4. После вынесения
постановления на проживание с семьей вне территории колонии-поселения – справка
от участкового инспектора полиции о его уведомлении в проживании на участке
поднадзорного лица.
5. Подписка об
ознакомлении осужденного с правилами поведения и ограничениями на период
проживания вне территории колонии-поселения.
6. Ходатайства
юридических лиц, зарегистрированных в установленном порядке, о представлении
рабочего места осужденному.
7. Договор на
предоставление работников из числа осужденных, заключенный между руководством
колонии-поселения и работодателем, имеющим право на наем работников, или индивидуальный
трудовой договор, заключенный между осужденным и работодателем.
После предоставления
осужденным всех необходимых документов они подлежат рассмотрению комиссией
колонии-поселения.
Постановление о
предоставлении осужденному права на проживание за территорией колонии-поселения
утверждается начальником территориального Департамента уголовно-исполнительной
системы.
Другим немаловажным
условием предоставления рассматриваемой осужденному возможности является
комплекс мероприятий, осуществляемых заместителем начальника колонии-поселения
по воспитательной работе в период изучения и рассмотрения документов. Так, он
проводит:
- обследование бытовых
условий, в которых будет проживать осужденный;
- изучение мнения соседей
об осужденном, если он ранее уже проживал по данному месту жительства до
осуждения;
- проверку условий труда
по месту работы осужденного либо отбирает ходатайство от работодателя о
предоставлении осужденному рабочего места;
- изучение круга общения осужденного по месту
жительства;
- изучение рекомендации участкового инспектора полиции о возможности
предоставления осужденному права проживания на данном участке.
При принятии
положительного решения о предоставлении права на проживание осужденного на
арендованной или собственной жилой площади администрация колонии-поселения:
1) знакомит осужденного с правилами
поведения и ограничениями на период проживания вне территории
колонии-поселения. Подписка об ознакомлении с правилами и ограничениями
подшивается в личное дело осужденного;
2) уведомляет территориальные органы
внутренних дел о проживании на участке поднадзорного лица. Справка об
уведомлении от участкового инспектора полиции включается в личное дело;
3) получает договор на предоставление
рабочих из числа осужденных, заключенный между руководством колонии-поселения и
работодателем, имеющим право на наем таких рабочих, и/или индивидуальный
трудовой договор, заключенный между осужденным и работодателем (Приложение А);
4) выносит Постановление о
предоставлении осужденному права на проживание со своей семьей на арендованной
или собственной жилой площади за территорией колонии-поселения (Приложение Б).
5) выдает осужденному удостоверение установленного образца с
обязательным указанием адреса проживания, подписанное начальником
колонии-поселения и заверенное печатью данного исправительного учреждения
(Приложение В).
Кроме того, по мнению
практических работников колонии-поселения, представляется целесообразным
введение дополнительного условия – получение согласия потерпевшей стороны на
предоставление права проживания осужденного за пределами территории
колонии-поселения (по образцу процедуры предоставления осужденного к
условно-досрочному освобождению). Однако данный момент представляется в
достаточной степени спорным.
Также необходимо
предоставить осужденным возможность трудоустройства на равных правах на
объектах, с которыми у колонии-поселения уже заключены договора о
предоставлении рабочих из числа осужденных, отбывающих наказание в
колонии-поселении.
Особое внимание в вопросе
предоставления права на проживание осужденного за пределами колонии-поселения
является осуществление контроля за ним.
Здесь установлены
определенные требования:
1. За осужденными,
проживающими за пределами колонии-поселения, должны быть закреплены сотрудники
колонии-поселения из числа аттестованного состава.
2. Осужденные обязаны не
менее одного раза в неделю в установленное распорядком дня время (когда
осужденный не задействован по месту работы) являться к дежурному помощнику
начальника колонии-поселения для регистрации.
3. Проверки осужденных по
месту жительства и по месту работы должны осуществляться сотрудниками
колонии-поселения не менее двух раз в неделю согласно графику, утвержденному
начальником учреждения, с указанием ответственных.
В целях обеспечения
личной безопасности к проверкам необходимо привлекать не менее двух сотрудников, в том числе различных
отделов и служб.
4. При проведении
проверок по месту жительства должен проводиться опрос всех присутствующих
членов семьи и родственников, совместно проживающих с осужденным, следует
установить степень положительного влияния осужденного на жизнь семьи,
воспитание детей, взаимоотношения с соседями.
5. В период действия
усиленного графика несения службы и/или режима особых условий в
колонии-поселении администрация учреждения в целях совершенствования системы
контроля за осужденными имеет право ограничить право осужденного на проживание
за пределами колонии-поселения до снятия режима усиленного несения службы и/или
особых условий.
6. Сведения о результатах
проверки вносятся в тетрадь отметок о проверке, которая хранится у осужденного.
Результаты проверок
осужденных по месту жительства и работы докладываются начальнику
колонии-поселения рапортом (актом), который подшивается в папку-накопитель на
каждого осужденного, имеющего право квартирного проживания.
Существует мнение, что
последняя форма контроля является неконституционной, так как нарушаются права
граждан на неприкосновенность частной жизни, жилища, личную и семейную тайну.
Однако, как нам
представляется, конституционные права в данном случае не нарушаются вследствие
того, что такое правоограничение можно применять по судебному решению к лицу,
совершившему преступление. В исследуемом случае такие основания имеются.
В случае нарушения
осужденным установленных режимных требований, администрация колонии-поселения
может лишить осужденного права проживания за территорией учреждения.
Основаниями для принятия такого решения могу являться:
1. Нарушение осужденным
установленного порядка отбывания наказания.
2. Совершение осужденным
административного правонарушения.
3. Нарушение графика
регистрации либо уклонение от регистрации в колонии-поселении.
4. Нарушение трудовой
дисциплины (наличие дисциплинарного взыскания, наложенного работодателем, и
отрицательной характеристики с места работы) либо уклонение от исполнения
трудовых обязанностей.
5. Нарушение норм
общежития (наличие отрицательной характеристики участкового инспектора полиции
о поведении, отзывов соседей, членов семьи и родственников по месту
жительства).
6. Уклонение от
исполнения обязанностей по воспитанию детей, а также ухода за нуждающимися в
уходе членами семьи и совместно проживающими родственниками.
7. Распитие спиртных
напитков, употребление наркотических, токсикоманических и иных одурманивающих
средств на рабочем месте и/или по месту жительства.
8. Участие в азартных
играх.
9. Иные достаточные
основания по усмотрению комиссии колонии-поселения (по рапорту/акту
должностного лица, выявившего нарушение).
О лишении осужденного
права проживания на арендованной или собственной жилой площади за территорией
колонии-поселения Комиссией учреждения выносится соответствующее Постановление,
утверждаемое начальником колонии-поселения (Приложение Г).
В отличие от закрытых
учреждений осужденным колоний-поселений разрешается носить гражданскую одежду,
иметь при себе наличные деньги и ценные вещи, пользоваться деньгами без
ограничения. Эти дозволения предусмотрены для более успешной адаптации
осужденных к условиям жизни законопослушных граждан.
Еще одним характерным
только для осужденных колоний-поселений признаком является их право на свидания
без количественного ограничения. Но как отграничивать одно свидание от другого
- в нормативных актах не закреплено. Ввиду чего на практике данный вопрос
решается по усмотрению администрации. В одних колониях свидание протекает до
трех суток, в других - пока родственник проживает на территории колонии, а в
иных данным способом подменяют возможность для осужденного проживать за
пределами колонии-поселения. Поэтому, на наш взгляд, необходимо четко
определить в законе, что осужденным, отбывающим наказание в
колониях-поселениях, разрешается иметь краткосрочные свидания без ограничения
их количества, а также двенадцать длительных свиданий в течение года. В каждом
случае оно не может превышать пятидневный срок.
В ст. 125 УИК Республики
Казахстан также упоминается о получении осужденными колоний-поселений посылок,
передач и бандеролей. Но не регламентируется их количество. Исходя из смысла
нормы в целом, следует предположить, что осужденные колоний-поселений могут их получать
без ограничения.
Рассматривая перечень
предметов, запрещенных к продаже и использованию осужденными в
колонии-поселении, важно учитывать специфику режима отбывания наказания в
условиях колонии-поселения.
Это касается, в
частности, бытовых колюще-режущих предметов (ножей, вилок, ножниц),
лекарственных препаратов, инструментов, используемых осужденным в творческой
работе в период досуга, и т.д. Ко всем этим предметам и веществам осужденные
имеют свободный доступ за пределами колонии-поселения, например, во время
работы за пределами учреждения. При этом процесс пользования этими предметами и
веществами практически не может быть проконтролирован. Кроме того, во
внерабочее время осужденные имеют право на приготовление пищи в помещении
общежития, в котором проживают, на организацию своего досуга, в том числе
занятия рукоделием, кройкой, шитьем, вязанием, резьбой по дереву, плотницкими
работами и т.п. То есть, изъятие и запрещение предметов, используемых в
вышеуказанных целях, нецелесообразно.
При формировании перечня
запрещенных к хранению и использованию предметов и веществ необходимо учитывать
специфику режима отбывания наказания в колонии-поселении, контингент,
отбывающий наказание, бытовые условия и условия труда осужденных. В частности,
отсутствие строгой изоляции от общества, низкую общественную опасность
совершенного преступления, поведение осужденного, характеризующее его
исправление и явившееся поводом для перевода из учреждения с более строгим
режимом содержания, доступ к социальным благам за пределами колонии-поселения,
по месту работы и т.п. [13].
Таким образом,
представляется целесообразным дополнить положения Правил внутреннего распорядка
исправительных учреждений, утвержденных приказом Министра юстиции Республики
Казахстан от 11 декабря 2001 года № 148 следующим Перечнем предметов,
запрещенных к продаже и использованию осужденными в колонии-поселении
(Приложение Д):
1. Предметы, изделия и
вещества, изъятые из гражданского оборота.
2. Все виды
огнестрельного и холодного оружия.
3. Транспортные средства.
4. Взрывчатые,
отравляющие и пожароопасные вещества.
5. Все виды алкогольных
напитков, пиво.
6. Духи, одеколон и иные
изделия на спиртовой основе.
7. Наркотикосодержащие
лекарственные средства и препараты.
8. Пишущие машинки,
множительные аппараты.
9. Игральные карты.
10. Фотоаппараты,
фотоматериалы, химикаты, видео-кинокамеры.
11. Топографические
карты, компасы.
Таким образом, следует
согласиться с В.И. Горобцовым в том, что действующие Правила внутреннего
распорядка ИУ не учитывают особенностей колонии-поселения [101, С.75]. Мы полагаем, что они не отражены в
данном нормативном акте в связи с тем, что они не вписываются в регламент
деятельности ИК, предназначенных для исполнения лишения свободы. Это еще раз
подчеркивает обоснованность разработки отдельных правил внутреннего распорядка
колоний-поселений, в которых будет отражена вся специфика отбываемого в них
наказания.
Выверенный и точно
определенный расчет сил и средств, необходимых для осуществления надзора,
позволяет эффективно использовать данный элемент обеспечения режима в
выполнении задач, возложенных на колонии-поселения. Так как надзор в
колонии-поселения применяется без охраны, а субъектами непосредственного
осуществления надзора являются служащие отдела безопасности, то с учетом
особенностей структурных объектов и способов трудового использования,
осужденных необходимо определять большую штатную численность отдела
безопасности колоний-поселений, чем это предусмотрено нормами положенности для
других учреждений УИС.
Действующее законодательство
не предусматривает создание в колониях-поселениях дополнительных условий
отбывания наказания в зависимости от поведения осужденного (обычные, строгие и
т.д.). На наш взгляд, такой стимул должен быть у осужденных, а у администрации
- средство воздействия на них. Например, осужденный по прибытии в
колонию-поселение помещается в обычные условия содержания. При отсутствии
нарушений порядка отбывания наказания через полгода он может быть переведен на
облегченные условия. В случае неоднократного нарушения режима отбывания
наказания лицо переводится на строгие условия содержания.
В обычных условиях
осужденные проживают в общежитиях и в свободное от работы время (кроме ночного)
пользуются правом свободного передвижения по населенному пункту, в котором
располагается колония. Облегченные условия проживания создаются осужденным
путем вывода места их проживания за пределы жилой зоны колонии-поселения. Для
таких осужденных может быть предусмотрена обязанность регистрации в вечернее
время. Строгие условия колоний-поселений предполагают содержание осужденного в
свободное от работы время в штрафном изоляторе. Для последней категории может
быть предусмотрено сокращение количества предоставляемых длительных свиданий,
ограничение на использование денежных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|