на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ (НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
2008
2009
2010


Рис. 14 - Загрузка отеля «Акватория»
Налицо явная тенденция к снижению процента загрузки номерного фонда.
В отеле «Акватория»перечень дополнительных платных услуг невелик. В него входят: прокат лодок, продажа пляжных принадлежностей (шезлонги, пляжные зонтики, надувные матрасы и т.п.) вызов такси; продажа сувениров с символикой Нижнего Новгорода, глажение одежды; пользование сауной; услуги парикмахерской, услуги междугородней связи.
Таблица 7
Объем платных услуг населению в 2010 г.

Месяц Прокат лодок тыс.руб. Продажа пляжных принадлежностей тыс.руб. Услуги размещения тыс.руб. Прочие виды услуг тыс.руб. Итого тыс.руб.
Январь 0 0 1374 20 1674
Февраль 0 0 1582 15 1926
Март 0 0 1787 21 2190
Апрель 0 0 1767 25 2171
Май 3 636 1489 31 1857
Июнь 3 955 1774 30 2156
Июль 5 1207 1469 27 1804
Август 2 1161 1768 32 2162
Сентябрь 1 659 2386 58 2893
Октябрь 0 0 2879 42 3444
Ноябрь 0 0 2498 37 3009
Декабрь 0 0 2210 44 2711
Итого 14 4618 22983 382 27997

 
Преобладающей и имеющей приоритетное значение для Общества является
- ведение гостиничного бизнеса, содержание гостиницы, обеспечение проживания гостей в номерном фонде и доля этих доходов составляет - 82%
- иные виды деятельности - 18%.
Основные экономическиепоказатели работы отеля «Акватория»за 2008-2009 годы представлены в таблице 8.
Таблица 8
Экономические показатели работы отеля «Акватория» [2]

Показатели 2008 г 2009 г Абсолютное отклонение Относительное отклонение
Доход от реализации, тыс. руб. 20096,0 15356,0 -4740,0 -23,6
Затраты на реализацию услуг, тыс. руб. 18827,0 14301,0 -4526,0 -24,0
Уровень затрат, % к объему реализации. 93,7 93,1 -0,6 -0,6
Прочие доходы, тыс. руб. 4,0 55,0 +51,0 +1275,0
Прочие расходы, тыс. руб. 547,0 709,0 +162,0 +29,6
Прибыль, тыс. руб. 726,0 401,0 -325,0 -44,8
Зарплата, тыс. руб. 5771,0 6060,0 +289,0 +5,0
Ср.списочная численность 90,0 84,0 -6,0 -6,7
Производительность труда, тыс. руб./чел. 223,3 182,8 -40,5 -18,1
Среднегодовая зарплата, тыс. руб./чел. 64,1 72,1 8 +12,5

 
Как видно из таблицы 8, за отчетный период доход от реализации услуг снизился на 23,6% и к концу периода составил 15356 тыс. руб. Однако изменились и затраты на реализацию, они уменьшились на 24% и составили 14301 тыс. руб. Уровень затрат изменился незначительно, снизился на 0,6%.
Основной показатель, характеризующий экономическую деятельность предприятия это прибыль. Прибыль отеля «Акватория» уменьшилась на 44,8% и составила 401 тыс. руб.
Очевидно снижение интереса рынка к деятельности отеля «Акватория». Об этом говорит снижение загрузки номерного фонда и снижение прибыли.
Для обеспечения дальнейшей финансово успешной деятельности отелю «Акватория» необходимо выработать систему оперативного реагирования на изменяющиеся предпочтения потребителей.
 
 
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
3.1. Проблемы туристической отрасли России и мероприятия по их решению
 
Современный туризм - это в первую очередь социально-антропологический феномен. Своего рода форма "великого переселения" народов, как она доступна из сегодняшнего дня и сегодняшних транспортных технологий. При этом отношение к туризму как экономической деятельности и к туристам как носителям иной культуры всегда формируется под воздействием традиционных социокультурных образцов соседства, гостеприимства, а также из отношения к самому себе, своей истории, ритуалам и традиция, роду. Способность быть путешественником и принимать гостей вырастает из недр и ресурсов своей собственной культуры.
У российского туризма четыре проблемы, и все они – антропологические [22].
Первая - плохой сервис за большие деньги. Нам кажется, что мы славимся "традиционным русским гостеприимством". Но в системе туриндустрии турист (особенно неинкультурированный в Россию иностранец) оказывается скорее "топливом", чем пассажиром.
Вторая - давление негативных стереотипов. Мы для "них" агрессивные, неприветливые, пьяные, без полутонов - либо бесправные нищие, либо хамские "хозяева жизни". Такие стереотипы поддерживаются не только зарубежными СМИ, российскими эмигрантами, но также создаются и сами российскими туристами в любом дальнем зарубежье, до которого могут они дотянуться.
Третья проблема - нераскрученность достопримечательностей, невстроенность их в мировую культурную рефлексию.
И последняя по списку, но основная - мы просто мировоззренчески не готовы принимать туристов. Мы не понимаем культурных основ этого вида активности.
Сегодня для нас актуальны два типа отношения к туристам.
Первый из них - турист как "Шпион". Мы еще не забыли и не избавились от советской привычки видеть в иностранце "засланца" (особенно если встречам его где-то в неожиданной глуши) и бояться "гэбни", которая, как водится, пасет и его, и нас - заодно.
Другой тип туриста в нашей культуре - "Дар". Он сам приезжает, это "дары природы", которые никогда не иссякнут в их ежесезонной регулярности [23].
По мнению иностранных исследователей, туристов в России отпугивают растущие цены, плохая инфраструктура, скудный список развлечений, а также сложный и запутанный механизм выдачи виз.
«Многократной чемпионке мира по армрестлингу Хейди Андерссон отказано в получении российской визы из-за якобы рваного паспорта». Подобные сообщения о знаменитостях, которым отказано во въезде в Россию, периодически появляются на страницах скандинавских газет, укрепляя обывателей во мнении, что российские консульства – не самые «легкопроходимые» учреждения в мире. «Для поездки по Транссибирской железной дороге требуются три визы. Монгольскую и китайскую легко получить самостоятельно, совсем другое дело – российская, – делятся опытом на своей веб-страничке молодые шведские путешественники. – В течение четырех месяцев мы обменивались сообщениями по электронной почте с разными Ольгами и Анастасиями из туристических агентств в России, которые должны были снабдить нас семью видами необходимых для въезда документов. Совет для тех, кто решит пойти по нашим следам: лучше заплатите туристическому агентству в Швеции, если хотите избежать множества хлопот». [17]
Особенно много недовольных среди финнов, поскольку именно они чаще других скандинавов приезжают в Россию. Так, финское генконсульство выдает туристические визы россиянам без требования предъявить приглашение или без бронирования гостиницы. Финский турист обязан иметь либо приглашение, либо документ не только о бронировании, но и об оплате места в отеле. Североевропейских туристов раздражает также обязательная справка об отсутствии ВИЧ-инфекции, если гость собирается прожить в стране более трех месяцев. Обращение в медучреждение на родине с пожеланием провериться на СПИД сопряжено с массой неудобств, главным образом психологического характера, поэтому в той же Финляндии распространилась торговля фальшивыми свидетельствами, которые продают определенные туристические компании в одном пакете с «визовыми» услугами. Среднему финну непонятна логика российского закона: получается, носитель СПИДа может спокойно въезжать в страну на два месяца и 29 дней, а вот при большем сроке он представляет угрозу для жизни и здоровья аборигенов [19].
Немало нареканий вызывает система регистрации иностранцев, если они живут в одном городе больше трех дней. «Россиянин едет в Мадрид, Рим, Париж, Брюссель, Амстердам и никому не объясняет, зачем и насколько он туда едет, главное – чтобы он уехал в срок. Испанский же гражданин должен объясняться с властями и регистрироваться везде, куда бы он ни поехал – в Москве, Иркутске или Петербурге», – посетовал на днях в беседе с «НИ» чрезвычайный и полномочный посол Испании в РФ Хуан Антонио Марк. Конечно, все эти трудности можно объяснить особенностями национальной политики в духе «око за око». Но как в таком случае обосновать наше нежелание идти навстречу государствам, пропагандирующим лояльность к «руссо туристо»? «Мы выдаем россиянам многоразовые визы на полгода, а нашим гражданам дают однократную визу на четыре дня», – подчеркивает посол Испании. Отмена виз для туристов из ЕС была бы логичным шагом, – считает директор туркомпании Илья Клубникин. – У нас безвизовый режим для граждан стран СНГ, неужели при свободном въезде для европейских туристов к нам хлынет поток гастарбайтеров из Франции?[19]
Как ни крути, поездка в Россию для обычного интуриста получается довольно затратной, и не только по количеству нервных клеток или часов. Например, для японцев стоимость недельного тура с осмотром Москвы и Санкт-Петербурга колеблется в районе 2,6–3,2 тыс. долларов. Это для обеспеченных японских граждан не так дорого, но приобретение сувениров уже создает проблемы – цены в главных городах России «кусаются». В копеечку для японского путешественника обходится ресторанное обслуживание и размещение в отелях. Переводчица русского языка Нацуко Самэдзима много лет училась в РФ, в нашей стране у нее остался не один десяток друзей. «Еще пять-шесть лет назад мне удавалось заказывать номера до 150–200 долларов в сутки в центре столицы или близко к нему, но сейчас плата взлетела, – сетует она. – С зарплатой в три тысячи долларов в месяц японцам трудно часто посещать Россию». Некоторые пятизвездочные отели в России явно уступают по набору сервиса токийским, одноместные номера в которых вполне можно снять за те же 150–200 долларов, а в обычных трехзвездочных гостиницах в сутки – за 100 долларов. «Я бы хотела побывать в Москве по индивидуальному туру и снять жилье в частном секторе, но такого вида услуг турагентства пока не предлагают», – с грустью заключает Нацуко Самэдзима. Неудивительно, что японцы предпочитают смотреть российские достопримечательности по Интернету.
Удивляться интуристам нечему: Москва давно лидирует в списке самых дорогих городов мира. Однако требование «позолотить ручку» начинается задолго до пересечения границы. «Существуют два срока оформления российской туристической визы для европейцев: в десять дней и в три дня, – говорит первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович. – Разница в цене – минимум в два раза. За счет этого российскими консульствами создаются искусственные ситуации, когда турист вынужден оформлять срочную визу, а значит – платить больше». [17]Еще одна статья дохода на европейцах – торговля приглашениями. В Интернете полно фирм, обещающих гарантированное получение визы, при этом покупать турпутевку у них необязательно. Стоимость такой услуги колеблется от 1,5 тыс. до 12,7 тыс. рублей, в зависимости от типа визы, срока пребывания в России и гражданства иностранца. «Это незаконно, – поясняют власти. – Впрочем, консульство не всегда имеет возможность проверить подлинность предоставленной информации, да обычно и не стремится к этому. Приглашения до сих пор принимаются по факсу, что легче всего подделать».
Особенно популярна такая услуга у граждан, живущих в странах так называемого миграционного риска. Примечательно, что туда входят практически все государства, отменившие или упростившие въездные визы для российских туристов. «Граждане этих стран чаще других используют Россию в качестве промежуточной страны для нелегальной миграции в Европу, – рассказал Владимир Канторович. – Происходит это так: летит человек из Анголы в Париж с пересадкой в России. Поскольку наш аэропорт он проходит транзитом, общаться с пограничниками не нужно. Перед посадкой в самолет иностранец торжественно спускает свой паспорт в унитаз. Из Парижа его высылают туда, откуда он прилетел: в данном случае, обратно в Москву».[21]
Граждане этих стран могут получить российскую визу, но с оговорками. Например, им обязательно потребуется пройти собеседование в консульстве и предоставить «бронебойное» подтверждение платежеспособности. Такие придирки с благой целью ставят добропорядочных туристов в неудобное положение. Теперь уже бывший посол Индии в РФ Канвал Сибал неоднократно говорил о необходимости упрощения процедуры оформления документов, а также о сокращении сроков ее получения. Разговоры об этом шли еще четыре года назад, но серьезных подвижек не видно. При этом интерес граждан Индии к России есть, как и материальные возможности путешествовать. «Надо быть реалистами. Если у нас при постоянных разговорах об отличных отношениях между Дели и Москвой даже бизнесмены не могут добиться упрощения визовых процедур, что же говорить об индийских туристах? Ваши чиновники, наверное, видят в них потенциальных нелегалов», – с грустью заметил в этой связи сотрудник одной из индийских туркомпаний Прабха Сатил [21].
И ладно бы еще после всего этого турист получал достойную экскурсионную программу! Но в подавляющем большинстве случаев иностранцы нарезают круги по «Золотому кольцу», редко выбираясь за его пределы. «Помимо этого, экскурсионные программы обычно включают в себя Москву и Санкт-Петербург, – рассказал  Илья Клубникин. – Стабильным спросом пользуются речные круизы по Волге или русскому Северу, с заездом на Валаам. Из новых объектов показа можно назвать озеро Байкал и Камчатку. Альтернативные маршруты прокладываются крайне редко».[19]
Туристический рынок в России довольно инертен, и не только в плане новых развлечений, считают эксперты. Представители старших поколений, составляющие большинство туристов в России, жалуются на плохие условия для отдыха и низкую квалификацию обслуживающего персонала. «Приезжающий на отдых поляк хочет чувствовать себя паном, хотя бы на время, – поделился с «НИ» заядлый путешественник Яцек Домбровский. – А в России по-настоящему приличный сервис могут получить очень богатые люди, швыряющиеся деньгами налево и направо. В нашей культуре это не принято, мы бережем каждый грош даже на отдыхе». Из-за этого польские туристы выбирают нашу страну в 2% случаев, тогда как еще в 2000-м этот показатель составлял 5%.
С целью решения проблем туристической отрасли России Правительство РФ разработана федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» [25].
Целью Программы является повышение конкурентоспособности российского туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Общий объем финансирования Программы рассчитан в ценах соответствующих лет на основе анализа затрат и длительности выполнения каждого мероприятия Программы и составляет 332 млрд. рублей.
Финансирование мероприятий Программы планируется осуществлять за счет:
·     средств федерального бюджета - в размере 96 млрд. рублей (28,9 процента);
·     средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - в размере 25 млрд. рублей (7,5 процента);
·     средств внебюджетных источников - в размере 211 млрд. рублей (63,6 процента).
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
·        задача 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации";
·        задача 2 "Повышение качества туристских услуг";
·        задача 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках".
Реализация Программы рассчитана на период с 2011 по 2018 годы. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса страны.
Сокращенный срок реализации Программы не позволит достигнуть ожидаемых результатов и создать комфортную предпринимательскую среду в субъектах Российской Федерации для привлечения инвестиций, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма страны на основе государственно-частного партнерства.
Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в 2 этапа.
Первый этап (2011 - 2014 годы) предусматривает проведение работ по созданию первоочередных туристских объектов, которые станут точками роста современных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров в нескольких субъектах Российской Федерации. Также планируется осуществить частичную поддержку ряда перспективных проектов создания региональных туристских кластеров за счет вовлечения бизнес-сообщества отдельных регионов в процессы формирования государственно-частного партнерства.
Кроме того, на этом этапе предусматривается проведение работ по изучению и оценке туристского потенциала регионов страны с точки зрения перспектив развития различных видов туризма и выработка подходов к развитию туристской инфраструктуры, учитывающих специфику географического положения и климатических условий регионов, а также различия в уровне финансовой обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Необходимо провести мониторинг наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов, определить состав и структуру необходимых коллективных средств размещения, а также объектов обеспечивающей инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществлять в рамках мероприятий следующего этапа Программы. Четкое определение потенциала рынка и основных потребностей туристов (предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания) позволит более точно спрогнозировать объем необходимой туристской и обеспечивающей инфраструктуры.
Помимо этого, первоочередной задачей первого этапа Программы станет создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработка регламентирующих документов, координирующих усилия органов государственного управления федерального и регионального уровней в целях развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации.
На конкурсной основе будут отобраны инвестиционные проекты для реализации на втором этапе Программы (2015 - 2018 годы), в рамках которого получат широкое распространение отлаженные на предыдущем этапе механизмы создания конкурентоспособных туристско-рекреационных и автотуристских кластеров. Предусмотрено масштабное развитие курортных и туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.
В течение всего срока реализации Программы будут проводиться мероприятия за счет привлечения средств всех источников финансирования, в том числе с участием бизнеса, направленные на:
1.     повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма;
2.     внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ;
3.     создание привлекательного имиджа национальных курортных территорий и туристского продукта;
4.     обеспечение прозрачной деятельности туристских компаний.
Для решения задачи 1 "Развитие туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации" необходимо осуществить следующие мероприятия:
·        капитальное строительство и модернизация объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости;
·        создание и модернизация туристских объектов;
·        проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов;
·        проведение работ и оказание услуг, связанных с обеспечением взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров;
·        частичное возмещение затрат на оплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным участниками государственно-частного партнерства в рамках Программы в российских кредитных организациях.
Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, а в части обеспечения взаимосвязи схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и документации по планировке территории с планами создания и развития туристско-рекреационных и автотуристских кластеров - Министерство регионального развития Российской Федерации.
Для решения задачи 2 "Повышение качества туристских услуг" необходимо осуществить следующие мероприятия:
·        развитие системы подготовки кадров в сфере туризма и индустрии гостеприимства;
·        создание условий для организации и осуществления эффективной деятельности саморегулируемых организаций;
·        развитие технического и технологического обеспечения развития туристской отрасли;
·        проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области управления качеством туристских услуг.
Указанные мероприятия необходимо проводить на протяжении всего срока реализации Программы. Их финансирование предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным за выполнение указанных мероприятий, является Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Для решения задачи 3 "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках" необходимо осуществить следующие мероприятия:
·        проведение информационно-пропагандистской кампании и размещение социальной рекламы о туризме в Российской Федерации на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, а также с помощью наружной рекламы, проведение пресс-туров и обеспечение работы информационных центров и пунктов;
·        создание конкурентоспособного цифрового контента и наполнение информационного ресурса;
·        организация и проведение международных, общероссийских, межрегиональных туристских форумов, выставок и иных мероприятий;
·        проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий по продвижению туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках.
Финансирование указанных мероприятий предполагается за счет средств федерального бюджета с привлечением внебюджетных источников. Государственным заказчиком, ответственным за их выполнение, является Федеральное агентство по туризму.
Отбор укрупненных инвестиционных проектов Программы осуществляется на конкурсной основе, исходя из экономической целесообразности, наибольшей эффективности и результативности с точки зрения обеспечения достижения цели и решения задач Программы.
Положение о конкурсном отборе инвестиционных проектов для включения в состав мероприятий Программы разрабатывается и утверждается государственным заказчиком - координатором Программы.
При отборе региональных инвестиционных проектов особое внимание будет уделено туристским кластерам, развивающим приоритетные туристские направления Российской Федерации.
Северо-Западная часть России благодаря ее географическому положению, уникальному историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов обладает значительным туристским потенциалом. Санкт-Петербург, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Архангельская области, Республика Карелия формируют перспективное туристское направление "Серебряное кольцо России". В его пределах сосредоточено значительное количество уникальных историко-культурных объектов, памятников архитектуры и русского зодчества, в том числе старейший в России курорт - Марциальные воды.
Традиционными для северо-запада Российской Федерации видами туризма, обеспечивающими большую часть внутреннего и въездного туристских потоков, являются культурно-познавательный, событийный, деловой и активный туризм. Вместе с тем богатство и разнообразие природно-климатических ресурсов являются необходимым и достаточным потенциалом для развития оздоровительного, экологического, круизного и сельского видов туризма.
В настоящее время туристский потенциал регионов "Серебряного кольца России" используется не в полной мере, что связано с наличием сдерживающих факторов, среди которых - неудовлетворительное состояние многих историко-культурных объектов и объектов туристского показа, нуждающихся в реконструкции, а также низкий уровень развития транспортной и иной обеспечивающей инфраструктуры. В результате при потенциально возможном объеме туристского потока, оцениваемом в 9 млн. туристов в год, его фактическое значение в указанных регионах не превышает 4,2 млн. туристов.
На территории регионов Центрального федерального округа, в совокупности составляющих перспективное туристское направление "Золотое кольцо России", расположено 204 исторических города, действуют 517 музеев (21 процент общероссийского показателя), 168 театров (29 процентов), 10,8 тыс. объектов культурно-досугового типа, а также более 2 тыс. гостиниц.
Центральная Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, представляя собой центр культурно-познавательного, круизного, делового и лечебно-оздоровительного туризма. Центральный федеральный округ занимает 1-е место в стране по количеству приезжающих туристов и экскурсантов - более 9 млн. человек в год (свыше 27 процентов в общем туристском потоке страны).
В настоящее время наиболее развитыми видами туризма в регионах "Золотого кольца России" является культурно-познавательный, этнографический и религиозный туризм. Популярный маршрут "Золотое кольцо России" проходит через древнейшие города центра России и привлекает около 4 млн. туристов ежегодно. В то же время значительный туристско-рекреационный потенциал предоставляет возможности для дальнейшего развития и диверсификации регионального туристского продукта в сторону экологического, рекреационного, яхтенного и круизного туризма.
Несмотря на значительный потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринимаемые меры по его развитию, реальный объем оказываемых туристских услуг продолжает оставаться недостаточно высоким. Согласно экспертной оценке дополнительный отложенный спрос на туристский продукт регионов "Золотого кольца России" составляет более 4 млн. туристов в год.
Наряду с общими проблемами российской туристской индустрии, для туристской отрасли "Золотого кольца России" характерно недостаточное продвижение многих туристских объектов и узкий спектр услуг, предлагаемых для отдыха и развлечения туристов. Создание туристских кластеров в Центральном федеральном округе будет способствовать сохранению объектов истории и культуры, развитию новых туристских маршрутов регионов, входящих в состав "Золотого кольца России", возрождению русских традиций, а также поддержке и развитию русской православной культуры. Необходимо формирование благоприятной среды для роста малого и среднего бизнеса, предлагающего широкий перечень туристских продуктов как по составу, так и по цене.
Развитие туристской инфраструктуры, создание современных комплексов наряду с вовлечением в оборот отреставрированных объектов историко-культурного наследия создадут условия для разработки целого ряда новых туристских маршрутов различной направленности. Это позволит удовлетворить потребительский спрос различных категорий туристов, обеспечить всесезонное функционирование туристских объектов и стабильный рост туристского потока.
Регионы Южного и Северо-Кавказского федеральных округов объединены в перспективное туристское направление "Юг России". К ним относятся Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, а также Кабардино-Балкарская Республика. Богатое природное и культурное наследие, разнообразие флоры и фауны при соответствующем уровне развития могут обеспечить опережающий рост туристско-рекреационного комплекса и превращение его в одну из базовых отраслей специализации указанного направления. Азовское и Черноморское побережья, а также районы Кавказских Минеральных Вод и Приэльбрусья - известные в России и за рубежом бренды пляжного, оздоровительного и горнолыжного туризма.
Несмотря на то, что в настоящее время вклад туристской индустрии в экономику макрорегиона не превышает 1,2 процента, туристско-рекреационный комплекс имеет значительный потенциал роста, полноценное раскрытие которого сдерживается комплексом проблем, основными из которых являются невысокая конкурентоспособность регионального туристско-рекреационного комплекса, обусловленная невысоким качеством производимого туристского продукта при высоком уровне цен на него, и территориальная неравномерность развития инфраструктуры туристско-рекреационного комплекса.
Создание условий и механизмов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов и развития на территории указанных регионов новых видов туризма позволит повысить интерес туристов к указанному туристскому направлению и заметно диверсифицировать спектр туристских услуг, предоставляемых в регионах.
К наиболее перспективным видам туризма, развитие которых может дать серьезный толчок повышению конкурентоспособности регионального туристского продукта, относятся круизный, деловой, экологический и сельский туризм.
Для полноценного использования объективных конкурентных преимуществ туристско-рекреационного комплекса южных регионов Российской Федерации необходимо сконцентрировать организационные, интеллектуальные и материальные ресурсы на приоритетных стратегических направлениях развития туризма, одним из которых является кластеризация туристско-рекреационного пространства.
Согласно экспертным прогнозам при должном уровне развития туристской инфраструктуры, повышении качества и узнаваемости туристского продукта южных регионов Российской Федерации поток туристов может возрасти более чем в 2 раза, достигнув значения 8 млн. туристов в год.
К территориям перспективного туристского направления "Большая Волга" кроме субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ (привлекающих ежегодно более 5,2 млн. человек или 16,2 процента общего туристского потока страны), относятся также Астраханская и Волгоградская области.
Историко-культурные и национальные особенности крупнейших городов, расположенных на реках Волге и Каме (Нижний Новгород, Казань, Ижевск, Самара, Ульяновск, Саратов, Волгоград, Астрахань и др.), в сочетании с большим числом рекреационных зон способствуют привлечению как российских, так и иностранных туристов.
Создание условий для развития культурно-познавательного (в том числе этнографического), оздоровительного, делового, экологического, речного, круизного и пляжного видов туризма является приоритетом для регионов "Большой Волги".
Перспективным также является создание условий для развития зимних (в первую очередь горнолыжный спорт) и летних видов активного отдыха (экстремальный сплав по горным рекам, конный спорт и туризм, спортивная и любительская рыбалка, спелеотуризм и др.).
Согласно экспертным оценкам при условии решения проблем инфраструктуры и преодоления связанных с ними ограничений поток туристов в рамках туристского направления "Большая Волга" может быть увеличен до 10 млн. туристов в год.
В число регионов Сибири, обладающих наиболее богатым туристско-рекреационным потенциалом, входят Республика Алтай и Алтайский край. Развитие туризма в этих регионах входит в список основных стратегических приоритетов социально-экономического развития указанных территорий, обеспечивающих удовлетворение потребностей граждан в отдыхе и рекреации.
Регионы Сибири обладают уникальными природно-географическими, климатическими, бальнеологическими, культурно-историческими ресурсами, формирующими их потенциальную конкурентоспособность не только на российском, но и на мировом туристском рынке.
Географическое соседство Республики Алтай и Алтайского края с промышленно-развитыми регионами Западной Сибири и Урала (высокая степень транспортной доступности, наличие на территории Алтайского края единственного в Сибири курорта федерального значения "Белокуриха", экологическая чистота территории) обеспечивает высокий потенциальный спрос на все основные виды туризма (рекреационный, санаторно-оздоровительный, культурно-познавательный, деловой, экологический и активный). В перспективе поток туристов в указанных регионах составит около 2 млн. туристов в год.
Несмотря на высокий потенциал для развития туризма в регионах, а также предпринятые в последние годы меры по его развитию, реальный поток туристов в настоящее время продолжает оставаться невысоким (около 700 тыс. человек в год). Это обусловлено рядом негативных факторов, в том числе недостаточным развитием туристской инфраструктуры, высокими ценами в коллективных средствах размещения, а также невысоким уровнем туристского сервиса и недостаточной квалификацией обслуживающего персонала.
По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли указанных регионов позволит увеличить туристский поток на 1,3 млн. туристов в год.
Главным объектом притяжения туристов в Прибайкалье является озеро Байкал - уникальный природный объект, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Флора Прибайкалья отличается разнообразием. Природоохранные территории в бассейне озера Байкал и Прибайкалье в целом представлены большим числом биосферных заповедников (Баргузинский, Байкальский, Джергинский), национальных парков (Забайкальский и Тункинский), заказников федерального значения, а также региональными особо охраняемыми природными территориями.
Горные ландшафты Саян в сочетании с ресурсами озера Байкал создают предпосылки для создания современных всесезонных курортов и туристских комплексов.
В Прибайкалье находится множество уникальных объектов исторического и культурного наследия, в том числе большое количество сохранившихся археологических памятников (плиточные могилы и др.), что формирует значительные конкурентные преимущества этого туристского направления и создает предпосылки для развития на территории Прибайкалья большинства видов туризма, включая культурно-познавательный, этнографический, археологический, спелеологический, религиозный, оздоровительный, деловой, активный, круизный, экологический, сельский.
Развитие туризма в Прибайкалье сдерживается сезонностью работы части коллективных средств размещения, связанной в том числе с отсутствием разветвленной и круглогодично функционирующей транспортной инфраструктуры.
По экспертным оценкам, преодоление сдерживающих факторов и дальнейшее развитие индустрии отдыха и туризма в указанных регионах позволит увеличить туристский поток на 800 тыс. туристов в год (общее число составит до 1,5 млн. человек в год).
Уникальными природно-климатическими особенностями обладает Дальневосточный регион. Это единственное место на территории Российской Федерации с умеренно муссонным климатом. Природные ресурсы Приморья, Камчатки и бассейна р. Амура традиционно привлекают как российских, так и иностранных туристов. Туристско-рекреационный комплекс Дальнего Востока перспективен в отношении развития въездного туризма для жителей Японии, Республики Корея, Китая и Монголии. На территории макрорегиона ежегодно отдыхает около 2 млн. туристов, что составляет 6 процентов общероссийского туристского потока.
В настоящее время на Дальнем Востоке развиваются активные виды туризма (водный туризм, альпинизм и скалолазание, велотуризм, треккинг, горнолыжный туризм, сноубординг и др.), а также лечебно-оздоровительный и культурно-познавательный туризм. Раскрытие туристского потенциала уникальных природных объектов Дальнего Востока связано с возможностью использования отдельных участков особо охраняемых природных территорий для экологического туризма. Важнейшими видами туризма в регионе могут стать событийный и культурно-исторический туризм. Перспективным также является дальнейшее развитие круизных маршрутов, в том числе океанических.
Специфические региональные проблемы в области развития туризма связаны прежде всего с низким уровнем развития туристской инфраструктуры, а также с недостатком транспортной инфраструктуры и соответствующих маршрутов, в том числе авиационных. Преодоление указанных сдерживающих факторов и дальнейшее развитие туристской отрасли Дальнего Востока позволит увеличить туристский поток на 2 млн. туристов в год (общее число туристов составит около 4 млн. человек в год).
Концентрация усилий государства и бизнеса на развитии туристско-рекреационного комплекса Российской Федерации в рамках территорий 7 наиболее перспективных туристских направлений обеспечит достижение целевых показателей и индикаторов Программы, оптимизировав объем необходимых инвестиционных ресурсов.
При разработке Программы на конкурсной основе с учетом степени проработки и готовности соответствующей документации был сформирован перечень регионов Российской Федерации, в которых начиная с 2011 года будет проведена апробация механизмов создания инвестиционных площадок с целью привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства. В указанный перечень включены Ярославская, Ивановская, Рязанская, Ростовская и Псковская области, а также Алтайский край.
С учетом необходимости привлечения более широкого круга субъектов Российской Федерации к процессам создания конкурентоспособной региональной туристской инфраструктуры были отобраны перспективные туристские регионы, имеющие высокий туристский потенциал и проявляющие наибольшую активность в подготовке инвестиционных проектов. В их числе Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Республика Тыва, Чувашская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, а также Амурская область, Астраханская область, Владимирская область, Вологодская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область и Тюменская область.
Кроме того, с учетом уровня подготовки документации были отобраны перспективные туристские проекты, готовые к реализации начиная с 2012 года, в Республике Бурятия и Липецкой области.
Софинансирование за счет средств федерального бюджета инвестиционных проектов с началом реализации в 2012 - 2014 годах будет осуществляться при условии соблюдения порядка и сроков представления документации, предусмотренной нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы разработки и реализации федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы. Кроме того, субъекты Российской Федерации в кооперации с бизнес-сообществом должны обеспечить своевременную разработку финансово-экономической и технической проектной документации, обосновывающей эффективность запланированных для реализации инвестиционных проектов, в том числе региональных долгосрочных целевых программ развития туризма, бизнес-планов, схем территориального планирования и др.
Предполагаемая оценочная стоимость каждого инвестиционного проекта может составлять от 3 до 5 млрд. рублей с учетом софинансирования за счет средств федерального бюджета в пределах 20 - 25 процентов. Реализация проекта обеспечит создание 2 - 5 тыс. рабочих мест (с учетом мультипликативного эффекта) и увеличение туристского потока на 200 - 400 тыс. человек.
В результате реализации мероприятий Программы будет создана сеть современных курортных и туристских объектов в рамках соответствующих туристско-рекреационных и автотуристских кластеров, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность рынка туристских услуг страны.
Интегральный общественный эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, составляет 980,3 млрд. рублей.
Интегральный коммерческий эффект от реализации мероприятий Программы, приведенный к году начала реализации Программы, оценивается в 231,3 млрд. рублей. Индекс прибыльности (доходности) частных инвестиций составляет 1,1, что позволяет считать Программу эффективной. Период окупаемости частных инвестиций в реализацию проектов, вошедших в Программу, составляет 13 лет.
Интегральный бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы составляет 574,4 млрд. рублей. Расчетный срок окупаемости бюджетных инвестиций или период возврата средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составляет 6 лет. Коэффициент финансового участия государства в реализации Программы равен 0,26.
Экологическая эффективность Программы является неотъемлемой частью ее общей эффективности. Защита окружающей среды при реализации мероприятий Программы обеспечивается путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям. Контроль соблюдения действующего законодательства в части защиты окружающей среды как на этапе предварительного отбора инвестиционных проектов, планируемых для реализации в рамках Программы, так и на этапе реализации Программы, в том числе обязательность прохождения экологической экспертизы проектов, обеспечивает высокую экологическую эффективность каждого проекта и Программы в целом.
 
3.2.Стратегия развития туризма в Нижегородской области
  
24 октября областная целевая программа «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2012-2018 годах», разработанная Министерством поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области в целях формирования в регионе конкурентоспособной туриндустрии и развития туристской инфраструктуры, была одобрена на заседании Правительства Нижегородской области.
Основными направлениями Программы являются совершенствование нормативно-правовой базы отрасли «туризм», активная маркетинговая политика по продвижению нижегородского турпродукта, финансово-кредитная поддержка отрасли, развитие инфраструктуры и улучшение состояния объектов показа, подготовка кадров. Планируется развивать такие виды туризма как культурно-познавательный, этнографический, круизный, лечебно-рекреационный, экологический и приключенческий, сельский, религиозный, деловой и событийный, охотничий и рыболовный.
Финансирование Программы будет осуществляться как из бюджетных источников (федерального и областного бюджетов, бюджетов муниципальных образований), так и за счет привлечения частных инвестиций.
Актуальность развития въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области обусловлена рядом факторов:[24]
Во-первых, наличием в области огромного туристского потенциала: в сегментах культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового, экологического и сельского туризма, охоты и рыбалки.
Также наличием таких всемирно известных центров как: Нижний Новгород, Дивеево, Большое Болдино, Семёнов, Городец, озеро Светлояр, Арзамас, Павлово, Казаково, Чкаловск, Балахна.
Во-вторых, развитие въездного и внутреннего туризма актуально в связи с перспективой вхождения городов Нижегородской области в маршрут «Большое золотое кольцо России». Часть маршрута повторяет путь движения Нижегородского ополчения 1612 года.
В-третьих, актуальность Программы обусловлена мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития въездного и внутреннего туризма как одной из самых динамично развивающихся отраслей мировой экономики и мультипликационным эффектом развития туризма, благодаря которому создаются рабочие места и повышается занятость населения.
В-четвертых, актуальность обусловлена конкуренцией со стороны регионов РФ. Опыт развития туризма в субъектах РФ показал эффективность финансирования программ, что способствовало увеличению бюджетов на их реализацию в 10 и более раз.
Задачи программы:
- увеличение туристского потока в Нижегородскую область;
- привлечение инвестиций на развитие материальной базы туриндустрии;
- развитие туристских центров Нижегородской области и формирование конкурентоспособного турпродукта.
В части совершенствования нормативно-правовой базы планируется усовершенствовать закон Нижегородской области «О туристской деятельности на территории Нижегородской области».
Разработать и реализовать ряд положений:
üо системе вспомогательного счета в туризме на территории Нижегородской области;
üо льготном кредитовании субъектов туриндустрии, направляющих средства на развитие въездного и внутреннего туризма;
üо порядке создания туристско-рекреационных зон и туристской деятельности на их территории;
üоб использовании туристских ресурсов и регулировании деятельности гидов-экскурсоводов и гидов-проводников на территории области.
В целях формирования конкурентоспособного туристского продукта внедряется система кредитно-финансовой поддержки предприятий туриндустрии и субъектов предпринимательства в виде возмещения части процентной ставки по кредитам коммерческих банков направляемым на:
- приобретение комфортабельных автобусов и иных транспортных средств для перевозки туристов,
- создание сети сервисных комплексов, в каждом из которых будут: кафе, сувенирная лавка, туалеты, автосервис, автостоянка, информационно-справочная служба, дополнительно: гостиница, магазин автозапчастей и сопутствующих товаров, оздоровительный комплекс.
Планируется, что туристские сервисные комплексы будут располагаться на основных туристских маршрутах через каждые 50-70 км. На создание гостинично-туристских комплексов в крупных туристских центрах области (гостиниц туристского класса, кафе, сувенирных магазинов и т.д.), на развитие инфраструктуры объектов лечебно-рекреационной сферы и сферы дополнительных услуг.
В целях развития туристских центров области планируется развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры, улучшение состояния и создание новых объектов показа на Северном и Южном кольце Нижегородской области.
Планируется, что туристические сервисные комплексы будут располагаться на основных туристских маршрутах через каждые 50-70 км.[24]
В числе новых уникальных объектов показа, которые строятся по программе развития туризма: музей "Золотая хохлома" в г. Семенове - солидное двухэтажное здание в стиле архитектуры купеческих городов XVIII-XIX вв., где будут не только экспозиции, посвященные знаменитым семеновским промыслам - золотой хохломе и семеновской матрешке, но и конференц-зал для проведения презентаций, помещения для проведения мастер-классов росписи матрешки, уютный салон-магазин. Сдача объекта - к 5-му фестивалю "Золотая хохлома", который пройдет во вторые выходные июня 2008 года.
В самом древнем городе области Городце будет построен новый музейно-туристический комплекс "Город мастеров", где будут представлены история и живые промыслы и ремесла городецкой земли: древняя городецкая золотная вышивка, городецкие роспись и резьба по дереву, лозоплетение и гончарное искусство, выпечка медовых пряников и др. Сам комплекс будет представлять собой своеобразный музей деревянного зодчества: деревянные домики будут построены в стиле княжеских теремов с элементами городецкой архитектуры и украшениями в виде различных видов домовой резьбы. Комплекс удачно расположен на набережной и будет виден для всех теплоходов, проходящих по Волге. Так что круизным туроператорам рекомендуем заранее побеспокоиться о посещении уникального чудо-города.
В числе интересных для развития въездного и внутреннего туризма еще несколько объектов: музейно-туристский комплекс "Мининская слобода" на родине организатора народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина в г. Балахне, где кроме историко-краеведческих экспозиций будет работать соляной амбар с действующими шахтами по добыче соли, для гостей будут также проводить театрализованные представления, посвященные эпохе Смутного времени, славным страницам истории кораблестроения и изготовления знаменитых изразцов.
В селе Владимирское Воскресенского района, известном благодаря озеру Светлояр - уникальному памятнику природного и историко-культурного наследия федерального значения, овеянному легендой о граде Китеже, в 2012 году также будет строиться оптический театр. В театре можно будет увидеть ряд светооптических постановок, посвященных теме Китежской Руси и непосредственно самой легенде о граде Китеже, который сокрылсяпод водами Светлояра и стал невидимым, но звон колоколов которого праведные люди слышат и по сей день.
Растет популярность и традиционных центров туризма области: духовного центра Дивеево, где в Свято-Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря покоятся чудотворные мощи почитаемого русского святого Серафима Саровского; Арзамаса, известного благодаря детскому писателю Аркадию Гайдару и основателю первой провинциальной школы живописи Александру Ступину, воспитавшему целую плеяду талантливых художников. Не менее популярно и романтичное Большое Болдино, где за три недолгих осени Александром Сергеевичем Пушкиным было создано более 50 лучших произведений.
В числе новых популярных маршрутов - тур по восстановленным усадебным комплексам в Гагинском районе, например посещение усадьбы барона Жомини и родового имения Пашковых в селе Ветошкино. Для любителей экстремального туризма сегодня можно предложить посещение Музея горного дела, геологии и спелеологии, который расположен на уровне 70 метров под землей. Вас ждет знакомство с историей горного дела в Нижегородской области, уникальными коллекциям минералов, и все это в окружении белоснежного сверкающего гипса и подземных речушек.
В целях развития круизного туризма планируется развитие объектов круизной инфраструктуры в крупных туристских центрах области: Балахне, Чкаловске, Городце, Павлове, Макарьеве (проведение дноуглубительных, берегоукрепительных, ремонтных работ и благоустройство территории), а также содействие в реализации инвестиционного проекта по строительству в Нижегородской области круизных судов туристского типа.
В Сокольском районе на побережье Горьковского моря на площади 220 га планируется проектирование и создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа регионального уровня. В рамках зоны предлагается создать за счет привлечения средств инвесторов туристский комплекс в виде города из 10-15 отелей ориентировочно на 100 мест каждый; рестораны, бары, объекты рекреационной сферы, спа-центры и оздоровительные комплексы, развлекательные центры, яхт- и гольф-клубы, площадки для вертолетов, возможность принимать гидросамолеты, причал для круизных судов и прочие объекты.
Кроме того, на территории области расположены такие всемирно известные центры, как: Нижний Новгород - родина Максима Горького, древний купеческий город и деловая столица Поволжья; Балахна - родина Кузьмы Минина, организатора народного ополчения 1612 года, подвиг которого сегодня стал символом национальной идеи народного единства России; Чкаловск - родина великого летчика Валерия Чкалова, совершившего первый в мире беспосадочный перелет через Северный полюс, и родина знаменитого "горьковского гипюра".
Общий объем финансирования мероприятий программы развития туризма в 2012-2018 годах из средств областного бюджета составит предположительно 991 млн 299 тыс. руб., в том числе в 2012 году - 64 млн 740 тыс. руб
Средства программы «Развития въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2012-2018 годах» будут направлены на:
·        возмещение части процентной ставки по кредитам, направляемым на развитие субъектов туристской индустрии – 15 %.
·        развитие туристских центров: создание музейно-туристских комплексов и развитие инженерной инфраструктуры – 75,5 % .
·        подготовка кадров и научное обеспечение развития туризма – 0,5%.
·        маркетинг и PR турпродукта – 9 %.
В результате реализации мероприятий Программы:
- объем инвестиций в сферу туризма составит не менее 7 млрд. руб.;
- будет создано не менее 4 тыс. рабочих мест во вновь создаваемых и расширяющихся предприятиях туриндустрии и в смежных отраслях;
- рост доходов бюджета и внебюджетных фондов увеличится со 122 до 246 млн. руб. в год;
- туристский поток в область вырастет с 560 тыс. до 1,4 млн. российских граждан и с 40 до 100 тыс. иностранных граждан в год;
- количество коллективных средств размещения вырастет со 170 до 245, количество номеров увеличится минимум на 3 900 единиц
- приток иностранной валюты составит не менее 50 млн. долларов США, что будет способствовать выравниванию платежного баланса по экспорту и импорту туристских услуг.
Косвенным эффектом от реализации программы станет: снижение затрат государства, связанных с содержанием и трудоустройством безработных; сохранение традиционных народно-художественных промыслов и ремесел; сохранение объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, используемых в туристских целях; увеличение объемов реализации местной сельхозпродукции.
В целях развития экологического туризма планируется создание инфраструктуры отдыха в рамках природных парков "Воскресенское Поветлужье", "Пустынские озера"; на рекреационной территории рядом с памятниками природы "Борнуковская пещера", "Ичалковский бор", "Вадское озеро" и др.
В связи с грядущими спортивными событиями, когда в страну ожидается массовый приток иностранцев,  актуально стоит вопрос с гостиничным фондом.
Объем инвестиций на строительство одной гостиницы - 4-5 млн долларов, ориентировочный срок окупаемости проектов 5 лет. Также необходимо строительство средств размещения категории 2-3* (мини-гостиниц туристского класса) в наиболее популярных туристических центрах Нижегородской области. В 2012 году в Нижнем Новгороде откроется не менее трех гостиниц, в 2013-м к ним прибавится еще порядка 10.
 
3.3. Проект совершенствования отеля «Акватория»
 
В соответствие с международной классификацией, отель  «Акватория» не относится даже к категории 1 звезда.  Вместе с тем, туристический рынок нижегородского региона имеет острую потребность в высококлассных гостиницах. Были случаи, когда представители мировой элиты отказывались от посещения нашего региона только по той причине, что им никто не смог предложить обслуживания на мировом уровне! Предстоящие события, такие как ЧМ по футболу 2018г., поставят потребность в элитной гостинице еще острее. В связи с этим, предлагаю полностью перестроить гостиницу под статус «5 звезд».
Общие требования к пятизвездочным гостиницам [9]
Основные требования:
 ♦ здание, имеющее оригинальное архитектурное решение, построенное по индивидуальному проекту; световая реклама с названием гостиницы и специальной художественной эмблемой;
♦  полностью благоустроенные подъездные пути и подходы к гостинице, а также двор и прилегающая территория (включая декоративное озеленение, художественные композиции, скульптуру и т.п.);
♦ крытые охраняемые стоянки для легковых автомобилей с зоной обслуживания; парковка автомобилей персоналом гостиницы, обеспеченность парковки 30 % автомобилей по отношению к количеству номеров в гостинице;
♦ собственный пляж;
♦ высококачественная гарнитурная мебель и художественно оформленные интерьеры.
Коммунальное оборудование здания:
♦  водопровод и канализация;
♦  горячее водоснабжение (круглосуточно);
♦  центральное отопление;
♦  кондиционирование воздуха во всех помещениях круглый год;
♦ повышенная звукоизоляция.
Общественные помещения (вестибюль с зонами приема, отдыха и ожидания, холлы на этажах):
♦  просторный вестибюль (из расчета не менее 0,8 кв. м на одно гостиничное место, но не более 70 кв. м совокупной площади);
♦  аудиовизуальная установка (телевизор, видеомагнитофон или кинопроектор);
♦  электронное информационное табло или дисплей;
♦  декоративное озеленение;
♦  художественные композиции;
♦  зоны для отдыха, оборудованные высококачественной гарнитурной мебелью.
Лифт при количестве этажей два и более:
♦  отдельный лифт для персонала и багажа;
♦  подъем и спуск с любого этажа круглосуточно с интервалом ожидания в пределах 30 с.
Информационные услуги:
♦  отделение связи;
♦  бизнес-центр (1—2 переговорные комнаты), офисы;
♦  телефакс, телекс, копировальные работы, компьютерный набор — интернет, электронная почта (предоставление по требованию);
♦  прямой выход в автоматическую международную телефонную систему;
♦   внешняя и внутренняя телефонная связь во всех номерах (в том числе с подразделениями обслуживания);
♦   международные таксофоны;
♦   киоск по продаже газет, журналов и другой полиграфической продукции;
♦   обеспечение вызова из номера соответствующего работника гостиницы;
♦   бюро обслуживания; безукоризненная организация службы бронирования гостиничных мест и приема.
Общественное питание:
♦   рестораны (европейской и национальной кухни), гриль-бар, ночной бар или ресторан с варьете, кафе (минимальное количество мест в ресторане к местам в гостинице 1:1);
♦   терраса или площадка для летней торговли.
Характеристика номерного фонда:
♦   все номера одно- и двухместные;
♦   наличие телевизора с дистанционным управлением, холодильника, мини-сейфа, мини-бара во всех номерах;
♦   наличие полного санузла (унитаз, умывальник, душ и ванна, все многокомнатные номера с биде) во всех номерах;
♦   площадь жилого помещения номеров: однокомнатного одноместного — не менее 14 кв. м, однокомнатного двухместного — 16— 20 кв. м), двухкомнатного — не менее 30 кв. м, трехкомнатного — не менее 55 кв. м.
В номерах обязательно должны быть:
♦   охранная и пожарная сигнализация;
♦ рекламная папка (буклеты, наклейки, справочники и другая информация о гостинице);
♦ предметы гостеприимства разового потребления в фирменном исполнении — туалетное мыло; набор банных принадлежностей (шампунь, шапочка и др.);
♦   махровый халат (в многокомнатных номерах);
♦   гигиенические пакеты, салфетки;
♦   туалетная бумага;
♦   фен в ванной комнате;
♦   телефон в ванной комнате;
♦   набор письменных принадлежностей (конверт, почтовая бумага, ручки и т.п.).
Торговое и бытовое обслуживание:
♦   парикмахерская улучшенного типа с женским и мужским залами, косметическим кабинетом, маникюром, педикюром;
♦   камера хранения; прием на хранение ценностей; поднос багажа;
♦  магазины или киоски по продаже сувениров, табачных, парфюмерных и других товаров.
Предоставление следующих услуг:
♦   ремонт и глажение одежды;
♦   ремонт и чистка обуви;
♦   информационный сигнал (телефонный звонок) клиенту в указанное им время;
♦   срочная стирка и химчистка в течение 12 ч;
♦   подача завтраков, обедов и ужинов в номер;
♦   вызов автомобиля;
♦ прокат легковых автомобилей, мойка и другое сервисное обслуживание автомобилей;
♦  собственный парт
♦   организация продажи транспортных билетов;
♦   заказ билетов в театры, кино и т.д.;
♦   прокат предметов культурно-бытового назначения;
♦   продажа цветов в вестибюле гостиницы и залах ресторана;
♦   бронирование столов в торговых залах ресторана;
♦   организация экскурсий;
♦   солярий;
♦   детские комнаты с квалифицированным персоналом, работающие не менее 12 ч в сутки.
Банковские услуги: Сбербанк и пункт обмена иностранной валюты, плата по кредитным карточкам.
Медицинский пункт с круглосуточным дежурством медперсонала, аптечный киоск (в гостиницах вместимостью не менее 1500 мест).
Культурно-спортивное обслуживание:
♦   киноконцертный зал для организации культурных мероприятий и конференций, оборудованный для синхронного перевода не менее чем на 4 языка, с помещениями для секционных заседаний (3—4 по 100—150 мест), экспозиционный зал (салон) для организации выставок и т.п.;
♦   бар-ресторан;
♦   кегельбан;
♦   бильярдная;
♦   спортивный зал, сауна с баром;
♦   массажные кабинеты;
♦   плавательный бассейн;
♦   оборудованный пляж;
♦   спортивные площадки;
♦   теннисный корт (летний).
Деление гостиничных предприятий на категории предполагает определенные требования и различный набор услуг. Естественно, что гостиницы высших категорий предоставляют гостям более комфортабельные номера и больший набор услуг. Среди них могут быть и услуги, на осуществление которых необходима лицензия (например, медицинские или транспортные услуги); в этом случае администрация гостиницы обязана ее получить.
Помимо найма нового персонала для оказания вышеуказанных дополнительных услуг (120 чел.) отелю необходимо создать отдел продаж услуг для обеспечения полной загрузки мощностей и скорейшей окупаемости проекта. Этот отдел будет состоять из 3 человек.
После реконструкции отеля номерной фонд составит 70 номеров, 45 одноместных, 25 двухместных.
Расходы на строительство и отделку (вместе с архитектурным проектом) под ключ – 130 000 000 руб.
Расходы техническое оснащение комплекса – 80 000 000 руб.
Расходы на обучение персонала и найм дополнительного персонала в год  – 42 000 000 руб.
Текущие расходы на содержание пятизвездочного отеля в год 182 500 000 руб.
Итого расходы в первый год – 434 500 000 руб.
Стоимость размещения в сутки – 10 000 руб. одноместный номер, 18 000 руб. – двухместный номер.
Доход от максимальной загрузки в сутки = 450 000 от одноместных номеров + 450 000 от двухместных = 900 000 руб.
Доходы от дополнительных услуг – в среднем 5000 руб. в сутки с номера. Итого доходы от  дополнительных услуг в сутки 350 000 руб.
Общий доход в сутки 1 250 000 руб, в год 456 250 000.
Проект реконструкции отеля уже окупиться в первый год, прибыль уже в первый год составит 21 750 000.
Основным методом оценки эффективности внедрения решения является расчет коэффициента окупаемости инвестиций (ROI, return on investment).
Формула расчета ROI выглядит следующим образом:
               Р
ROI = -------  х 100%     
              Z        
где  Р – доход, полученный компанией, руб.;
       Z– затраты на реализацию проекта, руб.
                                            456 250 000
       В данном проекте ROI  = ------------------ х 100% = 105%
                                            434 500 000     
Такое значение ROI  говорит о высокой инвестиционной привлекательности проекта.
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны. В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения, транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание, сельское хозяйство, строительство и другие отрасли, тем самым выступая катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
Российская Федерация обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы, объекты национального и мирового культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой обеспечивающей инфраструктуры.
Наличие разнообразных туристско-рекреационных ресурсов страны позволяет развивать практически все виды туризма, в том числе рекреационный (пляжный), культурно-познавательный, деловой, активный, оздоровительный и экологический туризм, а также морские и речные круизы, сельский туризм и др.
Важнейшим конкурентным преимуществом туристской отрасли Российской Федерации является историко-культурное наследие. На поездки с культурно-познавательными целями приходится около 20 процентов внутреннего туристского потока. Центральный и Северо-Западный федеральные округа - это центр культурно-познавательного туризма страны. В 2009 году количество туристов, совершивших путешествия с культурно-познавательными целями, составило порядка 5,64 млн. человек. Большие потенциальные возможности для развития культурно-познавательного туризма есть в отдельных регионах Южного, Приволжского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Основным сдерживающим фактором для указанного вида туризма является неудовлетворительное состояние дорожно-транспортной и другой туристской инфраструктуры большинства перспективных с точки зрения культурно-познавательного туризма регионов. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно более 6 млн. российских и иностранных туристов.
Развитие делового туризма (бизнес-туризм, конгресс-туризм и др.) представляет особый интерес для России. В настоящее время около 70 процентов общего объема поездок с деловыми целями приходится на Центральный и Северо-Западный федеральные округа. В то же время стабильно растет деловая активность в других федеральных округах. Строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики, а также увеличение доли на российском рынке иностранных компаний будут определять дальнейший рост делового туризма в большинстве городов-мегаполисов, что потребует строительства современных бизнес- и конгресс-центров, а также увеличения выставочных площадей. Развитие указанного вида туризма позволит привлечь дополнительно более 5 млн. человек.
В России существует большой потенциал для развития различных видов активного туризма - горнолыжного, пешеходного, водного, горного, парусного, конного, велотуризма, экстремального туризма и др. В то время как некоторые регионы Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского, Приволжского и Дальневосточного федеральных округов в настоящее время уже являются крупными горнолыжными курортами, другие - обладают большими перспективами с точки зрения развития активного туризма. Растущий спрос на активный отдых позволяет прогнозировать дальнейшее интенсивное развитие горнолыжного и других видов активного туризма. Потенциальное увеличение количества туристов, увлекающихся такими видами отдыха, оценивается в 2,5 млн. человек.
Оздоровительный туризм пользуется традиционно высоким спросом в России и является наиболее значимым для сохранения здоровья, повышения уровня и качества жизни граждан. Традиционные оздоровительные методики поддерживаются в ряде регионов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, известных своими уникальными природно-климатическими ресурсами. Перспективными для развития этого вида туризма также являются регионы Приволжского федерального округа. Природные оздоровительные ресурсы страны потенциально могут привлечь дополнительно более 2 млн. туристов.
Богатое природное наследие, разнообразие флоры и фауны представляют уникальные возможности для развития экологического туризма в России. В настоящее время его доля в общей структуре российского туристского рынка незначительна (около 1 процента). Серьезным ограничением для развития указанного вида туризма является высокая чувствительность многих экосистем Российской Федерации к антропогенным воздействиям. Основные регионы развития экологического туризма в России сосредоточены в Дальневосточном, Приволжском, Уральском, Северо-Западном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Большой потенциал имеют регионы Центрального и Сибирского федеральных округов. При создании и улучшении условий для развития экологического туризма в перспективных регионах (в том числе обеспечение новых привлекательных маршрутов соответствующей туристской инфраструктурой) и соблюдении требований к охране окружающей среды это направление туризма может обеспечить дополнительный туристский поток свыше 0,3 млн. человек.
Одним из наиболее популярных и динамично развивающихся видов путешествий являются морские и речные круизы. По водным акваториям страны курсируют более 100 теплоходов вместимостью 150 - 300 человек. Круизный туризм в большей степени развит в Центральном, Северо-Западном, Приволжском и Южном федеральных округах. Перспективными регионами для развития круизного туризма являются Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. Рынок круизов неразрывно связан с культурно-познавательным туризмом. Круизный туризм всегда был и остается востребованным как среди иностранных, так и среди российских туристов. Вместе с тем его рост в настоящее время ограничивается проблемами изношенности судов и инфраструктуры причальных сооружений, а также наличием участков на внутренних водных путях, где проход судов круизного класса затруднен. Развитие такого вида туризма позволит привлечь дополнительно 1 млн. российских и иностранных путешественников.
В то же время в международном рейтинге конкурентоспособности стран в туристском секторе, опубликованном Всемирным экономическим форумом в марте 2009 года, Россия заняла лишь 59 место из 133 стран, при этом природные богатства нашей страны оцениваются на 5 месте, а объекты культурного наследия - на 9.
Таким образом, при решении ключевых проблем отрасли и создании благоприятных условий для ее развития потенциально к 2020 году Российская Федерация может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма.
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
 
Неопубликованные
1.      Устав отеля «Акватория»
2.      Бухгалтерская отчетность отеля «Акватория»
Опубликованные
Учебники
3.      Александрова А.Ю. Международный туризм: Учебное пособие для вузов / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 464 с.
4.      Балабанов В.С. Экономика туризма / В.С. Балабанов. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 120 с.
5.      Биржаков, М. Б. Введение в туризм: Учебник / М. Б. Биржаков. -  7-е изд., переработанное и дополненное. – СПб.: «Невский Фонд» – «Издательский дом Герда», 2004. – 448 с.
6.      Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности / Н.И. Волошин. - М.: РМАТ, 2010. -  137 с.
7.      Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 304 с.
8.      Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: Учебное пособие / В.Г. Гуляев. - М.: НОЛИДЖ, 2000. - 312 с.
9.      Ефремова  М.В. Организационно-экономические основы развития туризма в России: Монография / М.В. Ефремова. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского госуниверситета, 2004. – 317 с.
10.    Кабушкин, Н. И. Менеджмент гостиниц и ресторанов / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко. - Мн.: ООО "Новое знание", 2000. – 310 с.
11.     Каурова, А. Д. Организация сферы туризма: Учеб. пособие / А. Д. Каурова. – СПб.: «Издательский дом Герда», 2004. – 320 с.
12.    Ляпина, И. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: Учебник для проф. образования/ И.Ю. Ляпина. – 2 – е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 208 с.
13.    Чудновский, А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство / А.Д. Чудновский. – М.: ЭКМОС, 2000. – 317 с.
Периодические издания
14.    «Ведомости» от 18.09.2011 г. – 12 с.
15.    «Деньги» № 2 2011 г. -76 с.
16.    «Коммерсантъ» от 23.04.2011 г. – 21 с.
17.    «Наши деньги» №6 2011 г. – 120с.
18.    «Нижегородская правда» № 7 2011 г. - 24 с.
19.    «Эксперт» № 5 2011 г. – 86 с.
20.    Информационная брошюра клубного отеля «Акватория»
Интернет ресурсы
21.    Аналитический ресурс, режим доступа [web: http://www.rbc.ru/analityc]
22.    Информационно-аналитическое интернет-издание режим доступа                                            [web: http://www.pravda.ru]
23.    Бизнес аналитика, режим доступа [web: http://www.businessanalytica.ru]
24.    Официальный сайт Правительства Нижегородской области, режим доступа [web: http:// government-nnov.ru]
25.    Официальный сайт Правительства Российской Федерации, режим доступа [web: http:// government.ru]
26.    Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, режим доступа  [web: http:// gks.ru]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.