на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Шпаргалка по методике естествознания

глобусе, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности;

- дать элементарные сведения о планете Земля и Солнечной системе;

- познакомить с особенностями строения тела человека и сформировать на этой

базе некоторые навыки личной гигиены и основ безопасной жизнедеятельности.

В основу программ по природоведению положен также принцип краеведения -

изучение природы родного края. Это позволяет формировать понятия на основе

непосредственного изучения предметов и явлений, способствует развитию

наблюдательности, умения получать знания не только из учебников, но и из

окружающей среды.

Второе направление связано с экологическим образованием и природоохранным

воспитанием учащихся. Охрана природы - стержень всего курса естествознания,

вне зависимости от того, по какой программе идет изучение предмета.

Основное внимание должно быть направлено на создание условий для

непосредственного участия детей в природоохранных мероприятиях, для

понимания необходимости и важности такой работы. Учащиеся:

- получают представление о взаимосвязи и зависимости живых организмов и

неживой природой;

- знакомятся с основными природоохранными мероприятиями, которые

способствуют формированию навыков правильного поведения в природе.

У детей формируется гуманное отношение к окружающей среде, воспитывается

чувство ответственности за ее сохранение, вырабатываются определенные нормы

поведения в природе. Все это способствует формированию экологической

культуры личности.

Кроме того, изучение естествознания помогает раскрыть роль науки и научных

знаний для развития общества и сохранения окружающей природы. При изучении

курса в начальной школе учащиеся получают следующие знания:

- о Земле как планете, ее положении в Солнечной системе, о движении Земли и

связанных с этим изменениях в природе;

- о сферах Земли, их свойствах и взаимосвязях;

- о телах и веществах, их основных свойствах;

- о явлениях природы;

- о живых обитателях планеты, их связи с неживой природой и зависимости от

нее, о явлениях в живой природе;

- о человеке как обитателе планеты, его общности с другими живыми

обитателями, особенностями его организма;

- об экологических связях в природе и противоречиях между природой и

обществом;

- о хозяйственной деятельности человека и рациональном природопользовании,

о его ответственности за жизнь на планете и сохранение ее богатств.

При отборе учебного материала учитываются научность и доступность понятий.

В этой связи основные знания даются на уровне представлений и элементарных

понятий. К таким понятиям относятся знания о телах и веществах, о свойствах

и значении воды и воздуха, о минералах, горных породах и полезных

ископаемых, о многообразии живой природы; представления о процессах и

явлениях в природе. Эти первоначальные, пропедевтические понятия служат

основой для формирования научных знаний в средней школе при

дифференцированном изучении основ наук естественного цикла.

На каждом этапе обучения первоначальные представления углубляются,

насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которь!е, в свою

очередь, превращаются в знания. Таким образом, естественнонаучные знания

формируются по схеме «представления - понятия - знания». Такая

последовательность обеспечивает преемственность знании и углубление их

содержания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и полученные

ранее представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые

представления и понятия. Последовательное и систематическое наполнение

содержания позволяет закреплять иг совершенствовать знания учащихся.

Курс естествознания имеет тесные перспективные межпредметные связи с

предметами естественного блока. Меж-редметные связи обеспечивают

взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий. Многие

понятия, о воде, воздухе, горных породах^ почве, которые начинают

формироваться в этом курсе, можно считать межпредметными. Знания о

свойствах этих, веществ в дальнейшем используются при изучении биологии,

географии, физики и химии. Таким образом, межпредметиые понятия

обеспечивают преемственность знаний по всем естественно

Билет№4

Образовательная обл «Окружающий мир» и ее компоненты

Начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе

глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в

последние годы переживает значительное обновление. Это связано прежде всего

с отчетливым осознанием высокой развивающей и воспитательной значимости

данной сферы образования, ее особого вклада в становление основ

современного, экологически ориентированного мировоззрения школьников.

Одновременно происходит движение в сторону интеграции естественнонаучных и

обществоведческих знаний с целью формирования у детей более обобщенного,

целостного взгляда на окружающий мир и место в нем человека.

Начальная школа закладывает основы естественнонаучной грамотности ребенка.

Элементы знаний о живой и неживой природе, явлениях природы включены в

интегрированный курс и образуют блок «Природа». Этот блок включает в себя

элементарные представления и понятия из физики, химии, биологии, географии

и экологии.

Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной

школе на современном этапе является вариативность программ. Своеобразие

каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее

приемлемый дам него вариант учебного курса. В зависимости от ирофиля школы,

уровня подготовки учащихся изучение естествознания может строиться по-

разному.

^Для определения обязательного минимума знаний по естествознанию разработан

образовательный стандарТ . Обучение по любой общеобразовательной~программе,

которая составлена на основе образовательного стандарта, обеспечивает

обучающимся необходимую обязательную естественнонаучную подготовку. Любое

среднее учебное заведение обязано исходить в обучении из базового

содержания предметной области образования, которое должно быть качественным

и полноценным. Все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в

начальной школе обеспечить единый уровень минимальных достаточных

требований к подготовке учащихся по естествознанию.

На реализацию образовательного компонента «Окружающий мир» в четырехлетней

начальной школе базисным учебным планом общеобразовательных учреждений

России предусмотрено следующее количество часов в неделю: I и II классы -

один час, III и IV классы - два часа.

В настоящее время для начальной школы разработаны 4 основные

общеобразовательные программы по естествознанию: 1. «Зеленый дом», автор

А.А.Плешаков; 2. «Природа и люди», автор З.А.Клепинина; 3. «Окружающий

мир», авторы Н.Р.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов; 4. «Мир и

человек», авторы А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан; Кроме того,

имеются специальные программы: программа «Естествознание», авторы Е.В.Чуди-

нова, Е.Н.Букварева, по методике Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова; программы

«Естествознание», «География», авторы Н.Я.Дмитриева, И.П.Товпинец,

А.В.Казаков, по методике Л. В. Занкова.

Требования образовательного стандарта

Кроме знаний учащиеся должны овладеть и определенными умениями: '

- различать обьекты природы и предметы, созданные руками человека, объекты

живой и неживой природы; описывать объекты природы;

- различать основные группы растений и животных, изученных представителей

каждой группы; распознавать растения и животных из различных сообществ,

природных зон; определять сельскохозяйственные растения и животных края;

ухаживать за комнатными растениями, размножать их одним из изученных

способов;

- вести самостоятельные наблюдения в природе; пользоваться термометром;

выполнять несложные опыты, пользоваться простейшим лабораторным

оборудованием;

- ориентироваться на местности, определять стороны горизонта по компасу,

солнцу и другим признакам; определять стороны горизонта на глобусе и

географических картах; читать план и карту, находить географические объекты

на картах;

- различать основные полезные ископаемые родного края;

- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в быту и при

проведении опытов; оказывать простейшую помощь при повреждениях кожи;

- объяснять взаимосвязи в природе, выполнять правила поведения в ней,

выполнять посильную работу по охране природы и окружающей среды;

Для определения уровня достижения требований программы предлагается

проводить устную и письменную проверку знаний, практическую проверку

выработанных умений. Для объективной оценки знаний используются тестовые

задания. Методы проверки знаний учащихся в началъное школе рассмотрены в

соответствующей главе. Полученные знания и умения необходимы учащимся для

дальнейшего изучения дисциплин естествеинонаучного цикла в среднеи школе.

Межпредметные связи и приемственость общенаучн образования

Межпр. Св. по опр-ю Федорва пред-т –отражение в сод-е учебных дисциплин

взаим-ей , к\е сущ-т объективно познаются совр науками.

Преемственность предполагает опр последовательность ЗУН , способов Дея-ти

к\е предстоит овладеть ученику в пр-е об-я «по вертикали»

1. нео-о озаглавить свои соотношения м\у частями данной обр-ой обл.

на разных этапах об-я.

2. н\о продумать общие м\ы , приемы, об\я,

3. н\о выд-ть опр-ие постепенно возрастающие требования к

результативности об-я ,вос-я, разв-я.

Методика, формирование и развитие начальных естественно-научных понятий

билет 5

Понятие как пед категория

он основополагающий, т.е. целью каждого урока явл формирование понятия и

представления.

Проблема форм и развития понятий, позволяет решать важн вопросы методики –

взаимоотношение между содержанием и м/м.

Понятие – это категория, кот рассматривается педагогикой, психолог,

философ.

Понятие (с т.з. Ф) – форма мышления, отражающая существенные св-ва, связи и

отн-е предметов и явл в их противоречии и развитии; мысль или система

мыслей, обощающая, выд-я пр-ты некот класса по определ-м общ-м и в

совокупности специф-м для них признаков.

Понятие (с т.з. пед-ки) – форма объед-го и научн мышления, результатом

обобщения св-в пред-в некот класса и мысленного выд-я этого класса по опред-

м совокупностям общих для предметов этого класса отличит-х признаков.

Вывод: П – есть обобщенное знание, отражающ. сущест. св-ва предметов и

явлений.

П. характеризуется содержанием, объемом, динамичностью.

I) по содержанию естест-н П. бывают:

Гр№1 – экологические

общие: природное общество, культурное сообщество, цепь питания, условия

жизни; охрана природы, экол., безопасности.

Гр№2 – физические

явл, тело, вещ-во, св-ва, газ, пар.

Гр№3 – биологические

Гр№4 – геологические

почва, песок, горн породы, рельефы

Гр№5 – с/х понятия

овощи, фрукты, удобрения

II) Классиф-я по объему

Объем П харак-ся кол-вом обобщенности включенных в него элементов знаний.

Простые – река, звезда, Солнце, спутник, Луна

Сложные (общие) – реки, города, горы

Собирательные – реки Московской области

В шк. использ. в основном простые понятия.

III) Динамика П м/т б. горизонтальной и вертикальной

кажд П. по отн-ю к др П м/т б либо единичным, либо собирательным.

Уральские горы – единичное по отношению к горам, но общее по отношению к

гори Народная.

Динамика П по вертикали хар-ся развитием П.

Стадии развития П.

Стадия №1 – необх. наличие чувст-го опыта, живого созерцания в рез-те форм-

я элементарн первонач-е П.

Стадия №2 – происходит расширение и абстрагирование

Стадия №3 – высш степень разв-я П., оно приобретает статус закона,

закономерности.

Образование естественно-научных понятий

Сначала формир. понятие

Каждое П, усв-е уч-ся при из-ии нач. естест-я, д/о хар-я таким числом

признаков, к-е было бы достаточно, чтобы трактовать его как первоначальное.

Вместе с тем оно д\о иметь объем эл-в зн необходимых для дальн. развития.

Кажд. П. было подтверждено опт. кол-вом фактов, д\ы б. расм-ы взаимосвязи

П., к. ук-т на связанную сис. П.

Т.о. П д.б. простым, включать много эл-в познания для дальн разв-я, д.б в

развитии.

Методика есть отражение в учебном пр-е философ теории познания – от живого

созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике > важный пед

принцип > вести детей к знанию общего ч-з из-ие единичного, особенного.

Общий ход образ-я П

1) восприятие

Исходный момент этого пра- восприятие пред-в и явл природы всеми органами

чувств > в рез форм-я ощущения.

В рез интегрированной дея-и мозга ощ-я складываются в единый образ и обр-я

восприятие.

Восприятие – всегда целостно, конкретно, явл чувственным отражением действ-

и, образом пр-а или явл-я его присутствия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.