на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Контроль предпринимательской деятельности в сфере услуг
p align="left">В некоторых случаях такое поведение можно объяснить недостаточной мотивированностью работников, которые выполняют свои должностные обязанности с явным нежеланием и недовольством. Низкий уровень благосостояния в сочетании с негативными ожиданиями снижает степень вовлеченности персонала в дела и интересы компании, делает его безразличным и зацикленным на собственных проблемах. Соответственно, любой способ их решения, даже тот, что может нанести вред той компании, в которой индивид работает, представляется оптимальной возможностью исправить свое положение, пусть даже и на очень короткий срок. Работники российских компаний, в отличие, например, от японских, не идентифицируют себя с компанией, в которой работают. В России не действуют системы пожизненного найма, и любая текущая работа рассматривается как временная в рамках постоянного поиска лучших условий на постоянно динамично меняющемся рынке труда.

В некотором смысле названную тенденцию можно также объяснить существующими культурными предпосылками. В российской истории прослеживается немало примеров действия во вред государственным интересам или интересам компании, в целях достижения собственных целей. Период нестабильности, через который прошла наша страна за последние несколько десятилетий, только спровоцировал развитие и углубление этих предпосылок. Тем более, если говорить о самоидентификации, например, с компанией, в которой человек работает, то она возможна и в российских условиях, но для этого необходимо, что данный индивид проработал в конкретной компании довольно продолжительный срок. Здесь вновь вступают в силу факторы мотивации работников, повышения их заинтересованности, степени вовлечения в интересы компании.

Наконец, последний определяющий фактор высокой доли оппортунистического поведения в российских предпринимательских структурах - недостаточный уровень контроля над действиями их участников. Как уже говорилось, контроль воспринимается как некий административный ресурс, используемый в достижении личных целей. То есть контроль в российских условиях выступает одновременно и причиной и следствием оппортунистического поведения (рис. 11).

88

103

1

Рис. 11. Система факторов, влияющих на формирование восприятия

контроля как административного ресурса

Такое восприятие контроля негативно сказывается на эффективности функционирования всей предпринимательской структуры. Получается, что оппортунистическое поведение не пресекается, а даже, наоборот, стимулируется наличием контроля у некоторых представителей предпринимательских структур. Оппортунизм же оказывает дестабилизирующее воздействие на предпринимательскую структуру, превращая ее из единого слаженного механизма, функционирующего для достижения своей конечной цели - превращения в оформленный бизнес, стабилизации в «идеальном» рыночном состоянии - в систему независимых образований со своими обособленными целями, рассматривающих предпринимательскую структуру лишь как ресурс по их достижению.

На рисунке 12 представлен вид предпринимательской структуры, в которой особенно сильны оппортунистические тенденции и ослаблен контроль как управленческая функция.

88

103

1

Рис. 12. Превращение предпринимательской структуры в систему независимых образований под влиянием внутреннего оппортунизма при отсутствии контроля

Названная тенденция сепарации целей приводит к тому, что на каждом этапе циклического движения к «идеальному» состоянию предпринимательская структура исходит не из критерия эффективности своего функционирования, а из личных соображений ее участников. Все это оказывает негативное воздействие на общую конкурентоспособность предпринимательской структуры на рынке.

Поэтому основную роль контроля в рамках систем управления предпринимательскими структурами можно сформулировать следующим образом: построение эффективной модели наблюдения и корректировки деятельности предпринимательских структур в целях недопущения развития оппортунистического поведения и повышения общей конкурентоспособности компании в рыночных условиях.

Контроль должен выступать не как единичный ресурс, сосредоточенный в руках отдельных менеджеров, а как связующее звено, не позволяющее предпринимательским структурам распасться на систему независимых образований. Контроль должен поддерживать единство целей всех работников организации, изначально формируемое мотивационными решениями управленческого аппарата (рис. 13). Наконец, контроль должен регулировать отношение работников к предпринимательской структуре и пресекать ее использование в качестве источника ресурсов для достижения собственных целей.

88

103

1

Рис. 13. Превращение системы независимых образований в предпринимательскую структуру под влиянием контроля как функции менеджмента

В общем случае роль контроля должна сводиться к проверке правильности функционирования предпринимательских структур. То есть в рамках системы управления он должен занимать не главенствующее положение, а просто ему должна уделяться равная доля управленческого внимания, как и остальным функциям менеджмента.

При этом контрольные функции можно разделить на три составляющие:

– контроль над правильностью исполнения остальных функций менеджмента;

– контроль над результативностью работы всей системы управления как единой совокупности;

– контроль над функционированием предпринимательской структурой в целом.

Исходя из этого можно сделать вывод, что контроль в предпринимательских структурах реализуется на трех уровнях (рис. 14).

88

103

1

Рис. 14. Уровни реализации контроля в предпринимательских структурах (источник: составлено автором)

При этом уровни контроля должны быть взаимосвязаны через механизмы и конкретных лиц его реализации.

Суммируя вышеобозначенные выводы, отметим, что в настоящее время является необходимым создание объективных условий для трансформации отношения к контролю, и, соответственно, его реализации в предпринимательских структурах. Для нормального, эффективного функционирования предпринимательских структур нужно уже сейчас закладывать основы нового отношения к контролю, нового принципа построения систем управления, основанных на контроле как на главном связующем элементе.

Такие трансформационные процессы представляются особенно актуальными в период текущих кризисных настроений. Периоды экономического спада, нестабильности всегда характеризуются повышением оппортунистических настроений в обществе, стремлением удовлетворить свои личные интересы в ущерб коллективным. Итогом проявления оппортунизма становится падение эффективности работы каждого отдельного работника, а соответственно, и всей предпринимательской структуры в целом.

Предполагается, что рынок в настоящее время является столь динамичным и мало прогнозируемым, что определение «идеального» состояния предпринимательской структуры на нем, а тем более достижение этого состояния не представляется возможным. При этом признается, что можно максимально приблизить конкретную предпринимательскую структуру к «идеальному» состоянию, а также постулируется, что таких «близких», «предельных» состояний может быть несколько.

Исходя из этого, а также из определенной роли контроля в системах управления предпринимательскими структурами, можно предположить, что в кризисные периоды, в периоды экономической нестабильности, а также просто в условиях очень динамичных рынков наиболее близким к «идеальному» будет такое состояние предпринимательской структуры, при котором в рамках ее системы управления построена эффективная реализуемая модель контроля, играющая роль связующего звена для всех работников данной компании и их целевых установок, препятствующая зарождению оппортунистических тенденций. Иначе это можно выразить формулой:

, (1)

где ПС - предпринимательская структура; Идеал - «идеальное» состояние предпринимательской структуры на рынке; Контроль - предпринимательские структуры с организованной и реализуемой в рамках систем управления функцией контроля.

Погрешности предпринимательской деятельности

Погрешности предпринимательской деятельности

Рис. 15. Циклические колебания как процесс перехода предпринимательства в бизнес в условиях реализации функции контроля

Таким образом, на современном этапе контроль играет определяющую роль в процессе развития и функционирования систем управления предпринимательскими структурами. Его правильная организация и применение помогают предпринимательским структурам снизить риски оппортунистического поведения, повысить эффективность работы сотрудников, что в значительной степени способствует росту сравнительной конкурентоспособности компании.

Рассматривая сферу услуг, а именно авиационный сектор российской экономики, можно сказать, что контролирующий орган - государство - является заинтересованным субъектом в его развитии. Подпрограмма развития и модернизации авиационного сектора российской экономики, рассчитанная на период 2002-2010 гг., не оправдала ожиданий рыночных агентов, преимущественно из-за ее максимальной ориентации на частный сектор. Частные инвесторы и авиационные предприятия не проявили достаточной степени заинтересованности в решении поставленных задач, что привело к существенному отставанию темпов развития отрасли по сравнению с запланированными показателями. Нельзя не отметить, что современное развитие ситуации в мировой экономической системе также оказывает негативное воздействие на перспективы участия частных инвесторов в мероприятиях Подпрограммы, зачастую предполагающих долгосрочное инвестирование.

Именно поэтому предполагается целесообразным пересмотр роли государственного участия в осуществлении указанной Подпрограммы. Гражданская авиация была и остается одним из ключевых активов государства, стратегической отраслью, поэтому ее состояние должно постоянно находиться в фокусе государственного внимания. При этом государство представляется наиболее эффективным инвестором в данном направлении, в силу того, что оно в меньшей степени зависит от сроков окупаемости инвестиций и нормы прибыли по ним. Кроме того, анализ динамики инвестиций в последние годы позволяет сказать, что уже в настоящий момент государственное участие в инвестировании различных проектов в гражданской авиации существенно превосходит доли частных инвесторов. Суммируя все вышесказанное, заметим, что государственное участие в модернизации гражданской авиации России является первостепенным фактором ее развития.

На сегодняшний день проблемы авиационной безопасности являются одними из наиболее актуальных в рамках развития рынка авиационных перевозок России. Важность данного вопроса подтверждается включением его в перечень первостепенных задач, изложенных в Подпрограмме «Гражданская авиация» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)».

Рассмотрим, из каких составляющих складывается безопасность авиатранспортной системы страны, и какие факторы оказывают на нее влияние. Составляющие безопасности системы гражданской авиации России представлены на рисунке 16.

88

103

1

Рис. 16. Составляющие безопасности системы гражданской авиации России

Как видно из рисунка, безопасность функционирования системы гражданской авиации страны складывается как из обеспечения безопасности в воздушном пространстве, так и в наземной области. Так, авиационная безопасность предполагает развитие системы профилактических мероприятий в наземных службах, повышение стандартов безопасности аэропортов в соответствии с международными требованиями, совершенствование системы государственного контроля за безопасностью функционирования аэропортов. Безопасность полетов - это область обеспечения безопасности, в большей мере связанная с реализацией системы мер по сохранению безопасности нахождения пассажиров и экипажа в воздушном пространстве. Отдельным направлением деятельности является обеспечение безопасности в отношении защиты от террористических и иных незаконных актов, влияющих на деятельности гражданской авиации. Эта область обеспечения безопасности предполагает проведение ряда мероприятий, затрагивающих как наземные службы, так и безопасность проведения полетов.

В рамках Подпрограммы «Гражданская авиация» в числе основных целей по обеспечению безопасности авиатранспортной системы России выделяют:

– совершенствования государственной системы обеспечения авиационной безопасности, адаптированной к международным стандартам и требованиям, и безопасности полетов гражданских воздушных судов;

– реализации принципа главенства в системе обеспечения авиационной безопасности аэропорта и в системе обеспечения безопасности полетов требований авиаперевозчика, а также в системе их требований ко всем иным участникам авиатранспортного процесса;

– разработки и внедрения в практику системы учета человеческого фактора;

– проведения в предприятиях гражданской авиации мероприятий по повышению системы контроля надежности, организации исследований аварийных и отказавших объектов авиационной техники;

– обеспечение защиты от терроризма и иных актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации с использованием средств федерального бюджета не только в аэропортах федерального значения, но и в региональных аэропортах [31].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.