Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования элементов дизайнерского мышления
Министерство общего и профессионального образования РФ
Уральский Государственный педагогический университет
Департамент педагогики и психологии детства
Кафедра эстетического воспитания
Художественно-конструкторская деятельность как основа формирования
элементов дизайнерского мышления.
Дипломная работа
Исполнитель:
студентка 5 курса
дневного отделения
Вотинова Е.Н.
Научный руководитель:
старший преподаватель
Сенина Э.Э.
Екатеринбург 1999
СОДЕРЖАНИЕ стр.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I.НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
1.1.Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления.
1.2.Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления.
ГЛАВА II.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1.Организация художественно-конструкторской деятельности на уроках
трудового обучения.
2.2.Теоретические положения технической эстетики.
ГЛАВА III.СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ДИЗАЙНЕРСКОГО
МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
3.1.Выявление начального уровня развития элементов дизайнерского
мышления у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента.
3.2.Система работы по развитию элементов дизайнерского мышления на
формирующем этапе эксперимента.
3.3.Динамика развития элементов дизайнерского мышления у младших
школьников на контрольном этапе эксперимента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Рассматривая человека и окружающую среду в диалектическом единстве,
следует подчеркнуть, что его духовная жизнь неразрывно связана с природой и
с "миром вещей", который он сам для себя создал.
Духовно-эстетическая значимость предметной среды заметно возрастает в
современных условиях и оказывает огромное влияние на формирование
художественно-оценочного сознания и мировоззрения человека в целом. Это
объясняется тем, что даже природа начинает эстетически восприниматься
современным ребенком гораздо позднее, чем вещи, среде которых он проводит
большую часть жизни. На ранних этапах развития воспитательное воздействие
среды осуществляется в значительной степени стихийно, но к младшему
школьному возрасту это влияние так или иначе осмысливается.
В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в
той области человеческой деятельности, к которой относится разработка
гармонической предметной среды в области технической эстетики(дизайна).
В свете современных требований к образованию преимущественная
установка на вооружение учащихся некоторыми унифицированными практическими
умениями, которые от класса к классу совершенствуются, уже недостаточно.
Ручные умения и владение технологиями могут выступать лишь в качестве
средства, но никак не цели обучения, особенно в младшем школьном возрасте.
Ручной труд должен являться средством развития сферы чувств, эстетического
вкуса, разума и творческих сил - т.е. общего развития ребенка. Формирование
элементов дизайнерского мышления может быть наиболее успешно реализовано
именно в рамках предметно-практической деятельности на материале
художественного конструирования. Введение элементов дизайна также позволит
наметить и реализовать единую образовательную линию от начальной школы к
средней и далее. При этом, начиная со среднего звена, профиль
дизайнообразования может постепенно локализоваться в зависимости от
ориентации учреждения: в отдельных школах могут функционировать программы,
например, по дизайну одежды, прически, бытовых приборов, интерьера.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно-
теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.
Анализ источников приводит нас к выводу, что существуют достаточные основы
для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к
эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной
на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы дизайнерского
образования учащихся.
Исходя из анализа теоретической разработанности, практического
осуществления и значимости проблемы дизайнерского образования, можно
утверждать, что логика педагогической теории и практики на современном
этапе выдвигает в повестку дня совершенно специфическую задачу:
формирование у детей особого типа мышления, которое можно назвать
"дизайнерским мышлением".
Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки
сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек
может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей.
Художественное конструирование-это процесс рационального проектирования
изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность
должна достигаться как результат последовательного осуществления
конструкторского замысла.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования.
ТЕМА: Художественно-конструкторская деятельность как основа
формирования элементов дизайнерского мышления.
ПРОБЛЕМА: При каких эстетико-педагогических условиях обеспечивается
формирование дизайнерского мышления у младших школьников на уроках
трудового обучения.
Решение данной проблемы и является ЦЕЛЬЮ.
ОБЬЕКТ: Художественно-конструкторская деятельность младших школьников
на уроках труда.
ПРЕДМЕТ: Процесс формирования элементов дизайнерского мышления в
процессе решения художественно-конструкторских задач.
ЗАДАЧИ:
1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме.
2.Определить содержание понятий "элементарное дизайнерское мышление",
понимая под последним возможный уровень его развития для учащихся начальных
классов.
3.Отобрать комплекс понятий, практических умений и навыков, наиболее
важных для формирования элементарного дизайнерского мышления и доступных
учащимся начальных классов.
4.Обосновать эстетико-педагогические условия формирования
дизайнерского мышления у младших школьников на начальном этапе обучения.
5.Разработать методические рекомендации, направленные на формирование
дизайнерского мышления на базе действующих программ по трудовому обучению
ГИПОТЕЗА: В процессе специально организованных занятий возможно
формировать у детей особый стиль мышления, для которого характерно
понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля,
эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление) при
соблюдении определенных условий:
-если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий
развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-
эмоциональных, эвристико-дидактических,индивидуально-творческих);
-единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-
практической деятельности в процессе обучения;
-постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе
специальных знаний;
-раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей
через их дизайнерские качества;
-приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы,
окружающей предметной среды.
МЕТОДЫ ИССЕДОВАНИЯ:
-теоретический анализ философской, психологической,
искусствоведческой, педагогической литературы, освещающей состояние
изучаемой проблемы.
-изучение учебных программ и методической литературы по трудовому
обучению.
-изучение передового педагогического опыта;
-наблюдение за процессом трудового обучения в начальных классов;
-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий)
-диагностические методы (индивидуальная беседа, психологическое
тестирование, срезы)
-обобщение теоретических и экспериментальных выводов и создание
методических рекомендаций.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА:
-дана характеристика понятия "элементарное дизайнерское мышление",
как особого уровня дизайнерского мышления, возможного применительно к
младшему школьному возрасту.
-обоснованы и экспериментально подтверждены эстетико-педагогические
условия формирования дизайнерского мышления у младших школьников на
начальном этапе обучения.
-впервые поставлена проблема формирования у младших школьников
дизайнерского мышления как комплекса, включающего особую установку
сознания, оценочные суждения и способы творческой деятельности,
руководствуясь которыми человек может формировать в себе соответствующее
эстетическое отношение к миру вещей.
-определена сущность и выделены основные структурные компоненты
дизайнерского мышления у младших школьников.
-выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления
(стихийное, элементарное, системное), определенна их специфика
применительно к детям младшего школьного возраста.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ: разработанная методика существенно повышает
эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе.
Предложенный подход к организации занятий с младшими школьниками на уроках
трудового обучения позволяет приблизить их к требованиям времени, делая
возможным формирование у детей эмоционально-оценочного отношения к гармонии
окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств
личности.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА: теоретико-исторический анализ научных
трудов, затрагивающих проблемы, связанные с социально-психологическим и
нравственно-эстетическим воздействием окружающей предметной среды на
человека: положения теории эстетического воспитания, определяющие ведущую
роль деятельности в становлении личности, познания о движении мысли от
чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному, от частного к
общему.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1.Целостный процесс приобщения младших школьников к интеллектуально-
оценочной и проектно-практической деятельности в области дизайна
создает реальные предпосылки для формирования у них духовной потребности в
гармонической предметной среде и формирует возможности для создания такой
среды.
2.Сформированность дизайнерского мышления у детей младшего школьного
возраста связана со сформированностью его компонентов: рациональности,
целесообразности, оригинальности(новизны),стилевого чутья, способности к
проектированию.
3.Выделены возможные уровни развития дизайнерского мышления
(стихийное, элементарное, системное), определена их специфика применительно
к детям младшего школьного возраста.
В целях локализации предмета исследования и определения его научно-
теоретических основ мы предприняли анализ печатных источников по проблеме.
В изученной литературе можно условно выделить несколько основных
групп вопросов, касающихся различных сторон избранной проблемы.
В философском плане вопросы художественного творчества
рассматривались в работах А.А.Адамяна, Д.Благоева, А.И.Бурова, Г.Д.Гачева,
М.С.Кагана, Н.И.Килщенко,В .П.Копнина, Н.Л.Лейзерова и др.
Психологической наукой накоплено достаточное количество исследований
по вопросам воздействия на психику человека цвета и формы, способности их
вызывать различные эмоции (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер и др.)
художественная педагогика, основываясь на перечисленных выше областях
знаний, в свою очередь, также накопила достаточный опыт в исследовании
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|