на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Дипломная работа: Правовое регулирование труда несовершеннолетних работников

В связи с тем что процедура расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником крайне трудоемка и бюрократична, работодатели любыми способами стремятся избежать ее и прекратить трудовой договор с подростком «по его собственному желанию». Заметим, что решение работодателя об увольнении работника по пункту 3 статьи 77 Трудового кодекса РФ в таких условиях не только может быть признано неправомерным ввиду порока воли работника, но и не освобождает работодателя от контактов с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Напомним работодателям, что Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета РФ от 03.06.1967 N 536, до настоящего времени не отменено. В статье 11 (абзац третий) указанного акта сказано следующее: «Во всех случаях подачи несовершеннолетними заявлений с просьбой об освобождении от работы по собственному желанию администрация предприятий, организаций и учреждений обязана в трехдневный срок сообщить об этом в комиссию по делам несовершеннолетних с тем, чтобы комиссия в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе либо к его трудоустройству в другом предприятии, организации, учреждении». Это положение нашло свое отражение в большинстве законов субъектов Российской Федерации о порядке организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних (или о защите прав ребенка) и аналогичного характера нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Так, например, требование о сообщении в комиссию о подаче несовершеннолетним работником заявления об увольнении по собственному желанию с целью установления действительных причин увольнения присутствует в Законе Камчатской области от 30.08.2005 N 389 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Камчатской области», Законе Волгоградской области от 31.10.2002 N 748-ОД «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», Законе Белгородской области от 13.12.2000 N 123 «О защите прав ребенка в Белгородской области». Указанная информация, как следует из названных актов, необходима комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав для того, чтобы она в установленный законом срок могла разобраться в действительных причинах подачи работником заявления об уходе и принять меры к оставлению несовершеннолетнего на прежней работе или же к его трудоустройству на другом предприятии. Этими же законами также устанавливается, что за неисполнение их положений должностные лица организаций привлекаются к административной ответственности.

Поскольку указанные нормативные правовые акты связывают обязанность работодателя по информированию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав о намерении несовершеннолетнего работника расторгнуть трудовой договор именно с инициативой работника, то трудовые отношения с несовершеннолетним чаще всего расторгаются по пункту 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ - соглашению сторон.

Выполнив все предписанные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами действия, кадровая служба готовит приказ (распоряжение) об увольнении работника. Для этого используется унифицированная форма № Т-8.

В том случае, если оформляется увольнение по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации), в строке «Основание (документ, номер, дата)» формы N Т-8 указываются реквизиты письма государственной инспекции труда, в котором содержится разрешение на расторжение трудового договора, а также постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с аналогичным разрешением.

«Указанные документы помещаются на хранение в личное дело работника, а сам приказ (распоряжение) используется для внесения соответствующей записи в трудовую книжку работника, проставления последних отметок в личной карточке работника и ее закрытия, производства расчетов с несовершеннолетним»[25].

Применительно к расчетам с несовершеннолетним работником считаем нужным обратить внимание сотрудников кадровых служб и бухгалтерий на положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно пункту 6 его статьи 9 работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.


Глава 3. Историко – правовое и сравнительное исследование правового регулирования труда несовершеннолетних работников  

3.1 История развития законодательства о труде несовершеннолетних работников

Впервые проблема детского наемного труда была поднята в Англии еще в XVIII веке. В 1775 году сэр Percivall Pott опубликовал классическую работу, в которой наглядно описал ужасные условия труда детей-трубочистов, карабкающихся вверх по узким, еще не остывшим трубам, и связал воздействие сажи с возникновением у них ракового заболевания. Эта работа вызвала резонанс в обществе, однако первые законы, ограничивающие детский наемный труд, появились гораздо позже - только в 1840 году.

До реформ 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа.

«Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени)»[26]. Характеризуя российские законы о труде феодальной эпохи, Л. С. Таль отмечал, что они руководствовались в гораздо большей мере полицейскими и финансовыми соображениями, чем социальными мотивами. «Они заботились главным образом о снабжении фабрик достаточным количеством рабочих рук путем затруднения ухода рабочих и их закрепощения и о поддержании строгой дисциплины. В то же время они, правда, боролись с наиболее резкими проявлениями эксплуатации труда, особенно детского... Промышленное право этой эпохи имело строго централизованный или публично-правовой характер; оно составляло лишь отрасль административного (полицейского) права»[27].

Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами. Положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму и Положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста. Первый акт регулировал некоторые аспекты взаимоотношений индивидуальных работников и нанимателей. Он разрешал имеющим паспорта лицам податного состояния (это были в основном оброчные крестьяне, отпущенные своими помещиками на заработки) наниматься на работу в фабрично-заводские заведения на срок не свыше срока действия паспорта, т. е. на срок определенный. До истечения срока договора работник не вправе был его расторгнуть, а помещик, выдавший паспорт, — отзывать своих крепостных, работавших по найму на фабрике. Хозяин, однако, мог уволить работника до истечения срока договора в связи с невыполнением им трудовых обязанностей либо дурным поведением при условии предупреждения за две недели. В течение действия договора работник был не вправе требовать повышения размеров заработной платы. Хозяева могли заключать договоры с работниками в устной либо письменной форме или выдавать им расчетные листы. Они обязаны были вести особую книгу для записи расчетов с рабочими, а также иметь правила внутреннего распорядка («правила о порядке»), написанные от руки или напечатанные. Закон не содержал указаний относительно их содержания. Эти правил требовалось вывешивать на стенах рабочих комнат или фабричной конторы. Указанные правила, а также расчетные листы и книги должны были приниматься во внимание при рассмотрении споров между фабрикантами и рабочими. Никаких санкций за несоблюдение установленных норм предусмотрено не было.

Второй акт запрещал фабрикантам назначать в ночные смены (от 12 часов ночи до 6 часов утра) детей до 12 лет. За нарушение этого закона также не было предусмотрено санкций, а наблюдение за его применением предоставлялось местным властям.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было последовательно принято девять главных законов, составивших костяк промышленного (рабочего) права. Конкретное нормативное наполнение этих актов мы рассмотрим в последующих разделах книги при анализе отдельных институтов фабрично-трудового законодательства, сейчас же обратимся к их смысловому содержанию.

Закон от 1 июня 1882 г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого — охрана труда детей и женщин, ставших первой жертвой индустриального молоха. Раннекапиталистическое мануфактурное и машинное производство во всех странах использовало, как известно, в массовом масштабе труд несовершеннолетних, безжалостно эксплуатировало их ради получения сверхприбылей, и первым шагом на пути ограничения такой эксплуатации, вызывавшей особое возмущение рабочих и общественного мнения, было появление законов о запрете детского труда.

Закон 1882 г. не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет (ограничение продолжительности рабочего дня, запрет ночной работы, работы в воскресные и праздничные дни, привлечения малолетних, а также подростков от 15 до 17 лет к вредным и опасным работам), обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге.

Закон 1882 г. учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 20 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик правил, касавшихся труда малолетних, была установлена ответственность (арест или штраф).

Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным.

Закон от 12 июня 1884 г. «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией.

Закон от 3 июня 1885 г. «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» представлял собой еще один шаг на пути развития законодательства об охране труда. Он запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив министру финансов по согласованию с министром внутренних дел право распространить этот запрет и на другие промышленные предприятия. Закон 1885 г. носил экспериментальный (временный) характер и вводил запрет ночного труда женщин и подростков в виде опыта на 3 года. Окончательное решение данного вопроса было отложено «до лучших времен». В 1890 г. был принят новый Закон о работе малолетних и женщин, который придал этим запретам (в ухудшенном для работников виде) постоянный характер (о нем речь пойдет далее).

Закон от 3 июня 1886 г. «Об утверждении проекта правил о надзоре за- фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой сводный комплексный акт, содержавший большое число правил, относившихся к самым различным институтам фабрично-трудового законодательства: регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение), охране заработной платы, внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона.      

«Большое место в Законе 1886 г. занимали положения, относившиеся к административному надзору за соблюдением порядка на предприятиях, за охраной жизни и здоровья работников, за работой фабричных харчевых лавок (разрешение на их открытие, утверждение цен)»[28]. Министру финансов по соглашению с министром внутренних дел было предоставлено право в случае необходимости распространять действие Закона 1886 г. на значительные ремесленные заведения и исключать из его действия незначительные фабрики и заводы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.