и уровне умственной деятельности,
постепенно овладевая процедурой творчества, а заодно творчески усваивают и
методы познавания» [25].
При проведении урока исследовательским методом опять используется
такое же построение материала и берутся элементов структуры эвристического
метода и порядок следования вопросов, указаний, заданий. Если в процессе
реализации эвристического метода эти вопросы, указания и задания носят
упреждающий характер, то есть ставятся до решения подпроблемы, составляющей
содержание данного этапа, или в процессе ее решения и выполняет
направляющую функцию в процессе решения, то в случае использования
исследовательского метода вопросы ставятся в конце этапа, после того как
большинство учащихся с решением подпроблемы справились.
Метод программированных заданий.
Метод программированных заданий представляет собой постановку учителем
системы программированных заданий. Уровень эффективности учения
определяется наличием проблемных ситуаций и возможностью самостоятельной
постановки и решения проблем. Применение программированных заданий
заключается в следующем: каждое задание состоит из отдельных элементов-
кадров; один кадр содержит часть изучаемого материала, сформулированного в
виде вопросов и ответов, либо в виде изложения новых заданий, либо в виде
упражнений.
Положение учителя при проблемном обучении.
Мастерство учителя проявляется больше всего в организации проблемных
ситуаций.
При проблемном обучении учитель остается руководителем учебного процесса,
но выходит из не всегда благодарной роли человека сообщающего знания в
традиционной школе, и становится тем, кто будит развивает, наблюдает
мыслительные операции учащихся, исправляет ошибки, разъясняет сомнения.
Наблюдая работу коллективов, он видит то, что не замечал часто,
проводя работу со всеми, - ведь отдельного ученика можно наблюдать в
моменты спокойной работы, в минуты творческих поисков, дискуссий.
Реализация проблемного обучения поднимает очень важный вопрос, который
сам по себе является проблемой: «какую подготовку должны пройти учителя,
чтобы успешно справится с такого рода обучением?»
Учитель должен владеть как объяснительным, так и исследовательским
методами обучения. Выступая в роли организатора обучения на проблемной
основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнер, чем
как источник готовых знаний и директив для учащихся. В процессе подготовки
учитель должен приобрести опыт, который позволит ему:
1. Тонко чувствовать проблемность ситуации с которыми сталкиваются учащиеся
и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для
детей форме?
2. Выполнять функцию координатора и партнера. В ходе исследования различных
аспектов проблемы помогать отдельным учащимся и группам, избегая
директивных приемов
3. Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого
исследования, стимулировать творческое мышление при помощи умело
поставленных вопросов.
4. Проявлять терпимость к ошибкам учеников, допускаемых или в попытках
найти собственное решение, предлагая свою помощь или адресовать к нужным
источникам информации только в тех случаях, когда учащийся начинает
чувствовать безнадежность своего поиска.
Помещение учителя на второй план отнюдь не значит, что он утрачивает в
какой-то мере свое значение. Это лишь формально второй план, хотя и идущий
от ученика, несмотря на то, что учитель появляется на сцене реже ученика,
фактически он является главным героем. От него зависит все то, что
происходит или не происходит с учеником. Однако свою роль главного актера,
а также режиссера школьной сцены он выполняет надлежащим образом только
тогда, когда умеет вызвать в учениках силы и творческие возможности и
использовать их в хорошо организованном процессе воспитания.
Роль и место проблемного обучения в учебном процессе.
Поскольку проблемное обучение применяется в структуре других методов,
его нельзя рассматривать ни как особый метод обучения, ни как какую-то
новую систему обучения. Правильнее всего будет его считать особым подходом
к организации обучения, проявляющимся прежде всего в характере организации
познавательной деятельности обучаемых.
Несомненно, не всякий материал может служить основой для создания
проблемной ситуации. К непроблемным элементам учебного материала относится
вся конкретная информация, содержащая цифровые и количественные данные,
факты, даты и т.п. которые нельзя «открыть».
Проблемное обучение возможно применять для усвоения обобщенных знаний
– понятий, правил, законов, причинно-следственных и других логических
зависимостей. Оно нужно тогда, когда ставится задача специального обучения
учащихся приемам и способам умственной деятельности, необходимым при
добывании знаний и решении поисковых задач.
Проблемными, как правило, являются первые уроки любой темы, ибо они
содержат в себе новые по сравнению с ранее изученным теоретические и
практические положения.
Бесспорно, что проблемное обучение обладает рядом достоинств.
Проблемное обучение при правильной его организации способствует
развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться
искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности
(самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса,
проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения и т.д.);
развитию творческого мышления (самостоятельное применение знаний, способов
действия, поиск самостоятельного нестандартного решения). Проблемное
обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто
самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает
аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных
вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности
выбираемого решения, аргументации).
Проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей
действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения,
воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с
обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.
Учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают
обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и
интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами
выдвигают гипотезы и сами доказывают их.
Но проблемное обучение имеет и недостатки. Не всегда легко
сформулировать учебную проблему, не весь учебный материал можно построить в
виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков, не
экономично – требует больших затрат времени.
Условия применения проблемного обучения.
Проблемное обучение целесообразно применять когда:
1) Содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и
зависимости, направлено на формирование понятий, законов, теорий.
2) Ученики подготовлены к проблемному изучению темы.
3) Ученики решают задачи на развитие самостоятельности мышления,
формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу.
4) У учителя есть время для проблемного изучения темы.
5) Учитель хорошо владеет соответствующими методами обучения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|