на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контроль предпринимательской деятельности в сфере услуг
p align="left">- Финансово-кредитное: особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит.

Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль [11].

В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Для организации финансово-кредитного предпринимательства образуется специализированная система организаций: коммерческие банки, финансово-кредитные компании (фирмы, валютные биржи и другие специализированные организации. Предпринимательская деятельность банков и других финансово-кредитных организаций регулируется как общими законодательными актами, так и специальными законами и нормативными актами Центрального банка России и Минфина РФ.

- Посредническое: предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего звена в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.

Посредник - это юридическое или физическое лицо, представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся [32, с. 263]. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации.

Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель-посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.

- Страховое: заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. Страхование заключается в том, что предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Страховое предпринимательство является одной из наиболее рисковых видов деятельности. В то же время организация страховой предпринимательской деятельности дает определенную гарантию страхователям (организациям, предприятиям, физическим лицам) получить определенную компенсацию при наступлении риска в их деятельности, что является одним из условий развития в стране цивилизованного предпринимательства.

Схематически система различных видов предпринимательской деятельности представлена на рисунке 7.

88

103

1

Рис. 7. Система видов предпринимательской деятельности

(источник: составлено автором по материалам [11])

Суммируя все вышесказанное, отметим, что под предпринимательскими структурами понимаются самостоятельно функционирующие экономические единицы, деятельность которых подчиняется законам предпринимательства и заключается в постоянном поиске оптимальной формы соответствия рыночным требованиям в конкретный момент развития рынка. Организация управления в различных предпринимательских структурах - это сложный и продолжительный процесс. Он представляет собой процесс координации усилий по достижению устойчивого положения компании на рынке в рамках существующих условий.

Процесс управления предпринимательскими структурами направлен на достижение «идеального» состояния, но в силу высокой изменчивости рынков приводит не к непосредственному достижению поставленной цели, а к ряду циклических колебаний, приближающих или отдаляющих компанию к состоянию «идеального» равновесия. При этом процесс управления предпринимательскими структурами не подчиняется действию механизма «черного ящика», а, напротив, нацелен на построение оптимальной системы управления, учитывающей все внутренние особенности предпринимательской структуры. Это позволяет максимизировать эффективность работы компании при сохранении заданного уровня затрат либо снизить расход ресурсов при фиксировано высоком уровне результативности. При этом построение системы управления предпринимательскими структурами должно строиться с учетом специфики ее деятельности, то есть исходя из вида предпринимательской деятельности - производственной, коммерческой, финансово-кредитной, посреднической или страховой.

На основании целей выстраивается весь процесс управления предпринимательскими структурами. Выделяют несколько функций менеджмента, определяемых целями управления. При этом данные функции не являются независимыми, они - части единого целого и находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии. Процесс достижения главной цели предпринимательских структур - это серия взаимосвязанных действий, обусловленных функциями менеджмента. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций [45, с. 456].

Процесс управления состоит из четырех основных функций:

– планирования;

– организации;

– мотивации;

– контроля.

При этом их взаимодействие нельзя назвать линейным. С одной стороны, процесс планирования должен предшествовать организации деятельности предпринимательской структурой, а контроль должен завершать каждый этап выполнения плана (контроль конечных результатов), но при этом необходимо мотивировать персонал на каждом этапе выполнения работ, а также осуществлять процессуальный контроль в течение всего времени функционирования компании.

Схематически процесс управления предпринимательскими структурами может быть представлен следующим образом (рис. 8).

88

103

1

Рис. 8. Процесс управления предпринимательскими структурами

(источник: составлено автором)

Как видно из рисунка 8, контроль состоит из нескольких взаимовлияющих процессов. Так, выделяют:

предварительный контроль: осуществляется до непосредственного начала работ. Используется по отношению к человеческим (анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок) в целях реализации определенных правил, процедур и линий поведения;

процессуальный контроль: осуществляется в процессе проведения работ. Основным базисом для его реализации является измерение реальных результатов деятельности предпринимательских структур. Для этого необходимо наладить внутри компании систему обратной связи;

контроль конечных результатов: при рассмотрении процессов управления предпринимательскими структурами такой контроль должен осуществляться по окончании каждого цикла, каждого продвижения к «идеальному» состоянию. Он необходим, чтобы дать руководству информацию, необходимую для планирования, а также способствует мотивации, так как измеряет достигнутую результативность [21, с. 38-39].

При этом существует три аспекта контроля, каждый из которых в большей степени соответствует определенной составляющей процесса контроля:

установление стандартов: данный аспект наиболее актуален для предварительного, а также процессуального контроля, основывается на планах, разработанных в процессе планирования;

измерение достигнутых результатов и их сравнение с желаемыми показателями: особенно характерно для этапа контроля конечных результатов, но может осуществляться и в рамках процессуального контроля;

подготовка необходимых корректирующих действий: заключительный этап контроля обязательно должен помимо констатации текущего положения дел в предпринимательских структурах давать инструкции по корректировке процесса функционирования в течение следующего циклического движения компании [5, с. 121].

На практике технология контроля осуществляется в соответствии со схемой, представленной на рисунке 9.

Функции управления - планирование, организация, мотивация и контроль - имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации. Из-за этого, а также вследствие того, что эти две характеристики связывают все четыре управленческие функции, обеспечивая их взаимозависимость, коммуникации и принятие решений часто называют связующими процессами.

По сути, чтобы организация могла четко работать, менеджер должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив - это решение. Следовательно, принятие решения - это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности менеджера. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация - это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляет собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также и для того, чтобы они могли выполняться. Коммуникация также важна и в функции контроля. Менеджеры нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

88

103

1

Рис. 9. Технология осуществления контроля в процессе управления

предпринимательскими структурами

88

103

1

Рис. 10. Процесс управления предпринимательскими структурами как система взаимодействия функций менеджмента и связующих процессов

(источник: составлено автором)

Суммируя все вышесказанное, можно представить процесс управления предпринимательскими структурами как систему взаимодействия функций менеджмента и связующих процессов. На рисунке 10 представлена данная схема, позволяющая определить место контроля в общей структуре процесса управления.

2. КОНТРОЛЬ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной российской практике построения систем управления предпринимательскими структурами контролю уделяется недостаточное внимание. Это объясняется неправильным пониманием содержания контрольных функций.

В рамках работы современных предпринимательских структур очень велика доля оппортунистического поведения их работников. Под этим термином понимается стремление некого индивида реализовывать свои цели, зачастую при использовании общих или даже чужих ресурсов, порой во вред окружающим. Такое поведение часто характеризует неопределенность дальнейших шагов, то есть сложная прогнозируемость действий, а также полное несовпадение интересов с интересами общности, в которой оппортунист функционирует.

К сожалению, на данном этапе своего развития предпринимательские структуры в России представляют собой сообщества индивидов, в большей или меньшей степени склонных к оппортунизму. Степень такой склонности и ее конкретные проявления довольно часто определяются положением работника на карьерной лестнице, наличием у него определенных должностных полномочий, в частности, функции контроля как фактора влияния на других сотрудников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.