3.7 Анализ рисков
Анализ слабых сторон проекта. Трудности и возможные "подводные
камни", которые могут помешать успешной реализации проекта
Слабые
стороны – это возможные риски на пути реализации проекта.
Предпринимательский
риск – это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде
дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Возможность возникновения риска, к сожалению, весьма широка: это могут быть
пожары и землетрясения, забастовки и межнациональные конфликты, изменения в
налоговом регулировании и колебания валютных курсов. От вас требуется хотя бы
ориентировочно определить, какие риски для вас наиболее вероятны и во что они
могут вам обойтись.
Анализа
риска заключается в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее
всегда несёт в себе элемент неопределённости. Большая часть необходимых данных,
например, для финансового анализа (элементы затрат, цены, объём продаж
продукции и т.п.), являются неопределёнными. В будущем возможны изменения
прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска
предлагает учёт всех изменений как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
В
процессе предпринимательской деятельности и реализации бизнес-проекта
подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих,
стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и
т.д. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Анализ
предпринимательского риска использует понятие вероятностного распределения и
вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль,
т.е. убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему
риску подвержен проект, тем важнее выполнить предварительный анализ риска.
Анализ
рисков можно отразить в виде двух разделов: в первом указываются
организационные меры профилактики рисков, во втором – программа страхования от
рисков. Например, при возможности сбоев в графике железнодорожных перевозок
материалов и комплектующих вы можете проработать альтернативную программу
транспортировки необходимых изделий с помощью авиационного или автомобильного
транспорта.
В
бизнес-плане учитывают следующие виды рисков:
-
производственные
риски (различные нарушения производственного процесса или в процессе поставок
сырья, материалов, комплектующих изделий);
-
коммерческие
риски (уменьшение доли рынка, появление новых конкурентов);
-
финансовые рынки
(уменьшение доли рынка, появление новых конкурентов);
-
риски, связанные
с форс-мажорными обстоятельствами.
Также
следует отметить, какие из потенциальных проблем являются критическими для
успеха вашего дела, и описать ваши планы по минимизации влияния неблагоприятных
факторов.
Для
снижения степени риска применяют следующее:
-
диверсификация –
распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности,
результаты которых непосредственно не связаны;
-
страхование –
передача отдельных рисков страховым компаниям;
-
лимитирование –
предусматривает установление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи
товаров в кредит;
-
самострахование –
создание различных резервных и страховых фондов (фонд потребления, накопления,
резервный фонд).
3.8
Расчёт потребности в персонале
Указывается
планируемое количество рабочих мест с заработной платой и датой приёма на
работу. Заработная плата должна быть фиксированная (при сдельной оплате труда
указывать предполагаемую среднемесячную оплату труда).
Рабочее
место может быть создано:
-
на постоянной
основе – когда человек работает полный 8-часовой рабочий день с 40-часовой
рабочей неделей;
-
на условиях
вторичной занятости (по совместительству). Предполагает собой работу с
сокращённым рабочим днём и сокращённой рабочей неделей. Согласно ст. 284 ТК РФ
продолжительность рабочего времени на условиях совместительства не может превышать
4 ч в день и 16 ч в неделю. Соответственно ставка работы совместителя может
быть от 0,125 до 0,5 (от 1-го часа до 4 часов);
-
на условиях
временной (сезонной) занятости – создание рабочих мест на определённый срок для
выполнения сезонных работ (например, для сбора урожая с июля по сентябрь).
Для
расчёта среднего уровня заработной платы применяется следующая методика:
I.
Для сотрудников, трудоустроенных на полный рабочий день (1 ставка):
Средняя
заработная плата в месяц =
II.
Для сотрудников, трудоустроенных на полный (1 ставка) и не полный рабочий день
(0,5 ставки):
В
день один сотрудник отрабатывает 4 часа, 22 рабочих дня в месяц, 12 месяцев в
году.
Для
определения кол-ва отработанных часов в году необходимо:
4
часа ´ 22 рабочих дня в месяц ´ 12 месяцев в году ´ 1 работника = = 1056 часов.
Далее
определяется количество рабочих часов в месяц по формуле:
.
Далее
определяется количество фактически отработанных месяцев в году по формуле:
.
Средний
уровень заработной платы рассчитывается по формуле:
.
Годовой
фонд оплаты труда = Оплата труда за 1 мес. ´ 12 мес.
Пример
На
предприятии трудоустроено 3 работника:
-
товаровед на 1
ставку с окладом 7 300 руб.;
-
продавец на 0,5
ставки с окладом 5 500 руб. – оплата труда в месяц 2 750 руб.;
-
продавец на 0,5
ставки с окладом 5 500 руб. – оплата труда в месяц 2 750 руб.
Расчёт
средней заработной платы для сотрудника, трудоустроенного на полный рабочий
день:
Фонд
оплаты труда за 1 мес. = 7300 * 1 = 7 300 руб.
Средняя
заработная плата в мес. = = 7 300
руб.
Расчёт
средней заработной платы для сотрудников, трудоустроенных на неполный рабочий
день:
В
день один сотрудник отрабатывает 4 часа, 22 рабочих дня в месяц, 12 месяцев в
году.
кол-во
отработанных часов в году = 4 часа * 22 рабочих дня в месяц * 12 месяцев в году * 2 работника =
2 112 часов
кол-во
раб. часов в мес. = = 173,81
час/мес.
кол-во
фактически отработанных месяцев в году = =
= 6,08 мес.
Годовой
фонд оплаты труда = (2 750 + 2 750) х 12 мес. = 66 000 руб.
средняя
заработная плата в мес. = = 5 427
руб. 64 коп.
Расчёт
средней заработной платы на предприятии:
Ср.
заработная плата = (ср. заработная плата раб., трудоустроенного на полный раб.
день + ср. заработная плата раб., трудоустроенных на неполный раб. день) / 2
(кол-во категорий работников на предприятии) = = (7 300+5 427,64) / 2 = 6 363
руб. 82 коп.
Итого:
средняя заработная плата на предприятии составляет 6 363 руб. 82 коп.
3.9
Помещение, используемое в целях ведения предпринимательской деятельности
Предпринимательская
деятельность должна вестись в помещении либо на земельном участке. Право
пользования данным имуществом может быть закреплено на основании:
-
права
собственности (свидетельство о государственной регистрации права);
-
арендовано
(договор аренды (субаренды);
-
использоваться
безвозмездно, но не принадлежать в собственности (договор безвозмездного
пользования);
-
разрешения
местных органов исполнительной власти.
После
указания реквизитов документа, свидетельствующего о праве пользования
помещением, отражаются характеристики помещения, такие как:
-
полный адрес;
-
общая площадь;
-
размер арендной
платы (в случае аренды);
-
срок действия
договора (если не собственник);
-
иное (по
желанию).
3.10
Финансовый план
Этот
раздел является ключевым разделом бизнес-плана и предназначен обобщить
предыдущие материалы и представить их в стоимостном выражении. Финансовый план
используется для определения эффективности и финансовой состоятельности
проекта.
Каждое
деловое решение сопровождается цифрой, а взятые все вместе, эти цифры формируют
основу финансового плана. Например, если вы решили еженедельно размещать
рекламу товара в газете, то в финансовом плане должна быть цифра, отражающая
это решение.
Финансовый
план представлен таблицей доходов и затрат, рассчитанной на весь период срока
окупаемости проекта, показывающей: доходы от продажи товаров, издержки от их
производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по
видам), чистую прибыль.
Издержки
от производства объединены в две большие группы:
Переменные
расходы – это расходы, величина которых изменяется в течение года под
воздействием различных факторов (экономических, политических, климатических и
т.д.). Примерами переменных затрат являются: расходы на сырьё и основные
материалы; затраты на энергию, топливо; аработная плата рабочих, осуществляющих
производство продукции с начислениями на неё.
Постоянные
расходы – это расходы, величина которых в течение года не меняется (либо эти
изменения могут носить единоразовый характер).
Примеры
постоянных затрат:
-
проценты по
обязательствам во время нормальной деятельности предприятия;
-
амортизационные отчисления
при линейном способе их начисления (равномерно на весь срок использования
имущества);
-
оплата охраны и сторожей;
-
оплата аренды;
-
зарплата управленческого
персонала.
Основная
цель финансового плана – определить срок окупаемости проект. Срок окупаемости
проекта – продолжительность времени, необходимого для возмещения начальных
инвестиционных затрат из чистых денежных поступлений. Срок окупаемости определяется
без учёта дисконтирования и рассчитывается следующим образом:
, при котором
где
Ток – срок окупаемости инвестиций;
n
– число периодов;
CFt
– приток денежных средств в период t;
I0
– величина исходных инвестиций в нулевой период.
В
зависимости от поставленной цели возможно вычисление срока окупаемости инвестиций
с различной точностью. На практике часто встре-чается ситуация, когда в первые
периоды происходит отток денежных средств и тогда в правую часть формулы вместо
Iо ставится сумма денежных оттоков.
Пример
расчёта срока окупаемости:
Размер
инвестиций – 115 тыс. руб.
Чистая
прибыль от инвестиций в первом месяце: 32 тыс. руб.;
во
втором месяце: 41 тыс. руб.;
в
третьем месяце: 43 750 руб.;
в
четвёртом месяце: 38 250 руб.
Определим
период, по истечении которого инвестиция окупается.
Чистая
прибыль за 1 и 2 месяца: 32 000 + 41 000 = 73 тыч. руб., что меньше размера
инвестиции, равного 115 тыс. руб.
Сумма
чистой прибыли за 1, 2 и 3 месяца: 73 000 + 43 750 = 116 750 больше 115 000,
это значит, что возмещение первоначальных расходов произойдет на 3-й месяц.
Библиографический
список
1.
Программа
антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год [Текст] :
офиц. текст // Российская газ. – 2009. – 20 марта (№ 48) – С. 17.
2.
Постановление
Правительства РФ от 31.12.2008 г. № 1089 "О предоставлении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию
дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке
труда субъектов Российской Федерации" [Текст] // Собрание законодательства
РФ. – 2009. – 12 января (№ 2). Ст. 266. – С. 86.
3.
Приказ Минфина РФ
от 30.03.2001 г. № 26н "Положение по бухгалтерскому учёту "Учёт
основных средств"" ПБУ 6/01 [Текст] // Российская газ. – 2010. – 16
мая (№ 91–92). – С. 17.
4.
Федер. закон от
24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования" [Текст] // Российская газ. – 2009. – 28 июня (№
137). – С. 25.
5.
Глава 26.2.
Налогового кодекса РФ [Текст] : федер. закон: [принят] ГД ФС РФ 19.07.2000] – // Парламентская газ. – 2009. – 10 августа (№ 151-152) – С. 15.
6.
Приказ
Минэкономразвития России от 12.11.2008 г. № 392 [Текст] : Российская газ. –
2009. – 19 ноября (№ 237). – С. 27.
7.
Приказ
Минэкономразвития России от 13.11.2009 г. № 465 [Текст] : Российская газ. –
2009. – 18 ноября (№ 236). – С. 35.
8.
Решение
Шахтинской городской думы от 29.11.2007 г. № 379 (ред. от 29.10.2009) //
Шахтинские известия. – 2010. – 30 ноября (№ 215–218). – С. 7.
9.
Ушаков, И.И.
Бизнес-план [Текст] / И.И. Ушаков. – СПб. : Питер, 2008. – 112 с.
10.
Бизнес-планирование
[Текст] : учеб.-метод. пособие / под ред. Н.Н. Фи-лимоновой. – М. : Литера,
2009. – С. 59.
11.
Халтаева, С.Р.
Бизнес-планирование [Текст] : учеб. пособие / С.Р. Халтаева, И.А. Яковлева. –
Изд. 2-е, перераб. и доп. – Улан-Удэ : Высш. шк., 2008. – 146 с.
12.
Голяков, С.М.
Бизнес-планирование на малых и средних предприятиях [Текст] / С.М. Голяков //
Вестник Санкт-Петербургского ун-та. Сер. 8. – 2008. – Вып. 4 (М 32).
13.
Курс лекций для
школы-семинара по программе "У.М.Н.И.К." / под общ. ред. И.Ю. Бринка.
– Шахты : ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2010. – 64 с.
14.
Бизнес-план:
методика составления [Текст] / В.П. Буров [и др.] – М. : ЦИПКК, 2009. – 216 с.
15.
Грибалёв, Н.П.
Бизнес-план [Текст] : практическое руководство по составлению / Н.П. Грибалёв,
М.Г. Игнатьева. – СПб. : Балл, 2010. – 231 с.
|