Государство действует главным образом через систему
органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм
( не смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или
организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения
(например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение это
организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам не
принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа), либо
государство в целом или отдельные его органы ( например, армия).
Функционирование государственных органов и учреждений происходит через решения
и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными полномочиями,
осуществление которых порождают юридические последствия для других лиц.
Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в
демократических государствах основываются, в частности, на принципе народного
суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей власти считается
народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном смысле слова. Она
осуществляется в представительной и непосредственной формах.
Представительная демократия, или, иначе говоря,
представительное правление, осуществляется через государственные органы,
избираемые народом. Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне
федерации и субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов.
Законный ( от латинского слова "легитимация") характер их действия
приобретает через посредство прямого участия народа. Легитимация парламента
осуществляется механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением
президента в ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются
не народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются
демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об
опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию
легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через разумные
промежутки времени. Только так может быть выражена политическая воля народа.
таким образом, демократия это "власть на время". По окончании
легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые представители
народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания депутатов парламента и
президента 4 года.
Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы
избирательного права. К принципам демократического избирательного права относят
следующие требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными,
равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все граждане
обладают избирательным правом и дискриминация по сословным, религиозным,
расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако в избирательном
праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и душевнобольным.
Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты избираются напрямую
избирателями. Между избирателями и кандидатами не посредников, выборщиков, которых
бы избирали. Свобода выборов интерпретируется как право избирателя
руководствоваться собственным выбором, без какого-либо давления извне.
Равенство выборов означает, что демократическое государство предусматривает для
всех граждан равное право на участие в формировании политической воли. Особое
значение имеет право при этом равное избирательное право и право голоса,
которые дают каждому гражданину возможность определять состав правящих сил.
Каждый голос имеет равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются.
В большинстве конституций демократических государств
закреплен принцип большинства в принятии решений на выборах и в работе
парламента, вместе с тем, часто закрепляются также и права меньшинства.
Свобода слова и политических высказываний.
Многопартийная система.
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные
задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство
делегирует часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы
управления, стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации).
Закрепление в Конституции РФ республиканской формы
государства означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи
государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства, как
правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций).
ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
3. Характеристика правового государства, данная в
абз. 3 ст. 20 германского Основного закона считается едва ли не классической.
Согласно ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным
строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда
следует, во-первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже
законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать
при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые
устраняют конституционный строй ( например, сводят на нет права человека и
гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т. п. ). В абз. 3 ст.
79 Основного закона содержится прямое запрещение, вносить в него, в частности,
такие изменения, которые затрагивают разделение Федерации на земли, принципы
сотрудничества земель в законодательстве, статью 1, обязывающую государство
уважать и защищать достоинство и права человека, и статью 20, которая
фиксирует, помимо указанного, принципы демократии и право граждан на
сопротивление попыткам устранить конституционный строй.
К основным положениям, характеризующим правовое
государство, относят следующие:
* провозглашение нерушимости основных прав
человека со стороны государства, представляющих собой сущность
свободно-демократического строя;
* закономерность, законность управления,
которая складывается из двух элементов:
* Управление руководствуется в своих
действиях законом (приоритет закона).
* Управление ( административная власть) не
имеет права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных
полномочий (ограничение законом);
* конституционность законов, связывающая
законодателя с конституцией. Означает невозможность существования законов,
противоречащих конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону.
Установление верховенства конституции;
* независимость судей как конституционный
принцип по должностному, профессиональному признаку, означающему полную свободу
решений от каких бы то ни было указаний парламента, и личную независимость,
защищающую судью от увольнения или перевода на другую работу без его согласия,
законного основания или приговора суда;
* установление основ механизма гарантий прав
и свобод, сформулированного в 5 поправке в 1789 г. к Конституции Соединенных
Штатов Америки 1787 года: "Никто не должен лишиться жизни, свободы или
имущества без должной юридической процедуры", т. е. иначе как по закону.
При этом закон не имеет обратной силы, а судья не имеет права решать, что
наказуемо, а что нет, иначе гражданин потеряет критерии оценки того, что
правомерно, а что противоречит правопорядку. Суд - механизм правовой защиты и
правового контроля;
* разделение власти, т. е. расчленение
неделимой государственной власти на отдельные функции. Политическая функция
конституции состоит в установлении юридических пределов ограничения власти. В
статье 16 Декларации прав человека и гражданина характеризуются такие пределы:
"Любое общество, в котором не обеспечивается гарантия прав человека и не
определяется разделение властей, вовсе не имеет конституции".
Разделение как распределение функций.
"Разделение
властей" означает принцип, в соответствие с которым при конституционном
режиме ни одна их трех главных властей не может кумулировать две или более двух
функции ( законодательная, исполнительная, судебная). Точнее, следовало бы
говорить о "разделе", а не о "разделении" властей, т. к.
этот принцип не запрещает сотрудничества или конфронтации между различными
властями ( органами). Например, при президентском режиме оба органа ( президент
и парламент) сотрудничают в осуществлении законодательной функции. В данном
случае под президентском режимом понимается такой конституционный режим, при
котором исполнительная власть, состоящая исключительно из президента
республики, и законодательная власть являются юридически независимыми. Это
означает, что ни одна из них не может положить конец функциям другой и кроме
того ни одна из них не вытекает из другой ( существует лишь в США). При таком
режиме правительства нет, есть только министры, которые непосредственно
подотчетны президенту, который может их отозвать в любой момент. Парламент не
может свергнуть исполнительную власть за исключением судебной процедуры,
названной импичментом. Здесь президент участвует в законотворчестве, используя
свое право вето, а парламент участвует в исполнительной функции, занимаясь
вопросами назначения ряда высокопоставленных служащих и ратификации договоров,
он также занимается судебной функцией ( импичмент). При парламентском режиме
правительство и парламент могут не только сотрудничать, но и противостоять друг
другу ( конфронтация). Речь идет о режиме, в котором руководящий орган
исполнительной власти ( правительство или кабинет) зависим от законодательной
власти. В рамках парламентского режима отличают два производных варианта:
монистский, если парламент имеет монопольное право назначать и смещать
правительство, и дуалистский, если глава государства обладает параллельно с
парламентом этой двойной способностью ( или по крайней мере второй из них).
Концентрация властей вопреки разделению.
Конституция демократического либерального режима по
необходимости структурирована вокруг принципа разделения властей ( раздела).
Напротив, авторитарный режим всегда характеризуется смешением этих властей.
Исполнительная власть может концентрировать в себе все три власти, а
парламентское собрание объединять также исполнительные и судебные функции . В
действительности достаточно смешения только двух властей, чтобы не было
реального раздела властей.
Пример концентрации властей - статья 6 ( бывшей)
Конституции СССР. Принцип разделения властей служит, в первую очередь, защите
гражданина от злоупотреблений властью со стороны государства. Цель его -
достичь взаимного сдерживания и ограничения властей. Гарантия прав состоит в
том, что права могут противопоставляться государству, а механизм гарантии прав
человека неизбежно ведет к ограничению власти государства.
3.2 Социальное государство
Данная характеристика государства означает, что государство
служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные
социальные различия. Это понятие не означает учреждения тотального государства
благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и
организуемой государством. Государство лишь стремится к приблизительно
равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному
распределению тягот. Личная свобода должна гарантироваться законом лишь
постольку, поскольку это не нарушает требований, вытекающих из принципа
социального государства. Этим принципом обусловлено следующее:
право человека требовать от государства
обеспечения прожиточного минимума, не унижающего человеческое достоинство.
Каждый взрослый член общества обязан обеспечивать себя и содержать свою семью.
Здесь действует принцип индивидуальный ответственности. Однако бывают случаи,
когда человек не в состоянии обеспечить свое существование сам. В таких случаях
социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано обеспечить
его жизненно необходимыми вещами: продуктами питания, жильем, обеспечением в
случае болезни и т. п. Прожиточный минимум обеспечивается посредством оказания
социальной помощи и право на это гарантировано законом;
обязанность государства обеспечивать гражданину
нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги,
здравоохранение, образование, трудоустройство и пр. );
социальное равенство в определенных
пределах. Социальное государство обязано реагировать на социальное неравенство
определенных групп населения. Например, многодетных семей, матерей, дей и
молодежи, инвалидов войны;
принудительное социальное страхование
определенных групп;
возможные ограничения свободы договоров (
например, меры по регулированию цен);
меры по социальной направленности
налоговой политики.
К этому же принципу можно отнести принцип
экономического планирования (программирования) в интересах общества.
ФЕДЕРАЛИЗМ
Этот принцип построения государства означает, что
государственная власть поделена между федерацией и субъектами федерации. В
Российской Федерации - это республики, края, области, города федерального
значения, автономные области и автономные округа.
Принципы вертикального разделения властей.
Федерализм относится к одному из основополагающих
принципов вертикального разделения властей. Смысл его состоит в усилении
правового государства и демократии в результате дополнения горизонтального
деления власти вертикальным распределением ее сверху вниз. Субъекты федерации в
России наделяются, как и в других федеративных государствах, правом выполнять
законодательные функции на своем уровне и в пределах своей компетенции.
Принимаемые ими законы способны в большей мере отражать региональные
особенности и потребности граждан, проживающих на территории данного субъекта
федерации. Гражданин получает возможности уже на региональном уровне
посредством суда проверить правомерность вмешательства государства в область
его гражданских прав и имеет двойную защиту от посягательств государства на его
основные права.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43
|