Итак,
как выглядит советское трудовое право в исторической ретроспективе? Прежде
всего следует признать, что в нашей стране в XX в. был сформирован специфический
тип трудового права, который во многом отличался от зарубежных национальных
систем правового регулирования труда. После победы Октябрьской революции 1917
г. в развитии правового регулирования труда произошел перелом, качественный
скачок
Нельзя
не видеть, что «советское трудовое право воплощало своего рода «социальный
контракт» между государством и трудящимися, в соответствии с которым
государство обеспечивало работникам определенные и вполне реальные социальные
блага (полную занятость, стабильность рабочего места, профсоюзные права,
социально-бытовые льготы), а работники со своей стороны сохраняли лояльность по
отношению к государству и мирились с его тоталитарным характером, с несвободой
в обществе, массовыми репрессиями и принудительным трудом»[33].
несовершеннолетний работник трудоустройство
3.2 Правовое регулирование труда несовершеннолетних
работников: международные стандарты; правовое регулирование в зарубежных
странах
Основополагающим
международным актом, определяющим права ребенка, которым должны следовать
страны, входящие в ООН, является Конвенция о правах ребенка, принятая ООН
20.11.1989. Для Российской Федерации положения данной Конвенции обязательны в
силу ее ратификации Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 N
1559-I.
Ключевые
ее положения отражены в Конституции РФ, а также в федеральных законах
Российской Федерации, устанавливающих основные гарантии прав и законных
интересов ребенка:
- от
24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
(с изм. на 21.12.2004);
- от
21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. на 22.08.2004);
- от
24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (с изм. на 05.01.2006).
Согласно
пункту 1 статьи 32 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают
право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой
работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить
препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и
физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию. При
этом для целей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до
достижения им 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному
ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. Аналогичная характеристика
содержится и в статье 1 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации»: «ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет
(совершеннолетия)».
В
статье 11 указанного Федерального закона меры защиты прав и законных интересов
детей в сфере занятости определены следующим образом: в случае приема на работу
детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируется вознаграждение за труд,
охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск; работникам моложе 18 лет
предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного
обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для
трудоустройства, расторжении трудового договора и другие льготы, установленные
законодательством Российской Федерации.
Большинство
льгот и гарантий для детей в сфере труда сосредоточено в Трудовом кодексе РФ.
За неисполнение его требований, а также требований, содержащихся в других
федеральных законах, государство установило меры ответственности, что
согласуется с пунктом 2 статьи 32 Конвенции о правах ребенка, устанавливающим,
что:
«2.
Государства-участники принимают законодательные, административные и социальные
меры, а также меры в области образования, с тем чтобы обеспечить осуществление
настоящей статьи. В этих целях, руководствуясь соответствующими положениями
других международных документов, государства-участники, в частности:
а)
устанавливают минимальный возраст или минимальные возрасты для приема на
работу;
b)
определяют необходимые требования о продолжительности рабочего дня и условиях
труда;
c)
предусматривают соответствующие виды наказания или другие санкции для
обеспечения эффективного осуществления настоящей статьи.»
Как
уже отмечалось, в соответствии со статьей 32 Конвенции о правах ребенка
государства в целях защиты прав детей на нормальное развитие принимают законодательные,
административные и социальные меры, в частности, устанавливают минимальный
возраст или минимальные возрасты для приема на работу. В ней фактически
воспроизводятся положения Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема
на работу 1973 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 05.03.1979 N 8955-IX, а, следовательно, обязательной для Российской
Федерации. Ее положения, как следует из статьи 5, применяются «как минимум к
работе в: шахтах и карьерах, обрабатывающей промышленности; строительстве;
службах электро-, газо- и водоснабжения; санитарно-технической службе;
транспорте, складах и службах связи; а также на плантациях и других
сельскохозяйственных предприятиях, производящих продукцию главным образом для
коммерческих целей, но исключая семейные или мелкие хозяйства, производящие
продукцию для местного потребления и не использующие регулярно наемных
трудящихся».
Согласно
статье 1 Конвенции № 138 каждый член Организации, для которого настоящая
Конвенция находится в силе, обязуется осуществлять национальную политику,
имеющую цель обеспечить эффективное упразднение детского труда и постепенное
повышение минимального возраста для приема на работу до уровня,
соответствующего наиболее полному физическому и умственному развитию
подростков.
В
статье 3 (пункт 1) Конвенции установлено, что минимальный возраст для приема на
любой вид работы по найму или другой работы, которая по своему характеру или в
силу обстоятельств, в которых она осуществляется, может нанести ущерб здоровью,
безопасности или нравственности подростка, не должен быть ниже 18 лет. Вместе с
тем, несмотря на эти положения, национальное законодательство или правила или
компетентные органы власти могут после консультации с заинтересованными
организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, разрешать
работу по найму или другой вид работы лиц в возрасте не моложе 16 лет при
условии, что здоровье, безопасность и нравственность этих подростков полностью
защищены и что эти подростки получили достаточное специальное обучение или
профессиональную подготовку по соответствующей отрасли деятельности.
По данным Международной организации труда,
большинство работающих детей трудится в сельском хозяйстве (75 - 80%), около
10% работают в обрабатывающей промышленности, остальные - в сфере обслуживания
(ресторанах, магазинах, кафе и т.п.). По общим оценкам МОТ в 1996 году во всем
мире работало (полный или неполный рабочий день) примерно 250 миллионов детей.
Как отмечено выше, одним из направлений социальной
защиты подростков является законодательное ограничение минимального возраста, с
которого возможен их допуск к определенной работе.
На международном уровне этот вопрос решен в
Конвенции МОТ № 138 о минимальном возрасте для приема на работу 1973 года,
которая заменила собой целый ряд конвенций МОТ, устанавливавших минимальный
возраст в определенной сфере производства (Конвенцию МОТ № 7 об определении
минимального возраста для допуска детей на работу в море (от 15.06.1920),
Конвенцию МОТ № 10 о минимальном возрасте допуска детей на работу в сельском
хозяйстве (от 25.10.1921), Конвенцию МОТ № 33 о возрасте приема детей на
непромышленные работы (от 30.04.1932), Конвенцию МОТ N 60 о возрасте приема
детей на непромышленные работы (от 22.06.1937), Конвенцию МОТ N 123 о минимальном
возрасте допуска на подземные работы в шахтах и рудниках (от 22.06.1965)).
Заключение
На
сегодняшний день детский труд встречается практически в любой точке земного
шара, однако, безусловно, наибольшее распространение он получил в бедных и
развивающихся регионах. По данным Международной организации труда, в аграрном
секторе трудится в два раза больше детей, чем в других отраслях экономики в
городских условиях. Однако при этом наблюдается тенденция неуклонного увеличения
числа работающих городских детей, главным образом в сфере услуг и неформальном
секторе экономики.
Основной
причиной, побуждающей детей работать, является бедность - зачастую их заработок
позволяет выживать всей семье, особенно это касается неимущих, неблагополучных
и многодетных семей.
Надо
сказать, что наша страна пока еще более благополучна по сравнению со многими
другими, поскольку Конституцией РФ гарантируются общедоступность и бесплатность
дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (часть
вторая статьи 43), а стало быть, даже семьи, находящиеся за чертой бедности,
должны нести только сопутствующие расходы на образование (книги и другие
школьные принадлежности, одежда и обувь, транспорт и т.д.). Однако иногда даже
эти расходы могут явиться основанием для направления детей на работу.
Другие
факторы, заставляющие детей оставлять обучение и отдавать предпочтение работе,
могут лежать как в плоскости качества образования, так и в чисто
психологической сфере.
В
результате одни дети уходят из школы из-за необходимости работать, а другие
настолько в ней разочаровываются, что сами предпочитают идти на работу. Эти
дети могут остаться полностью или функционально неграмотными, навсегда потерять
возможность получения общеобразовательных навыков, необходимых для становления
личности в обществе и сфере труда, и таким образом перестать быть полезными для
государства и превратиться в обузу.
Вот
почему именно государство заинтересовано в жесткой регламентации привлечения
детей к труду, особенно в раннем возрасте.
Поскольку дети составляют интеллектуальный,
кадровый, репродуктивный и оборонный потенциал любого общества, оно должно
заботиться о них всеми доступными и приемлемыми для этого способами. Состояние
государства находится в прямой зависимости от того, как оно защищает здоровье
своих детей, как обеспечивает их права на образование, нормальное развитие и
др., какие меры предпринимает для подготовки детей к полноценной жизни в
обществе, для развития у них необходимых качеств и навыков.
Главной задачей государства в сфере труда и
занятости выпускников общеобразовательных школ, учреждений начального, среднего
специального профессионального образования является предоставление им равных
возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных
мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот,
стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также
резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких
граждан.
Значительная роль в решении данной задачи
принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащем дополнительные
гарантии по обеспечению занятости молодежи, охране труда, а также правовые
нормы, направленные на облегчение процесса перехода молодежи от учебы к
трудовой деятельности.
Право на труд молодежи обеспечивается специальными
гарантиями на стадии трудоустройства; так, например, по общему правилу согласно
ч. 1 ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами,
достигшими 16 лет. Данное правило имеет ряд исключений, согласно ч. 2 ст. 63 ТК
РФ в случаях получения основного общего образования либо оставления в
соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой
договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет.
В ч. 3 ст. 63 ТК РФ содержится правило, согласно
которому прием на работу граждан, достигших четырнадцатилетнего возраста, для
выполнения ими в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда
их здоровью и не нарушающего процесса обучения, производится работодателем
только с согласия одного из родителей несовершеннолетнего или его законного
представителя (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства.
Новеллой ТК является допустимость заключения
трудового договора с работниками, не достигшими возраста 14 лет, в организациях
кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, для
участия в создании и (или) исполнении произведений без ущерба здоровью и
нравственному развитию несовершеннолетнего, согласно ч. 4 ст. 63 ТК РФ
трудоустройство граждан, не достигших возраста 14 лет, принимаемых в данные
организации, допускается только с согласия одного из законных представителей
несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.
С целью охраны здоровья работающих
несовершеннолетних граждан России трудовое законодательство предусматривает
обязательные медицинские осмотры работников в возрасте до 18 лет, такие осмотры
согласно ст. 69 ТК РФ предусмотрены для них при устройстве на работу и в
дальнейшем проводятся для работающих подростков ежегодно за счет средств
работодателя.
Учитывая возрастную неадаптированность молодежи к
отношениям в области трудоустройства и регулирования труда, законодатель
предусматривает в ст. 70 ТК РФ условие о недопустимости назначения испытания
при приеме на работу для лиц, не достигших возраста 18 лет, а также для лиц,
окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего
профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной
специальности.
Гарантированное трудовым законодательством РФ право
на труд лиц, не достигших возраста 18 лет, обеспечивается не только на стадии
трудоустройства, но и при расторжении с ними трудового договора. Эти гарантии
закреплены действующим законодательством и направлены на ограничение увольнения
несовершеннолетних работников. Согласно ст. 269 ТК РФ расторжение трудового
договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя
допускается помимо соблюдения общего порядка увольнения только с согласия
государственной инспекции труда субъекта РФ и районной (городской) комиссии по
делам несовершеннолетних.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|