на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Исследование программного обеспечения физкультурного образования дошкольников
p align="left">Физические упражнения применяются во всех возрастных груп-пах. В комплексы занятий с детьми раннего возраста включаются пассивные (сгибание и разгибание ног вместе и попеременно, скрещивание рук на груди и разведение их в стороны, поднятие прямых ног лежа на спине и др.), актив-ные (активные приседания при потягивании за руки, сгибание туловища, и др.) и рефлекторные упражнения (сгибание и разгибание пальцев стопы, прогибание позвоночника лежа на животе, спине, на боку и др.).

С двух до семи лет используются более разнообразные упражнения:

1) гимнастические: различные виды ходьбы и бега, в том числе по ограничен-ной площади опоры, прыжки в глубину, длину, высоту с прямого и бокового разбега, метание в горизонтальную цель на дальность, лазанье по гимнасти-ческой стенке, шесту и канату; общеразвпвающие упражнения с предметами и без предметов; построения и перестроения парами, в круг, шеренгу, колонну и др.; танцевальные упражнения; 2) подвижные игры бессюжетные (типа «Добеги до флажка», «Ловишки») и сюжетные (типа «Гуси-лебеди», «Два мороза»); элементы спортивных игр (городки, бадминтон, настольный теннис,баскетбол, футбол, хоккей); 3) спортивные упражнения: езда на велосипеде, самокате, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание; 4) простейший ту-ризм: пешие и лыжные прогулки за пределы участка.

Возрастные особенности детей требуют комплексного применения средств с широким использованием имитационных и игровых приемов.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

С детьми первой группы раннего возраста проводятся индивидуальные за-нятия, включающие 12--15 упражнении и приемы массажа (поглаживание, растирание, разминание, поколачиваппе и вибрация). Длительность такого за-нятия 8--10 мин. Занятия с детьми второй группы раннего возраста проводятся преимущественно по подгруппам, с гида до полутора лет в них участвует до 6 детей, а с полутора до двух лет -- 6--10 человек. Продолжительность заня-тий 10--15 мин. В каждую подгруппу объединяются дети приблизительно одинакового уровня развития, В занятии чередуются общеразвпвающие упраж-нения с большими обручами, палками, позволяющие одновременно выполнять движения нескольким детям, с упражнениями в основных видах движений. На занятиях предусмотрены паузы для отдыха.

Для детей дошкольного возраста (с двух до семи лет) формы занятий более разнообразны.

Физкультурные занятия--основная форма учебно-воспитательной работы. Цель занятии -- обучение новым движениям, закрепление ранее осво-енных действий, воспитание физических качеств. Они проводятся 3 раза в не-делю по 20--25 мин в младших и средней группах и по 30--35 мин в подгото-вительной к школе группе. Занятия состоят из трех частей: вводной, основной и заключительной. Во вводной части применяются упражнения в ходьбе, беге. танцевальные и порядковые упражнения. В основной части используются обще-развивающие упражнения, основные движения и подвижные игры. В заключи-тельной части проводятся малоподвижные игры или спокойная ходьба.

Утренняя гимнастика--одно из важнейших оздоровительных ме-роприятий режима в детском саду. Она направлена на активизацию деятель-ности организма и повышение его работоспособности. Ежедневные выполнения упражнений положительно сказываются на формировании правильной осанки, вырабатывают настойчивость и дисциплинированность, воспитывают интерес к физическим упражнениям, вызывают эмоциональный подъем. Для детей младших групп ее длительность составляет 5--10 мин, в подготовительной группе--12--15 мин. Она состоит из трех частей: вводной (различные виды ходьбы, бег от 30 с до 1,5 мин), основной (комплекс общеразвивающих уп-ражнений на развитие основных групп мышц) и заключительной (спокойная ходьба или игры небольшой подвижности).

Физкультминутка применяется на занятиях по развитию речи, ма-тематических представлений и пр., где требуется сосредоточенность внимания, активная умственная работоспособность. Она используется с целью предупреж-дения утомления, отдыха, повышения умственной работоспособности и включает 2--3 упражнения продолжительностью 2--3 мин.

Подвижные игры проводятся на прогулке ежедневно. Они увеличи-вают двигательную активность, повышают эмоциональный тонус, воспитывают нравственно-волевые качества. В течение года дети знакомятся с 22--25 новы-ми подвижными играми.

Физкультурный досуг проводится 1--2 раза в месяц по 20-- 30 мин в младших группах и 45--50 мин в старшей и подготовительной группах. Досуг является формой активного отдыха детей. В отличие от физкультурных занятий здесь предусмотрена более свободная деятельность, используются игры, занимательные задания, веселые эстафеты.

Физкультурные праздники проводятся не менее двух раз в год в средней и подготовительной группах. Они рассматриваются как смотр, итог достижений детей. Дети заранее готовятся к праздникам, разучивают упраж-нения, игры, танцы, которые демонстрируют на празднике, состязаются в бы-строте, ловкости, силе. Длительность праздников--1--1,5 ч.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоя-тельным занятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжитель-ность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Поэтому в групповой комнате и на площадке должны быть необходимые физкультур-ные пособия (горки со скатом, лестницы, снаряды для лазанья, скакалки, мя-чи и др.).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ. Обучение физическим упражнениям имеет определенную специфику в каж-дой возрастной группе. В группах детей раннего и младшего дошкольного возраста двигательные задания должны быть интересны, сформулированы и представлены в конкретной форме, связаны с наглядным результатом («пере-прыгни через ручеек», «добеги до флажка»). Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей, широко используются образные задания, имитации («бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки»). В этих груп-пах нередко требуется и наглядно-действенный характер мышления, комплекс-но используются словесные, наглядные и практические методы обучения.

В средней группе приемы обучения имеют свои особенности. Внимание детей приобретает все большую устойчивость, развивается способность предна-меренного запоминания движений. Поэтому воспитатель сначала называет и показывает разучиваемое упражнение, подробно поясняет и только после этого предлагает детям его выполнить. Постепенно к показу знакомых упраж-нений привлекают отдельных детей.

В старшей и подготовительной группах воспитатель не всегда показывает детям упражнение. Обучение при помощи словесных методов, сравнения, рас-суждения, анализа приобретает большое значение. Сразу после пояснения дети приступают к выполнению упражнения, чтобы подкрепить полученные пред-ставления. В этих группах возможно применение соревновательных форм про-ведения упражнений, самостоятельность в организации условий для занятий.

Музыкальное сопровождение физкультурных занятий необходимо во всех возрастных группах. Оно помогает ребенку освоить темп и ритм, выполнять упражнения выразительно с большим напряжением.

Каково же мнение разных специалистов о значении двигательной активности?

Физиологи считают движение, врождённой, жизненно необхо-димой потребностью человека. Полное удовлетворение ее, особен-но важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.

Гигиенисты и врачи утверждают: без движений ребенок не может вырасти здоровым. Движение -- это предупреждение раз-ного рода болезней, особенно таких, которые связаны с сердечно -сосудистой, дыхательной, нервной системами. Движение--это и эффективнейшее лечебное средство.

По мнению психологов: маленький ребенок -- деятель! И дея-тельность его выражается прежде всего в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку прихо-дят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в про-странстве. Чем разнообразнее движения, тем_большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. 'Развитость движений - один__из показателей правильного нервно-психического развития в раннем возрасте. Познание окружающего посредством движений наиболее всего отвечает психологическим и возрастным особенностям детей первых трех лет жизни. Все известные педагоги с древности до наших дней отме-чают: движения -- важное средство воспитания.

Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения -- первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ре-бенка, а у более старших детей -- форма проявления этих важ-ных человеческих качеств.

А разве может быть труд -- основа основ жизни -- без точ-ных, развитых движений?

Игры с движениями дают детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, развивают опыт поведения. Ощущение умения красиво двигаться приносит истинную радость и эстетическое удовольствие.

В своем историческом развитии организм человека форми-ровался в условиях высокой двигательной активности. Перво-бытному человеку ежедневно приходилось пробегать и проходить десятки километров в поисках пищи, постоянно от кого-то спа-саться, преодолевать препятствия, нападать. Так выделились пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имело свое значение: бег и ходьба -- для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье--для преодоления пре-пятствий, метание -- для защиты и нападения. Миллионы лет эти движения являлись главнейшим условием существова-ния человека -- выживал тот, кто лучше других владел ими. Долгие годы измерять движения не было необходимости -- че-ловек двигался на пределе своих возможностей.

Сейчас мы видим противоположную картину. Развитие науки и техники способствовало постепенному снижению двигатель-ной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на их здоровье. Ученые установили, что высокая потребность в движении генетически заложена в человеческом организме, обусловлена всем ходом его эволюционного развития. Появилась необходимость компенсировать «движение-существо-вание» специально придуманными движениями -- физическими упражнениями. Постепенно встала проблема определения норм двигательной активности взрослых и детей.

А теперь попытаемся ответить на два вопроса:

достаточно ли двигаются дети раннего возраста в условиях дошкольного учреждения?

существуют ли нормы двигательной активности для детей двух-трех лет и каковы они?

При сравнении режима дня групп детей раннего возраста и детского сада на первый взгляд кажется, что у первых мень-ше факторов, ограничивающих двигательную активность. На-пример, действующей программой на проведение занятий в груп-пах детского сада отводится 40--100 минут, тогда как в груп-пах детей второго и третьего года жизни -- до 30 минут. В самостоятельной деятельности малыши больше, чем старшие дети, двигаются, так как в силу возрастных особенностей не могут долго сосредоточиваться на таких занятиях, как рисование, леп-ка, рассматривание книг, слушание сказок, радиопередач. По-давляющая часть их самостоятельной деятельности уходит на действия с предметами и игрушками. Потребность в движениях у маленьких детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее.

В то же время по ряду причин активность детей двух-трех лет ограничивается. Так, много времени в этих группах уходит на кормление, переодевание, гигиенические процедуры: у ма-лышей слабо развиты навыки самообслуживания. Кроме того, эти дети затрудняются в организации своей деятельности, часто с трудом находят себе занятие, что также неблагоприятно сказы-вается на их двигательной активности.

Следовательно, в режиме дня групп детей раннего возраста есть и «плюсы» и «минусы», знание которых необходимо для правильной организации двигательной активности детей.

В результате специальных исследований учеными установ-лены ориентировочные нормы двигательной активности детей.

В каких единицах можно измерить движения ребенка? Преж-де всего -- в условных шагах. Для этого используется специаль-ный прибор -- шагомер. Это так называемый объем дви-жений. Для детей двух лет при 9-часовом пребывании в детском саду он равен w 5,5 тысячи, двух с половиной и трех лет-- 6,3 и 6,8 тысячи шагов. Как видим, с возрастом количество движений у детей увеличивается.

Другим показателем является продолжительность двигатель-ной активности дошкольников. Дети должны двигаться не менее 50--60% всего периода бодрствования.

Интенсивность двигательной активности -- среднее количест-во движений в минуту -- составляет примерно 38--41 у детей двух лет, 43--50 двух , с половиной, 44--51--трех лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала-- в среднем от нескольких секунд до 1,5 минуты. Детям свойствен-на частая смена движений и поз--до 550--1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное напряжение и отдых; различных групп мышц, поэтому дети и не устают. Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность детей, создавать условия для разных движений.

В этом возрасте не установлено существенных различий в двигательной активности мальчиков и девочек.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.