p align="left"> 2. План - система физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе. Здесь важно на основе диагностических данных и условий в группе предусмотреть использование в полной мере психо-гигиенических и эколого-природных факторов, спрограммировать целостный двигательный режим. Такое планирование обеспечивает выбор тех форм работы которые более всего соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей, а также дают воспитателю возможность в полной мере реализовать его потенциальные профессиональные и личностные качества. Общий годовой план дошкольного учреждения. Он составляет на основе анализа диагностических карт всех возрастных групп детского сада и дает возможность коллективу определить приоритетную задачу по физическому воспитанию на предстоящий учебный год. В плане предусматриваются мероприятия по совершенствованию уровня физической культуры и определяется роль ее и место в общей системе воспитания. Каждый из воспитателей получает конкретное задание. В годовом плане предусматривается пропаганда здорового образа жизни в семьях детей, повышение профессионального мастерства педагогов, оснащение физкультурно-трудовой базы. Диагностическая карта, система физкультурно-оздоровительных мероприятий и общий годовой план обеспечивают перспективу работы. Однако самые лучшие идеи этой перспективы останутся на бумаге, если они не будут трансформированы в будничную ежедневную работу. Реализация идей перспективного плана находить непосредственное отражение в календарном плане. 2. Календарный план работы воспитателя составляется на одну- две недели и отражает все формы физкультурной работы, проводимой с детьми в течение каждого дня. Недельный цикл включает: 1-3 физкультурных занятия, ежедневную утреннюю гимнастику, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на каждой прогулке, физкультурные досуги (2-4 раза в месяц). Кроме организованных форм работы предусматривается время для самостоятельной деятельности детей, а также индивидуальная коррекционная и дифференцированная работа воспитателя с ними. Содержание календарного плана составляют физические упражнения, которые подбираются для конкретного физкультурного мероприятия в зависимости от его специфики. Для каждой возрастной группы в программе воспитания предусмотрены соответствующие возрасту, виды физических упражнений, определены средние количественные (в отдельных программах - минимальные) и качественные нормативы. Самостоятельная двигательная деятельность детей планируется в утренний отрезок, до и между занятиями, на прогулках, во вторую половину дня. Здесь важно создать такие условия (место, оборудование и пособия), при которых бы дети ежедневно могли упражняться во всех видах и способах основных движений независимо от их планирования в других формах работ. Это необходимо для обогащения двигательного опыта детей, что поможет им быть более уверенными и раскованными на занятиях по физкультуре, когда идет обучение технике движений. В течение дня вносятся разные физкультурные пособия, которые копируются, размещаются каждый раз по-разному. Разнородность физкультурно-игровой среды предупреждает развитие трафаретности движений и двигательной деятельности в целом, способствует не только физическому, но и общему развитию детей. Кроме основных движений дети в самостоятельной деятельности должны играть в подвижные и спортивные игры (в старшей группе). Плановое систематическое обучение двигательным умениям начинается с физкультурного занятия, намечаются задачи обучения (те, которые связаны с обучением двигательным умениям в основной его части), место проведения, перечень используемого оборудования. Затем кратко записываются: · виды и способы основных движений, упражнения на перестроение и ориентировку в пространстве - во вводной части; · название исходного положения, направление движений в общеразвивающих упражнениях; · основные движения; название подвижной игры; · физические упражнения в заключительной части. При планировании физкультминутки записывается только ее содержание. В плане прогулки указывается сначала организационно физкультурное мероприятие, затем методы руководства самостоятельной двигательной деятельностью. Следует развивать систему мониторинга физической подготовленности и развития, физического здоровья различных категорий и групп населения, в первую очередь детей и учащейся молодежи. В целях решения проблем вовлечения в активные занятия физической культурой детей и молодежи особое внимание необходимо обратить и на проведение детьми досуга совместно с родителями. Концепция активного семейного отдыха должна быть признана приоритетной на уровне, как пропаганды, так и организации досуга. (конц.ФК) 1.2. Возрастные особенности развития двигательных действий детей дошкольного возраста. Первые годы -- от рождения до поступления ребенка в школу -- имеют непреходящее значение в жизни человека. В этот период закладывается фун-дамент здоровья, начинают развиваться разнообразные способности, формиру-ются нравственные качества, складываются черты характера. От того как вос-питывается ребенок в эти годы, во многом зависит его будущее, эффектив-ность школьного обучения, последующее формирование личности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание. Нормально развивающийся ребенок постоянно стре-мится к движениям. Суточная потребность у детей трех лет составляет 6,5 тыс. локомоций, а у семилетних--16--18 тыс. Под влиянием движений улучшается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляется опорно-двигательный аппарат, улучшается обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через движения ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. На-копление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстети-ческих чувств. Особое значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребе-нок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие. Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Группы комплектуются с учетом анатомо-физиологических особенностей и ус-ловий жизни, воспитания и обучения. Они подразделяются на ясельные: первая группа раннего возраста (от 2 месяцев до 1 года) и вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет) и дошкольные: первая младшая группа (от 2 до 3 лет), вторая младшая группа (от 3 до 4 лет), средняя группа (от 4 до 5 лет), старшая группа (от 5 до 6 лет) и подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Вся работа в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с государственной «Программой воспитания и обучения в детском саду», где оп-ределены задачи, содержание и формы организации физическими упражне-ниями. Для ребенка первых трех месяцев жизни характерны беспорядочные, не координированные движения, которыми он отвечает на звуки и появление взрослого. Процесс овладения движениями идет очень быстро. Уже к двум месяцам ребенок спокойно удерживает голову в положении лежа, с пяти-шести месяцев начинает ползать, в семь-восемь месяцев вставать и сидеть, а с десяти-одиннадцати -- самостоятельно ходить. С первых недель жизни важно обеспечить оптимальные условия для двигательной активности ре-бенка (нельзя его туго пеленать, одевать в стесняющую движения одежду, длительное время держать в манеже) и последовательность в развитии двига-тельных действий: его полезнее научить сначала, ползать, а затем сидеть; пере-ступать, а затем ходить. На втором году жизни внимание должно быть сосредоточено на обучении ребенка ходьбе. Сначала движения детей неуверенны, недостаточно координи-рованны. Однако к концу второго года они настолько осваивают эти движения, что способны подниматься и опускаться самостоятельно по лестнице-стремянке высотой до 1--1,3 м. С большим удовольствием ползают, подлезают и пере-лезают через различные предметы, любят игры с мячами. Широкие контакты с окружающими предметами стимулируют развитие мелкой моторики рук, кото-рая в свою очередь способствует развитию речи, мышления, игровой дея-тельности. На третьем и четвертом году жизни заметно расширяется двигательный опыт ребенка и развивается произвольность управления движениями. К трем годам формируются умения бросать и ловить мяч, бегать и прыгать, с места, лазать по гимнастической лестнице. В этом возрасте дети способны последо-вательно выполнять несколько двигательных действий подряд, изменять на-правление движения и подчиняться заданному темпу (в основном среднему). В четырехлетнем возрасте дети достаточно хорошо сохраняют равновесие, спу-скаются с горы на санках, передвигаются на лыжах и ездят на трехколесном велосипеде. На пятом году жизни в силу наступающей морфофункциональной зрелости центров, регулирующих крупные группы мышц, движения детей становятся точ-нее и энергичнее, появляется способность удерживать исходное положение, сохранять направление, амплитуду и темп движений, формируется умение участвовать в играх с ловлей и увертыванием, где результат зависит не толь-ко от одного участника, но и от других («Найди себе пару», «Чье звено быст-рее соберется?»). На шестом и седьмом году жизни происходит качественный скачок в раз-витии движений, появляется выразительность, плавность и точность, особенно при выполнении общеразвивающих упражнений. Дети начинают замечать ошибки при выполнении отдельных упражнений, способны на элементарный анализ. В результате успешно осваиваются прыжки в длину и высоту с разбе-га, прыжки со скакалкой, лазанье по шесту и канату, метание на дальность и в цель, катание на двухколесном велосипеде, коньках, лыжах и плавание. У детей появляется устойчивый интерес к достижению коллективного резуль-тата в командных играх и эстафетах, формируется умение проводить подвиж-ные игры самостоятельно. Все это создает предпосылки для обучения основам техники физических упражнений. Учитывая интенсивность, не одновременность, неравномерность роста и раз-вития, а также низкую сопротивляемость (ранимость) детского организма, пер-востепенное значение в первые годы жизни имеют оздоровительные задачи: 1. Охрана жизни, борьба с заболеваемостью, закаливание, повышение со-противляемости организма неблагоприятным влияниям внешней среды. 2. Содействие своевременному и гармоничному развитию всех систем орга-низма, расширение его функциональных возможностей, формирование правиль-ной осанки и стопы, развитие быстроты, ловкости и выносливости. Наряду с уязвимостью детского организма ему присущи высочайшая плас-тичность, реактивность всех тканей, высокий уровень обменных процессов. Ребенок прекрасно приспосабливается к изменяющимся условиям, физической нагрузке. Его отличает высокая восприимчивость к усвоению доступных ему знаний и умений. Поэтому важно решать и образовательные задачи: 1. Прививать навыки личной и общественной гигиены. 2. Формировать умения в жизненно необходимых двигательных действиях (ходьбе, беге, прыжках и др.), а также движениях, составляющих основу для дальнейших занятий плаванием, ходьбой на лыжах, бегом на коньках, ез-дой на велосипеде и др. 3. Формировать первоначальные знания, связанные с занятиями физически-ми упражнениями, и интерес к ним. Одновременно решаются и воспитательные задачи: 1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, сме-лости, настойчивости и др.). 2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию. В дошкольном учреждении создаются условия для реализации указанных задач, обеспечивающих физическую готовность детей к успешному овладению школьной программой. Учитывая возрастные особенности развития движений и большую потреб-ность в них, в первые годы жизни используются специфические средства физи-ческого воспитания. Особую роль в физическом воспитании детей, особенно раннего возраста, играет режим дня. Соблюдение режима (последовательное и постепенное чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности) по-зволяет удовлетворить физиологические потребности ребенка, обеспечивает рит-мичность работы организма, предохраняет нервную систему от переутомления. Велико и воспитательное значение режима: развиваются активность, самостоя-тельность, дисциплинированность. Не меньшее значение для развития детей имеет санитарно-гигиеническая обстановка. Поддержание чистоты и порядка, соблюдение опти-мального воздушного, светового и температурного режима в помещении, гигие-на одежды -- важные средства физического воспитания. Одним из широко используемых средств для закаливания детского орга-низма являются природные факторы--воздух, вода и солнце. Система-тическое применение закаливающих процедур, отвечающих индивидуальным особенностям каждого ребенка, укрепляет нервную систему, повышает адапта-ционные возможности, облегчает течение возникающих заболеваний. В послед-ние годы в детском саду широко применяется контрастное закаливание (мно-гократная смена температуры воды от 36 до 18° или переход из теплого в холодное помещение с разницей температур до 5--15°).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|