принимаются решения о внесении Правительством
законопроектов в Ду^. рассматриваются проекты программ приватизации федеральной
государственной собственности, вопросы предоставления дотаций, субсидий,
оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального
бюджета и т.д., вопросы заключения подлежащих ратификации международных
договоров, принимаются решения о подписании соглашений с органами
исполнительной власти субъектов, образуется Президиум Правительства по
предложению Председателя.
Президент обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие Правительства и других органов государственной власти, имеет
право председательствовать на заседаниях и заседаниях Президиума. Возникает
вопрос, какие акты имеет право, полномочен издавать Президиум? Об этом в законе
не говорится. Ранее Президиум издавал постановления и распоряжения (Совета
министров).
Система органов исполнительной власти включает, прежде
всего, Правительство, как высший орган исполнительной власти, далее -
министерства, государственные комитеты, комиссии, федеральные службы,
федеральные агентства, федеральный надзор. Здесь мы опять сталкиваемся с
понятием системы. Именно благодаря системе осуществляется сложнейший процесс -
процесс управления Российской Федерацией. Сложно принимать законы, но еще
сложнее • их реализовывать, а именно этим и занимаются органы исполнительной
власти.
Эта система включает не только
названные органы на федеральном уровне, но и органы исполнительной власти на
региональном уровне. Здесь имеют место, так называемые, разночтения, т.к.
республики имеют свои системы органов, регионы (края, области) - также
отличаются. Систему нужно представлять не просто в виде этих органов. Она
работает в области полномочия федеральных органов и полномочий, связанных с
осуществлением совместных предметов ведения. Государственно-властные полномочия
осуществляются через издание правовых актов.
Вышеупомянутый закон содержит основные моменты,
связанные с деятельностью Правительства, отношениями с Президентом и
Федеральным собранием, органами региональными и т.д. Последние главы - об
отставке Правительства, сложении полномочий перед новым Президентом
(Правительство осуществляет свои полномочия до тех пор, пока не будет
сформировано новое Правительство).
12 марта 1996 г.
указом Президента РФ было утверждено "Положение о порядке работы по
разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и о
взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами
исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ".
Предварительное рассмотрение вопросов подготовки договоров о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов РФ и их правового
обеспечения осуществляет комиссия при Президенте РФ по подготовке договоров о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
и органами государственной власти субъектов. Основными задачами комиссии
являются:
организация и проведение экспертизы проектов договоров, а
также дополняющих их соглашений, представление заключений на данные проекты
Президенту, обеспечение взаимодействия "первыми" и
"вторыми" органами по вопросам, связанным с подготовкой и заключением
договоров и соглашений о разграничении полномочий. В договорах могут быть
определены предметы совместного ведения, обусловленные географическими,
экономическими, социальными, национальными и иными особенностями конкретного субъекта
РФ. Комиссия представляет договор Президенту, вместе со своим заключением, а
также проекты соглашений - Председателю Правительства, со своим заключением.
Договор подписывает Президент и уполномоченное лицо субъекта федерации.
Соглашение подписывает Председатель Правительства и уполномоченное лицо
субъекта,
В связи с изменением сферы управления изменился и
аппарат Правительства. Аппарат Правительства возглавляет заместитель
Председателя или федеральный министр. Он обеспечивает подготовку различных ' проектов, постановлений, распоряжений
и т.д. Распоряжением Правительства от 8 апреля 1997 г. говорится: В целях
эффективного обеспечения деятельности Правительства РФ. оперативного решения
текущих социально-экономических вопросов и усиления контроля за исполнением
принимаемых решений признать необходимым реорганизовать структуру аппарата
Правительства РФ и уточнить функции его подразделений, имея в виду, упразднить
департаменты, действующие по отраслевое- принципу, и усилить функциональную
направленность работы Правительства. Утвердить прилагаемую структуру аппарата
Правительства РФ. В этих целях: а) образовать департамент реформирования
промышленности и конверсии на базе упраздняемых департамента
промышленности и департамента оборонных отраслей промышленности:
департамент реформирования агропромышленного комплекса и защиты окружающей
среды на базе упраздняемых департамента агропромышленного комплекса,
департамента природных ресурсов и защиты окружающей среды; б) преобразовать
департамент науки и образования в департамент науки и образования высоких
технологий: департамент по управлению собственностью и развитием
предпринимательства в департамент собственности и регулирования естественных
монополий; департамент транспорта, строительства и связи в департамент реформ
в жилищно-коммунальной сфере, строительстве и производственной инфраструктуре;
департамент труда и здравоохранения в департамент социального развития; в)
упразднить департамент агропромышленного комплекса, департамент природных
ресурсов и защиты окружающей среды, департамент оборонных отраслей
промышленности и департамент промышленности.
Обстановка в сфере управления всё время меняется.
Переход в аппарате Правительства от отраслевой системы к функциональной вызван
определенными причинами.
Указ Президента РФ (с изменениями на б сентября 1996 г.): В
целях определения рациональной структуры федеральных органов исполнительной
власти и в соответствии со ст. 112 Конституции РФ постановляю: 1) установить,
что в систему федеральных органов исполнительной власти РФ входят министерства
РФ (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти:
государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы
России, российские агентства, федеральный надзор России, а также Управление
делами Президента РФ.
Министерство РФ - федеральный орган,
проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной
сфере деятельности, а также координирующий, в случаях, установленных
федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства
РФ. деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Министерство возглавляет министр, федеральный министр, которых входит в состав
Правительства.
Государственный комитет РФ. федеральная комиссия -
федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной
основе межотраслевую координацию по вопросам,
отнесенным к их ведению, а также
функциональное регулирование в определенной сфере деятельности. Государственный
комитет РФ, федеральную комиссию России возглавляют Председатели.
Федеральная служба России, российское
агентство, федеральный надзор России - федеральные органы исполнительной
власти, осуществляющие специальные (исполнительная, контрольная,
разрешительная, регулирующая и др.) функции в установленных сферах ведения.
Федеральную службу России возглавляет Руководитель (Директор Федеральной
службы). Российское агентство -Генеральный директор Российского агентства.
Федеральный надзор -начальник Федерального надзора.
15 июля 1997 года - "Российская газета" - Указ
Президента - Приложение № 2: "Структура федеральных органов исполнительной
власти". Сюда входят: Правительства РФ. федеральные министерства,
федеральные органы исполнительной власти (государственные комитеты, федеральные
комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России.
Управление делами Президента.
- Министерств -21 (атомной энергии, внутренних дел, по делам
национальностей и федеративным отношениям, здравоохранения, культуры,
иностранных дел и т.д.). - государственных комитетов -18 (антимонопольный,
высший аттестационный, по вопросам развития севера, по государственным
резервам, по делам молодежи, по жилищной и строительной политике, по земельным
ресурсам и землеустройству и т.д.).
- федеральных комиссии - 3 (по недвижимому имуществу и оценке
недвижимости, по рынку ценных бумаг),
- федеральных
служб - 20 (авиационная, архивная, безопасности, внешней разведки, дорожная и
Т.Д.).
- федеральных агентств '• 3 (космическое, по патентам и
товарным знакам, правительственной связи и информации при Президенте).
- федеральные
надзоры (горный и промышленный, по ядерной и радиационной безопасности).
Министерство имеет следующую
структуру: возглавляется министром, первый заместитель или заместители, коллегия
(занимается основными вопросами работы министерства, определяет развитие
отрасли или сферы и т.д.; в ее состав входят министр, заместители, руководители
управлений, главных управлений, могут входить приглашенные ученые, специалисты
и т.д.). Далее структура министерств может отличаться друг от друга: в одном -
департаменты, в другом - главные управления и управления и т.д.
Государственные комитеты мало
отличаются по своей структуре. Когда-то государственные комитеты вводились для
того, чтобы иметь на ряду с министерствами, достаточно "тяжелыми" по
своей структуре, "легкие" органы, которые контролировали бы
деятельность отраслевых министерств, но потом они стали "обрастать",
расширяться и стали такими же "министерствами". Т.о.. комитет
коллегиально решает вопросы в той или иной сфере и принимает постановления.
Оперативное решение вопросов происходит через коллегию, состоящих" из
руководителей.
Например: Вопросы государственного
комитета РФ по управлению государственным имуществом (29 апреля 1997 г.
- "Российская
газета" • Постановление Правительства РФ): разрешить государственному
комитету РФ по управлению государственным имуществом в пределах установленной
численности и фонда оплаты труда иметь в составе центрального аппарата наряду с
другими подразделениями следующие департаменты: недвижимого имущества,
структурной политики управления государственным имуществом и методического
обеспечения, собственности за рубежом и иностранных инвестиций, управления и
распоряжения государственным имуществом топливно-энергетического комплекса,
транспорта и связи, управления имуществом военно-промышленного комплекса и
военным имуществом, государственного реестра федеральной собственности и
программно-технического обеспечения, финансовой политики управления
государственным имуществом и хозяйственной деятельности.
Примеры секторов (сфер) управления:
- Министерство транспорта РФ (Минтранс России) является
федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику
и осуществляющим управление в транспортном комплексе (уже не отрасль, а
комплекс). Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории
РФ юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском,
речном, автомобильном, городском, пассажирском (включая метрополитен) и
промышленном (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения РФ)
транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы,
связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических
сооружений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также
входящие в систему транспорта предприятия и организации, изготавливающие
транспортные средства и технологическое оборудование, выполняющие иную.
связанную с транспортным процессом работу. Министерство транспорта РФ
возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности
Президентом РФ по представлению Председателя Правительства. Министр транспорта
осуществляет руководство порученной ему сферой на основе единоначалия и несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач,
имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности
Правительством РФ. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы организации системы
государственного управления транспортным комплексом и деятельности его
отраслей. Решения коллегии, как правило, оформляются приказами министра. В
составе министерства транспорта РФ образуются департаменты, другие
самостоятельные подразделения, а также российская транспортная инспекция,
которая возглавляется главным транспортным инспектором РФ, состоит из
Департамента российской транспортной инспекции в центральном аппарате
министерства, филиалов и отделений в субъектах РФ.
- Федеральная миграционная служба России (ФМС России) является
центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим
государственную политика в области
миграции населения и координирующим работу по этому направлению в РФ. Основными
задачами ФМС России является разработка проектов федеральных и. межрегиональных
миграционных программ и обеспечение их реализации, распределение средств,
выделяемых из республиканского бюджета РФ. на решение проблем миграции,
контроль за их использованием, организация приема и временного размещения
беженцев и вынужденных переселенцев на территории РФ, а также оказание им
помощи и содействия в обустройстве на новом месте жительства, разработка и
осуществление мер по привлечению и использованию труда иностранных граждан на
территории РФ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|