Прибыль
в целом по Белорусской железной дороге является суммой прибыли, получаемой отделениями
дороги и предприятиями дорожного подчинения, и зависит от четырех факторов: объема
эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности, их структуры, себестоимости
и уровня среднереализационных цен.
Объем
эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности может оказывать
положительное и/или отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема перевозок
или подсобно-вспомогательной деятельности приводит к пропорциональному увеличению
прибыли. Если же перевозки или подсобно-вспомогательная деятельность является убыточной,
то при увеличении их объема происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура
услуг по перевозкам может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние
на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов перевозок или продукции
в общем объеме реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении
удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость
и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости
приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение
уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной
зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Одни
факторы могут оказывать влияние только на изменение доходов или расходов, другие
— на доходы и расходы одновременно (например, объемы грузовых и пассажирских перевозок,
изменение структуры перевозок).
Если
фактор х влияет только на доход D, а фактор у — только на эксплуатационные расходы
Е, то их влияние на прибыль Р равно изменению соответственно доходов и расходов
под действием этих факторов:
∆P(х)
= ∆D(х) (2.4)
∆P(y)
= ∆E(y)
(2.5)
В
общем виде отклонение фактической прибыли от базисного значения под влиянием какого-либо
фактора i определяется как алгебраическая сумма отклонений доходов и расходов под
действием того же фактора:
∆P(i)
= ∆D(i)
± ∆E(i)
(2.6)
На
железнодорожном транспорте факторный анализ валовой прибыли традиционно осуществляется
с помощью приема элиминирования (способ цепных подстановок) с учетом результатов
анализа доходов и расходов.
П=Д-Р,
(2.7)
где
П – прибыль от основной деятельности;
Д
– выручка (доходы) от реализации продукции (перевозок), работ, услуг;
Р
– полная себестоимость произведённой продукции, работ, услуг.
В
процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли по основной деятельности
(перевозкам) и подсобно-вспомогательной деятельности и определяются факторы изменения
ее суммы.
На
отклонение фактической прибыли от плановой влияют все факторы, изменяющие как суммы
полученного дохода, так и эксплуатационных расходов. Прибыль по перевозкам увеличится,
если от действия какого-либо фактора образуется сверхплановый доход или снизятся
эксплуатационные расходы. Если же какой-либо фактор вызывает снижение фактической
суммы доходов или в результате его влияния будет допущен перерасход средств на перевозки,
то прибыль в этом случае уменьшится.
Проанализируем
формирование прибыли Белорусской железной дороги за 2009 г.
2.5.3 Анализ
доходов по основной деятельности Белорусской железной дороги
Доходы
Белорусской железной дороги имеют прямую связь с изменениями объема и структуры
эксплуатационной работы и подсобно-вспомогательной деятельности. В таблице 2.4 указан
план объема доходов, сумма доходов в отчетном и базовом периоде в разбивке по основному
и подсобно-вспомогательному виду деятельности (ПВД).
Таблица
2.4 - Динамика доходов по основной деятельности
Доходы, в млн.р. |
2007 г. |
2008 г. |
План на
2009 г.
|
2009 г. |
Выполнение плана, в % |
Изменение к 2008 г., в
млн.р. |
Изменение к 2008 г., в
% |
Перевозки |
18937 |
24086 |
31225 |
31225 |
100 |
7139 |
129,6 |
ПВД |
896 |
1115 |
1278 |
1758 |
157,7 |
643 |
157,7 |
Всего |
19833 |
25201 |
32503 |
32983 |
101,5 |
7782 |
130,9 |
Из
вышеприведенных данных следует, что за 2009 г. совокупные доходы дороги составили
32983 млн. р., что выше запланированного показателя на 1,5 %. Выполнение планового
задания в разрезе по видам деятельности составило: доходы от перевозок - 31225 млн.
р. или 100 % к плану, доходы от подсобно-вспомогательной деятельности – 1758 млн.
р. или 157,7 % к плану. Также, по сравнению с 2008 г. доходы Белорусской железной
дороги увеличились на 7782 млн. р. или на 30,9 %. Причиной отмеченного снижения
стало увеличение доходов от перевозок (на 29,6 %), а также рост доходов от ПВД (на
57,7 %). Удельный вес доходов от перевозок и ПВД в общей сумме доходов по дороге
показан на рисунке 2.6.
Рисунок
2.6 – Динамика доходов по основной деятельности
В
таблице 2.5 приводятся данные об объемах перевозок и средней доходной ставке.
Таблица
2.5 - Динамика объемов перевозок и средней доходной ставки
|
2008 |
2009 |
2009 г. к 2008 в % |
Объем |
Ср. доходная ставка, р.
на 1 пасс-км/т-км |
Доход, в млн.р. |
Объем |
Ср. доходная ставка, р.
на 1 пасс-км/т-км |
Доход, в млн.р. |
Объем |
Ср. доходная ставка |
Доход |
Пассажирские, млн. пасс-км |
241,8 |
45,13 |
10911 |
251,8 |
48,36 |
12177,8 |
104,1 |
107,2 |
111,6 |
Грузовые, млн. т-км |
465,4 |
28,31 |
13175 |
611,5 |
31,15 |
19047,2 |
131,7 |
110,0 |
144,6 |
Приведенные млн. т-км |
707,2 |
34,06 |
24086 |
863,3 |
36,17 |
31225 |
122,1 |
106,2 |
129,6 |
Из
таблицы 2.5 видно, что по сравнению с предыдущим периодом в 2008 г. средняя доходная
ставка в целом выросла на 6,2 %, что способствовало увеличению доходов, но и увеличение
объема как пассажирских, так и грузовых перевозок оказало положительное влияние
на размер доходов в 2009 г., которые в итоге повысились на 29,6 %. Изменение в структуре
перевозок, а именно рост доли грузовых перевозок в общем объеме перевозок привел
к существенному росту доходов на 44,6 %.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21
|