Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных
по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.
Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:
внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой
природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),
а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема
содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном
воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного
поведения в природе.
Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на
формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и
жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание
уделено в этой теме вопросам гигиены.
Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -
жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.
Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие
представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и
т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об
экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.
Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей
федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной
работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и
необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности
людей.
Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности
поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,
сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети
опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,
однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно
углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую
направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и
демонстрациям на уроках разнообразных опытов.
Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо
донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом
различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в
целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и
принимать активное участие в деле охраны природы.
Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два
факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они
предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-
III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального
естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.
Основные задачи факультативных курсов:
- расширение кругозора учащихся;
- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к
предметам естественного цикла;
- расширение экологических представлений младших школьников;
- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание
экологически грамотной личности.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа
и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его
программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых
организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих
ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;
выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических
связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же
даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах
и необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным
миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые
различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы
знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих
географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и
животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных
растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,
обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом
потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде
«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир
растений и животных.
Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются
экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а
также практическими работами.
Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим
экологизированным курсом естествознания для начальной школы.
Билет 24
Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»
Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней
начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,
осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом
средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной
целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся
способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе
своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется
гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику
существования жизни на Земле.
Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир
и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он
ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной
картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место
человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины
мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер
процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и
осознанию важности решения экологических проблем.
Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его
содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение
сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию
определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения
собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и
методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в
классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,
творческие задания, самостоятельная работа и т.д.
Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на
основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с
собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с
позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую
взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом
все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни
человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель
формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих
классах.
В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся
знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:
книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения
друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,
вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как
основные богатства и кладовые природы.
Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,
животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их
жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,
комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь
сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с
природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем
школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I
класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются
представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.
Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование
основных географических понятий. Географический подход позволяет детям
упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная
цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать
изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется
природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и
размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических
картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:
сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,
планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что
изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,
формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной
поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные
представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,
растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с
хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.
Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в
обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на
поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое
вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых
организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,
формируются основные экологические понятия: экологические системы,
экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные
экосистемы.
Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия
органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим
продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются
вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.
Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере
Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и
гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств
производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,
получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда
в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических
навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого
организма, болезнях и мерах их профилактики.
В заключительных темах «Биосфера и происхождение человека» и «Как нам жить
дальше» рассматриваются история становления человеческого общества;
завоевание биосферы, ее изменение; загрязнение окружающей среды и
необходимость гуманного отношения к природе. К концу изучения курса у
учащихся должно быть сформировано представление о единственной стратегии
выживания человечества - вписывании своего хозяйства в исторически
сложившийся круговорот веществ в биосфере.
Билет 25
Методика работы с изображениями предметов и явлений
1 Плоскостные (табл, карты, картины)
2 Объемные (макет, модели, муляжи)
Методика с табл
созданы табл по природоведению.
По способу передачи инф все таблицы картинные.
Группы таблиц:
- сезонные (осень, зима – связь погодных явл с трудом человека, между живой
и нежив природой)
- ландшафтные (степь, тайга – позв выявить особ-и жив-го раст мира, увидеть
взаи-и в природе)
- объектные (белки, травы)
Способы работы с табл
1 как иллюстрация к рассказу
2 как источник зн (нужно задавать вопросы, не всегда, когда им неизвестно)
Мет раб с картинами
1 Назв карт, автор
2 Эстетич наслаждение
Методика работы с картой
абстрактное ср-во обучения, логическчи завершенное и созданное с пом усл
знаков
Практ работа с табл «Лето»
1 Какое по вашему мнению изображено время года? Почему?
2 Каких животн вы видите? Обратите вним на зайца. Какого цвета у него
шерсть? Чем занята ласточка?
3) Какого цвета растения?
4) Чем занимаются люди?
5) Какая темп на градуснике?
Билет 26
Формы орг-ции экологической работы в школе
Особенности уроков – формирование экологических представлений учащихся.
Формирование экологического мировоззрения через осознание своего места в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|