на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Оценка экономической эффективности реализации нефтегазовых проектов острова Сахалин и их влияния на экономическое положение РФ

Тенденция усиления контроля над стратегическими сферами экономической деятельности продолжает расти от нефти и природного газа до легкой, автомобильной промышленности, авиации, космической, технической промышленности и гражданской обороны. Центральное правительство усиливает свой контроль над стратегическими предприятиями, по своему решению национализируя их или объединяя с другими предприятиями. Процент предприятий, управляемых государством увеличилось с 30% в 2005 году до 35% в 2006 году. Примерами национализации частных предприятий нефтегазовой сферы России служат государственная компания «Роснефть», принявшая частную производственную компанию «ЮКОС» («Юганскнефтегаз»), и «Газпром», принявшая нефтяную частную компанию «Сибнефть» [14, c. 118].

В своих выступлениях Путин раскрыл основные положения энергетической политики в России.

Во-первых, Россия будет расширять разведку нефти и газа для удовлетворения растущих потребностей мирового рынка. Пока Россия является поставщиком ресурсов для иностранных покупателей, нужно осуществлять достойную доверия политику, и в то же время балансировать объемы экспорта с государственными интересами и потенциальными запасами. Также необходимо гармонизировать потребности мирового рынка с интересами внутренней политики России. Другими словами, российские потребители нефти и газа будут иметь преимущество над иностранными.

Во-вторых, из-за различий между более низкими внутренними ценами и более высокими иностранными ценами, государство сохранит свою монополию на перевозку нефти и газа. Внутренние цены на газ будут значительно повышены для того чтобы сделать другие основные энергетические ресурсы (уголь, нефть, гидроэнергия, атомная энергия) более прибыльными, и, таким образом стимулировать их развитие. Также президент дал обязательство поддерживать российские отрасли переработки природных ресурсов. Более того, если принять во внимание трудности в условиях производства Восточной Сибири и Дальнего Востока (холодный климат, гористая местность, ограниченное население и инфраструктура) только самые большие государственные компании, такие как Газпром, Транснефть и Роснефть, вероятно, будут самыми надежными главными операторами в проектах по добыче и транспортировке нефти и газа [16].

«Программа Развития Газовой промышленности Восточной Сибири и российского Дальнего Востока» была одобрена Министерством Промышленности и Энергетики в сентябре 2007 года. Программа координируется Газпромом и предусматривает 2,4 триллиона рублей (около 93 миллиардов долларов США) инвестиций, и увеличит объемы добычи газа от уровня 2006 года в 18 раз к 2020 году, и в 20 раз к 2030 году. Это означает, что доставка газа потребителям Восточной части России увеличится до 27 миллиардов кубических метров в год к 2020 году и достигнет 32 миллиардов кубических метров в год к 2030 году. Это поможет повысить региональный ВВП в четыре раза от уровня 2005 года к 2030 году.

Программа предполагает доставлять все остающиеся объемы газа в Китай, Южную Корею и другие государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Ожидается, что к 2020 году Южная Корея будет импортировать 25–30 миллиардов кубических метров газа ежегодно, в то время как Азиатские страны будут получать 20–21 миллиард кубических метров газа. Увеличивающееся количество выпуска газа обеспечат Сахалин, Республика Якутия, Иркутская область и Красноярский край. Предполагается, что самое крупное место добычи Ковыкта войдет в эксплуатацию в 2017 году. До этого времени другие регионы будут обеспечивать спрос на газ [13, с. 51].

«Газпром», «Роснефть» и «РАО ЕС» – крупнейшие российские государственные компании, которые представляют государственные интересы и пользуются его поддержкой. Следовательно, будет целесообразно рассмотреть проекты данных компаний на Дальнем Востоке и их планы экспорта в сотрудничестве с иностранными партнерами.

В январе 2007 года Путин одобрил предложение, предоставляя двум государственным компаниям (Газпром и Роснефть) эксклюзивные права разделить поровну российский континентальный шельф для развития проектов добычи нефти и газа. Это решение блокировало получение главного участия в проектах иностранными компаниями. Более того, новый подход в распределении контрактов на развитие российского шельфа предполагает конкурсную основу, а не аукцион. Разницей между этими двумя формами является то, что в конкурсе количество денежных средств, предложенных участником – не главный критерий выбора победителя на контракт.

Некоторые эксперты считают, что данная разница в процессах распределения может привести к уменьшению конкуренции с негативными последствиями для развития проекта и доходности. В результате, российский бюджет может потерять около 3,5–4 миллиардов долларов[17].

Компания «Газпром» контролирует два крупнейших нефтегазовых проекта (Сахалин-2 и Ковыкта), которые ранее контролировали иностранные инвесторы. Компания выбрала проект Сахалин-3 для предложения газа внутренним и иностранным потребителям. Этот проект состоит из четырех газовых и нефтяного месторождений, производящих более 700 миллионов тонн нефти и 1,3 миллиарда кубических метров газа. Для сравнения, проекты Сахалин-1 и Сахалин-2 вместе производят около 450 миллионов тонн нефти и 1 миллиард кубических метров газа. Выбор Газпромом проекта Сахалин-3 как своего главного ресурса газа говорит о приоритете Сахалинских проектов, в то время как развитие Ковыктинского газового месторождения в Сибири будет более далекой целью[18].

В марте 2006 года было подписано соглашение об энергетической кооперации. В течение своего визита в Китай Путин утвердил, что Россия построит новую трубопроводную систему «Алтай» для доставки газа в Китай через два (западный и восточный) трубопровода, каждый из которых будет поставлять Китаю около 30–40 миллиардов кубических метров газа. Для поставки газа через систему Алтай бут использованы проекты Сахалина и Ковыктинского месторождения [13, c. 34].

Чтобы осуществить экспортные планы в Китай, «Газпром» установил сотрудничество с «Китайской Государственной Нефтяной Компанией» (ChineseNationalPetroleumCompany-CNPC), которая контролирует одну из крупнейших в мире нефтяных компаний PetroChina. «Газпром» и «CNPC» подписали соглашение о стратегической кооперации в 2004 году и о строительстве одного из упомянутых выше трубопровода в 2006 году, через который будет осуществляться поставка в Китай около 80 миллиардов кубических метров газа [19].

Государственная нефтяная компания «Роснефть» после банкротства частной нефтяной компании «ЮКОС» приобрела акции высокой стоимости, «Юганскнефтегаз». Более того, Министерство Природных Ресурсов предоставило «Роснефти» десять лицензий на разработку нефтяных месторождений в Красноярске, где подтвержденные запасы составляют около 700 миллионов тонн нефти. В результате этих приобретений, «Роснефть» стала ключевым игроком нефтяной промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Компания также имеет значительное количество акций в нескольких нефтегазовых проектах Сахалина.

«Роснефть» активно развивает стратегические партнерства с китайскими нефтегазовыми компаниями. До недавнего времени китайские государственные компании фокусировались на проектах в Восточной Сибири, но в июле 2005 года «Синопек» (Sinopec) – «Китайская нефтяная и Химическая Корпорация» – изменила этот принцип и решила участвовать в Сахалинских оффшорных предприятиях и других проектах Дальнего Востока. «Роснефть» подписали меморандум с «Синопек» о создании совместного предприятия для разработки энергетических ресурсов по проекту «Сахалин-3» [13, c. 38].

Российское правительство приняло комплексную программу, фокусирующуюся на ресурсах и экономическом развитии Дальнего Востока и Восточной Сибири. Инвестиции, требующиеся для нефтегазового сектора в ближайшие 15–20 лет, могут составить 250 миллиардов долларов США, включая разработку и развитие новых месторождений, строительство новых транзитных трубопроводов.

«Газпром» заключил преференциальные соглашения с компаниями в Италии и Германии, которые готовы платить рыночную цену за российские энергоресурсы. В Северо-Восточной Азии ситуация не настолько благополучна к России. В этом регионе только две страны (Япония и Южная Корея) могут позволить себе платить рыночную цену за российские энергоресурсы, но доставить ресурсы в эти страны не легко. Из-за региональных геополитических факторов (география, политика, экономика, демография, и другие), только Китай в партнерстве со своими крупнейшими компаниями (CNPC, Sinopec) могут быть преференциальными партнерами для России, представляемой компаниями «Роснефть» и «Газпром» [20].

Ожидается, что спрос на энергию в Китае превысит уровень Северной Америки к 2020 году, Азиатско-Тихоокеанская доля в российском экспорте нефти и газа сейчас составляет 3%, и повысится до 30% для нефти и 15% для газа. Таким образом, проникновение на рынок Китая будет ключевым моментом для достижения Россией своих стратегических целей в энергетическом секторе. Единственной проблемой является то, что Китай стремится получить значительные скидки для каждого вида ресурсов. Чтобы избежать приобретения Китаем позиции покупателя-монополиста в переговорах о вопросах цен, правительству следует найти пути доставки значительной энергоресурсов в Японию, Южную Корею и другие страны [13, c. 42].

Текущие перспективы крупномасштабных американских, японских и корейских инвестиций в развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока не настолько велики. Хотя правительство РФ и США успешно проводят шестисторонние переговоры, потенциал для более тесных экономических связей между российским Дальним Востоком и Соединенными Штатами Америки невелик. Как было упомянуто выше, между компанией ExxonNeftegas и российским правительством произошел конфликт перерасхода установленных издержек по проекту и права определять основных покупателей произведенных ресурсов. В результате, американское бизнес-сообщество внимательно следит за дальнейшим развитием событий.

Энергетическая кооперация между Южной Кореей и Россией ограничена влиянием двух факторов. Первое, Республика Корея разочарована невыполненными обещаниями и долгими задержками во внедрении обсуждаемых проектов, таких как развитие газового месторождения в Ковыкте и строительство индустриального парка на территории Свободной Экономической Зоны города Находка, Приморский край. Второе, Республика Корея не имеет легкого доступа к российским ресурсам, которые могут транспортироваться из России только через территории Китая или Северной Кореи.

Стоит заметить, что большинство российских предложений о продаже нефти, газа и электричества не могут быть осуществлены до тех пор, пока не будет решен вопрос о безопасности Корейского полуострова. Правительство считает, что решению этой проблемы может способствовать предоставление КНДР соответствующих гарантий безопасности и содействие в ее социально-экономическом развитии в обмен на отказ от программы военного производства ядерного оружия. Для того чтобы превратить эти планы в реальность, правительство РФ активно участвует в Шестисторонних Переговорах [21].

Многостороннее сотрудничество даст возможность России устранить ключевые проблемы развития энергетического сектора. Первое, это может обеспечить большую рыночную долю для нефти и газа, транспортируемых в соседние страны. Второе, диверсификация рынка энергетических ресурсов привлечет больше иностранных инвестиций. В заключение, стабильные режимы регулирования объединят интересы всех участников, особенно инвесторов частного сектора [13, c. 43].

Среди причин низкого для России притока ПИИ является слабая политика привлечения инвестиций. Это выражается в отсутствии таких компонентов государственной инвестиционной политики, как:

-  внятная государственная стратегия и программа её реализации;

-  поэтапный контроль реализации стратегии;

-  координация органов власти на всех уровнях для обеспечения реализации инвестиционной стратегии.

Государственное регулирование заключается в создании юридических, экономических и организационных основ использования и охраны недр. Государство призвано регламентировать и контролировать ход освоения нефтегазовых ресурсов в интересах всего общества, независимо от того, в чьей собственности эти ресурсы находятся. Применяя властные рычаги, государство обязано обеспечивать стабильную деловую среду, рациональное использование природных ресурсов и проведение комплекса природоохранных мероприятий. Институционально государственное регулирование можно представить в виде целостной системы, основными элементами которой являются:

– правовое обеспечение (через создание нормативно-правовой базы и системы контроля за её соблюдением);

– налоговое регулирование;

– финансово-кредитная поддержка;

– инфраструктурное и информационное обеспечение;

– научное обеспечение [2, с 31].

Нельзя сказать, что за последние 15 лет российское правительство не предпринимало попыток стабилизации инвестиционного климата за счет концессий и что такие меры, предпринимаемые сегодня, являются некой новацией. Целесообразность использования договорных форм иногда находит подтверждение в высших органах власти. Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 г., №494-р утверждены Основы государственной политики вобласти использования минерального сырья и недропользования, одно из положений которого предусматривает необходимость совершенствования законодательства о недрах в части предоставления в пользование участков недр на основе гражданско-правовых механизмов, включая договоры концессии, СРП и сервисные контракты. Но, к сожалению, за годы реформ России, в отличие от многих бывших стран социалистического лагеря, не удалось добиться существенных успехов на пути реализации этих мер, во многом по причине их декларативного характера и экономической, законодательной, политической и организационной необеспеченности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.