Положение
от 12 июня 1886 г. о найме на сельские работы регулировало трудовые отношения в
сельском хозяйстве и содержало нормы, касавшиеся трудового договора, рабочего
времени, времени отдыха, дисциплины труда. Условия труда для
сельскохозяйственных рабочих, нормы по охране их труда, установленные в
указанном положении, были, как правило, хуже, чем в промышленности. В сельском
хозяйстве в большей мере использовались элементы внеэкономического принуждения
к труду.
Закон
от 24 апреля 1890 г. «Об изменении постановления о работе малолетних,
подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о
распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения»
придал Закону о воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам 1885 г.
постоянный характер, но одновременно скорректировал его содержание в пользу
фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в
ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев
ночную работу для женщин.
Закон
от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в
заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу
регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда.
Этим Законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность
рабочего дня для взрослых рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности
рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при
определенных условиях сверхурочные работы и определена (за некоторыми
исключениями) их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного
отдыха (воскресенье) и праздничные (нерабочие) дни. Закон 1897 г. не содержал
положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его
нарушения.
Закон
от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев
рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях
фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную
ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников
в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены
семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве.
«Возмещение устанавливалось в виде пособий и пенсий, выплачиваемых владельцами
предприятий; определялся также порядок расследования и учета несчастных случаев
на производстве. Закон освобождал от материальной ответственности владельцев
предприятий, застраховавших своих рабочих и служащих от последствий увечий на
производстве в частных страховых учреждениях, — в этом случае ответственность,
переходила к страховщикам, к которым работники могли предъявлять иски и
требовать возмещения вреда»[29].
Закон
от 10 июня 1903 г. «Об учреждении старост в промышленных предприятиях»
предусмотрел образование на предприятиях представительств работников (фабричных
старост), призванных быть посредниками между работниками и администрацией и
представлять работников в их отношениях с властями.
Перечисленные
законы — главные акты фабричного законодательства Российской империи. В период
с 1903 г. по февраль 1917 г. указанные акты в определенной мере
корректировались, но новые крупные законы не принимались, за исключением
Временных правил о профессиональных обществах от 4 марта 1906 г., которые
легализовали профессиональные союзы.
Как
известно, в первой трети XIX в. в России под руководством М. М. Сперанского
была проведена крупномасштабная систематизация всего законодательства и
подготовлено Полное собрание законов Российской империи (45 томов), в котором
были в хронологическом порядке помещены нормативные акты, принятые начиная с
1649 г. и заканчивая 12 декабря 1825 г. Собрание законов в дальнейшем регулярно
обновлялось путем дополнительного включения в него вновь принимаемых актов.
Одновременно был подготовлен менее объемный Свод законов Российской империи. Он
содержал акты действовавшего законодательства, причем принятые с XVIII в. и
сгруппированные по отраслевому принципу. Акты о трудовом найме работников были
первоначально разбросаны в разных частях Свода, в различным уставах, главным
образом в Уставе о промышленности, Горном уставе, Уставе путей сообщения, а
также в Положении о найме на сельские работы.
«В
редакции Свода 1913 г. законоположения, относившиеся к регулированию труда
работников в промышленности, в том числе горнодобывающей, были выделены из
различных уставов и объединены в отдельный акт, получивший название Устав о
промышленном труде (УПТ)»[30].
Вне УПТ остались нормы о труде рабочих и служащих, имевшиеся в Уставе путей
сообщения, Положении о найме на сельские работы и ряде других актов, вошедших и
не вошедших в Свод законов. Как считал В. В. Громан — начальник отделения
промышленного труда Министерства торговли и промышленности, «эти правила в
названный Устав не включены, так как, с одной стороны, общие положения,
касающиеся рабочих и служащих фабрично-заводских и горных предприятий, не
касаются рабочих в прочих предприятиях, а с другой стороны, принято во
внимание, что многие правила, касающиеся рабочих в последних предприятиях,
издаются в порядке инструкционном».
Устав
представляет собой специализированный инкорпорационный акт, в котором
составлявшие его законы подверглись определенной, самой минимальной обработке и
редактированию.
С
выпуском Устава о промышленном труде он стал главным источником
фабрично-трудового законодательства, и с этого момента юридическая наука и
практика стали ссылаться не столько на Полное собрание законов и на тексты
соответствующих актов, сколько на статьи Устава о промышленном труде, Это
позволяет рассматривать его как прообраз будущих российских кодексов законов о
труде.
Содержание
УПТ показывает, что он не выходил за рамки действовавшего в момент его создания
законодательства, не дополнял его новыми нормами, не корректировал и не изменял
его по существу. УПТ представлял собой лишь сводку по определенной системе
имевшегося нормативного материала с минимальными редакционными поправками, т.
е. был актом инкорпорационного характера. Вместе с тем создание УПТ значительно
облегчило анализ и практическое использование законодательства о труде, ранее
разбросанного по различным томам Полного собрания и Свода законов. Почти все
основные нормы, регулировавшие применение наемного труда, были сконцентрированы
в едином акте, произведена систематизация этих норм, позволившая обозреть
фабрично-трудовое законодательство в целом, выделить его основные институты,
ясно увидеть его пробелы и недостатки. Следует признать, что и того и другого в
законодательстве о труде и в УПТ было немало, особенно если оценивать этот акт
с позиции сегодняшнего дня. Но для своего времени появление УПТ было выдающимся
явлением в развитии правового регулирования труда не только в России, — такого
свода действующего трудового законодательства в то время не было ни в одной
другой стране.
Разработку
УПТ можно с полным основанием рассматривать как первый шаг на пути превращения
трудового права в самостоятельную отрасль, имеющую собственный
систематизированный источник правового регулирования, специфический и отличный
от других отраслей юридический инструментарий. Можно считать, что УПТ
подготовил почву для кодификации трудового права в России после октября 1917 г.
«Революционное
свержение самодержавия в России в феврале 1917 г., резкое изменение соотношения
классовых и политических сил в стране, демократизация политического режима,
усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в том числе
радикальных сил, — все это привело к активизации деятельности по осуществлению
реформ трудового законодательства»[31].
В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере
объективную необходимость буржуазной модернизации страны.
Наличие
двоевластия в стране привело к тому, что законотворческие функции выполняли два
органа: Временное правительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и
Советы рабочих и солдатских депутатов, которые издавали постановления и
распоряжения, относившиеся, в частности, и к правовому регулированию труда, а
также заключали с организациями предпринимателей соглашения, часть из которых
была санкционирована Временным правительством. Наиболее известное из них —
соглашение между Петроградским советом рабочих депутатов и обществом
фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен
(вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой
рабочий день накануне воскресений без уменьшения заработной платы, и были учреждены
два новых для России органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти
нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой
поддержкой общественных, в том числе либеральных, сил.
Фабрично-заводские
комитеты должны были избираться на фабриках и заводах из числа рабочих данного
предприятия на основе всеобщего равного избирательного права. На комитеты были
возложены следующие задачи: представительство рабочих в их сношениях с
правительственными и общественными учреждениями; формулировка мнений по
вопросам общественно-экономической жизни рабочих; разрешение вопросов,
касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими; представительство
рабочих перед администрацией и владельцами предприятий; дача согласия на
проведение сверхурочных работ.
Примирительные
камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации
должны были учреждаться на заводах и фабриках для разрешения недоразумений,
возникающих во взаимоотношениях владельца предприятия, администрации и рабочих.
При недостижении соглашения в примирительной камере предприятия спор должен был
быть перенесен на разрешение центральной примирительной камеры, состоявшей из
равного числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и
заводчиков .
7
марта 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вынес
постановление о введении 8-часового рабочего дня, которое Временное
правительство, однако, не узаконило. На многих предприятиях, особенно в
промышленных центрах, рабочие самовольно вводили 8-часовой рабочий день.
Число
актов по труду, принятых Временным правительством, было невелико, и они в
основном санкционировали то, что фактически возникало в общественной жизни в
ходе развития революционных событий под напором масс.
12
апреля 1917 г. было издано Постановление о собраниях и союзах, которое признало
за всеми гражданами право образовывать общественные объединения в целях, не
противных уголовным законам. Однако регистрационный порядок возникновения
общественных объединений сохранился, и право вступать в обязательственные
отношения было предоставлено лишь тем обществам и союзам, уставы которых были
зарегистрированы судебной властью (в регистрационных отделах окружных судов).
«23
апреля было издано Постановление о рабочих комитетах в промышленных заведениях.
Это Постановление легализовало рабочие комитеты на предприятиях, которые могли
создаваться по предложению по крайней мере 1/3 работников, и возложило на них
следующие функции: представительство рабочих перед администрацией по вопросам
их взаимоотношений (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего
распорядка и т. п.); урегулирование вопросов, касающихся взаимоотношений между
самими рабочими; представительство рабочих в их сношениях с правительственными
и общественными учреждениями; культурно-просветительская деятельность среди
рабочих и иная деятельность, направленная на улучшение их быта»[32].
Было узаконено участие рабочих комитетов в составлении правил внутреннего
распорядка. Согласно разъяснению Министерства труда (август 1917 г.) владельцы
предприятий имели право увольнять членов фабрично-заводских советов только при
наличии согласия примирительной камеры.
Как
видно, данное постановление в основном воспроизвело содержание соглашения,
заключенного незадолго до этого Петроградским советом с предпринимателями.
В
августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных
камерах и третейских судах. Они создавались для разрешения трудовых конфликтов.
Примирительные камеры учреждались в территориальных районах или отраслях
промышленности. Третейские суды были второй инстанцией при разрешении трудовых
споров.
Своим
Постановлением от 11 октября Временное правительство запретило под угрозой
административной кары наложение каких-либо денежных взысканий на рабочих
властью заведующих предприятиями. Таким образом, были отменены дисциплинарные
штрафы, существовавшие в России с самого начала формирования промышленного
производства и ставшие предметом юридической регламентации с 1886 г.
Впрочем,
в одном случае дисциплинарный штраф был сохранен в скрытой форме: опоздавшие
более чем на четверть часа рабочие не допускались к работе до перерыва или до
следующего дня и лишались заработка за это время.
25
августа Временное правительство утвердило Положение о биржах труда. Последние
учреждались городскими и земскими общественными управлениями в населенных
пунктах с числом жителей не менее 50 тыс. Управление биржами труда возлагалось
на комитеты, состоявшие из равного числа представителей профсоюзов работников и
организаций предпринимателей, под председательством нейтрального лица,
избираемые городскими думами или земскими учреждениями. Биржи должны были вести
регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги,
разрабатывать статистику рынка труда.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|