p align="left">Подобно другим претендующим на солидность организациям, "Speakeasy" имеет свою миссию: как следует из текста, вручаемого посетителям, кафе является одним из первых в ряде заведений, предоставляющих новые формы общения и отдыха, привносящих передовые технологии в развлечения и образование. Это кафе оказалось самым инициативным в сфере саморекламы и международных контактов. Марк Чевертон, нашел спонсоров для создания в этом городе первого интернет-кафе вне Лондона - оно получило название "СВ1". И вот именно эти три кафе ("Cyberia", "CB1", "Speakeasy Cafe") составили (в то время, когда их количество еще измерялось единицами) основу новой организации "Cafelink", основанной Марком Чевертоном: она была сформирована для включения их во всемирную связь - как физическую, так и культурную. Прежде, чем "Cafelink" ушла в тень, Марку удалось организовать под эгидой этой организации несколько громких мероприятий, одно из которых даже способствовало рождению нового термина - telepoetics - непосредственного культурного контакта с использованием технологии видеотелеконференцсвязи. 3.2 Первые российские интернет-кафеПервое российское интернет-кафе в классическом виде появилось в декабре 1995 года в Санкт-Петербурге на улице Черняховского - ресторан "Тетрис". В настоящее время на его базе также действует интернет-клуб. Названием он обязан исключительно количеству столиков, а выходом во Всемирную Сеть одному из провайдеров интернет в Санкт-Петербурге - компании "Dux". Первоначальный контингент посетителей "Тетриса": в равной доле - иностранцы и российские граждане. Иностранцы в основном - это девушки-студентки, им нужен telnet, а иногда и местный адрес электронной почты. Проводили в среднем по 1,5-2 часа. Также были посетители с целью посмотреть на Интернет и решить, стоит ли подключаться. Еще - много девушек, мечтающих выйти замуж за иностранца, и мужчин, подыскивающих себе там работу. А также разные приятные люди, в основном типа художников, музыкантов и т.п. Мониторы в "Тетрисе" 17-дюймовые, принтер цветной и обстановка красивая, но - дорого: как еда, так и собственно работа в Интернет (в свое время "Тетрис" делил титул самого дорого интернет-кафе с первым подобным заведением в Буэнос-Айресе - "American CyberCafe"). С недавних пор, правда, его цены приблизились к средним московским. Вскоре москвичи дождались своего интернет-кафе: 1 декабря 1996 года открылось кафе "Screen", а 6 декабря 1996 года подобное открылось на Волгоградском проспекте в новом магазине фирмы "Партия" - "Виртуальный мир". В сентябре 1996 года в Москве создан первый российский интернет-клуб "СКРИН" (Новочеркасский бульвар, 19А). Учредителями клуба стали общественная социокультурная организация Фонд Фестивалей, Институт Космических Исследований РАН и муниципальное предприятие к/т "Экран". Клуб был оснащен компьютерами фирмы "Hewlett-Packard", поставленными компанией "Demos". IKI выступил в качестве провайдера. 1 декабря 1996 года на базе интернет-клуба открылось первое в Москве постоянное интернет-кафе "Screen". Это кафе - полностью некоммерческое предприятие. В тот же день 1 декабря на Ленинградском проспекте компания "Matrix" открыла публичный интернет-центр. Он получил в своем адресе номер один, поскольку первоначально предполагалось открытие этой компанией в 1997 году второго аналогичного центра в районе Павелецкой площади. Клуб "СКРИН" по своей миссии - оплот идей просвещения и воспитания детей и юношества в духе высоких технологий, культурологически-творческой работы в компьютерных сетях. Одной из своих основных задач (впрочем, как и многие другие клубы) менеджеры клуба ставили популяризацию Интернета среди молодежи, не имеющей качественного доступа в сеть. До начала 2001 года отсутствие активности на российском рынке специалисты объясняли долгой окупаемостью интернет-кафе. По расчетам [18] компании "ORC", владеющей кафе "Новая почта", в интернет-кафе на 10 компьютеров необходимо инвестировать минимум $100 000, которые окупятся не раньше чем через 2-3 года. Структура доходов интернет-кафе "Cafemax" [19] такова: 50-70% средств приносит аренда компьютеров с доступом в Интернет, остальное - еда, по большей части непритязательная. Соотношение может меняться в зависимости от размера заведения. За границей дело обстоит по-другому: еще одним важным источником доходов является реклама на стенах, ковриках, экранах компьютеров. 3.3 Типология бизнес-моделей Интернет-кафеНаиболее распространенной в мире и в нашей стране является бизнес-модель, которую условно обозначим как модель "Cyberia" [27]. Вполне справедливо дать ей наименование в честь первого в мире Интернет-кафе. И не только потому, что это предприятие оказалось коммерчески успешным, в отличие от множества ему подражающих, и до 1999 года оставалось лидером на английском рынке. Но и потому что кафе с названием "Cyberia" появились и в некоторых других европейских и азиатских странах в рамках программы франчайзинга.Характерной особенностью "Cyberia" является то, что оно было открыто в штаб-квартире лондонского Интернет-провайдера "Easynet". В принципе, кафе при провайдере было устойчиво в материальном отношении. Первое российское Интернет-кафе появилось в декабре 1995 года в Петербурге при провайдере "Dux" - это ресторан "Тетрис". В Москве уже в декабре 1996 года компания-провайдер "Matrix" открыла первый в столице публичный Интернет-центр, ныне не существующий. В 1997 году "Агмар" стал вторичным провайдером и открыл почти целое "созвездие" Интернет-центров по Москве (из которых на 2009 год выжил только "Агмар-Сталкер"). И, наконец, более удачный актуальный пример - московское кафе "Новая почта" при провайдере ORC.Сделав небольшое отступление, можно отметить, что за рубежом интернет-кафе развиваются по двум направлениям - американскому и европейскому. В американском интернет-кафе Интернет как таковой лишь строчка в меню, основная прибыль от кафе. В Европе все наоборот - Интернет-услуги - главное. Так вот для Интернет-кафе, базирующихся на предоставлении доступа в Интернет как на главном блюде в своем меню, характерен большой выбор именно Интернет-услуг. Скажем, к спискам услуг питерских Интернет-кафе "Софит" и "Анна" трудно что-либо добавить. Не обязательным, но типичным признаком кафе генерации "Cyberia" является большая общественная активность: например, в "WWW…Bar Кузнецкий мост, 12" проходило награждение победителей конкурса "Золотой сайт", в "Планете Интернет" - презентация альбома "Знаменатель" группы "Сплин", а кафе "Тетрис" уже в первые месяцы своего существования включилось в интернет-мост по случаю празднования Дня Святого Валентина. Огромная внешняя активность рассмотренной группы кафе естественно сочетается с их небольшими размерами. Это признак необязательный, но типичнейший. Выживаемость этой группы интернет-кафе зависит от слишком большого количества совпадений благоприятных факторов: времени, места и хорошего менеджмента. Для приблизительно десятка закрывшихся интернет-кафе в Москве, Новосибирске, Вятке, Екатеринбурге они не совпали, и этот список будет продолжен. Потому что открытие маленького интернет-кафе на 6 компьютеров остается очень рискованным предприятием даже без учета проблем лицензий, налоговой инспекции и т.п. Вторая генерация интернет-клубов и кафе - игровые клубы с доступом в Интернет. Назовем их бизнес-моделью "Орков", в этом уже заложена очевидная характерность названия. Речь идет о клубах, имеющих 30-80 компьютеров, в которые приходят подростки поиграть по локальной сети на компьютерах со встроенными видеокартами-ускорителями, но в которых есть и платный доступ в Интернет, и даже иногда кофе. Началось это все с упомянутого выше "Агмара", где были не только самые последние компьютерные игры, но также можно было пользоваться шлемами виртуальной реальности. Когда в 1999 году в Москве открылись интернет-кафе в компьютерном салоне "Остров Формоза", то изначально в расписании работы заведения была заложена разбивка на часы, когда предоставлялся Интернет, и на часы, когда положено было играть в Quake по сети (на компьютерах с 3Dfx). Питерский клуб "Манхэттен" тоже обзавелся интернет-кафе, где установлены компьютеры с быстрыми видеокартами. Посетителям предоставляется даже возможность перекурить прямо за компьютером - благо, присутствует вентиляция. Весьма скромный интерьер выдержан в стиле Computer inside (то есть на стены прибиты различные печатные платы). В казанском интернет-салоне "Пилот" не только проводятся бои и чемпионаты по Counter-Strike, но и ведется летопись клуба. Франчайзинг [27] среди российских интернет-кафе еще не получил распространения, и все заведения конкурируют в своих отдельно взятых городах, причем не столько друг с другом, сколько с суровой действительностью. Не так давно в Англии была реализована новая (третья по приводимой здесь классификации) концепция публичного доступа в сеть Интернет - были открыты четыре интернет-кафе компании "easyEverything" с четырьмя сотнями терминалов только в первом из них. Изнутри они выглядят впечатляюще, так как все рабочие места оснащены плоскими мониторами. Экспансия этой торговой марки в Европу и передел рынка в самом Лондоне говорит о том, что за такими многопользовательскими прагматичными интернет-кафе - будущее. Причем, такая модель становится реальностью и в Московской жизни - уже открыты интернет-салоны, такие как "TimeOnline" на 230 и "Cafemax" на 300 компьютерных мест с жидкокристаллическими дисплеями. Сейчас, когда доступ в Интернет уже не является экзотикой и наиболее логичный способ его использования - из дома, интернет-кафе не более интересны, чем общественные телефоны или любой другой сервис. Очевидно, что потенциальные и реальные клиенты кибер-заведений ожидают стандартов, принятых в других сферах обслуживания. Однако, странная особенность наших интернет-кафе - их чрезмерная демократичность: это или студенческий клуб типа "Red Fog" в Санкт-Петербурге или некие кафе-забегаловки типа старейшего московского интернет-бара "Chevignon" в торговом центре "База 14" компании "Джамилько". Известно лишь об одном российском интернет-баре или интернет-пабе для солидных людей - это "Винный погребок у Листа" в Москве на Старой Басманной 13. Его открыл (в одном здании со своим винным магазином) основатель около двадцати интернет-проектов List.ru и продавец коллекционного виски Герман Клименко. 31 августа 2000 года "Погребок" получил лицензию на торговлю алкоголем и перешел к легальному существованию. Кстати, кроме интернет-кафе и баров можно отметить некоторую распространенность интернет-пабов или интернет-кафе-казино. Правда, последние из них не предназначены для подростков и, несомненно, имеют более отношение к теме "Бизнес и интернет-кафе". В рамках этой темы можно было бы отметить, к примеру, "VISA Internet-кафе", которое предоставляет услуги или, по крайне мере, информацию необходимую для менеджеров высшего звена. Возможно, первое интернет-кафе в арабском мире "Palnet@K5M", открывшееся 30 апреля 1997 года в Палестине, пространно расписывало в своем пресс-релизе о своих достоинствах "для патронов", и лишь в самом конце документа упомянуло о том, что они рады видеть и студентов. В какой-то мере подобный интернет-центр с ориентацией на деловых людей открылся 1 декабря 1996 года в Москве на Ленинградском проспекте. Он предоставляет посетителям практически все те же услуги, что и стандартное интернет-кафе, включая даже конференц-связь, но исключая кофе. По словам менеджера по маркетингу "Matrix" Адама Розенблата многие деловые люди, посещающие нашу столицу или живущие в Москве - а доля иностранцев среди посетителей интернет-центра не менее 60% - стали временными или постоянными его клиентами. В "Сafeмax" находится единственный в городе бизнес-интернет-зал для проведения интернет-конференций, с установленными над каждым компьютером web-камерами, транслирующими в сеть все происходящее в зале. На самом деле маркетинг с помощью целенаправленного общения, в том числе по проводам, есть весьма эффективный способ работы менеджера по продажам. Впрочем, понимая, что за такими заведениями несомненно будущее, необходимо отметить, что успех часто выпадал на долю интернет-кафе, которое создавали люди, научившиеся качественно обслуживать клиента в обычных ресторанах и кафе. Именно таким примером стало первоклассное "Caffe Bravo" в Нэшвилле, которое превратилось в популярное интернет-кафе с длинным названием "Coffe Connections Multimedia Cafe". По мнению экспертов, публикующих на сайтах свои мнения, одним из главных факторов успеха маркетинговой стратегии интернет-клуба является квалифицированный и внимательный к клиентам персонал. Именно в alt.cybercafes некая англичанка Charlotte Carey [27] высказала существенные мысли по данной проблематике: "По-моему, если Вы собираетесь открывать компьютерное кафе, очень важно, чтобы Вы сконцентрировали усилия не на технической стороне задачи, а на том, чего может очень не доставать - атмосфере кафе. Она должна быть доброй и подчеркивающей, что все здесь - для клиента и его обслуживания со стороны и вещей, и людей. Лучше иметь компьютеры в нормальном кафе, а не компьютерное выставочное помещение с машиной для варки кофе в центре. Ведь если для людей дешевый доступ в Интернет получить стало также легко, как иметь компьютеры дома, то интернет-кафе для него может быть не более интересно, чем общественные телефоны… Поэтому примените людей из сферы обслуживания или тех, кто работал в магазинах или обычных ресторанах". Подводя итоги истории вопроса видно, что рынок компьютерных клубов очень нестабилен, и риски оказаться в итоге "у разбитого корыта" достаточно высоки. Поэтому при открытии такого рода заведения следует внимательно подойти к маркетингу, квалификации персонала, качеству оборудования и уделить достаточное внимание клиенту. Все это позволит клубу занять прочные позиции на рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|