p align="left">Физические упражнения применяются во всех возрастных груп-пах. В комплексы занятий с детьми раннего возраста включаются пассивные (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног лежа на спине и др.), актив-ные (активные приседания при потягивании за руки, сгибание туловища, и др.) и рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание пальцев стопы, прогибание позвоночника лежа на животе, спине, на боку и др.). С двух до семи лет используются более разнообразные упражнения: 1) гимнастические: различные виды ходьбы и бега, в том числе по ограничен-ной площади опоры, прыжки в глубину, длину, высоту с прямого и бокового разбега, метание в горизонтальную цель на дальность, лазанье по гимнасти-ческой стенке, шесту и канату; общеразвпвающие упражнения с предметами и без предметов; построения и перестроения парами, в круг, шеренгу, колонну и др.; танцевальные упражнения; 2) подвижные игры бессюжетные (типа «Добеги до флажка», «Ловишки») и сюжетные (типа «Гуси-лебеди», «Два мороза»); элементы спортивных игр (городки, бадминтон, настольный теннис,баскетбол, футбол, хоккей); 3) спортивные упражнения: езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание; 4) простейший ту-ризм: пешие и лыжные прогулки за пределы участка. Возрастные особенности детей требуют комплексного применения средств с широким использованием имитационных и игровых приемов. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ С детьми первой группы раннего возраста проводятся индивидуальные за-нятия, включающие 12--15 упражнении и приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачиваппе и вибрация). Длительность такого за-нятия 8--10 мин. Занятия с детьми второй группы раннего возраста проводятся преимущественно по подгруппам, с гида до полутора лет в них участвует до 6 детей, а с полутора до двух лет -- 6--10 человек. Продолжительность заня-тий 10--15 мин. В каждую подгруппу объединяются дети приблизительно одинакового уровня развития, В занятии чередуются общеразвпвающие упраж-нения с большими обручами, палками, позволяющие одновременно выполнять движения нескольким детям, с упражнениями в основных видах движений. На занятиях предусмотрены паузы для отдыха. Для детей дошкольного возраста (с двух до семи лет) формы занятий более разнообразны. Физкультурные занятия--основная форма учебно-воспитательной работы. Цель занятии -- обучение новым движениям, закрепление ранее осво-енных действий, воспитание физических качеств. Они проводятся 3 раза в не-делю по 20--25 мин в младших и средней группах и по 30--35 мин в подгото-вительной к школе группе. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге. танцевальные и порядковые упражнения. В основной части используются обще-развивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключи-тельной части проводятся малоподвижные игры или спокойная ходьба. Утренняя гимнастика--одно из важнейших оздоровительных ме-роприятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятель-ности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для детей младших групп ее длительность составляет 5--10 мин, в подготовительной группе--12--15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс общеразвивающих уп-ражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности). Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, ма-тематических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целью предупреж-дения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2--3 упражнения продолжительностью 2--3 мин. Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Они увеличи-вают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно-волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22--25 новы-ми подвижными играми. Физкультурный досуг проводится 1--2 раза в месяц по 20-- 30 мин в младших группах и 45--50 мин в старшей и подготовительной группах. Досуг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты. Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они рассматриваются как смотр, итог достижений детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упраж-нения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в бы-строте, ловкости, силе. Длительность праздников--1--1,5 ч. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоя-тельным занятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжитель-ность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Поэтому в групповой комнате и на площадке должны быть необходимые физкультур-ные пособия (горки со скатом, лестницы, снаряды для лазанья, скакалки, мя-чи и др.). ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ. Обучение физическим упражнениям имеет определенную специфику в каж-дой возрастной группе. В группах детей раннего и младшего дошкольного возраста двигательные задания должны быть интересны, сформулированы и представлены в конкретной форме, связаны с наглядным результатом («пере-прыгни через ручеек», «добеги до флажка»). Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, широко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки»). В этих груп-пах нередко требуется и наглядно-действенный характер мышления, комплекс-но используются словесные, наглядные и практические методы обучения. В средней группе приемы обучения имеют свои особенности. Внимание детей приобретает все большую устойчивость, развивается способность предна-меренного запоминания движений. Поэтому воспитатель сначала называет и показывает разучиваемое упражнение, подробно поясняет и только после этого предлагает детям его выполнить. Постепенно к показу знакомых упраж-нений привлекают отдельных детей. В старшей и подготовительной группах воспитатель не всегда показывает детям упражнение. Обучение при помощи словесных методов, сравнения, рас-суждения, анализа приобретает большое значение. Сразу после пояснения дети приступают к выполнению упражнения, чтобы подкрепить полученные пред-ставления. В этих группах возможно применение соревновательных форм про-ведения упражнений, самостоятельность в организации условий для занятий. Музыкальное сопровождение физкультурных занятий необходимо во всех возрастных группах. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения выразительно с большим напряжением. Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности? Физиологи считают движение, врождённой, жизненно необхо-димой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особен-но важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение -- это предупреждение раз-ного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение--это и эффективнейшее лечебное средство. По мнению психологов: маленький ребенок -- деятель! И дея-тельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку прихо-дят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в про-странстве. Чем разнообразнее движения, тем_большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. 'Развитость движений - один__из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. Все известные педагоги с древности до наших дней отме-чают: движения -- важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения -- первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ре-бенка, а у более старших детей -- форма проявления этих важ-ных человеческих качеств. А разве может быть труд -- основа основ жизни -- без точ-ных, развитых движений? Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие. В своем историческом развитии организм человека форми-ровался в условиях высокой двигательной активности. Перво-бытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спа-саться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба -- для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье--для преодоления пре-пятствий, метание -- для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существова-ния человека -- выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости -- че-ловек двигался на пределе своих возможностей. Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигатель-ной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существо-вание» специально придуманными движениями -- физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности взрослых и детей. А теперь попытаемся ответить на два вопроса: достаточно ли двигаются дети раннего возраста в условиях дошкольного учреждения? существуют ли нормы двигательной активности для детей двух-трех лет и каковы они? При сравнении режима дня групп детей раннего возраста и детского сада на первый взгляд кажется, что у первых мень-ше факторов, ограничивающих двигательную активность. На-пример, действующей программой на проведение занятий в груп-пах детского сада отводится 40--100 минут, тогда как в груп-пах детей второго и третьего года жизни -- до 30 минут. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем старшие дети, двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиваться на таких занятиях, как рисование, леп-ка, рассматривание книг, слушание сказок, радиопередач. По-давляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. В то же время по ряду причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у ма-лышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, часто с трудом находят себе занятие, что также неблагоприятно сказы-вается на их двигательной активности. Следовательно, в режиме дня групп детей раннего возраста есть и «плюсы» и «минусы», знание которых необходимо для правильной организации двигательной активности детей. В результате специальных исследований учеными установ-лены ориентировочные нормы двигательной активности детей. В каких единицах можно измерить движения ребенка? Преж-де всего -- в условных шагах. Для этого используется специаль-ный прибор -- шагомер. Это так называемый объем дви-жений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен w 5,5 тысячи, двух с половиной и трех лет-- 6,3 и 6,8 тысячи шагов. Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается. Другим показателем является продолжительность двигатель-ной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 50--60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности -- среднее количест-во движений в минуту -- составляет примерно 38--41 у детей двух лет, 43--50 двух , с половиной, 44--51--трех лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала-- в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойствен-на частая смена движений и поз--до 550--1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых; различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений. В этом возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|