на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Международная борьба с преступностью в России

Следующее направление - политические меры. Они сводятся к укреплению государственной власти, которая за последние годы существенно ослабла. Нужно упорядочить, ввести в конституционные рамки отношения центра и регионов, прекратить "войну законов". Совершенно ненормальной для современного государства является ситуация в Чечне, где не считаются с российскими законами.

Важное значение имеет осуществление целого ряда правовых мер. До сих пор, как известно, в стране нет налогового, уголовно-процессуального, земельного кодексов. Устарело финансовое и банковское законодательство. Всем этим широко пользуются преступники, а правоохранительные органы в отсутствие юридического инструментария бессильны.

Совершенно недопустимое явление - коррупция в государственном аппарате, разлагающая не только администрацию, чиновников, но и широкую общественность. Когда взятка становится привычным способом решения повседневных дел, о борьбе с преступностью говорить не приходится.

Одно из главных направлений борьбы с преступностью - обеспечение неотвратимости наказания. За последние годы кое-что в этом отношении сделано. В соответствии с новым Уголовным кодексом "верхняя планка" лишения свободы установлена в 20 лет (раньше - 15 лет), а по совокупности наказаний, когда совершено несколько преступлений, можно назначить и 30 лет. Введено пожизненное лишение свободы. Однако проблема неотвратимости ответственности остается весьма актуальной. Пока уровень латентной преступности высок, а раскрываемость преступлений, напротив, низка, меры наказания, предусмотренные уголовным законом, пусть суровые, жесткие, результата не дадут. Всем известен тезис, что главное в борьбе с преступностью - неотвратимость, а не жестокость наказания. А этого-то и нет.

Особо надо подчеркнуть необходимость восстановления системы профилактики преступности. Что плохого было в комиссиях по делам несовершеннолетних? Следили за трудными подростками, изучали их судьбы, принимали соответствующие меры. Сейчас делаются попытки восстановить эту практику. Можно упомянуть и товарищеские суды, и народные дружины. Хотя они были не столько эффективны, но известную позитивную роль играли. В борьбе с преступностью необходимо опираться на самые широкие слои населения.

Нельзя забывать и о духовно-нравственной сфере. Как отмечалось выше, ценностные ориентации людей сильно деформированы. Следовало бы восстановить систему правового и нравственного воспитания молодежи. В свое время существовали народные университеты правовых знаний - бесплатные, действовавшие на общественных началах, они приносили определенную пользу, но были бездумно уничтожены. Должна быть прекращена пропаганда насилия в средствах массовой информации. Когда телевидение ежедневно демонстрирует кровавые сцены, нет ничего удивительного, если не только подростки, но и многие взрослые начинают воспроизводить увиденное в жизни. Требует существенного улучшения и моральное воспитание в учебных заведениях.

Последнее, о чем следует сказать, - это взаимодействие правоохранительных ведомств с наукой. К сожалению, далеко не все, от кого зависит положение с законностью в стране, в достаточной степени осознают роль науки. А ведь понимание таких сложных социальных явлений, как преступность, невозможно без опоры на науку. Здесь действует комплекс факторов, и какая-либо одна мера и даже целая кампания не может дать серьезного эффекта. Нужны социологические исследования, в работу должны быть вовлечены психологии, ученые-криминологи, экономисты, демографы и другие специалисты[58].

3.4 Международно-правовые проблемы борьбы с транснациональной преступностью и отмыванием денег

Террористические акты в США 11 сентября 2001 года заставили многих политиков и ученых говорить о глобальных изменениях, происходящих в мире, влекущих за собой изменения в межгосударственных отношениях и системе международной безопасности.

После окончания Второй мировой войны основное место в системе обеспечения международной безопасности занимали проблемы предотвращения ядерного конфликта между СССР и США и связанными с ними военными блоками.

В настоящее время глобальной угрозой международной безопасности становятся транснациональная организованная преступность, международный терроризм. Оценка транснациональной организованной преступности и ее деятельности по отмыванию денег в качестве основной проблемы международной безопасности, высказывавшаяся, в частности, бывшим президентом США Б. Клинтоном в обращении к ООН, к сожалению подтвердилась.

Такое развитие событий обусловлено многочисленными факторами, сформировавшимися в конце двадцатого века.

К ним относятся:

- распад СССР и Варшавского блока;

- расширение круга ядерных держав;

- развитие мирового рынка и международных финансовых сетей;

- развитие мировых систем коммуникаций;

- увеличение масштабов миграции, образование многонациональных городов-мегаполисов;

- "прозрачные" границы в отдельных регионах мира;

- общая тенденция к неравномерному распределению ресурсов, доходов и богатства.

Перечисленные факторы оказали большое влияние на формирование нового соотношения сил в мире, тенденции развития преступности, формирование региональных криминальных рынков и мирового криминального рынка.

Наиболее мощные преступные организации смогли воспользоваться развитием цивилизации в своих интересах. В результате мы можем говорить о транснациональной преступности, которую можно условно определить как деятельность транснациональных криминальных корпораций по предоставлению запрещенных товаров и услуг или незапрещенных товаров и услуг запрещенным способом, а также их иной преступной деятельности, систематически осуществляемой на территории нескольких стран с сосредоточением под своим контролем значительных финансовых ресурсов, использованием коррупции и насилия и проникновением в легальную экономику.

По своей структуре и масштабам деятельности транснациональные криминальные корпорации сопоставимы с легальными. В этой связи применение термина "транснациональные криминальные корпорации" представляется правомерным.

Характерной чертой транснациональной преступности является связь с международным терроризмом. Преступные организации, получающие значительные доходы от криминального бизнеса, обеспечивают финансовую поддержку международных террористических организаций. Террористические организации, в свою очередь, обеспечивают силовую поддержку на контролируемых ими территориях. Так, на территории Афганистана производится около 72 % мирового объема производства опия, доходы, от продажи которого позволяют финансировать и террористическую деятельность.

Развитие транснациональной организованной преступности заставляет изменить общую оценку преступности. Если ранее преступность рассматривалась в качестве фактора, влияющего на внутренний правопорядок в стране, то сейчас транснациональную преступность следует рассматривать как глобальную угрозу международной безопасности. Это требует новых подходов в межгосударственном сотрудничестве.

Введение транснациональной криминальной корпорации и международной террористической организации в качестве субъектов ответственности по международному уголовному праву. На сегодняшний день международное право рассматривает в качестве субъектов международных преступлений и преступлений международного характера только государства и индивидов. Привлечение к уголовной ответственности руководителей и членов преступных организаций осуществляется в соответствии с национальным уголовным законодательством. В ряде стран законодательство предусматривает возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц.

Формирование транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций требует от международного сообщества признания преступными самих организаций и корпораций и принятия действенных мер по пресечению их преступной деятельности и привлечению к уголовной ответственности виновных физических лиц. Применяемые санкции должны препятствовать возможности дальнейшей преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций и включать конфискацию имущества на территории всех государств, в том числе денежных средств на счетах в банках, акций и долей подконтрольных предприятий, недвижимости, а также наказание руководителей и членов корпораций.

Формирование международных судебных учреждений, наделенных юрисдикцией в отношении преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций. Привлечение к ответственности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций возможно только при распространении на них международной юрисдикции. Ни одно государство не в состоянии в рамках национальной юрисдикции обеспечить пресечение их преступной деятельности.

Для ускорения решения вопроса представляется возможным использовать опыт по созданию международных трибуналов по Югославии и Руанде. Данные трибуналы создавались резолюциями Совета безопасности ООН, ставшими обычными нормами международного права по молчаливому согласию государств.

Ответственность государств, содействующих деятельности транснациональных криминальных корпораций. Представляется необходимым установление ответственности государств, содействующих преступной деятельности транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, как соучастников. Установление ответственности государств должно позволить международному сообществу оказывать давление на государства, укрывающие на своей территории членов транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, а также обеспечивающие размещение в финансовых учреждениях средств транснациональных криминальных корпораций и международных террористических организаций, созданных или контролируемых ими компаний.

Решение вопроса о порядке раздела конфискуемых преступных доходов между заинтересованными государствами. Серьезной проблемой, которая пока не нашла своего решения и препятствует развитию международного сотрудничества в борьбе с отмыванием денег, является раздел конфискованных преступных доходов. С учетом международного характера современного отмывания денег, в идеале необходимо достижение по этому вопросу общего согласия государств и оформление его в виде универсального международного договора либо протокола к Конвенции против транснациональной организованной преступности 2000 года. На пути к решению данной проблемы, который очевидно будет нелегким, могли бы быть заключены соглашения на региональном уровне. В частности в рамках Совета Европы целесообразно, на наш взгляд подготовить дополнительный протокол к Конвенции "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" 1990 года. Аналогичным путем можно двигаться и странам СНГ.

На национальном уровне Россией сделаны важные шаги, направленные на развитие международного сотрудничества в борьбе с транснациональной преступностью и терроризмом. Россия недавно ратифицировала Конвенцию Совета Европы 1990 года. В августе 2001 года пописан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности", который вступает в силу с 1 февраля 2002 года. С принятием закона можно говорить о завершении первого этапа формирования законодательной базы системы борьбы с отмыванием денег.

Борьба с отмыванием денег направлена на решение ряда задач: защиту экономики от криминальных инвестиций, подрыв финансовой базы преступных организаций, пополнение доходной части бюджета, выход на руководство преступных организаций по цепочкам следов финансовых операций. По оценкам ряда специалистов борьба с отмыванием денег является одним из наиболее перспективных направлений борьбы с транснациональной преступностью.

В настоящее время первоочередной задачей является скорейшее создание уполномоченного органа, осуществляющего меры по борьбе с отмыванием денег.


Заключение

По результатам исследования в данной работе проблемы российской организованной экономической преступности можно сформулировать следующие выводы:

Существует много видов экономических преступлений, объединенных в границах преступности в сфере экономической деятельности, сфере предпринимательства. Эта преступность обладает собственными особенными свойствами и аддитивными чертами, которые присущи лишь рыночному типу хозяйствования. Для нее характерен высокий уровень наносимых государству экономических потерь и особая социальная опасность.

Генезис российской преступности последнего десятилетия выявил две взаимообусловленные тенденции - "экономизации" организованной преступности и повышения уровня организованности самой экономической преступности. Их действие привело к возникновению принципиально нового асоциального явления - организованной экономической преступности, представляющей собой некий симбиоз развитых форм организованной и экономической преступности.

Организованная преступность и экономика имеют тесную связь. Сама организованная преступность становится социальным фактом лишь при условии обретения собственной экономической и финансовой основы за счет извлечения доходов как в сфере собственно криминальной экономики, так и в легальном хозяйстве. Последнее характерно преимущественно для России. У нас проникновение оргпреступности в законную экономику и финансовую систему уже состоялось, а для западных стран такая инфильтрация только прогнозируется специалистами.

В основном завершившийся процесс первоначального накопления собственных капиталов позволил российской оргпреступности занять прочные позиции в легальной хозяйственной системе и в определенном смысле обладать экономической властью в стране. К настоящему времени в целом завершено проникновение организованной преступности в политическую сферу, властные структуры на всех уровнях государственного управления, средства массовой информации.

Российская оргпреступность приобрела транснациональный характер, уверенно вышла "на мировую арену" и закрепила там свои позиции. Существуют достаточно основательные предпосылки выхода ее в число будущих лидеров среди крупнейших криминальных ассоциаций преступного мира западных стран, с возможным подчинением их своим интересам.

Организованная преступность, имеющая чисто уголовно-криминальное происхождение, владеет собственной экономикой - криминальной, и проникает в легальную хозяйственную систему государства. В этой последней части оргпреступность имеет общее поле с организованной экономической преступностью.

Генезис организованной экономической преступности выявил закономерность: чем выше уровень энтропии легальной экономической среды, тем выше и уровень организованности самой экономической преступности.

Принципиальное феноменологическое отличие российской организованной экономической преступности от аналогичных криминальных явлений в странах Запада состоит в двойственности (дихотомичности) ее природы: одна составляющая ОЭП возникла в итоге преступной деятельности уголовных элементов в сфере легальной экономики, вторая - зародилась непосредственно в лоне самой легальной экономики на базе развития криминализированного предпринимательства, за счет совершения в рамках деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур экономических преступлений. Эта последняя составляющая ОЭП может быть достаточно безболезненно элиминирована и сведена до минимума в результате акций по амнистии капиталов ее субъектов и структур, легализации и легитимизации их деятельности.

Организованная экономическая преступность основные источники извлечения доходов получает от деятельности официально зарегистрированных бизнес-структур в легальной экономике. Они извлекаются:

а) за счет разрешенного производства экономических благ;

б) за счет совершения противоправных деяний под прикрытием имиджа легальной фирмы - различного рода экономических преступлений преимущественно мошеннического характера, сокрытия доходов от налогообложения, отмывания "грязных" денег из сферы криминальной деятельности организованной преступности и др.

ОЭП имеет тесные связи, базирующиеся, как правило, на коррупционных взаимоотношениях, с представителями политического истэблишмента, властных и силовых структур государства, что позволяет ее представителям обеспечивать "прикрытие" собственной противоправной деятельности, и извлекать стабильно высокие незаконные доходы.

Совокупность эндо- и экзогенных факторов эволюции собственно организованной преступности и ОЭП на определенном этапе приводит к возникновению нового неинституционального социального образования - криминальной экономики. Криминальная экономика представляет особый интерес для криминологов, пытающихся понять условия и причины, обусловливающие воспроизводство организованной экономической преступности, изучить ее сущностные характеристики, определить эффективные меры предупреждения и контроля. Криминальная экономика обладает свойствами системы с присущими ей специфическими аддитивными признаками, имеет мощные сегменты, складывающиеся в особую структуру, особенные виды экономической деятельности, собственный характер трансакционных издержек, производства и накопления капитала, распределения и присвоения прибыли, занятости, сегментации рынка, обладает своими "трудовыми ресурсами", особой системой отбора, подготовки и продвижения кадров и др.

Кадровый потенциал ОЭП в лоне криминальной экономики в России в целом сложился и представляет собой достаточно четко структурированную систему. Внутри каждого из двух секторов ОЭП сформировались собственные социально-профессиональные группы (страты): кадры первого сектора - преимущественно социальные маргиналы, "уголовники", кадры второго сектора - они заняты разрешенной экономической деятельностью в официально функционирующих бизнес-структурах легальной экономики государства. Экономические преступления обеспечивают бизнесменам-делинквентам получение высокой нормы и массы прибыли и служат основным инструментом в достижении цели, как максимизации доходов, так и повышения собственных статутных позиций в обществе.

В борьбе с организованной преступностью, включая ОЭП, главные усилия российского государства (в том числе и в международном сотрудничестве в данной сфере), целесообразно сосредоточить на двух направлениях:

а) бескомпромиссной борьбе с деятельностью оргпреступности в собственно криминальной экономике и криминальном бизнесе, воспроизводящих социально деструктивные и опасные товары и услуги;

б) вытеснении и (или) элиминировании криминализированной экономической деятельности в сфере легальной экономики.


Список использованной литературы

1. Аслаханов А, Максимов С. Организованная преступность и коррупция в сфере экономики: состояние и прогноз развития // Криминальный вестник 1995 №12 С.4.

2. Актуальные проблемы теории и практики борьбы с организованной преступностью в России: Мат-лы науч. - практ. конф. 17-18 мая 1994 года,- Вып. 1. -М.: НИИ РИО МЮИ МВД России, 1994. - 264 С.

3. Айдинян Н.Р, Гилинский Я.И. Функциональная теории организации и организованная преступность // Организованная преступность в России: Теория и реальность. СПб„ 1996. С. 3-4

4. Борьба с организованной преступностью в странах АТР проблемы организации и взаимодействия // Материалы международной конференции 4-5 ноября 1997.под ред. А.Л. Репецкой. Изд. Иркутского университета:.1998.

5. Быков А. О нарушениях законодательства при приватизации федеральной собственности // Экономика и жизнь, - 1994,- № 7

6. Водько Н.П. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: Научно-практическое пособие М.: Юриспруденция. 2000. С.15-17

7.Волженкин Б. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву стран СНГ// Уголовное право, 1997, № 1

8. Гаухман Л.Д. Организованная преступность: понятия, виды, тенденции, проблемы уголовно-правовой борьбы. - М., 1993.

9. Гараев Р.Ф. , Селихов Н.В. Понятие коррупции // Следователь. 2001. № 2

10. Проблемы борьбы с криминальным рынком, экономической и организованной преступностью. Мат. конф. М., 2001

11. Преступность: стратегия борьбы /Под. Ред. Проф. А.И. Долговой - М.: Криминологическая ассоциация, 1997.

12. Основы борьбы с организованной преступностью. Монография. Под редакцией В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова М.:"Инфра-м"1996 С.151.

13. Газета Известия 1996 13 Августа.

14. Газета Версия за 2000 год. №№ 37,40,44

15. Босхолов С.С. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью // Журнал российского права. 1998. № 9. http://www.edd.ru/rccgi/zhurnaly.exe/Content?Path=magazine/JournalRossiskogoPrava

16. Колесников Вадим Вячеславович Феномен российской организованной экономической преступности. Санкт-Петербургский Центр по изучению организованной преступности и коррупции http://jurfak.spb.ru/centers/traCCC/article/kolesnikov1.htm

17. Финансовые известия. WWW: http://financial.izvestia.ru

18. Компромат.ру http://www.compromat.ru/main/mafia/opdv.htm

19. Прокурорский надзор http://na dzor.vvsu.ru

20. МВД РФ http://www.mvdinform.ru

21. Васин Ю.Г.О разработке прогноза законодательной деятельности в сфере борьбы с организованной экономической преступностью. http://msu.jurinfor.ru/conf/98001/031-ru.h

22. Спецтактика. Российская организованная преступность

23. http://www.professional.spb.ru/SEMINAR/TAKTIKA/smarket/sm_234.htm

24. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации (экономико-криминалистическое исследование) Л. Я. Драпкин http://chinovnik.uapa.ru/old/n7/10.htm

25. Международная конференция Проблемы борьбы с новыми видами экономических преступлений в России и США 20 - 21 мая 1997 года http://msu.jurinfor.ru/conf/97002/97002.html

26. http://www.crime.ru/Main/FMAIN.htm Дежурная часть

27. Аферы, подделки, криминал http://www.aferizm.ru/index.htm

28. Сайт Академии управления ¨ТИСБИ¨ (Татарский институт содействия бизнесу). Вестник ТИСБИ. (http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2004/issue4/Economica5.htm)

29. Сайт www.samoupravlenie.ru

30. Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию за 1997, 1998 гг.

31. Есипов В.М. Теоретико-методологические проблемы нейтрализации экономической преступности. // Преступность: стратегия борьбы. - М., 1997. - С. 101.

32. Яковлев A.M. Социология экономической преступности. - М., 1988. - С. 6.

33. Соломенно Е. Война за Петербург. // Известия, 1993, 18 дек. N° 243.

34. Лунеев В.В. Тенденции преступности: мировые, региональные, российские. // Государство и право. - 1993. - № 5.

35. Колесников В.И. Преступность в России и стратегия борьбы с ней. // Преступность: стратегия борьбы. - М., 1997. - С. 24, 25.

36. См.: Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1997; Дулов А.В. Судебная психология. - Минск, 1974; Васильев В.Л. Юридическая психология. - М., 1974, 1991; Чуфаров-ский Ю.В. Юридическая психология. - М., 1995; Чуфаровский Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности. - М., 1996; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. - М., 1998, и др.

37. Алексеев А.И. Социальная ценность и нравственные основы агентурной работы. // Оперативно-розыскная работа. - 1993. - № 2. - С. 20.

38. Токарев Е.В. О целях, задачах и организационной структуре МВД России по борьбе с экономической преступностью. // Проблемы повышения эффективности деятельности аппаратов БЭП органов внутренних дел в современных условиях. - М., 1998. - С. 5, 6.

39. Алексеев С.С. Социальная ценность права в советском обществе. - М., 1971. - С. 191.

40. Криминология: Учебник. М., 1995. Антонян Ю.М., Голубев В.П. Личность корыстного преступника. Томск, 1989.

41. Елисеев С.А. Вопросы теории и практики предупреждения корыстных преступлений. Томск, 1989.

42. Миненок М.Г. Личность расхитителя. Калининград, 1980. Овчинский B.C. Стратегия борьбы с мафией. М., 1993. Полеванов В. Разрушение российской государственности // Свободная мысль, 1995, №6. С. 21.

43 . Тэсс Л.В. Воры: "в законе" и прочие... Ч. 1. Ч. II. Рига, 1993. ЯковлевАМ. Социологияэкономическойпреступности.М., 1988.

44. Никеров Г.И. Антитрестовское регулирование: Монополии и конкуренция // США: экономика, политика, идее логия. - М„ 1990. - С. 92-98.

45. Государство и управление в США. - М„ 1985. -ЗОЗ с.

46. У1 Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Каракас, Венесуэла, 198О, 25 авг. - 5 сент., 138 с.

47. УП Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями: Жертвы преступлений, Милан, Италия, 1985, 26 авг. - б сент., 134с.

48. Два года работы правительства РСФСР. М., 1927. С. 218.

49. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М.: Наука, 1997.

50. Состояние преступности в России за январь-декабрь 1998 года. М.: Изд. МВД РФ, 1999.

51. Горяинов К.К. Латентная преступность: результаты исследования и меры борьбы // Латентная преступность: познание, политика, стратегия. М., 1993. С. 24.

52. Конев А.А. Преступность в России и ее реальное состояние. Н. Новгород, 1993. С. 235.

53. Преступность и правонарушения (1993-1997). Статистический сборник. М.: Изд. МВД РФ, 1998. С. 119.

54. Криминология. Учебник под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Г.М. Миньковского. М.: БЕК, 1998.

55. Россия у критической черты: возрождение или катастрофа. Социально-политическая ситуация в России в 1996 г. М„ 1997. С. 145.

56. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования. М.: Форум, 1998. С. 49-50.

57. Динамика ценностей реформируемой России. М.: Наука, 1995. С. 167-168.

58. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М.: Политиздат, 1989. С. 219.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.