Однако нам думается, что
редакция ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан не полная. Согласно ч. 1 ст. 125
УИК Республики Казахстан можно предположить, что осужденным, отбывающим
наказание в колониях-поселениях, выплачивается заработная плата, а не
перечисляется на их лицевой счет, так как они имеют право иметь при себе деньги
и ценные вещи и пользуются деньгами без ограничения. Но на основании ч. 2 ст.
103 УИК Республики Казахстан можно сделать вывод, что осужденным, отбывающим
наказание в колониях-поселениях, заработная плата перечисляется на их лицевой
счет, а не выплачивается.
В связи с этим, возможно,
необходимо дополнить ч. 2 ст. 103 УИК Республики Казахстан нормой следующего
содержания: "Осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в
колониях-поселениях, независимо от всех удержаний, выплачивается не менее 50
процентов начисленной им заработной платы".
Также мы считаем, что
удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам должны
иметь большое значение, так как необходимо создать условия осужденным, чтобы
они могли и в процессе отбывания наказания возмещать вред, которые они нанесли
потерпевшему преступлением. Однако, "... существующая на сегодняшний день
система и виды наказаний не дают через их применение к виновному возможность
возместить потерпевшему понесенные последним имущественные издержки,
компенсировать физические и душевные страдания" [79, С.127]. И нам
представляется, что если в процессе отбывания наказания осужденный в полном
объеме возместит вред потерпевшему, то это должно являться одним из оснований к
условно-досрочному освобождению по преступлениям небольшой и средней тяжести.
Более того, в ч. 3 ст. 169 УИК Республики Казахстан предусмотреть в качестве
одного из обязательных условий подготовки представления к условно-досрочному
освобождению возмещение вреда потерпевшему средствами заработанными в процессе
отбывания наказания. Нам видится, что подобная редакция будет способствовать
стремлению осужденного к добросовестному труду и соответственно к исправлению.
Таким образом, на
основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в условиях лишения свободы
можно соблюдать трудовое законодательство в части регулирования рабочего
времени, времени отдыха, оплаты труда, хотя возникают определенные трудности. И
поэтому возникают мысли о том, что возможно необходим нормативный правовой акт,
в котором бы были сосредоточены все нормы регулирующие труд осужденных. Потому
что регулировать труд осужденных трудовым законодательством, чтобы максимально
приблизить труд осужденных к труду на свободе, очень затруднительно, так как
труд осужденных к лишению свободы все же имеет существенные различия от труда
свободных граждан. И может быть о принятии кодифицированного нормативного
правового акта регулирующего труд осужденных говорить, пока, нет необходимости,
но разработка специальной Инструкции, регулирующей труд осужденных к лишению свободы,
необходимо.
Также было бы
целесообразным составление определенного сборника нормативных актов, где были
бы сосредоточены все нормативные акты, регулирующие труд, существенно бы
облегчило работу по организации труда осужденных в колонии-поселении.
На основании анализа
условий труда лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, можно сделать
определенные выводы:
1. Ст. 99 УИК
Республики Казахстан дополнить ч. 10: "Трудовой договор с осужденными
заключается в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан,
но учетом срока лишения свободы, назначенного приговором суда".
2. В ст. 103 УИК
Республики Казахстан внести дополнение: "ч. 2: "Осужденным,
отбывающим наказание в виде лишения свободы в колониях- поселениях, независимо
от всех удержаний выплачивается не менее 50 процентов начисленной им заработной
платы".
3. Назрела
необходимость разработки нормативного акта по организации труда осужденных в
колониях-поселениях.
2.3 Организация воспитательного процесса среди осужденных в
колониях-поселениях
Построение правового государства, в соответствии с принципами
демократии и соблюдения, основных прав и свобод человека, невозможно без воспитания
правового сознания у граждан, без понимания ими своих прав и обязанностей перед
обществом и государством, без знания законов, регулирующих жизнь общества. "Если
мы действительно намерены строить цивилизованное общество, где торжествуют идеи
права и нравственности, то каждый гражданин со школьных лет должен усвоить их
элементарные начала …" [80, С.19]. Как верно замечено, "большинство
населения не совершает преступлений не потому, что боится, например, смертной
казни, а в силу предшествующей социализации. Поэтому более эффективен путь не
устрашения граждан репрессиями, а воспитательного влияния общества на лиц,
склонных к деликвентному поведению, поощрение социально одобряемых, полезных
индивиду и обществу форм поведения" [81, С.43].
Уровень демократизма и гуманизма в обществе определяется не
только формальным провозглашением в Конституции прав и свобод, но и созданием
таких условий, при которых человек действительно может ими воспользоваться. Это
зависит не только от того, как государственные органы, должностные лица
выполняют свои обязанности, возложенные на них законом. Нравственный кризис, а
преступность как явление есть один из его показателей, преодолим лишь тогда,
когда каждый человек для себя уяснит, что он имеет не только широкий круг прав
и свобод, но и обязанности перед другими людьми, перед обществом и, наконец,
перед государством. Только тогда, когда все стремятся не только пользоваться
своими правами, но и добросовестно выполнять свои обязанности, можно говорить о
реальности прав и свобод: "… я никогда не могу сделать что-то другому, не
предоставив ему права сделать мне при тех, же условиях, то, же самое" [82,
с.181], отмечал классик философии права Кант. И если мы намерены действительно
строить гражданское общество и правовое государство, мы должны согласиться с
его мнением.
В исправительных
учреждениях уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, к которым
относятся и колонии-поселения, в строгом соответствии с принципом законности
применяется целый комплекс мер исправительного воздействия на осужденных к лишению
свободы [83]. Среди форм и методов воспитательного воздействия, применяемых к
осужденным к лишению свободы, важную роль играют меры поощрения и взыскания.
Указанные меры используются в целях оказания воспитательного воздействия не
только на тех лиц, к которым они применяются, но и на других осужденных,
отвечая, таким образом, в том числе и целям предупреждения правонарушений в
исправительных учреждениях. С одной стороны меры поощрения и взысканий служат
обеспечению установленного режима отбывания наказания [84, С.116], а с другой –
выступают средством обеспечения дифференцированного применения основных средств
исправления осужденного. В таком случае при применении мер воздействия
учитываются вид исправительного учреждения, срок наказания, условия содержания
осужденного, а также, в большей мере, индивидуальные особенности личности осужденного.
В пункте 27
Минимальных стандартных правил обращения с заключенными говорится: "дисциплину
и порядок следует поддерживать с твердостью, вводя, однако, только те
ограничения, которые необходимы для обеспечения надежности надзора и
соблюдения, должных правил общежития в заведении" [85, С.218]. То есть,
особенностью мер поощрения и взысканий является и то, что они применяются в
условиях строго регламентированных правил поведения осужденных. Поэтому их
применение находится в зависимости от отношения осужденных к установленным
правилам поведения и от степени их исправления. Данную зависимость, на наш
взгляд, верно, отметил В.А. Елеонский: "уголовная ответственность есть
содержащиеся в уголовном законе требования, предъявляемые к индивиду, отношение
к которым, выраженное в конкретных деяниях, оценивается государством, как
позитивное либо негативное с применением в последнем случае мер воздействия,
предусмотренных в санкции закона" [86, С.29].
С применением
мер поощрения осужденный получает реальную возможность улучшения условий
содержания. Напротив, применение мер взыскания может осложнить положение
осужденного, так как применение мер взыскания соответствует принципу сочетания
доверия с требованиями.
Как
указывалось выше, совершение преступления по сути своей есть разрыв связи между
требованиями общества и государства и отношением индивида к этим требованиям,
которое выражается в отклоняющемся поведении. Исправительное воздействие
предназначено для восстановления этой связи и выпрямления поведения, то есть в
воспитании и исправлении осужденного. Наличие поощрений и взысканий отражает
отношение осужденного к мерам исправительного воздействия, к отбыванию
наказания. Обязательным условием применения мер поощрения и взыскания является
изменение поведения осужденного, его отношения к средствам исправления. С методологической
точки зрения при применении мер воздействия необходимо учитывать мотив поступка,
ожидания осужденного и реакцию других осужденных. Психофизиологический механизм
восприятия осужденным, применяемых по отношению к нему мер воздействия
отражается, на наш взгляд, в следующем высказывании: "уголовное наказание
должно восприниматься обществом, а главное осужденным, как справедливая акция
государства" [87, С.4].
В зависимости
от поведения осужденного, степени его исправления, применяется та или иная мера
поощрения либо взыскания. Перечень мер поощрения и взыскания, применяемых к
осужденных к лишению свободы указан в статьях 109 и 111 УИК Республики
Казахстан.
Анализ
уголовно-исполнительного законодательства и правоприменительной деятельности
показывает, что к мерам стимулирования стремления осужденных к исправлению
относятся и другие формы поощрения, которые не указаны в названных нормах.
Мера
поощрения представляет собой тонкое и сильное средство воспитательного
воздействия. Диапазон поощрений достаточно широк и позволяет сотрудникам
исправительных учреждений выбирать их адекватно случаю. Затруднение в
применении некоторых видов поощрения, к примеру, награждение подарком, либо
премирование состоит лишь в материальных возможностях исправительного
учреждения. С точки зрения правовых оснований проблем при применении мер
поощрения не возникает.
Профессиональный,
с точки зрения пенитенциарной педагогики, выбор и применение мер поощрения
способствует и адекватной реакции осужденного на исправительное воздействие.
Осужденный, может быть, подвигнут на дальнейшее повторение положительных
проявлений, вызывать у себя чувство удовлетворения, радости и личного
достоинства, в него вселяется вера в свои силы, поднимается бодрость духа, у
него закладываются потенциальные возможности для развития смелости, инициативы
и решительности в преодолении возникающих препятствий. Таким образом, как верно
замечено, "нравственное, психолого-педагогическое воздействие на
осужденных в период отбывания ими наказания служит в конечном итоге одной
задаче – социальной адаптации осужденных, возвращению их к полезной
деятельности. Этой же цели должно отвечать и применение основных средств
исправления осужденных" [88, С.202].
Для того,
чтобы применение мер поощрения достигло своих целей, оно должно отвечать
требованиям пенитенциарной педагогики и принципам исполнения наказания в виде
лишения свободы. В каждом конкретном случае применения мер поощрения необходимо
точно формулировать заслугу осужденного. Мера поощрения должна соответствовать
значимости положительного проявления. Мера поощрения применяется не только за
окончательный результат, но и возможна в виде закрепления определенных сдвигов,
достижений, усилий и за усердие.
При
применении мер поощрения сотрудник исправительного учреждения учитывает
индивидуальные особенности поощряемого лица и на их основе делает педагогически
целесообразный, обоснованный и продуманный вывод. Вынесение одних и тех же
поощрений не приносят желаемого эффекта, применение мер поощрений должно быть
последовательным и разнообразным. Материальные поощрения можно сочетать с
моральными. Наибольший не только воспитательный, но и предупредительный эффект
может быть от своевременного и гласного применения меры поощрения, должным
образом исполненного и наглядно оформленного. Мы согласны с мнением о том, что "критерий
оценки степени исправления осужденного представляет собой сложную категорию,
требующую всестороннего анализа направленности личности осужденного" [89,
С.296]. Оценивать поведение осужденного также сложно, как и его исправление. От
правильно выбранных критериев зависит и применение меры воздействия и
наибольший эффект от последствий данного действия.
В интересах
проводимого исследования попытаемся классифицировать рассматриваемые нами меры
поощрения.
Некоторые
авторы считают, что в пределах одной отрасли права поощрительные меры могут
подразделяться на общие и специальные (специфические) [90, С.38]. По мнению
В.В. Коваленко такие виды поощрения, как объявление благодарности, досрочное
снятие ранее наложенного взыскания, премирование за лучшие показатели в работе,
и ряд иных не только урегулированных в уголовно-исполнительном
законодательстве, но и предусматриваются другими отраслями законодательств
(административным, трудовым, финансовым, гражданским и т.д.). Специальные же
меры поощрения характерны только для какой-либо отдельной отрасли права и
выражают специфику регулируемых отношений [91, С.18]. К таким специальным
поощрениям уголовно-исполнительного права он относит: представление осужденным
дополнительно одного краткосрочного или длительного свидания в год, перевод на
улучшенные условия содержания и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|