на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Правовая защита сотрудников ОВД, предусмотренная Уголовным кодексом Российской Федерации

Состав преступления сконструирован как усеченный. Преступление окончено с момента попытки передать вознаграждение или оказать услугу имущественного характера (вручение подарка, подкладывание денег в сумку или оставление их в бумагах на столе и т.п.). При этом согласия на совершение подобных действий потерпевший не дает. Отсутствие согласия проявляется в том, что должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции, отказывается принять вознаграждение, делает заявление о попытке вознаграждения соответствующим службам.[50]

Субъект преступного посягательства должен обладать лишь общими признаками и возрастом не менее 16 лет.

Преступление совершается с прямым умыслом и наличием двух альтернативно определенных обязательных специальных целей. Первая цель – это искусственное создание доказательств совершения преступления, вторая – шантаж.

Не является провокацией взятки или коммерческого подкупа проведение предусмотренного законодательством оперативно-розыскного мероприятия в связи с проверкой заявления о вымогательстве взятки или имущественного вознаграждения при коммерческом подкупе.

В соответствии со статьей 8 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» указанное оперативно-розыскное мероприятие производится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, или судебного решения. При провокации взятки такая информация отсутствует.

5.  Иные законные интересы сотрудников ОВД (311, 320 статьи УК РФ)

В связи со спецификой деятельности ОВД, может возникнуть необходимость в принятии мер по обеспечению безопасности сотрудников ОВД и его близких.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.04.1995 N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" к указанным лицам для обеспечения защиты их жизни и здоровья и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:

1.  Личная охрана, охрана жилища и имущества;

2.  Выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности; Временное помещение в безопасное место;

3.  Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;

4.  Перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;

5.  Переселение на другое место жительства; Замена документов, изменение внешности.

Сущность данных мер заключается в конфиденциальности, вследствие чего и достигается преследуемая цель обеспечить безопасность. Разглашение сведений о мерах обеспечения безопасности может подвергнуть лиц, в отношении которых применялись меры к опасности. Именно поэтому законодателем в УК РФ включены 311 и 320 статьи, который запрещают разглашать данные сведения. Лицами, в отношении которых предприняты меры обеспечении безопасности являются не только сотрудники ОВД, но участники уголовного процесса и их близкие 311 статья УК РФ, сотрудники правоохранительного и контролирующего органа, и их близкие статья 320 УК РФ

Помимо лиц, в отношении которых применены меры обеспечения безопасности, данные статьи отличаются субъектом и субъективной стороной. В обеих статьях субъектом является физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту разглашения сведений 16 летнего возраста. Но субъект в статье 311 УК РФ конкретизируется, это лицо, которому данные сведения были доверены или стали известны в связи со служебной деятельностью. К лицам, которым сведения о мерах безопасности были доверены, относятся субъекты, получившие указанные сведения от лиц, на которых возложена обязанность по принятию решения о применении мер безопасности, либо в целях реализации указанных мер, либо в целях обеспечения законных прав и интересов защищаемых лиц и граждан, до которых доводятся сведения о принятых мерах безопасности.

В первых частях обеих статей, субъективная сторона выражена в форме прямого умысла, однако, в 320 статье УК РФ имеется специальная цель – воспрепятствовать законной деятельности.

Часть 2 статей 311 и 320 УК РФ одинаковая для обеих статей, и предусматривает квалифицирующий признак объективной стороны, выразившись в том, что разглашение сведений повлекли тяжкие последствия.

Рассмотрев предусмотренные УК РФ статьи, в которых потерпевшим может являться сотрудник ОВД можно прийти к выводу о том, что превентивные функции в сфере обеспечения безопасности сотрудников ОВД и его близких выполняются.

Однако имеются коллизии и пробелы в законодательства. В основном это не повышение уголовного наказания при повышении общественной опасности, или необоснованное смягчение уголовного наказания. Но вместе с тем уголовным законом не защищена деятельность государственных органов, в случае воспрепятствования деятельности ее сотрудников без применения насилия или угрозы его применения. Важным является то, что данные общественные отношения не защищены уголовным и административным законодательствами

3.2 Обстоятельства, отягчающие наказания, учитываемые при совершении преступлений в отношении сотрудников ОВД

Если совершенное общественно опасное деяние в отношении сотрудника ОВД связанное с его деятельностью, не предусмотрено как специальное в особенной части, то лицо, совершившее данное деяние, будет привлекаться к уголовной ответственности к общей статье особенной части УК РФ, но деятельность сотрудника ОВД будет учитываться как обстоятельство отягчающее наказание. Таким примером может служить похищение близких лиц сотруднику ОВД с целью воспрепятствовать законной деятельности. В данном случае в 126 УК РФ не предусмотрено такой квалифицирующий признак как совершение деяния в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга. А значит, данное обстоятельство будет предусмотрено как отягчающее.

В части 1 статьи 63 УК РФ приведен исчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих наказание, однако не все они могут быть применены к преступлению совершенного в отношении сотрудника ОВД. К обстоятельствам, отягчающим наказание, при которых может быть совершено преступление в отношении сотрудника ОВД, непосредственно связанное с деятельностью сотрудника:

1.  Совершение преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В данном случае имеется виду совершение преступления по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.

Под социальной группой понимается совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.[51] Классификаций социальных групп множество, нас интересует классификация по профессиональной принадлежности, а именно разделения общества на учителей, докторов, сотрудников ОВД и так далее.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что совершение преступления в отношении сотрудника ОВД, по мотиву ненависти или вражды к сотрудникам ОВД как представителям социальной группы по профессиональной принадлежности должно являться обстоятельством, отягчающее наказание.

2.  Совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Под осуществлением служебной деятельности следует понимать действия лица, входящие в круг его обязанностей, вытекающих из трудового договора, контракта, с государственными, муниципальными, частными и иными зарегистрированными в установленном порядке предприятиями и организациями независимо от формы собственности, с предпринимателями, деятельность которых не противоречит действующему законодательству.[52]

Сотрудник ОВД - это государственный служащий, который заключил контракт с МВД, по сути, работодателем является государственный орган или государство. В особенной части УК РФ предусмотрены статьи, в котором потерпевшим является сотрудник ОВД. При этом обязательным признаком субъективной стороны являются либо цель воспрепятствовать законной деятельности, либо мотив – совершение преступления из мести за законную деятельность. Однако возможны совершения деяние в отношении сотрудников ОВД, которые не запрещаются специальными нормами или квалифицирующими признаками в общих нормах. Например, сотрудником ОВД был привлечен к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения сотрудник органа опеки. В ответ сотрудник органа опеки разгласил сведения о усыновлении данным сотрудником ребенка, чем совершил преступное деяние запрещенное 155 статьей УК РФ. В данном случае сотрудник органа опеки понесет уголовной ответственность за деяние, предусмотренное 155 статьей УК РФ с обстоятельством, отягчающим наказание – совершение преступление в отношении лица в связи с осуществлением данным лицом законной деятельности.

При повышении защиты от преступных посягательств в отношении конкретной группы, непременно должна повышаться ответственность. Данная фраза должна имеет смысл и в обратном порядке – при повышении ответственности непременно должна повышаться защита, особенно в отношении лиц непосредственно нуждающиеся в защите. Сотрудники ОВД, как лица основной задачей которых является борьба с преступностью, в большей степени подвергнуты стать объектами преступлений. Помимо личности при посягательстве на сотрудника страдают интересы государства, посягающее лицо потягается и на государство в лице сотрудника ОВД. Причем, не имеет значения из-за законной деятельности совершено посягательство или нет, ведь если виновному в посягательстве лицу известно, что он посягает на сотрудника ОВД, он может причинить вред государству. В первую очередь вред причиняется авторитету власти, если можно причинить вред представителю власти, значит власть не достаточно защищает своих представителей. В первую очередь защита должна выражаться в превентивных мерах, одной из которых является уголовно правовой запрет под угрозой наказания. Данный запрет выступает не только как запрет на конкретные деяния, но и на наличия обстоятельств, отягчающих наказание.

Вернемся к фразе об повышения ответственности. В УК РФ закреплена повышенная ответственность сотрудников ОВД за совершение умышленных преступлений.

Данный факт на первый взгляд уравновешивает – наличие большого круга прав влечет возложения большого количества обязанностей. Однако отделение сотрудников ОВД от остальных сотрудников правоохранительных органов путем возложения повышенной уголовной ответственности является нарушение Конституции РФ, а именно части второй статьи 19. Обоснованием отделения служит наличие преступности среди сотрудников ОВД. В 1998 году на 10 тыс. человек аттестованного личного состава, было совершенно 35,1 преступлений, в 1999 31,8, это значит, что на триста сотрудников ОВД приходиться одно преступление.[53] Однако, преступность есть среди сотрудников прокуратуры, в 1999 на 10 тысяч человек 12,6[54] – среди органа контроля и надзора за деятельностью ОВД. Неоспоримой остается необходимость борьбы с преступностью внутри правоохранительных органов, но повышение ответственности только для сотрудников ОВД противоречит не только Конституции, но и международным правовым актам, например, противоречит статьи 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. В ней закреплен запрет дискриминации по различным основаниям, в том числе принадлежность к той или иной профессии.

Нарушение Конституции и международного правового акта, ратифицированного РФ, можно преодолеть двумя путями:

1.  Признать утратившим силу пункт «о» части 1 статьи 63 УК РФ. На наш взгляд данный путь необоснованный. Совершение преступления лицом, на которого возложена прямая обязанность - бороться с преступностью недопустимо. К тому же всем правоохранительным органам, и ОВД, в частности государство, наделило полномочия применять аппарат принуждения, в установленных законом целях. А на предоставленное право должна возлагаться обязанность, и ответственность, в данном случае повышенная уголовная ответственность.

2.  Изменить содержание указанного пункта и повысить уголовную ответственность всем сотрудникам правоохранительных органов: ОВД, прокуратуре, судьям и так далее. Наличие данного пункта в следующем содержании: «о. совершение умышленного преступления сотрудником правоохранительных органов» будет более обоснованным, и устранит противоречие Конституции и международным правовым актом. В данном случае повышенная уголовная ответственность коснется не отдельно взятой профессии, а группе профессий объединенных схожими задачами. Которые направлены на борьбу с преступностью не только в самом обществе, но и внутри органов осуществляющих борьбу с преступностью.

В УК РФ появилось новое отягчающее обстоятельство – совершение умышленного преступления сотрудником ОВД, а обратной – защитной нормы не поступила, не смотря на то что сотрудник ОВД, как было сказано выше нуждается в защите. Во второй главе было предложено расширить круг субъектов, в отношении которых должна распространяться данная норма, а именно повышения ответственности сотрудников любых правоохранительных органов. Значит и в отношении их должна быть установлено дополнительная защита. Ее можно установить дополнением пункта «о» части 1 статьи 63 УК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.