на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

Значительны в этих темах экологические понятия: цепи питания, типы животных

по способу питания, приспособленность организмов к условиям жизни.

Особое внимание обращено на раскрытие разнообразных взаимосвязей в природе:

внутри неживой природы, между неживой и живой природой, внутри живой

природы (между растениями и животными, между различными животными и т.д.),

а также, как уже отмечалось, между природой и человеком. Каждая тема

содержит материал о хозяйственной деятельности человека и ее отрицательном

воздействии на природу. Продолжается формирование навыков правильного

поведения в природе.

Последней изучается тема «Будем беречь здоровье», нацеленная на

формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и

жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание

уделено в этой теме вопросам гигиены.

Программа IV класса рассчитана на 34 часа. Курс открывается темой «Мы -

жители Земли», в которой формируются базовые географические понятия.

Учащиеся знакомятся с глобусом и картой полушарий, получают общие

представления о Земле - ее форме, размерах, вращении вокруг своей оси и

т.д., о материках и океанах. Дети на конкретном материале узнают об

экологических проблемах планеты, возможных путях их решения.

Тема «Сбережем природу России» знакомит детей с природными зонами нашей

федерации, основными экологическими проблемами этих зон, природоохранной

работой. Здесь же даются представления о природном равновесии и

необходимости его учитывать при организации хозяйственной деятельности

людей.

Далее в теме «Сохраним природу своего края» изучаются особенности

поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества,

сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся. При этом дети

опираются на знания, полученные в курсе «Ознакомление с окружающим миром»,

однако в IV классе эти знания не только расширяются, но и значительно

углубляются, детализируются, приобретают более выраженную экологическую

направленность. Большое место отводится как практическим работам, так и

демонстрациям на уроках разнообразных опытов.

Большое внимание уделено в программе вопросам охраны природы. Необходимо

донести до сознания ребенка, что охрана природы является сложным комплексом

различных мероприятий, направленных на сохранение и улучшение природы в

целом. Учащиеся должны не только усваивать теоретические знания, но и

принимать активное участие в деле охраны природы.

Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются два

факультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Они

предназначены для III и IV классов четырехлетней начальной школы и для II-

III классов трехлетней школы, являются составной частью системы начального

естественнонаучного образования и дополнением к курсу природоведения.

Основные задачи факультативных курсов:

- расширение кругозора учащихся;

- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, к

предметам естественного цикла;

- расширение экологических представлений младших школьников;

- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитание

экологически грамотной личности.

Факультативный курс «Экология для младших школьников» рассчитан на 34 часа

и служит дополнением к основному курсу природоведения III класса. В его

программу включены следующие вопросы: экология как наука о связях живых

организмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающих

ребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;

выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологических

связей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Здесь же

даются представления об экологических катастрофах, экологических прогнозах

и необходимости бережного отношения к природным богатствам.

Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительным

миром природы, ее тайнами и загадками. Программа курса охватывает самые

различные области природоведческих знаний. В его содержании интегрированы

знания из географии, биологии, экологии. Это материалы о великих

географических открытиях, об истории нашей планеты, ее растительном и

животном мире, тайнах драгоценных камней, истории открытия удивительных

растений и животных, многообразии и особенностях жизни насекомых,

обитателей морей и океанов. Содержание курса составлено с учетом

потребностей детей этого возраста к познанию тайн природы и подается в виде

«путешествий» по континентам, морям и океанам, в глубь веков, в мир

растений и животных.

Программа рассчитана на 34 часа. Урочные формы занятий дополняются

экскурсиями в природу, палеонтологический музей, ботанический сад и т.д., а

также практическими работами.

Программу А.А.Плешакова «Зеленый дом» можно назвать систематическим

экологизированным курсом естествознания для начальной школы.

Билет 24

Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК»

Программа «Мир и человек» также разработана для I-IV классов четырехлетней

начальной школы. Основной целью этого курса является воспитание человека,

осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире. При этом

средством воспитания и образования служит знакомство с элементарной

целостной научной картиной мира. Курс «Мир и человек» развивает у учащихся

способность воспринимать новую информацию и находить ей место в системе

своих знаний, упорядочивать свой собственный опыт. Одновременно формируется

гуманное отношение к природе как среде обитания человека и источнику

существования жизни на Земле.

Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мир

и человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Он

ставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научной

картиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и место

человечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картины

мира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характер

процессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета и

осознанию важности решения экологических проблем.

Включение такого большого объема понятий в курс, естественно, расширяет его

содержание и требует новых подходов к преподаванию предмета. Обучение

сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию

определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения

собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации и

методы преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки в

классе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,

творческие задания, самостоятельная работа и т.д.

Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном на

основе личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его с

собой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана с

позиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщую

взаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этом

все предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизни

человечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учитель

формирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующих

классах.

В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиеся

знакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:

книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общения

друг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,

вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а как

основные богатства и кладовые природы.

Следующие темы посвящены знакомству с живой природой: растениями, грибами,

животными. Учащиеся узнают о характерных признаках живых организмов, их

жизнедеятельности, многообразии; получают определенные знания о культурных,

комнатных растениях, домашних животных, правилах ухода за ними. Здесь

сообщаются первоначальные представления об экологии как науке жить в мире с

природой, не нарушая ее законы. Такой подход позволяет уже в младшем

школьном возрасте начать формирование экологического сознания. Программа I

класса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируются

представления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.

Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формирование

основных географических понятий. Географический подход позволяет детям

упорядочить огромную информацию, которую обрушивает на них современная

цивилизация, а учителю и родителям - помочь им в этом. Чтобы сделать

изучение нашей планеты доступным для ребят, основное внимание уделяется

природе окружающих нас предметов. Учащиеся получают представление о форме и

размерах Земли, законе всемирного тяготения, глобусе, географических

картах. Они узнают о движении Земли и связанных с ним явлениях природы:

сменой дня и ночи, времен года. Они узнают о звездах и созвездиях,

планетах, искусственных и естественных спутниках Земли. В теме «Что

изображено на глобусе и карте» учащиеся знакомятся с материками и океанами,

формой поверхности Земли, разнообразием водоемов, методах изучения земной

поверхности и морских глубин. Здесь же формируются первоначальные

представления о природных зонах, особенностях климата основных зон,

растительном и животном мире. В заключение учащиеся знакомятся с

хозяйственной деятельностью человека на планете, вопросами охраны природы.

Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит в

обосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на

поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое

вводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живых

организмов. Здесь даются представления об оболочках Земли, биосфере,

формируются основные экологические понятия: экологические системы,

экологическая пирамида, виды экосистем, естественные и искусственные

экосистемы.

Тема «Живые участники круговорота веществ» посвящена изучению многообразия

органического мира на Земле и некоторым вопросам его эволюции. Логическим

продолжением этой темы являются две последующие, где рассматриваются

вопросы возникновения и развития биосферы, появления человека на Земле.

Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере

Земли. В ней рассматриваются основные вопросы анатомии, физиологии и

гигиены, а также развитие и совершенствование орудий и средств

производства, позволяющих человеку, оставаясь телесно неспециализированным,

получать все новые и новые возможности в биосфере за счет разделения труда

в обществе. Программой предусмотрено формирование основных гигиенических

навыков школьников, знаний о строении и жизнедеятельности человеческого

организма, болезнях и мерах их профилактики.

В заключительных темах «Биосфера и происхождение человека» и «Как нам жить

дальше» рассматриваются история становления человеческого общества;

завоевание биосферы, ее изменение; загрязнение окружающей среды и

необходимость гуманного отношения к природе. К концу изучения курса у

учащихся должно быть сформировано представление о единственной стратегии

выживания человечества - вписывании своего хозяйства в исторически

сложившийся круговорот веществ в биосфере.

Билет 25

Методика работы с изображениями предметов и явлений

1 Плоскостные (табл, карты, картины)

2 Объемные (макет, модели, муляжи)

Методика с табл

созданы табл по природоведению.

По способу передачи инф все таблицы картинные.

Группы таблиц:

- сезонные (осень, зима – связь погодных явл с трудом человека, между живой

и нежив природой)

- ландшафтные (степь, тайга – позв выявить особ-и жив-го раст мира, увидеть

взаи-и в природе)

- объектные (белки, травы)

Способы работы с табл

1 как иллюстрация к рассказу

2 как источник зн (нужно задавать вопросы, не всегда, когда им неизвестно)

Мет раб с картинами

1 Назв карт, автор

2 Эстетич наслаждение

Методика работы с картой

абстрактное ср-во обучения, логическчи завершенное и созданное с пом усл

знаков

Практ работа с табл «Лето»

1 Какое по вашему мнению изображено время года? Почему?

2 Каких животн вы видите? Обратите вним на зайца. Какого цвета у него

шерсть? Чем занята ласточка?

3) Какого цвета растения?

4) Чем занимаются люди?

5) Какая темп на градуснике?

Билет 26

Формы орг-ции экологической работы в школе

Особенности уроков – формирование экологических представлений учащихся.

Формирование экологического мировоззрения через осознание своего места в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.