на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Анализ и перспективы развития лизинговых операций

- в контракте должно быть предусмотрено право арендатора стать собственником арендованного имущества по                           окончании срока аренды за согласованную в договоре цену, соответствующую остаточной стоимости оборудования.

Наиболее полное, по нашему мнению, определение термина «лизинг» было сформулировано экономической наукой в Конвенции о международном финансовом лизинге УНИДРУА, принятой 28 мая 1988 г. в Оттаве, где приведено следующее его определение.

Лизинг - операция, при которой одна сторона (арендодатель):

а) заключает по указанию другой стороны (арендатора) договор (контракт на поставку) с третьей стороной (поставщиком), в соответствии с которым арендодатель закупает              оборудование, имущество или инструментарий на условиях, утвержденных арендатором;

б) заключает контракт (договор аренды, лизинговое соглашение) с арендатором, предоставляя ему право пользования оборудованием при условии выплаты арендной платы (21. - С. 73.).

Помимо определения, в Конвенции закреплены следующие признаки лизинга:

- пользователь самостоятельно определяет оборудование и выбирает поставщика;

- оборудование приобретается лизингодателем по договору лизинга, который заключается или должен быть заключен между лизингодателем и пользователем, с обязательной целью после- дующей его сдачи в лизинг;

- периодические платежи, подлежащие выплате по договору лизинга, определяются, в частности, с учетом амортизации всей или существенной части стоимости оборудования.

Таким образом, несмотря на то, что в зарубежной практике, в большинстве случаев, под лизингом стали понимать лишь специфичную долгосрочную аренду машин, оборудования, транспортных средств и сооружений производственного назначения, нужно отметить, что определение понятия лизинговых отношений приобрело более конкретные черты по сравнению с первоначальным их пониманием и позволило дать основу для выделения их как самостоятельных, отличных от других (арендные отношения, отношения имущественного найма и т.д.), на первый взгляд внешне схожих с ними, экономических отношений. Более того, такая формулировка лизинга закрепилась и в законодательных актах Франции, Бельгии, Италии, где используются термины credit-bail (кредит-аренда), location financement (финансирование аренды), operazion di locazione finanziaria (операции по финансовой аренде). Однако нужно отметить, что юридическая интерпретация лизинговых отношений не может в полной мере охарактеризовать их экономическую сущность, а способна лишь придать им определенные законченные черты.

Кроме того, все вышеперечисленные определения понятия «лизинг» во многом обусловлены историческим его возникновением. Вместе с тем стоит отметить, что хотя в лизинге и задействованы элементы арендных отношений, лизинг имеет более широкое значение и в теоретическом его понимании, и в практическом применении. Полное отождествление же лизинга с арендой приводит к неполному, усеченному рассмотрению данных отношений, что незаслуженно обедняет и не раскрывает всех возможностей и разновидностей лизинга.

1.2 Типология видов лизинга

Самое развернутое определение понятия лизинга дает классификация видов лизинга, позволяющая охватить все формы этого инвестиционно -инновационного инструмента. Вот почему так важно, говоря о сущности лизинга как вида инновации, дать полную классификацию видов лизинга, приведенную в литературе, которая характеризуется следующими признаками:

- состав участников лизинговых отношений;

- тип передаваемого в лизинг имущества;

- степень его окупаемости;

- условия амортизации;

- объем обслуживания;

- сектор рынка лизинговых отношений;

- отношение к налоговым и амортизационным льготам.

В зависимости от состава участников (субъектов) лизинговых отношений различают: прямой лизинг, когда передача имущества происходит не посредственно через лизингодателя;

- возвратный лизинг, при котором собственник имущества продает его будущему лизингодателю, чаще всего в этой роли вы- ступает коммерческий банк, и одновременно вступает с ним в от- ношения в качестве пользователя этого имущества.

Прямой лизинг - классическая трехсторонняя               сделка (поставщик - лизингодатель - лизингополучатель) или, при крупных сложных сделках, - многосторонняя сделка с числом участников более трех, когда лизинговая компания выступает тандемом с коммерческим банком по лизингу либо другими финансово- кредитными      институтами, либо        с аналогичными лизинговыми компаниями, объединяющими свой капитал для финансирования крупной лизинговой сделки.

В зависимости от типа имущества, передаваемого в лизинг, различают: лизинг пассивного (недвижимого) имущества; лизинг активного (движимого) имущества или машинно - технический лизинг.

По степени окупаемости имущества выделяют:

лизинг с полной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного договора происходит полная выплата лизингодателю стоимости арендуемого имущества. По окончании лизингового договора лизингополучателю предоставляется возможность приобрести оборудование по остаточной или иной согласованной стоимости;

лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного договора окупается только часть стоимости арендуемого имущества, после чего имущество возвращается лизингодателю либо договор лизинга пролонгируется.

В зависимости от условий амортизации различают:

лизинг с полной амортизацией и, соответственно, с полной выплатой стоимости объекта лизинга;

лизинг с неполной амортизацией, что значит с частичной выплатой стоимости.

На основе двух предыдущих классификационных признаков, неразрывно связанных между собой, выделяют так называемый финансовый и оперативный лизинг. На практике наиболее часто используется финансовый лизинг, особенно финансово- кредитными институтами, что объясняется его характерными особенностями.

Финансовый лизинг представляет лизинг имущества с полной окупаемостью или с полной выплатой его стоимости. Данный вид лизинга имеет место тогда, когда в течение срока договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от лизинговой операции. При финансовом лизинге срок, на который оборудование передается во временное пользование, по продолжительности совпадает со сроком его полной амортизации.

Оперативный лизинг - срок договора короче, чем экономический срок службы имущества. При оперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемого имущества, и поэтому лизингодатель вынужден сдавать его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям.

По объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют: - чистый лизинг, если все обслуживание передаваемого имущества берет на себя лизингополучатель;

- лизинг с полным набором услуг («мокрый лизинг»), если полное обслуживание имущества возлагается на лизингодателя (специализированная дочерняя лизинговая компания банка);

- лизинг с частичным набором услуг, когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

В зависимости от сектора рынка лизинговых отношений выделяют:

- внутренний лизинг, когда все участники сделки представляют одну страну;

- внешний (международный) лизинг. К внешнему лизингу относятся отношения по лизингу, в которых хотя бы одна из сторон или все стороны принадлежат разным странам. Внешний лизинг, в свою очередь, подразделяют на экспортный и импортный лизинг. При экспортном лизинге зарубежной страной является лизингополучатель, а при импортном - лизингодатель.

По отношению к налоговым и амортизационным льготам различают:

- фиктивный лизинг, если лизинговые отношения носят спекулятивный характер и заключаются исключительно с целью извлечения наибольшей прибыли за счет получения необоснованных налоговых и амортизационных льгот;

- действительный лизинг, если в лизинговых отношениях указанная выше цель не является основной и определяющей.

1.3 Организация инновационного лизинга в банке

Анализ финансового состояния субъектов отечественной экономики позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее реальными ее хозяйствующими единицами, владеющими свободными денежными средствами или имеющими доступ к ним, являются банковские учреждения. Последние имеют преимущество по сравнению с создаваемыми лизинговыми компаниями уже в том, что банки - это организационно оформленные структуры и для проведения лизинговых операций необходимо лишь выделение в их структуре профильного отдела, куда вошли бы специалисты с опытом банковской работы, знающие специфику лизинговых операций. Если же банк таковыми не располагает, то он может их быстро подготовить. Главное, есть основа, база для проведения лизинговых операций.

Организация лизинга автомобилей через коммерческие банки, на наш взгляд, разрешит многие проблемы в реализации продукции ОАО «КамАЗ» посредством лизинга, которые могут возникнуть при рассмотренных выше вариантах. В своем предположении мы основываемся на опыте работы зарубежных автомобильных компаний, которые весьма успешно реализуют свои автомобили посредством лизинга. Так, по данным журнала «Automotive News» доля лизинга в общем объеме реализации автомобилей компании «Мерседес Бенц» выросла с 35% в 1993 году до 69% в 1997 году,                       а объем лизинга автомобилей компании «Форд Моторс» в 1997 году составил половину всего объема кредитных операций данной компании. «Форд» также входит в четверку крупнейших производителей автомобилей («Дженерал Мо- торс», «Форд», «Крайслер» и «Тойота»), занимающих  сейчас 69.3% лизинга новых автомобилей в мире (75. - С. 59). При этом европейское отделение автомобильной финансовой компании Ford Kredit (валютный баланс 1998 года - 133 млрд. долл.), имеющее свое представительство в Москве, реализует свои автомобили по лизингу в сотрудничестве со Сбербанком РФ (80. - С. 10). Коммерческие банки республики в лизинговом бизнесе автомобилей представлены пока слабо (имеются лишь единичные случаи). Между тем, президент компании «Вертекс Консалтинг Инк» Марк Несбит, проводивший обширные исследования в области развития автомобильного лизингового бизнеса в Канаде и США, утверждает, что «в США, где банки активно конкурируют на лизинговом рынке, потребители наслаждаются преимущества- ми более низких ставок лизинговых платежей, чего нельзя сказать о Канаде, где банки не допускаются на лизинговый рынок» (75. - С. 60). Другим результатом данного исследования является тот факт, что в США финансовые институты активно конкурируют с производителями автомобилей. Производители в США занимают только 43% розничного лизингового рынка (75. - С. 60). Успешный опыт внедрения лизинга в автомобильный бизнес США позволяет, на наш взгляд, рекомендовать принять данное соотношение между финансовыми посредниками и производителями в отечественной практике лизинга автомобилей, в том числе и «КамАЗов».

Привлекательность лизинговых операций для банков республики Башкортостан очевидна. Это объясняется наличием в этих сделках реального материального обеспечения. Кроме того, лизинговый бизнес дает банкам возможность не только расширить круг своих операций, но и за счет повышения качества обслуживания клиентов увеличить их число, что, в свою очередь, дает дополнительный финансовый результат.

В условиях обострения конкуренции на рынке банковских услуг проведение коммерческими банками лизинговых операций способствует эффективному расширению сферы банковского влияния. Вкладывая средства в приобретение имущества с целью проведения лизинговых операций, коммерческие банки республики вносят свой вклад в формирование стратегии и тактики обновления основных фондов, определяют направления развития лизинга и контролируют ситуацию на лизинговом рынке.

Преимущество лизинговых операций для банка состоит так- же и в достаточно высокой рентабельности. Через лизинговые платежи банк приобретает не только новый источник дохода в виде комиссионных выплат, но и, развивая лизинговый бизнес, экономит средства на относительно простом учете лизинговых операций и платежей по сравнению с операциями долгосрочного кредитования, особенно если они носят целевой характер.

Участие коммерческих банков на рынке лизинговых услуг, обеспечивающих развитие инновационной деятельности, помимо экономической эффективности и преимуществ этой операции для банка, объясняется сложностью процесса кредитования в               сложившейся политико-экономической ситуации в стране.

В условиях инфляции происходит обесценивание предоставляемых кредитных ресурсов вместе с возмещаемыми в дальней- шем процентными ставками. Так, индекс потребительских цен в июле 2006 года по сравнению с июлем 2005 года вырос на 15%, а к декабрю 2005 года - на 9,8% (112), при этом ставка рефинансирования Банка России - отправная точка при определении процента за кредит - по состоянию на 7 августа 2006 года составляет 21% годовых. В этом смысле более действенным механизмом может служить финансовый лизинг, поскольку в отличие от обесценивающихся  денег оборудование, предоставляемое в лизинг, при прочих равных условиях сохраняет свою стоимость за вычетом износа. Это позволяет сохранять и реальную стоимость активов банка независимо от уровня инфляции, складывающегося в течение всего периода лизингового соглашения. Таким образом, в отличие от традиционных банковских кредитов лизинг дает возможность полного финансирования всех расходов по инновационным проектам. Однако инфляционные процессы в нашей экономике все же оказывают влияние на нормальное развитие лизин- га в отечественной практике. Ибо любые банковские операции, носящие среднесрочный и долгосрочный характер, а именно к таким относятся операции финансового лизинга, в условиях высоких темпов инфляции становятся для банков рискованными. Поэтому отечественные банки вынуждены передавать имущество в лизинг на сроки, не превышающие 3-6 месяцев. В основном это оборудование и техника, используемые в строительстве, в работах сезонного характера и других видах деятельности, носящих относительно краткосрочный характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.