стадий является проектирование. Проектирование-это творческий процесс,
включающий ряд последовательных этапов, среди которых выделяют две
существенно различающиеся фазы:
-производство проектных идей и идеальное преобразование объекта;
-материализация идеальных построений в знаковом материале проекта.
Проектная стадия преобразовательной деятельности позволяет проиграть
в модельно-знаковой форме "сценарий" будущего функционирования вещи.
Проектирование может привести к нахождению не одного, а нескольких
вариантов достижения цели.
Проектирование вещей с учетом их функционирования в определенной
обстановке включает в качестве обязательного компонента целеполагание, что
в свою очередь обеспечивает развитие приемов мышления. Целеполагание -это
сложный комплексный процесс. Это не просто анализ готовой продукции, но
прежде всего установление определенных зависимостей между любой
конструкцией и спецификой ее функционирования. Целеполагание предопределяет
именно сознательный поиск, решение проблемы, творческий подход к ней. При
всей своей сложности описываемая деятельность может быть содержательно
представлена так, что будет по силам даже первоклассникам
3.Стадия постановки замысла.
Замысел должен опережать и направлять действия ребенка. Однако
способность формулировать замысел имеет у детей не только индивидуальные,
но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит
разрозненное словесное перечисление того, что будет в композиции. Замысел
как задача и образ будущей композиции складывается не до, а в процессе
изображения, и поэтому этот образ не может изменяться или отклоняться от
придуманного словами. Развитию способности строить замысел в образной форме
способствует обсуждение работ, в которых, наряду с достоинствами, особо
оценивается оригинальность замысла, определяемая не экстравагантностью, а
выраженной индивидуальностью, отличающей его от других детей.
Богатые возможности для развития продуктивного мышления дают занятия
по трудовому обучению с использованием художественного конструирования,
т.е. элементов дизайна, где художественная форма строится с опорой на
основополагающие и вполне доступные младшим школьникам принципы меры,
ритма, симметрии, композиционного и конструктивного равновесия и
т.п.(30,с.28)
Т.о, исходя из возрастных особенностей функционирования творческого
процесса у детей младшего школьного возраста, необходимо обратить внимание
на следующее: функционирование психических процессов является предпосылкой
и основой для формирования продуктивного мышления.
Развитие продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста
заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного
процесса, сформулированных на основе психологически исследованных фактов:
-цепкости и цельности восприятия;
-различных видов памяти, включая обогащение эмпирического опыта
ребенка;
-логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации;
-воображения на основе ассоциирования образного сравнения, овладение
различными способами формирования образов воображения;
-интуиции;
-интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств
личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным
действиям.
Развитие перечисленных качеств осуществляется в учебно-воспитательном
процессе посредством использования элементов художественного
конструирования при организации эстетико-педагогических условий,
обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой
деятельности: воспринимающем, появлении замысла, интуитивном,
деятельностном; и основывается на являющейся актуальной для младших
школьников чувственно-эмоциональной сфере, задействующей в творческом
процессе все органы чувств и эмоциональной отзывчивости, путем образно-
логического преподавания.
В целом, основные особенности дизайнерского мышления можно
представить в следующем виде:
-системное владение логическими операциями;
-наличие новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к
проектированию;
-понимание целесообразности, рациональности вещей;
знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической
среды.
В связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления,
являющегося категорией эстетической, наиболее сильное воздействие на
формирование и развитие творческого порыва будут оказывать эстетические
факторы окружающей среды, что было доказано философами, психологами и
эстетиками.
Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления
младших школьников в учебно-воспитательном процессе необходимо
взаимодействие эстетических, психологических (индивидуально-
психологические особенности каждого ученика) и педагогических
(взаимодействие педагога с учениками) условий, объединение которых
позволило сформулировать эстетико-педагогические условия развития
творческого мышления у учащихся
младшего школьного возраста.
1.2. Теоретическая организация эстетико-педагогических условий развития
творческого мышления младших школьников.
Эстетико-педагогические условия имеют двустороннюю структуру,
включающую педагогические и эстетические условия.
Педагогические условия широко представлены в трудах педагогов: Я.А.
Коменского, А.С. Макаренко, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А.
Амонашвили, Б.П. Никитина, Дж. Смита и других.
Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований
организации окружающей среды, вопросами которой занимались: В.П. Зинченко,
В.П. Глазычев, И.М. Демина, Л.М. Холмянский, И.П. Юров и другие.
Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации
школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе
создания вальдорских школ. А также, попытки аналогичного синтеза были
осуществлены педагогами: В.А. Караковским, Н.Л. Арининой, Г.Б. Кобахидзе,
С.А. Анискиным, что и стало теоретической основой для создания эстетико-
педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в
этой работе.
Итак, с начало остановимся на анализе педагогических условий, создаваемых
известными педагогами в русле своей теории с точки зрения их применения в
конкретной школьной и классной обстановке, ставшей базой экспериментального
исследования.
Субъективные условия, способствующие развитию творческого мышления у
детей имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это субъективно-
индивидуальные, физиологические, психологические и интеллектуальные
особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени
необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы,
ЗУН; с другой стороны - интеллектуально-психологические особенности
педагога, лежащие в основе его творческой личности. Создание данной группы
условий осуществляется на основе положений экспериментальной эстетики по
формо-цветовым предпочтениям. Качественные характеристики, которые
необходимо развивать для возможности функционирования творческого мышления
у младших школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение,
логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и
доведению дела до конца, интеллект.
Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие творческого
мышления у младших школьников почти не отличается от тех, которые
необходимы для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка.
Исходя из этого, субъективные условия развития творческого мышления можно
сформулировать как индивидуально творческие.
Данные условия находят свое выражение и становятся эффективными
только в результате непосредственного взаимодействия педагога с детьми, то
есть проявляются через объективно субъективные условия.
Индивидуально творческие условия объединяют две стороны: эстетический
внешний облик педагога и учеников, соответствующий таким эстетическим
показателям: стиль одежды, соответствие целям и ситуации, гармония с
окружающей предметно-цветовой средой, гармонию эстетических,
профессиональных морально-эстетических, интеллектуальных качеств личности
педагога, определяющих индивидуальный стиль учителя и направленных на
выявление способностей и призвания ребенка; определенный уровень развития
психолого-интеллектуальных качеств ребенка, необходимых для обеспечения
дальнейшего развития его творческого мышления и иных вышеперечисленных
качеств личности.
Духовная гармоничность педагога включает три основных составляющих:
морально-этические качества (доброта, порядочность, такт, честность и так
далее), эстетическое сознание, эстетическое отношение к действительности,
эстетические убеждения, вкусы, культура, мировоззрение, мастерство (высокий
уровень интеллекта, профессионализм, артистичность, развитие творческого
мышления и потребность в творчестве).
Таким образом, педагог становится для учеников наглядным примером
развитого творческого мышления, а подражательная способность младших
школьников стимулирует функционирование и развитие творческой активности.
Субъективно-объективные условия, способствующие развитию творческого
мышления, заключается в создании эмоционально-благоприятной атмосферы в
классном коллективе в результате субъективного взаимодействия педагога с
детьми. Эта группа условий включает мажорный тон в коллективе,
демократический стиль общения педагога с учениками, эмоционально-
психологическую комфортность каждого ребенка, свободу выбора творческих
форм и методов творческой деятельности. Данная группа условий
характеризуется образованием творческой атмосферы в классном коллективе,
которая формируется на фоне эстетического отношения коллектива к
выполняемой деятельности и эстетических проявлений межличностных
коллективных отношений.
эстетическое отношение к выполняемой деятельности проявляется в следующих
эстетических реакциях: эмоциональности, темпе, ритме, активности, свободе,
заинтересованности, гармоничности действий и поз, согласии, четкости,
оптимизме, реализации творческой деятельности, эстетичность межличностных
отношений тесно связана с морально-эстетическими нормами характеризующимися
следующими проявлениями: дружбой, взаимным уважением, эмоциональной
отзывчивостью, вежливостью, доверием, радостью общения, честностью ми так
далее.
Теория коллективного воспитания, стиля и тона коллектива глубоко
разработана педагогом А.С. Макаренко. Он выделил несколько признаков стиля
детского коллектива, способного решать любые воспитательные задачи:
1. Мажор: постоянная бодрость, готовность к действию, радужное, веселое,
мажорное настроение.
2. Ощущение собственного достоинства каждого ребенка
3. Идея защищенности от насилия, самодурства, издевательства
4. Способность к торможению
5. Красивый внешний облик коллектива: цвет, костюмы, чистота комнат, обуви.
Наибольшую сложность вызывает создание второго и третьего признаков
стиля коллектива. В результате этого, учитель начальных классов вынужден
выполнять в коллективе компенсаторную функцию, создавая такую атмосферу,
которая способствует снятию стрессовой ситуации и сохранению чувства
собственного достоинства каждого ребенка.
Помимо обеспечения благоприятной эмоционально-психологической
атмосферы в классе, субъективно-объективные условия включают и другие факты
учебно-воспитательного процесса.
Более четко отражают субъективно-объективные факторы, способствующие
формированию у младших школьников заинтересованности в учении, педагоги
О.С. Богданова и В.И. Петрова создание на уроках, в учебном процессе,
обстановки радости познания, коллективной дружной работы, удовлетворение от
решения новых познавательных задач;
-активная позиция ученика в процессе обучения, выбор методов и приемов,
активизирующих познавательную деятельность школьников, когда дети выступают
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
|