на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Ответы на вопросы государственного экзамена

В зависимости от характера и объема проявлений государственного управления и, соответственно, от сущности отражаемых сторон можно выделить три крупные группы принципов государственного управления:

1.   общественно-политические, сформулированные в результате познания общих закономерностей и специфики развития государственного управления;

2.   организационно-структурные, отражающие организационную структуру государственного управления и служащие отправными моментами при ее исследовании и совершенствовании;

3.   организационно-функциональные, выведенные на основе анализа содержания взаимодействия субъектов и объектов государственного управления и характеризующие их функциональные проявления.

1. Общественно-политические принципы в зависимости от характера проявления можно условно подразделить на следующие подгруппы:

а) принципы, отражающие и определяющие социально-политическую суть государственного управления;

б) принципы, характеризующие внутреннюю организацию содержания и механизма государственного управления;

в) принципы централизма, тесно связанные с территориально-отраслевым принципом и создающие предпосылки для формирования содержания и организационной структуры государственного управления.

2. Организационно-структурные принципы имеют более узкое применение и касаются организационной структуры государственного управления. В соответствии с ними построен механизм государственного управления и определены внутренние структурные взаимосвязи между его элементами. Эта группа объединяет;

а) принцип единства государственной власти применительно к организационной структуре управления;

б) принцип объединения в единой системе различных подсистем и звеньев государственного управления в области экономического, социально-политического строительства;

в) линейно-функциональный принцип, помогающий в целом повысить эффективность организационной структуры государственного управления.

2.а) Принцип единства государственной власти характеризует не только социальную природу, целевую направленность, но и организационное строение государства. Он указывает на источник и силу, формирующие структуру государственного управления, определяет способ формирования, направляющие и контролирующие взаимосвязи и т.п.

Из принципа единства государственной власти вытекает структурная и функциональная зависимость системы органов государственного управления от системы представительных учреждений государственной власти. Он создает условия и определяет пределы участия в государственном управлении представительных органов государственной власти. На основе и в соответствии с ним осуществляется контроль прокуратуры и суда за законностью деятельности аппарата органов государственного управления.

б) Принцип объединения в единой системе различных подсистем и звеньев государственного управления в области экономического и социально-политического строительства предполагает единство системы органов государственного управления и органическое включение в нее всех подсистем и подразделений, выполняющих функции государственного управления.

в) Линейно-функциональный принцип более применим в формировании внутренних структурных взаимосвязей органа управления. Однако тип внутренней структуры органа управления обусловлен его внешними взаимосвязями с другими органами управления. Эти внешние взаимосвязи могут строиться на основе полного подчинения и подконтрольности деятельности нижестоящих органов определенным органам (по вертикали и по горизонтали). В итоге получается система отношений, при которой каждый орган управления в основном по всем вопросам своей компетенции получает указания и подотчетен одному, а при системе двойного подчинения - двум органам управления.

3. Организационно-функциональные принципы отражают взаимосвязь между субъектами и объектами управления.

а) принцип совместимости, определяющий, что взаимодействие между взаимосвязанными субъектами и объектами управления должно отличаться однородностью, непротиворечивостью, он требует, чтобы общий набор функций государственного управления отвечал реальным связям объекта и субъекта управления, а внутри подобного набора не было несовместимых или противоречивых по содержанию функций государственного управления;

б) принцип концентрации, обусловливающий необходимость выбора наиболее эффективных и важных функций управления и сосредоточения внимания и усилий на их реализации;

в) принцип комбинирования, позволяющий внутри определенного комплекса так группировать отдельные взаимодействия, чтобы не допускать дублирования и параллелизма;

г) принцип достаточного разнообразия, требующий чтобы между системой государственного управления и управляемыми объектами было наибольшее количество разнообразных взаимодействий, обеспечивающих высокую эффективность общего комплекса взаимодействий;

д) принцип соответствия управляющих воздействий (функций управления) характеру взаимосвязи между субъектами и объектами государственного управления, потребностям и запросам объектов.

ВОПРОС №61.
ПРИНЦИПЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ в РФ.

Федеративное государство обычно должно строиться на трех основных принципах:

1. Принцип автономии.

Федерация в целом и каждое из ее образований наделяются прерогативой принятия законов. Имеет место реальное разделение власти. Полномочия тех и других распространяются на строго определенные сферы деятельности. В этом плане автономия исключает всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов в решение одного и того же вопроса, т. е. каждый обладает собственными исключительными полномочиями.

2. Принцип равенства.

Федерации не принадлежит опекунская власть, иначе говоря, политический контроль над ее субъектами в сфере компетенции последних. Сами же субъекты федерации тем более не вправе навязывать ей свою волю. Как с точки зрения права, так и на практике все объединяющиеся в федерацию единицы должны быть равны. Они подчинены лишь Конституции, которая устанавливает и разграничивает их компетенцию.

3. Принцип участия.

Федеративное государство основывается на изначальном распределении полномочий и средств их осуществления. Подобное разделение функций должно быть компенсировано наличием механизмов сотрудничества. Субъекты федерации участвуют в руководстве на федеральном уровне, в первую очередь, через верхние палаты национальных парламентов.

В общем виде, не с точки зрения конституционного закрепления, а с точки зрения реального соотношения сил, сложившегося между центром и субъектами федерации, можно выделить следующие виды федерализма:

1. Квази-федерализм.

Федеративное устройство государства существует практически только на уровне законов, которые в реальной жизни не действуют. Сохраняется практически полный диктат центра. Субъекты федерации являются обычным уровнем иерархической пирамиды управления в централизованном государстве.

2. Классический федерализм. Основным его принципом является такое разделение власти между центральным и региональными правительствами, при котором каждое из них в пределах своей компетенции координирует свои действия самостоятельно в условиях автономии.

3. Кооперативный федерализм.

Форма федерализма, при которой идет процесс постепенной "притирки" и согласования позиций между уровнями управления, при этом не столько законодательным и судебным путем, сколько наработкой опыта взаимодействия - постоянные консультации и координация для совместных решений. Для этого типа федерализма характерна фрагментация власти внутри каждого уровня управления, жесткое функциональное разделение, формирование специфических связей между группами чиновников профессионалов, действующих на различных уровнях государственного управления, в значительной степени закрытый для общественности характер этих связей.

4. Исполнительный федерализм.

Концентрация и централизация власти на высших органах исполнительной власти как федерации в целом, так и ее субъектов,

контроль за отношениями между центром и регионами со стороны политиков и официальных лиц с широким кругом функциональных интересов, крайне формализованные и широко освещаемые средствами массовой информации процедуры налаживания и совершенствования отношений между центром и субъектами федерации.

5. Чрезвычайный федерализм.

Он существует в период глубоких социальных и экономических потрясений (войны, великая депрессия и т. п. ). В этом случае субъекты федерации добровольно передают часть своей компетенции центру на определенный период времени.

6. Федерализм с двойным лицом.

Субъекты федерации находятся в данном случае в неравном правовом положении, имеют различный конституционный статус, соответственно их реальные права и возможности в значительной степени различаются.

В принципе ни одно из федеративных государств нельзя в полной мере отнести к какому-либо типу федерализма, скорее можно говорить о тяготении к одной из этих моделей или сочетании характерных черт нескольких из них. Так для Российской Федерации в период до августа 1991 года в значительный степени был характерен квази-федерализм (то же самое можно сказать и о доперестроечном СССР), в настоящее же время начинают превалировать черты исполнительного федерализма с двойным лицом (сохраняется реальное различие в статусе республик и областей в составе РФ).

Принципы местного самоуправления - это обусловленные природой местного самоуправления коренные начала и идеи, лежащие в основе организации и деятельности населения, формируемых им органов, самостоятельно осуществляющих управление местными делами.

Общепринятой (по крайней мере в теоретическом плане) является точка зрения, что местное самоуправление в демократическом обществе должно базироваться на трех основополагающих принципах:

·    права на местное самоуправление,

·    власть общей компетенции;

·    и принцип субсидарности.

В большинстве западноевропейских стран местные власти имеют властные полномочия общей компетенции, т.е. право предпринимать любые действия в интересах местной общины, которое специально за ним не закреплено. Точкой отсчета здесь является не набор определенных властных полномочий и обязанностей, но власть широкого спектра, к которой добавляются обязанности общенационального уровня. На практике, конечно, большая часть их деятельности - обеспечение национальных услуг в соответствии с их обязанностями. Важность властных полномочий общей компетенции не столько в деятельности, которую они делают возможной, сколько в концепции местного управления, которую они выражают. Властные полномочия общей компетенции должны рассматриваться как выражение компетенции местного управления как управления самой общиной.

Поскольку община является самоуправляемой, местные власти должны предпринять действия, которые ожидаются общиной (нужны общине). Им не нужно искать специфические властные полномочия, поскольку их власть непосредственно вытекает из самой концепции местного управления.

Принцип сабсидарности предусматривает обеспечение такого положения, когда компетенция в той или оной сфере деятельности по возможности принадлежит наиболее низкому уровню управления, максимально приближенному к людям.

Конституционные принципы местного самоуправления

            Конституция РФ закрепляет местное самоуправление как важнейший элемент основ конституционного строя, как самостоятельную форму осуществления народом своей власти. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а действуют самостоятельно и ответственны перед населением. В основе местного самоуправления в РФ лежат следующие основные принципы, закрепляемые Конституцией РФ и федеральным законодательством.

1. Самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения. Конституция РФ (ст.12) гарантирует, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Население самостоятельно решает местные вопросы, реализуя полномочия, закрепляемые за местным самоуправлением, непосредственно (через формы прямого местного самоуправления), а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.