на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Ответы на вопросы государственного экзамена

Государство действует главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм ( не смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения (например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам не принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа), либо государство в целом или отдельные его органы ( например, армия). Функционирование государственных органов и учреждений происходит через решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для других лиц. Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются, в частности, на принципе народного суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей власти считается народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном смысле слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной формах.

Представительная демократия, или, иначе говоря, представительное правление, осуществляется через государственные органы, избираемые народом. Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне федерации и субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов. Законный ( от латинского слова "легитимация") характер их действия приобретает через посредство прямого участия народа. Легитимация парламента осуществляется механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением президента в ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются не народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через разумные промежутки времени. Только так может быть выражена политическая воля народа. таким образом, демократия это "власть на время". По окончании легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые представители народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания депутатов парламента и президента 4 года.

Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы избирательного права. К принципам демократического избирательного права относят следующие требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными, равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все граждане обладают избирательным правом и дискриминация по сословным, религиозным, расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако в избирательном праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и душевнобольным. Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты избираются напрямую избирателями. Между избирателями и кандидатами не посредников, выборщиков, которых бы избирали. Свобода выборов интерпретируется как право избирателя руководствоваться собственным выбором, без какого-либо давления извне. Равенство выборов означает, что демократическое государство предусматривает для всех граждан равное право на участие в формировании политической воли. Особое значение имеет право при этом равное избирательное право и право голоса, которые дают каждому гражданину возможность определять состав правящих сил. Каждый голос имеет равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются.

В большинстве конституций демократических государств закреплен принцип большинства в принятии решений на выборах и в работе парламента, вместе с тем, часто закрепляются также и права меньшинства.

Свобода слова и политических высказываний.

Многопартийная система.

САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы управления, стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации).

Закрепление в Конституции РФ республиканской формы государства означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства, как правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций).

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

3.  Характеристика правового государства, данная в абз. 3 ст. 20 германского Основного закона считается едва ли не классической. Согласно ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда следует, во-первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй ( например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т. п. ). В абз. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое запрещение, вносить в него, в частности, такие изменения, которые затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве, статью 1, обязывающую государство уважать и защищать достоинство и права человека, и статью 20, которая фиксирует, помимо указанного, принципы демократии и право граждан на сопротивление попыткам устранить конституционный строй.

К основным положениям, характеризующим правовое государство, относят следующие:

*          провозглашение нерушимости основных прав человека со стороны государства, представляющих собой сущность свободно-демократического строя;

*          закономерность, законность управления, которая складывается из двух элементов:

*          Управление руководствуется в своих действиях законом (приоритет закона).

*          Управление ( административная власть) не имеет права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий (ограничение законом);

*          конституционность законов, связывающая законодателя с конституцией. Означает невозможность существования законов, противоречащих конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону. Установление верховенства конституции;

*          независимость судей как конституционный принцип по должностному, профессиональному признаку, означающему полную свободу решений от каких бы то ни было указаний парламента, и личную независимость, защищающую судью от увольнения или перевода на другую работу без его согласия, законного основания или приговора суда;

*          установление основ механизма гарантий прав и свобод, сформулированного в 5 поправке в 1789 г. к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года: "Никто не должен лишиться жизни, свободы или имущества без должной юридической процедуры", т. е. иначе как по закону. При этом закон не имеет обратной силы, а судья не имеет права решать, что наказуемо, а что нет, иначе гражданин потеряет критерии оценки того, что правомерно, а что противоречит правопорядку. Суд - механизм правовой защиты и правового контроля;

*          разделение власти, т. е. расчленение неделимой государственной власти на отдельные функции. Политическая функция конституции состоит в установлении юридических пределов ограничения власти. В статье 16 Декларации прав человека и гражданина характеризуются такие пределы: "Любое общество, в котором не обеспечивается гарантия прав человека и не определяется разделение властей, вовсе не имеет конституции".

Разделение как распределение функций.

"Разделение властей" означает принцип, в соответствие с которым при конституционном режиме ни одна их трех главных властей не может кумулировать две или более двух функции ( законодательная, исполнительная, судебная). Точнее, следовало бы говорить о "разделе", а не о "разделении" властей, т. к. этот принцип не запрещает сотрудничества или конфронтации между различными властями ( органами). Например, при президентском режиме оба органа ( президент и парламент) сотрудничают в осуществлении законодательной функции. В данном случае под президентском режимом понимается такой конституционный режим, при котором исполнительная власть, состоящая исключительно из президента республики, и законодательная власть являются юридически независимыми. Это означает, что ни одна из них не может положить конец функциям другой и кроме того ни одна из них не вытекает из другой ( существует лишь в США). При таком режиме правительства нет, есть только министры, которые непосредственно подотчетны президенту, который может их отозвать в любой момент. Парламент не может свергнуть исполнительную власть за исключением судебной процедуры, названной импичментом. Здесь президент участвует в законотворчестве, используя свое право вето, а парламент участвует в исполнительной функции, занимаясь вопросами назначения ряда высокопоставленных служащих и ратификации договоров, он также занимается судебной функцией ( импичмент). При парламентском режиме правительство и парламент могут не только сотрудничать, но и противостоять друг другу ( конфронтация). Речь идет о режиме, в котором руководящий орган исполнительной власти ( правительство или кабинет) зависим от законодательной власти. В рамках парламентского режима отличают два производных варианта: монистский, если парламент имеет монопольное право назначать и смещать правительство, и дуалистский, если глава государства обладает параллельно с парламентом этой двойной способностью ( или по крайней мере второй из них).

Концентрация властей вопреки разделению.

Конституция демократического либерального режима по необходимости структурирована вокруг принципа разделения властей ( раздела). Напротив, авторитарный режим всегда характеризуется смешением этих властей. Исполнительная власть может концентрировать в себе все три власти, а парламентское собрание объединять также исполнительные и судебные функции . В действительности достаточно смешения только двух властей, чтобы не было реального раздела властей.

Пример концентрации властей - статья 6 ( бывшей) Конституции СССР. Принцип разделения властей служит, в первую очередь, защите гражданина от злоупотреблений властью со стороны государства. Цель его - достичь взаимного сдерживания и ограничения властей. Гарантия прав состоит в том, что права могут противопоставляться государству, а механизм гарантии прав человека неизбежно ведет к ограничению власти государства.

3.2 Социальное государство

Данная характеристика государства означает, что государство служит обществу и стремится исключить или минимизировать неоправданные социальные различия. Это понятие не означает учреждения тотального государства благосостояния и не предполагает экономической системы, полностью управляемой и организуемой государством. Государство лишь стремится к приблизительно равномерному содействию благу всех граждан и приблизительно равномерному распределению тягот. Личная свобода должна гарантироваться законом лишь постольку, поскольку это не нарушает требований, вытекающих из принципа социального государства. Этим принципом обусловлено следующее:

            право человека требовать от государства обеспечения прожиточного минимума, не унижающего человеческое достоинство. Каждый взрослый член общества обязан обеспечивать себя и содержать свою семью. Здесь действует принцип индивидуальный ответственности. Однако бывают случаи, когда человек не в состоянии обеспечить свое существование сам. В таких случаях социальное государство должно взять заботу о нем на себя. Оно обязано обеспечить его жизненно необходимыми вещами: продуктами питания, жильем, обеспечением в случае болезни и т. п. Прожиточный минимум обеспечивается посредством оказания социальной помощи и право на это гарантировано законом;

            обязанность государства обеспечивать гражданину нормальные условия существования, хотя бы не бесплатно (коммунальные услуги, здравоохранение, образование, трудоустройство и пр. );

            социальное равенство в определенных пределах. Социальное государство обязано реагировать на социальное неравенство определенных групп населения. Например, многодетных семей, матерей, дей и молодежи, инвалидов войны;

            принудительное социальное страхование определенных групп;

            возможные ограничения свободы договоров ( например, меры по регулированию цен);

            меры по социальной направленности налоговой политики.

К этому же принципу можно отнести принцип экономического планирования (программирования) в интересах общества.

ФЕДЕРАЛИЗМ

Этот принцип построения государства означает, что государственная власть поделена между федерацией и субъектами федерации. В Российской Федерации - это республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа.

Принципы вертикального разделения властей.

Федерализм относится к одному из основополагающих принципов вертикального разделения властей. Смысл его состоит в усилении правового государства и демократии в результате дополнения горизонтального деления власти вертикальным распределением ее сверху вниз. Субъекты федерации в России наделяются, как и в других федеративных государствах, правом выполнять законодательные функции на своем уровне и в пределах своей компетенции. Принимаемые ими законы способны в большей мере отражать региональные особенности и потребности граждан, проживающих на территории данного субъекта федерации. Гражданин получает возможности уже на региональном уровне посредством суда проверить правомерность вмешательства государства в область его гражданских прав и имеет двойную защиту от посягательств государства на его основные права.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.